12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Алексеева Марина Филипповна60
Россия, Амурская обл., Свободный

Учитель: Алексеева Марина Филипповна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Желтояровская средняя общеобразовательная школа.



Тема внеклассного мероприятия: «Живу и помню»

Класс: 5-8

Цель: познакомиться с героями Великой Отечественной войны и тружениками тыла.

Задачи:

1. Ознакомиться с подвигами детей- героев войны.

2. Узнать о жизни детей- односельчан в годы войны.

Воспитательные задачи

1. Способствовать патриотическому воспитанию учащихся.

2. Развить познавательные интересы, потребности в изучении истории Великой Отечественной войны.

3.Формировать чувство гражданской ответственности, уважения к старшим и сохранение живой связи поколений на примерах героизма и самоотверженности народа, победившего фашизм.

Ожидаемые результаты:

1. Сформировать патриотические чувства в сознании учащихся на основе изучения примеров героизма детей и взрослых.

2. Воспитать умение строить позитивные отношения со сверстниками путем совместной работы.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Выразительное чтение заранее подготовленного ученика

Мы никогда не видели войны.

Елена Корноухова

(слайд 2,3)

Мы никогда не видели войны,
Мы не держали рукоятки автомата.
Не защищали честь своей страны,
И честь советского солдата.

Мы никогда не прятались от бомб,
От свиста пуль, от брошенных снарядов.
Не ползали в глубинах катакомб,
Не делали ни блиндажей и ни окопов.

И мы не погибали в лагерях,
От голода, болезней и от пыток,
Не видели, как жгли младенцев на кострах,
Не перечувствовали то, что кем-то пережито.

Мы не стреляли в своего врага,
Не гнали прочь с земли отцов и дедов,
Не водружали знамя на Рейхстаг,
Не нам всё это надо было сделать.

Мы никогда не видели войны,
Но до сих пор залечиваем раны.
За то, что есть мы у своей страны,
За это Вам спасибо, Ветераны!

О чем шла речь в стихотворении? Когда происходили эти события? Подумайте и скажите, о чем мы сегодня будем говорить? Почему нам необходимо изучать этот материал? В чем его важность? Сформулируйте тему урока. Подумайте, какой результат мы должны получить в конце работы?

2. Ввод в тему.

Слово учителя.

Дети 21 века никогда не видели войны. И сложно представить грохот взрывов, выстрелы, наши отцы и деды не уходят на фронт, мы не знаем, что такое голод, лишения, нам не знаком страх плена, мы не представляем, что означает слово «концлагерь». Все это благодаря нашим ветеранам войны и труда, которые в лихую годину все невзгоды и лишения приняли на себя и освободили нашу страну от фашизма. Именно благодаря их мужеству и отваге мы обрели свободу и независимость.

3. Основная часть

Рейхстаг. Что это такое? Чем он известен? (слайд 4)

t1654771759aa.jpg


Русские солдаты водрузили на него знамя Советского Союза в знак Победы над нацисткой Германией. Это случилось 75 лет назад (слайд 5)

t1654771759ab.jpg


t1654771759ac.jpgФотография Бундестага.

Это бывший Рейхстаг, парламент Германии. На нем написано «Dem deutschen Volke» («Немецкому народу») и на нем есть прозрачный купол. Как вы думаете, почему он прозрачный? Это символ открытости, честности и демократии и символ того, что Германия никогда больше не допустит такой политики, из-за которой могут пострадать другие люди и страны. Детям Германии в школе объясняют, что Гитлер и нацизм – это плохо, что немцы виноваты в том, что случилась вторая мировая война и должны всегда об этом помнить.

Нам тоже нужна память. Как вы думаете, кого или что должны помнить мы?

Сегодня мы узнаем о подвигах русского народа в тяжелые годы испытаний в Великой Отечественной войне, о подвигах наших земляков.

Что такое подвиг? Какие у вас возникают ассоциации?

Ассоциативная схема (Родина, мужество, герой, справедливость, смелость, спасение, отвага, жизнь, смерть, воля, доблесть, самоотверженность…)



4. Практическая часть. Работа в группах.

1 группа.

Задание. Работа с текстовым материалом.1

Подготовьте сообщение о подвиге Зины Портновой (слайд 6) t1654771759ad.png

Зина Портнова родилась в городе Ленинграде. Летом она всегда уезжала к бабушке в белорусскую деревню. Там ее и застала Великая Отечественная война. Фашисты вступили на территорию Белоруссии.

Комсомольцы и молодежь создали подпольную организацию, которая называлась «Юные мстители», Зина была активным членом организации.

Девочка работала в столовой для немецких офицеров, она отравила пищу, приготовленную для них.

В результате диверсии погибла почти сотня гитлеровцев. Зине пришлось попробовать отравленный суп, что бы доказать свою непричастность. И лишь чудом она осталась жива.

Но однажды, выполняя очередное задание организации, фашисты опознали Зину и задержали. Зине прострелили ноги, зверски пытали.

Несмотря на невыносимые страдания, девочка не предавала своих товарищей, и эта стойкость бесила палачей. На последнем допросе в тюрьме гестапо гитлеровцы выкололи ей глаза и отрезали уши.

Зину Портнову расстреляли в январе 1944 года, а ее бабушка погибла при бомбежке.

Подвиг Зины Портновой стал символом стойкости советских детей перед лицом немецко-фашистских захватчиков.

2 группа.

Иван Герасимов-Фёдоров

Задание. Работа с текстовым материалом. 2

П t1654771759ae.jpg одготовьте сообщение о подвиге Ивана Герасимова- Федорова (слайд 7)

Едва ли не в каждом эшелоне с войсками, движущимися на фронт, регулярно вылавливали зайцев-мальчишек, стремившихся на войну, чтобы отомстить за родных.

Так на станции Повадино обнаружился 14-летний Иван Герасимов. Отец его, Фёдор Герасимович, погиб на фронте, дом сгорел, а вместе с ним – его мать и три сестры.




В октябре в очередной раз пришло распоряжение во исполнение приказа Сталина всех подростков отправить в тыл для определения в училища.

14 октября немцы начали артподготовку, и вопрос эвакуации Ивана на восток отложился. Первую атаку отбили, затем – авианалёт, потом двинулись вперёд немецкие танки. Орудия оказались отрезаны друг от друга.

Ваня в одиночку выпустил по танкам два последних снаряда. На глазах комиссара дивизиона Филимонова ему раздробило локоть левой руки. И тогда в сторону немцев полетели гранаты.

Осколком очередного снаряда Ивану оторвало кисть правой руки. Оставшимся в живых показалось, что он погиб.

Однако когда немецкие танки пошли в обход позиции артиллеристов, Иван Герасимов встал, выбрался из ровика, прижимая культей правой руки к груди противотанковую гранату, выдернул зубами чеку и лёг под гусеницу головного танка, погибнув героической смертью.


3 группа.

Задание. Просмотрите фрагмент, подготовьте сообщение о подвиге Человека- паука (слайд 8)

t1654771759af.png

https://www.youtube.com/watch?v=wZd0vDe1wJo


Вывод: Зина Портнова, Иван Герасимов- Федоров – настоящие герои. Их подвиги – это жертва ради будущего, достойный пример для преклонения и подражания.

Вывод: Человек- паук вымышленный герой, он совершает подвиги и спасает мир. Безусловно, он обладает положительными качествами, совершает добрые дела, но все - же этот герой выдуман.


Искатель истины (Обратимся к словарю) (слайд 9)

Толковый словарь Д.Н. Ушакова 1935-1940.

ПОДВИГ - доблестный, героический поступок, важное по своему значению действие,

совершённое в трудных условиях. Беззаветный, бескорыстный поступок,

вызванный чем-нибудь.

Ребята, среди наших земляков было немало героев, отличившихся в тяжелые годы войны. Послушайте сообщения.

Ученик 1.

Федоров Афанасий Петрович (слайд 10)

Едва исполнилось Афанасию 18 лет, он отправился в военкомат проситься на фронт, но получил отказ. Некому было пахать землю, фронту нужен хлеб. Тогда Афанасий за один месяц подготовил себе замену, обучил 15- летнего младшего брата управлять трактором. Уже 6 июля 1941 года он ушел на фронт. Участвовал в наступательных боях на Ржевском направлении в составе минометного батальона, там происходили особенно кровопролитные сражения. В августе 1942 года Афанасий Петрович получил тяжелое осколочное ранение позвоночника и был комиссован из рядов армии. Сержант Федоров Афанасий Петрович награжден медалью «За отвагу», «Орденом Отечественной войны 1 степени».

Ученик 2.

Из воспоминаний жительницы села Андреевой Марии Гурьяновны, 1929 года рождения.

22 июня 1941 года мирная жизнь нашей страны была разрушена. Фашистская Германия без объявления войны напала на нашу Родину. Весь народ встал на защиту наших рубежей.

«Ночью нас разбудил громкий лай собак, истошно выли женщины. Было очень страшно. Почти все мужчин и молодых парней увезли на открытых грузовиках, дали собрать только лишь необходимые вещи. А утром в селе остались только старики, женщины и дети. Очень немногие вернулись с войны. Во время войны научились бояться почтальонов, ведь нередко они доставляли похоронки. А сколько радости было, когда они приносили весточку от отца, любимого или брата. Эти письма читали всем селом».

Марии Гурьяновне пришлось оставить обучение в школе (она окончила всего 4 класса), как и многим детям того времени. Вместе со своей подругой они ухаживали за животными, пасли телят. Утром мать, провожая девочку на работу, давала ей небольшой кусочек хлебушка, а другую еду добывали сами. Ели траву - кислику, собирали ягодки, на костре жарили грибы, если удавалось их обнаружить. После уборки урожая собирали колоски на колхозном поле и гнилой картофель, из которого на огне пекли «дерунцы».

Ученик 3.

Из воспоминаний Алексеевой Нины Григорьевны, 1937 года рождения.

«Отца забрали на фронт, нас у матери осталось четверо детей мал- мала меньше. Старшей было всего пять лет, она и оставалась за хозяйку. Мама засветло уходила на работу и возвращалась, когда было совсем темно. Почти все, что производили в колхозе, оправляли на фронт. Мяса у нас никогда не было, ели картофель, тыкву, брюкву. Однажды к нам во двор упала дикая утка с поврежденным крылом. Мы ухаживали за ней все лето, к осени она подросла, мать забила птицу и сварила из нее похлебку. Никогда не забуду, как мы ревели в четыре голоса, как жаль, нам было птицу. Мама заставляла и уговаривала нас, есть эту похлебку, и плакала вместе с нами. Отца с войны мы так и не дождались, он погиб на фронте».

Учитель: Ребята, можно ли назвать работу женщин в тылу трудовым подвигом?

(Трудовой подвиг совершают люди, которые много трудятся на благо своей Родины).

Победа в Великой Отечественной войне была бы невозможна без самоотверженного труда людей, которые работали в тылу, не жалея сил. Недаром в то время был лозунг «Все для фронта, все для победы».

Практическая часть. Работа в группах.

1 и 2 группы

Задание. В память о подвигах нашего народа в годы Великой Отечественной войны я предлагаю вам изготовить «Георгиевскую ленточку» для участников мероприятия. Выберите свой вариант. (слайд 11)

t1654771759ag.jpg

Объясните, как нужно носить георгиевскую ленту?



Самостоятельная работа

С каждым годом все меньше остается живых свидетелей этой войны, на территории нашего поселения их уже нет. Но фронтовые письма – это живые свидетели этих дней.

Задание. Изготовьте по схеме письма- треугольники. Напишите пожелание или обращение к участнику войны или ветерану тыла.

t1654771759ah.jpg

Как вы думаете, почему фронтовые письма имели такую форму?

Участники мероприятия высказывают свое мнение о проделанной работе, отмечают достоинства и недостатки работы, делится впечатлениями о занятии в целом.

6. Заключительная часть урока.

Сейчас войны уже нет, скажите вы. Подвиг уже не актуален. И это правда. Но есть трудности, которые во многом схожи с трудностями военного периода.

Знаете, ребята, как сейчас живут ветераны и их дети – дети войны, а как живут пенсионеры? Нужна ли им помощь, нужен ли им наш с вами подвиг?

Посмотрите отрывок из фильма о помощи пожилым людям, которую организовали молодые ребята и неравнодушные люди со всей страны. https://www.youtube.com/watch?v=Jlg5rRt_zUE. (до 6-й мин).

Чему мы можем научиться у этих бабушек и дедушек, кроме героизма? Скромности и честности, отзывчивости и состраданию. В современном мире, когда люди особенно остро нуждаются в помощи, наши ветераны, как и тогда в годы войны стоят в строю. Жительница Санкт—Петербурга Зинаида Корнева прошла всю войну до самого Берлина, была зенитчицей. Сейчас организовала ютюб – канал, где в свои 94 года рассказывает людям о войне, а заработанные средства перечисляет врачам, борющимся с пандемией короновируса.

Этих ребят, помогающих пожилым людям можно назвать современными героями, и главное, что они такие же, как и мы с вами. Значит, вы тоже можете совершить подвиг, если будете помогать ближним. В этом и будет выражаться наша память по отношению к героям Великой Отечественной войны. Мы можем помочь их потомкам, которые остро в нас нуждаются. В нашей школе действует военно-патриотический клуб «Сатурн», волонтерская организация. Присоединяйтесь!

Наши деды и прадеды сделали все, чтобы мы счастливо жили на родной земле. Гордитесь ими, берите с них пример! В наших силах сохранить память и уважение к подвигу народа и наших земляков! Я желаю вам быть добрыми людьми и патриотами своей страны.





Список источников

Стихи. Ру. URL: https://stihi.ru/2015/06/09/389

Дети герои и их подвиги.

URL: https://interesnyefakty.org/deti-geroi-i-ih-podvigi/

Человек-Паук спасает людей

URL: https://www.youtube.com/watch?v=wZd0vDe1wJo

Канал добрых дел

URL: https://www.youtube.com/watch?v=Jlg5rRt_zUE

Знамя Победы над Рейхстагом

URL: https://yandex.ru/collections/card/5ced28db51aa905df02f3ddf/

Бундестаг

URL: https://media.slovoidilo.ua/media/publications/9/86759/86759-1_large.jpg

Фото автора

Способы изготовления георгиевской ленты URL: http://img0.liveinternet.ru/images/attach/d/1/135/307/135307850_2222299_22e27

























t1654771759ai.png



1 Дети- герои и их подвиги[Электронный ресурс] https://interesnyefakty.org/deti-geroi-i-ih-podvigi/


2 Дети – герои и их подвиги[Электронный ресурс] https://interesnyefakty.org/deti-geroi-i-ih-podvigi/


Опубликовано в группе «Классный час для учащихся начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.