12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Демина Татьяна Михайловна80
Россия, Коми респ., c.Керес
Материал размещён в группе «Биологи и экологи»
2

Внеклассное мероприятие «Тропою предков»



Внеклассное мероприятие

«Тропою предков»


 

Цель: Формирование у учащихся познавательного интереса к изучению истории, культуры и природы родного края.


 

Задачи:

Образовательные:

- сформировать эстетическое восприятие родной культуры;

- закрепить, систематизировать приобретенные теоретические знания;

Воспитательные:

- воспитание любви к родному краю, бережного отношения к её традициям;

- способствовать развитию национального самосознания.

Развивающие:

- обеспечивать развитие коллективной работы в творческих группах;

- развивать образное мышление, фантазию, творческое воображение, ассоциативность;

- применять теоретические знания при выполнении практических заданий.


 

Форма проведения: виртуальное путешествие


 

Оборудование: проектор, ноутбук, электронная презентация.


 

Время проведения: 45 мин.


 

Ход мероприятия


 

Слайд 1: Здравствуйте, дорогие друзья!

Я рада вас видеть на своем занятии, ведь сегодня мы отправимся в очень увлекательное путешествие по родному краю. А кто знает, в какой стране мы живем? (ответы детей). А как называется наша республика? (ответы детей).


 

Слайд 2: Правильно, Республика Коми. Нашей республике в 2016 году исполнилось 95 лет. Давайте посмотрим ролик про наш край.

Просмотр видеоролика «Мульти – Россия. Республика Коми» (1 мин)

Мы с вами все разные, но что нас объединяет? (ответы детей). Правильно, то, что мы живем в одной республике. И сегодня мы совершим увлекательное путешествие по родному краю.


 

Слайд 3: Итак, отправляемся в наше путешествие. Путешествовать мы будем по родному поселению. Мы «пройдем» 32 километра по нитке Керес-Лобановка-Максим-Лобановка-Керес. Познакомимся с прошлым нашего поселения, ведь у многих из вас прабабушки и прадедушки жили там.


 

Слайд 4: Мы с вами отправимся в местечко Эжьес. Слышали о таком? Эжьес – удивительное по красоте природы место. Это общее название нескольких починков. Идти нужно по лесу. Для того, чтобы наше путешествие прошло удачно, отгадайте загадку:

Богатырь стоит богат, угощает всех ребят:

Сашу – земляникой, Таню - костяникой,

Оленьку – орешком, Диму – сыроежкой,

Катеньку – малинкой, Васю – хворостинкой….

Догадались, ребята, что это за чудо – богатырь? (Лес)


 

Слайд 5: Первая наша остановка - «Холодный ручей» (Кыдзид шор). Это место известно грибникам и ягодникам, по обеим сторонам лесной тропинки находятся грибные и ягодные поляны. Чтобы узнать, каких ягод здесь много, выполните


 

Слайд 6: первое задание: по первым буквам названий картинок отгадать слово.


 

Слайд 7: ПУВ (брусника). Полезные свойства брусники обусловлены ее богатым химическим составом. Не зря эту ягоду в народе называют не иначе, как «кладезь витаминов». В ее состав входят следующие витамины и микроэлементы: Витамин С, нормализующий работу иммунной системы организма; Витамин РР, укрепляющий нервную систему; Фосфор, необходимый для правильного формирования костей; Железо, стимулирующее выработку гемоглобина. В качестве лекарственного средства используют не только плоды этого полукустарника, но и его листья. Ягоды брусники помогут вам укрепить иммунную систему и справиться с простудой. Кроме того, регулярное употребление данных ягод способствует нормализации повышенного артериального давления.


 

Слайд 8: Следующая станция - «Бобры» (или Лек шор). В ареале своего обитания, бобры играют большую роль в создании и поддержании благоприятной экологической обстановки. Бобровые жилища — как жилые, так и брошенные — обеспечивают укрытием других животных; бобровые водоемы служат гнездовьем водоплавающей птицы, а сваленные деревья привлекают копытных.

Мы с вами ходим в лес, гуляем по лугам и полянам, слышим голоса птиц, зверей и домашних животных. Удивительное многообразие. Человек – говорит, а как общаются животные? (Хоровые ответы)

Медведь – рычит, ревёт.

Голубь – воркует.

Гусь – гогочет.

Овца – блеет.

Олень – ревёт, трубит.

Лошадь – ржёт.

Лиса –лает.

Корова – мычит.

Волк – воет.

Мышь – пищит.

Ворона – каркает.

Хорошо, ребята!

Идем дальше!


 

Слайд 9: Остановка «Дерево влюбленных». Перед нами - деревья причудливой формы, переплетены между собой. Местные называют их «Деревом влюбленных». Конкурс «Наши деревья»: перед вами лежат карточки с названием деревьев. Я буду задавать вопросы, а вы должны дать ответ, подняв карточку.

Какое дерево цветёт первым? (верба)

Какое дерево даёт сладкий сок? (берёза):

Из какого дерева делают корабельные мачты? (сосна);

Какое дерево чаще всего высаживают в городах? (липа);

Из какого дерева делают спички? (осина);

Из какого дерева делают пианино? (ель);

Какое дерево один раз в год приносит много радости детям? (ель);

Какое дерево используется для изготовления лыж? (берёза)


 

Слайд 10: Станция «Дух леса» (исполнение желаний). Считалось, что дух леса доброжелательно относится к тем, кто соблюдает правила поведения в лесу и может исполнить их желание.

И сейчас я проверю, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок».

Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорите «да», если плохо, то все вместе кричите «нет»!

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

(да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

Молодцы! Можете отправляться дальше и путешествовать в природе.


 

Слайд 11: Станция «Лобановка» (немного об истории).

Лобановка – починок на правом берегу р. Эжъесъю (левый приток Вычегды), Керосского сельского совета, в 16 км от центра села, Корткеросский район. В списке населенных пунктов 1881 года не значится. По данным А. Панюкова, здесь в 1887 году поселился Василий Степанович Лобанов из Малого Аныба. В списке населенных пунктов 1892 года – починок Лобановский в Подъельской волости, 9 жителей (6 мужчин, 3 женщины). В сельхозпереписи 1916 года – починок Лобанов в Аныбской волости, 4 двора, 20 жителей (10 мужчин, 10 женщин). Население выращивало рожь, ячмень, лен, коноплю, картофель, занималось животноводством, охотой, рыболовством. В списке населенных пунктов 1926 года – Ежес (Лобаново). По переписи 1926 года здесь было 5 дворов, 32 жимужчин, 16 женщин). В списке населенных пунктов 1930 года починок Лобановский Аныбского сельского совета. В 1939 году в хуторе Лобановка Керосского сельского совета жили 26 человек (11 мужчин, 15 женщин). На топографических картах 1940-х годов – Лобановская, в списке населенных пунктов 1956 года – Лобановка. В 1959 году – 22 жителя. 17 сентября 1974 года починок был исключён из учётных данных.

В 2001 году на месте исчезнувших починков поставлены памятные кресты.


 

Мы прошли с вами половину пути. Устали? Давайте немного отдохнем: Привал «Музыкальная физминутка»


 

Слайд 12: Станция «В краю красоты неброской».

Временами за серыми буднями человек оглядывается вокруг, и вдруг замечает, как дивен и прекрасен мир. Он наблюдает за дымкой облаков, плывущих по безграничному лазурному сиянию неба, видит в ночи глубокое манящее звездное небо, слышит ласковый шепот ручьев и пение птиц. И эти мгновения очень дороги для людей. Именно тогда в них пробуждаются ростки человечности в душе, любви к своему родному краю. За частоколом слов, описывающих окрестности села, часто не удается разглядеть самобытность и красоту природы и, может быть, только поэтам дана сила слова, которая способна пробудить чувство сопричастности и сопереживания.


 

Слайд 13: Перед вами еще одно задание: вот шифровка. Её нужно расшифровать, для этого нужно отгадать четыре ключевых слова. Каждая буква в этих ключевых словах приближает вас к итоговой фразе, которую зашифровали.

12, 3, 2, 3, 11, 15, 9, 3, 1 – 10, 5, 6, 3, 12, 8, 11, 5, 13, 1, 13, 14, 8.

Ключевые слова:

1, 2, 3, 4, 5 – третий день недели. (Среда.)

6, 7, 8, 9, 5 – учреждение, где ученики получают знания. (Школа.)

10, 8, 11, 15 – нижние конечности человека. (Ноги.)

12, 8, 13, 14, 5 – верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свеклы. (Ботва.)

Ответ: Береги лес – наше богатство.


 

Слайд 14: Станция «Ведьмино кольцо».

Глубокой ночью в глухих лесах собираются ведьмы в круг, варят волшебные зелья, а потом на этом месте вырастают грибы, образующие волшебное или ведьмино кольцо. А в Англии считалось, что ведьмино кольцо образуется там, где танцуют в предрассветный час феи, и если ступить в него, то можно попасть в волшебный мир, где легко и весело, но из которого нельзя вернуться. Давайте будем осторожны, и будем смотреть под ноги, но не только для того, чтобы не попасть в мир фей, но и для того, чтобы не раздавить плодовые тела грибов.

Насколько интересен и разнообразен мир грибов! Грибы это не только хорошо известные нам сыроежки и маслята, но и плесень, и дрожжи, и даже зловредная болезнь картофеля и томатов – фитофтора.

Задание: я называю грибы, а вы отвечаете, можно их есть или нет: опенок, мухомор, сыроежка, поганка, подосиновик, боровик, ложные опята, подберезовик …


 

Слайд 15: Станция «Память».

Между починками Максим и Лобановка находится старое кладбище с трехметровым крестом. Там же похоронены четыре красноармейца, которые по словам местных жителей шли из Аныба в Подьельск, их застрелили белогвардейцы.


 

Слайд 16: Станция «Жернова».

Люди, жившие в починках, были очень трудолюбивыми, выращивали хлебные культуры. На реке Эжъес была построена мельница, сейчас о ней напоминают только два круга мельничных жерновов.

Будьте внимательнее, сейчас я вам загадаю интересные загадки.

Очень прочен и упруг, строителям – надёжный друг.

Дома, ступени, постаменты красивы станут и заметны. (Гранит.)

Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу – она понадобится сразу. (Глина.)

На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спички. (Природный газ.)

Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже, и он в стекле расплавлен даже. (Песок.)

Без неё машина даже километра не пройдёт,

Самолёты, вертолёты не отправятся в полёт,

Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (Нефть.)

Росли на болоте растения…

А теперь это топливо и удобрения. (Торф.)

Она варилась долго в доменной печи,

Чтоб потом нам сделали ножницы, ключи. (Железная руда.)

А ну, скорей снимите шляпу!

Я дочь космического папы.

И вездесуща и легка, -

Я лед, я пот, я - облака.

Я иней, чай, бульон, туман,

Река, ручей и океан.

Когда я злюсь, то закипаю;

А от мороза - застываю. (Вода)


 

Слайд 17: Станция «Починок Максим». Остатки двухэтажного дома Луки Якова, раскулаченного два раза, где располагалась школа.

Вот вам еще одно задание: Как - то в Сибирь поздней осенью приехал малосведущий в лесном деле, но очень самоуверенный ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:

- Это хвойный лес?

- Хвойный, - последовал ответ.

- А где хвоя?

- Опала.

- По чьей вине?

- По вине самой природы.

- Вы мне за природу не прячьтесь. За гибель леса отвечать будете вы…

Из каких деревьев состояла тайга? Какой особенности этих деревьев не знал ревизор?

(Лиственница, единственное листопадное растение среди хвойных деревьев).


 

Слайд 18-19: Станция «Охраняемые растения Республики Коми». Для того, чтобы понять, куда мы попали, вам нужно расшифровать словосочетание: АГИНК ЯАНСАРК. (Красная книга.)

Не только люди обладают даром речи. Говорят и книги. Есть такая книга, которая не просто говорит, она кричит, только не каждый ее слышит. Это — КРАСНАЯ КНИГА. На ее страницах записаны имена исчезающих животных и растений. Красный цвет — сигнал запрета, понятный людям всего мира: остановись, человек! Подумай, почему каждый день на планете становится все меньше животных и растений! Оставь после себя не кучу мусора, а посаженное дерево, чистую реку, спасенную птицу. Услышь тех, кто зовет на помощь. В этом тебе поможет КРАСНАЯ КНИГА.

Марья-моль, пион уклоняющийся или марьин корень отнесен к числу редких и исчезающих видов, поэтому занесен в Красную книгу.

Это многолетнее травянистое лекарственное растение семейства Пионовые знаменито своими корнями.

Пион в Древней Греции и в средние века в Европе относили к чудодейственным целебным растениям, помогающим при удушье, подагре. Авиценна писал о пионе: «Настоенный на медовой воде помогает от кошмаров, сводит чёрные пятна на коже. Полезен при падучей, если только повесить корень на шею». Считалось, что даже злые духи исчезают из тех мест, где растет пион и что даже один небольшой его кусочек, нанизанный на нить, способен защитить от всякого рода дьявольских наваждений.


 

Слайд 20: Ну вот и закончилось наше путешествие, вернулись мы в родное село. На столах у вас лежат смайлики, дорисуйте их так, чтобы отразилось ваше настроение. До новых встреч!!!


 

Заключение

Разработанный маршрут виртуальной экскурсии позволяет познакомить с красотой и неповторимостью природы малой родины, ведь любовь к Родине начинается с уважения почитания своих истоков, своей малой родины, изучить многообразие растений и животных нашей местности.

Тематика станций позволяет постоянно обращать внимание на необходимость беречь и охранять природу своей местности как бесценное сокровище. Экскурсия проходит по территории исчезнувших починков, что позволяет затронуть вопросы истории развития села.

Практика проведения экскурсий по предложенному маршруту показывает, что ребята получают разносторонние сведения об особенностях природы своей местности, получают необходимую стимуляцию для формирования экологического сознания.

Литература:

Гипермедиа-энциклопедия «Где ты живешь. Республика Коми», Сыктывкар, 2006 год.

2. Покаяние: Мартиролог. Т.6. / Сост. , . – Сыктывкар, 2004. – 1184 с., ил.

Сквозь призму природы / авт.-сост.: В.Н.Юхновская, А.А.Варакса. – Мозырь: Содействие, 2009

Делиться радостью со всеми: В 3ч.: Сценарии школьных праздников / авт.-сост.: К.В.Лавринович. – Мозырь: Белый ветер, 2010

Внеклассные мероприятия: 4 класс. / авт.-сост.: О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая, Т.И.Цибина. – М.:ВАКО, 2007

http://www.solnet.ru

http://nsportal.ru

http://www.proshkolu.ru

http://festival.1september.ru


Презентация
PPT / 6.7 Мб

Опубликовано в группе «Биологи и экологи»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.