12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Воропаева Лилия Алексеевна4604
Я - педагог дополнительного образования, работаю в районном Доме детского творчества в селе Мильково на Камчатке. Моё объединение называется "Гуманитарная школа". Моя Программа - "Духовная культура человечества (мир мудрости и красоты)"
Россия, Камчатский край, Мильково
Материал размещён в группе «Сценарий внеклассного мероприятия»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССНОГО ЧАСА

Тип классного часа - тематический классный час

Цель

- просвещение обучающихся с целью выработки понимания золотого правила нравственности

Задачи

- познакомиться с рассказом А. М. Разумихина "Подарок"

- обсудить его

- вывести золотое правило нравственности

- подвести к пониманию значению этого правила в жизни людей

Форма - незаконченное повествование

Методы - коллективное чтение (или просмотр презентации), групповая работа, диспут, беседа

Классы - 5 классы

Время проведения - 1 час

План проведения -

1. Вступление или Введение в тему

2. Знакомство с рассказом А. М. Разумихина "Подарок". Знакомство заканчивается на словах "Все замерли и уставились на меня..."

3. Работа в группах над окончанием рассказа. Каждая группа придумывает свою концовку рассказа

4. Представление своего окончания - инсценировка

5. Представление авторского окончания рассказа

6. Осмысление золотого правила нравственности

Оформление доски -

​​​​​​​1.  Тема - "Подарок или Золотое правило нравственности"

2. Картинки:

y1593833234.JPG
Саша и Ксюшаw1593833355.JPG
Пишут письмо
i1593833326.JPG
Ксюша в шапочке
Подарки
r1593833443.JPG
z1593833430.JPG
d1593833415.jpg
d1593833920.JPG​​​​​​​
j1593834060.JPG

w1593834078.JPG

3. На обратной стороне доски

Плакаты "Не делай другому того, чего не желаешь себе"

              "Делай другому то, чего желаешь себе"

o1593833025.JPG

Предварительная работа 

- расставить столы в классе так, чтобы за ними могли работать групп. В группе примерно 4 - 5 учеников, чтобы получилось 4 - 5 групп На каждом столе лежат жетоны определённого цвета. На столах лежат напечатанные тексты рассказа без окончания. Перед входом в класс ребята разбирают жетоны разного цвета, согласно которым они найдут свой стол. Так сформируются рабочие группы. Это необходимо сделать для того, чтобы дети развивали в себе коммуникационные навыки и учились работать с разными людьми.

- написать плакат "Не делайте другим то, что вы не желаете для себя, и поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступили". Разместить на обратной стороне доски.

- подготовить отдельно текст авторского окончания рассказа для одной группы


ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Александр Михайлович Разумихин "Подарок"

1. Вступление

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом А. М. Разумихина, который называется "Подарок" и посмотрим, чему он может нас научить. У вас на столах лежат тексты рассказа, но там нет конца. Конец вы попробуете придумать сами. Посмотрим, совпадёт ли он с тем, что написал А. М. Разумихин. На доске план, согласно которому мы будем работать. Рассказ мы будем читать коллективно, переходя от одного стола к другому. Поэтому будьте внимательны, чтобы у нас не получилось никакого сбоя. Не забывайте о выразительности.

2. Коллективное чтение рассказа

(вместо чтения  можно показать презентацию, но прочитать лучше. Можно один раз обойтись без информационных технологий. К тому развитие техники выразительного чтения весьма полезно. Это ещё и развивает внимание. Чтение сопровождается показом рисунков к рассказу)

"Я никак не могу привыкнуть к тому, что в моём классе осталось всего двадцать человек: восемь мальчишек и двенадцать девчонок.

   Родители волнуются, что на следующий год из двух наших параллельных классов сделают один. Тогда в нём окажется тридцать восемь учеников.

   - Ты представляешь, чему можно научить, если в классе сидит почти сорок учеников! – возмущалась мама.

   Неужели они собираются отправить меня в другую школу? Но я не хочу! У меня здесь столько друзей! А ещё…

   Ещё в конце прошлого года в наш класс пришла новенькая. Её родители  тогда переехали в Москву из Сибири. Ксюшу посадили за парту с моим другом Юркой. Но это ничего не значит. Потому что Юрка – настоящий друг и знает, что Ксюша мне нравится. Она и на дне рождения у меня была. И в кино с ней два раза ходили. Сами, вдвоём, по-взрослому.

…А однажды во вторник Ксюша в школу не пришла. Мало ли что, я даже звонить ей не стал – мужчина, всегда говорит папа, не должен суетится по мелочам.

Вот только на следующий день девчонки в классе зашушукались, что Ксюшу положили в больницу. Говорят, она очень больна.

Прошло два месяца, Ксюша всё ещё лежала в больнице, да и навещать её разрешалось только самым близким.

Я заметил, что Ксюшу в классе не забывали, о ней часто вспоминали и даже грустили. Проходили недели и месяцы.

Как-то утром в школе опять появилась Ксюшина мама. Она долго беседовала с директором, интересовалась, что сделать чтоб дочку не оставили на второй год. Оказывается, Ксюша всё это время, как могла, занималась и надеется, что не очень отстала от ребят. Она уже чувствует себя хорошо и через несколько дней могла бы прийти в школу. Но… У девочки выпали все волосы. Все её прекрасные длинные волосы, таие рыжие, будто в них прячется солнце.

Ксюшина мама советовалась, как быть?

-Дочка очень стесняется в таком виде идти в школу.

Эта новость многих в классе огорчила. А наша Ирина Ивановна предложила:

-Давайте напишем её письмо, чтобы она знала, что мы её очень ждём.

На следующий день после уроков мы остались и принялись за письмо.  Вот что у нас получилось:

«Дорогая Ксюша!

Как здорово, что ты, наконец, поправилась. Не переживай, что ты сейчас без волос. Они отрастут и будут красивее прежних. Давай отпразднуем твоё выздоровление. Мы готовим сюрпризы. Приходи скорее, Ксюша, мы очень рады твоему возвращению! С нетерпением ждём тебя! Целуем.

Весь наш класс».

И каждый подписался. Староста Рита положила письмо в конверт и протянула его нам с Юркой. В тот же вечер мы отнесли письмо по указанному адресу.

… Прошло ещё четыре дня. В понедельник Ксюша пришла. Немножко бледная и неуверенная. На голове у неё шапочка. Каждый подходил к Ксюше, говорил всякие там добрые слова и дарил ей свой подарок.

Начал Серёжка, он вручил букет цветов от всех нас. Илья подарил вырезанный кораблик из коры с алыми парусами. Машка – портрет Ксюши в рамочке. Несколько девчонок сообща купили для Ксюши красивый набор « Моя первая косметика». Рита торжественно преподнесла красивый ежедневник. Маринка – DVD с фильмами-кинокомедиями (для поднятия духа, сказала она). Сам Юрка вручил куклу с роскошными волосами Люся подарила толстую книгу с автографом, написанную её отцом, он у неё писатель. Полинка испекла фирменный кекс, Женька сам сочинил стихотворение и вложил его  в лапы симпатичного розового зайца. Серафима, у которой папа служит в храме, протянула Ксюше образок Святого Пантелеймона Целителя. Владик отдал Ксюше какой-то свёрток, перевязанный розовой лентой. 

Наконец  вспомнили про меня. А где Сашка? Все стали переглядываться – никто с утра меня не видел. Один Юрка был в курсе. Он шепнул что-то на ухо Ирине Ивановне. А та предложила:

-Давайте позовём Сашу все вместе, - и с улыбкой добавила: - Может, отзовётся?

Все расхохотались и стали звать:

-Саша-Саша, отзовись! Шурик-Шурик, объявись!

Тут я и открыл дверцу хозяйственного шкафа, где всё это время прятался, и шагнул вперёд… Все замерли и уставились на меня...

3. Вопрос и задание -

1. Как вы, ребята, думаете, почему "все замерли и уставились на Сашу"?

2. Подумайте, посоветуйтесь в группе и предложите свои вариант ответа, окончания рассказа.

Работа в группах над заданием.

4. Представление своего варианта выполнения задания (в любой форме: зачитать, сказать, инсценировать)

Представляют все, кроме одной группы

5. Авторский вариант (представляет оставшаяся группа, ей выдаётся текст)

Какой тут поднялся шум крик:

-Вот это да!
-Лысый, как Фёдор Бондарчук!
-Почему ты сбрил волосы?

А я им?

-Это мой сюрприз! Вчера вечером я пошёл в парикмахерскую и постригся наголо, чтобы быть таким, как Ксюша. Теперь мы с ней посоревнуемся: у кого волосы отрастут быстрее.

Ксюша рассмеялась, сняла шапочку и села на своё место рядом с Юркой.

6. Беседа (вопросы)

1. Почему Саша так поступил?

2. Вы бы хотели в подобной ситуации, чтобы по отношению к вам поступили так же?

3. А чего боялась Ксюша, когда стеснялась идти в школу?

4. Вам нравится, как ребята в классе относятся друг к другу?

5. Почему?

Если вам нравится, как поступают по отношению к вам, то и вы поступайте так же по отношению к другим. Это и есть золотое правило нравственности.

Ещё раз вдумаемся в формулировку. 

«Не делайте другим то, что вы не желаете для себя, и поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступили». 

Открывается обратная сторона доски с золотым правилом нравственности.

Его можно сформулировать в двух вариантах:

  • отрицательный (отрицающий зло) «не делай другому того, чего не желаешь себе»;
  • положительный (утверждающий добро) «делай другому то, чего желаешь себе».

Термин «золотое правило» за ним закрепился с конца XVIII века. Самым древним же упоминанием золотого правила считаются «Поучения писца Ахикара» (VII век до н. э.). Ахикар, служивший при ассирийском царе Синахврибе, своему усыновленному племяннику, говорит: «Сын, что тебе кажется плохим, ты не должен делать также товарищам». Позже оно вошло во все религиозные и философские системы.  Все лучшие умы человечества писали о нём и проповедовали его. Оно прочно вошло в человеческую жизнь и стало основой житейской мудрости.

Как вы считаете ребята, почему это правило названо «золотым»?

Ответы ребят.

Вывод и заключение:

Хотелось бы, чтобы «золотое правило нравственности» стало и вашим жизненным ориентиром в мире, в отношении к людям. Но сразу скажу, это не так-то легко. 

Прослушивание песни Б. Ш. Окуджавы «Виноградную косточку в теплую землю зарою…»

​​​​​​​


«Виноградную косточку в теплую землю зарою,

И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,

И друзей созову.

На любовь своё сердце настрою...

А иначе зачем на земле этой вечной живу?»


ИСТОЧНИКИ

​​​​​​​1.  Золотое правило нравственности

2. Золотое правило нравственности

3. Окуджава Б. Ш. "Виноградную косточку в тёплую землю зарою..."

4. Разумихин А. «Подарок» (рассказ) - Журнал «Чудеса и приключения – детям»,  2011, №6  стр. 3 - 6


Файл "Сценарий классного часа "Подарок или золотое правило нравственности"


Сценарий "Подарок или Золотое правило нравственности"
DOCX / 1.67 Мб


Презентация "Подарок" (автор Пономарёв Иван, 14 лет)


Подарок. Автор - Пономарёв Иван
PPT / 3.52 Мб




Опубликовано в группе «Сценарий внеклассного мероприятия»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.