Классный час по литературе «Подарок или Золотое правило нравственности» (5 класс)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССНОГО ЧАСА
Тип классного часа - тематический классный час
Цель -
- просвещение обучающихся с целью выработки понимания золотого правила нравственности
Задачи
- познакомиться с рассказом А. М. Разумихина "Подарок"
- обсудить его
- вывести золотое правило нравственности
- подвести к пониманию значению этого правила в жизни людей
Форма - незаконченное повествование
Методы - коллективное чтение (или просмотр презентации), групповая работа, диспут, беседа
Классы - 5 классы
Время проведения - 1 час
План проведения -
1. Вступление или Введение в тему
2. Знакомство с рассказом А. М. Разумихина "Подарок". Знакомство заканчивается на словах "Все замерли и уставились на меня..."
3. Работа в группах над окончанием рассказа. Каждая группа придумывает свою концовку рассказа
4. Представление своего окончания - инсценировка
5. Представление авторского окончания рассказа
6. Осмысление золотого правила нравственности
Оформление доски -
1. Тема - "Подарок или Золотое правило нравственности"
2. Картинки:
3. На обратной стороне доски
Плакаты "Не делай другому того, чего не желаешь себе"
"Делай другому то, чего желаешь себе"
Предварительная работа
- расставить столы в классе так, чтобы за ними могли работать групп. В группе примерно 4 - 5 учеников, чтобы получилось 4 - 5 групп На каждом столе лежат жетоны определённого цвета. На столах лежат напечатанные тексты рассказа без окончания. Перед входом в класс ребята разбирают жетоны разного цвета, согласно которым они найдут свой стол. Так сформируются рабочие группы. Это необходимо сделать для того, чтобы дети развивали в себе коммуникационные навыки и учились работать с разными людьми.
- написать плакат "Не делайте другим то, что вы не желаете для себя, и поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступили". Разместить на обратной стороне доски.
- подготовить отдельно текст авторского окончания рассказа для одной группы
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Александр Михайлович Разумихин "Подарок"
1. Вступление
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом А. М. Разумихина, который называется "Подарок" и посмотрим, чему он может нас научить. У вас на столах лежат тексты рассказа, но там нет конца. Конец вы попробуете придумать сами. Посмотрим, совпадёт ли он с тем, что написал А. М. Разумихин. На доске план, согласно которому мы будем работать. Рассказ мы будем читать коллективно, переходя от одного стола к другому. Поэтому будьте внимательны, чтобы у нас не получилось никакого сбоя. Не забывайте о выразительности.
2. Коллективное чтение рассказа
(вместо чтения можно показать презентацию, но прочитать лучше. Можно один раз обойтись без информационных технологий. К тому развитие техники выразительного чтения весьма полезно. Это ещё и развивает внимание. Чтение сопровождается показом рисунков к рассказу)
"Я никак не могу привыкнуть к тому, что в моём классе осталось всего двадцать человек: восемь мальчишек и двенадцать девчонок.
Родители волнуются, что на следующий год из двух наших параллельных классов сделают один. Тогда в нём окажется тридцать восемь учеников.
- Ты представляешь, чему можно научить, если в классе сидит почти сорок учеников! – возмущалась мама.
Неужели они собираются отправить меня в другую школу? Но я не хочу! У меня здесь столько друзей! А ещё…
Ещё в конце прошлого года в наш класс пришла новенькая. Её родители тогда переехали в Москву из Сибири. Ксюшу посадили за парту с моим другом Юркой. Но это ничего не значит. Потому что Юрка – настоящий друг и знает, что Ксюша мне нравится. Она и на дне рождения у меня была. И в кино с ней два раза ходили. Сами, вдвоём, по-взрослому.
…А однажды во вторник Ксюша в школу не пришла. Мало ли что, я даже звонить ей не стал – мужчина, всегда говорит папа, не должен суетится по мелочам.
Вот только на следующий день девчонки в классе зашушукались, что Ксюшу положили в больницу. Говорят, она очень больна.
Прошло два месяца, Ксюша всё ещё лежала в больнице, да и навещать её разрешалось только самым близким.
Я заметил, что Ксюшу в классе не забывали, о ней часто вспоминали и даже грустили. Проходили недели и месяцы.
Как-то утром в школе опять появилась Ксюшина мама. Она долго беседовала с директором, интересовалась, что сделать чтоб дочку не оставили на второй год. Оказывается, Ксюша всё это время, как могла, занималась и надеется, что не очень отстала от ребят. Она уже чувствует себя хорошо и через несколько дней могла бы прийти в школу. Но… У девочки выпали все волосы. Все её прекрасные длинные волосы, таие рыжие, будто в них прячется солнце.
Ксюшина мама советовалась, как быть?
Эта новость многих в классе огорчила. А наша Ирина Ивановна предложила:
На следующий день после уроков мы остались и принялись за письмо. Вот что у нас получилось:
«Дорогая Ксюша!
Как здорово, что ты, наконец, поправилась. Не переживай, что ты сейчас без волос. Они отрастут и будут красивее прежних. Давай отпразднуем твоё выздоровление. Мы готовим сюрпризы. Приходи скорее, Ксюша, мы очень рады твоему возвращению! С нетерпением ждём тебя! Целуем.
Весь наш класс».
И каждый подписался. Староста Рита положила письмо в конверт и протянула его нам с Юркой. В тот же вечер мы отнесли письмо по указанному адресу.
… Прошло ещё четыре дня. В понедельник Ксюша пришла. Немножко бледная и неуверенная. На голове у неё шапочка. Каждый подходил к Ксюше, говорил всякие там добрые слова и дарил ей свой подарок.
Начал Серёжка, он вручил букет цветов от всех нас. Илья подарил вырезанный кораблик из коры с алыми парусами. Машка – портрет Ксюши в рамочке. Несколько девчонок сообща купили для Ксюши красивый набор « Моя первая косметика». Рита торжественно преподнесла красивый ежедневник. Маринка – DVD с фильмами-кинокомедиями (для поднятия духа, сказала она). Сам Юрка вручил куклу с роскошными волосами Люся подарила толстую книгу с автографом, написанную её отцом, он у неё писатель. Полинка испекла фирменный кекс, Женька сам сочинил стихотворение и вложил его в лапы симпатичного розового зайца. Серафима, у которой папа служит в храме, протянула Ксюше образок Святого Пантелеймона Целителя. Владик отдал Ксюше какой-то свёрток, перевязанный розовой лентой.
Наконец вспомнили про меня. А где Сашка? Все стали переглядываться – никто с утра меня не видел. Один Юрка был в курсе. Он шепнул что-то на ухо Ирине Ивановне. А та предложила:
Все расхохотались и стали звать:
Тут я и открыл дверцу хозяйственного шкафа, где всё это время прятался, и шагнул вперёд… Все замерли и уставились на меня...
3. Вопрос и задание -
1. Как вы, ребята, думаете, почему "все замерли и уставились на Сашу"?
2. Подумайте, посоветуйтесь в группе и предложите свои вариант ответа, окончания рассказа.
Работа в группах над заданием.
4. Представление своего варианта выполнения задания (в любой форме: зачитать, сказать, инсценировать)
Представляют все, кроме одной группы
5. Авторский вариант (представляет оставшаяся группа, ей выдаётся текст)
Какой тут поднялся шум крик:
А я им?
Ксюша рассмеялась, сняла шапочку и села на своё место рядом с Юркой.
6. Беседа (вопросы)
1. Почему Саша так поступил?
2. Вы бы хотели в подобной ситуации, чтобы по отношению к вам поступили так же?
3. А чего боялась Ксюша, когда стеснялась идти в школу?
4. Вам нравится, как ребята в классе относятся друг к другу?
5. Почему?
Если вам нравится, как поступают по отношению к вам, то и вы поступайте так же по отношению к другим. Это и есть золотое правило нравственности.
Ещё раз вдумаемся в формулировку.
«Не делайте другим то, что вы не желаете для себя, и поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступили».
Открывается обратная сторона доски с золотым правилом нравственности.
Его можно сформулировать в двух вариантах:
- отрицательный (отрицающий зло) «не делай другому того, чего не желаешь себе»;
- положительный (утверждающий добро) «делай другому то, чего желаешь себе».
Термин «золотое правило» за ним закрепился с конца XVIII века. Самым древним же упоминанием золотого правила считаются «Поучения писца Ахикара» (VII век до н. э.). Ахикар, служивший при ассирийском царе Синахврибе, своему усыновленному племяннику, говорит: «Сын, что тебе кажется плохим, ты не должен делать также товарищам». Позже оно вошло во все религиозные и философские системы. Все лучшие умы человечества писали о нём и проповедовали его. Оно прочно вошло в человеческую жизнь и стало основой житейской мудрости.
Как вы считаете ребята, почему это правило названо «золотым»?
Ответы ребят.
Вывод и заключение:
Хотелось бы, чтобы «золотое правило нравственности» стало и вашим жизненным ориентиром в мире, в отношении к людям. Но сразу скажу, это не так-то легко.
Прослушивание песни Б. Ш. Окуджавы «Виноградную косточку в теплую землю зарою…»
«Виноградную косточку в теплую землю зарою,
И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,
И друзей созову.
На любовь своё сердце настрою...
А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
ИСТОЧНИКИ
1. Золотое правило нравственности
2. Золотое правило нравственности
3. Окуджава Б. Ш. "Виноградную косточку в тёплую землю зарою..."
4. Разумихин А. «Подарок» (рассказ) - Журнал «Чудеса и приключения – детям», 2011, №6 стр. 3 - 6
Файл "Сценарий классного часа "Подарок или золотое правило нравственности"
Сценарий "Подарок или Золотое правило нравственности"
DOCX / 1.67 Мб
Презентация "Подарок" (автор Пономарёв Иван, 14 лет)
Подарок. Автор - Пономарёв Иван
PPT / 3.52 Мб