12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Захарчук Анна Вадимовна72

t1585572587aa.jpg

Автономное учреждение профессионального образования

Ханты – Мансийского автономного округа - Югры

«СУРГУТСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


 


 


 


 

Методическая разработка классного часа на тему

«Профессия и карьера. Моё настоящее для будущего»


 

t1585572587ab.gif

 

Должность

Фамилия/ Подпись

Дата

Разработал

Преподаватель

Захарчук Анна Вадимовна

__.___.2019


 

Пояснительная записка

Методическая разработка предназначена для кураторов и мастеров производственного обучения.

Цель: способствовать формированию знаний о факторах достижения карьеры; способствовать воспитанию веры в себя и свои возможности, развитию созидательной активности, настойчивости в достижении цели; развитие положительных мотиваций в учебной деятельности.

Задачи:

Выявить уровень сформированности личных, профессиональных планов;

Формировать интерес к людям труда и профессиям;

Ознакомить студентов с приёмами целеполагания;

Дать ответ на вопрос: «Что я делаю сейчас для того, чтобы стать успешным в будущем?»


 

Ход классного часа

«То, что должно вознестись на самый верх,

начинается в самом низу.»

Гораций

Вводное слово куратора: Будучи студентами колледжа, вы практически все знаете, чем бы хотели заниматься в будущем. Но, даже хорошо зная внешнюю сторону профессии, её основные функции и свои обязанности, человеку достаточно сложно примерить данную профессию на себя. Конечно, легко представить себя успешным специалистом, который знает все особенности своей работы и с лёгкостью принимает решения. Однако в реальности все оказывается совсем не так просто. Чтобы построить успешную карьеру, важно не только получить необходимое образование, но и обладать определенными личностными качествами и способностями. К тому же, даже получив одинаковое образование, кто-то постоянно остается «в тени». Поэтому сегодня попробуем с вами продумать стратегию, правила, как стать успешным.

Вопрос № 1: Итак, зачем же мы строим свою карьеру, что она нам даёт?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос для начала нам необходимо ознакомиться с понятием карьера. Назовите слова, ассоциирующиеся у вас со словом карьера? (рост, развитие, продвижение, успех, достижение).

Выступление студента: «Карьера и её виды».

Карьера — продвижение вверх по служебной лестнице, успех в жизни.

В теории управления персоналом карьера — это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.

Выделяют несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры:

-Профессиональная карьера — рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности).

-Внутриорганизационная карьера — связана с траекторией движения человека в организации. Она может идти по линии:

-вертикальной карьеры — должностной рост;

-горизонтальной карьеры — продвижение внутри организации, например, работы в разных подразделениях одного уровня иерархии;

-центростремительной карьеры — продвижение к ядру организации, центру управления, все более глубокое включение в процессы принятия решений.

Вертикальная карьера представляет собой продвижение по службе вверх. Этот вид карьеры наиболее явный и очевидный, т.к. человек получает новую должность и новую оплату своего труда. Именно вертикальная карьера неразделима с понятием «карьерная лестница».

Горизонтальная карьера имеет другое направление, которое заключается в расширении круга полномочий и обязанностей, но не предполагает смену рабочего места и занимаемой должности. Этот вид карьерного роста включает в себя: новые обязанности и статус, увеличение зарплаты и ответственности соответственно.

Карьера - движение, путь кого-нибудь к внешним успехам, славе, выгодам, почету, сопровождающее деятельность на каком-нибудь общественном поприще. (Толковый словарь Д.Н. Ушаков).

Обсуждение

Итог обсуждения вопроса №1: Современному человеку карьера нужна, в первую очередь, для самоутверждения и саморазвития. Мужчины, по своей природе, строят карьеру для того, чтобы обеспечить семью и будущих детей. Кроме того, карьера нам необходима для уверенности в завтрашнем дне, ведь так важно чувствовать почву под ногами. А процесс построения карьеры закаляет наш характер, помогает преодолевать жизненные трудности.

Вопрос №2: Возвращаясь к эпиграфу нашего занятия, возникает вопрос: почему так важно начинать строить карьеру с самых низов и пройти все ступени профессионального становления?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, для начала, давайте рассмотрим примеры наиболее яркие примеры успешной карьеры.

Доклады студентов об успешных людях города Сургута

Студент 1: Владимир Леонидович Богданов – генеральный директор открытого акционерного общества «Сургутнефтегаз».

Весь трудовой путь и краткая биография Владимира Богданова – это типичная, почти идеальная карьера «коренного» сырьевого олигарха. 

Почему «коренного»? Он выходец из советского топливно-энергетического комплекса, прошедший все ступени лестницы – от помощника бурильщика (низшая должность), бурильщика, бурового мастера, начальника участка до высших управленческих должностей в советское время.

Почему идеальная? Он поднялся по той лестнице в сжатые сроки. А компания «Сургутнефтегаз» вот уже 33 года неразрывно связана с именем Богданова.

Кое-кто даже находит в нем сходство с Джоном Рокфеллером и Генри Фордом.

Начав с самой низшей ступеньки, помощником бурильщика, за три года Богданов осилил основные ступени роста:

бурильщик;

старший инженер производственно-технического отдела (ПТО);

заместитель начальника технологического отдела;

начальник смены центральной инженерно-технологической службы в Нижневартовском управлении буровых работ №1.

Все благодаря настырности, увлеченности, работоспособности. Таких непременно замечали и продвигали. Богданов оказался не просто добросовестным и знающим специалистом – он был требовательным и бескомпромиссным, особенно когда дело касалось качества работ.

История успеха Владимира Богданова была стремительной:

1976 – технолог СУБР-2 (Сургут), затем – главный инженер;

1978-1980 – зам. начальника управления по бурению ПО «Юганскнефтегаз», начальник управления – зам. генерального директора;

1980, декабрь – снова в Сургуте в должности зама по организации работ в северных районах, затем зам. генерального директора – начальник управления по бурению производственного объединения «Сургутнефтегаз»;

1983-1984 – зам. начальника по бурению «Главтюменнефтегаза» в Тюмени.

Первые 10 лет трудовой биографии Богдановым объезжены десятки месторождений. Ночевать приходилось, где было место – в автомобилях, вагончиках. Сказалась сургутская закалка.

Этот день настал. Июнь 1984. 33-летнего Владимира Богданова приказом по Министерству нефтяной промышленности СССР назначают генеральным директором ПО «Сургутнефтегаз», бывшего в ту пору крупнейшим нефтяным предприятием страны, обеспечивающим ее экономическую стабильность. Назначение состоялось по рекомендации гендиректора А. В. Усольцева, легендарного буровика. 

Богданов даже входил в Совет директоров НК «Роснефти», возглавляемой Игорем Сечиным. Это продолжалось недолго, с 2009 по 2011 год, и завершилось, когда Богданов заявил самоотвод во время очередного переизбрания Совета. 

Благодаря стараниям, самоотверженности и полной отдаче любимому хобби – своей работе – «Сургутнефтегаз» и сегодня является одной из крупнейших нефтяных компаний страны, обладает огромным потенциалом, а по сути, 100-тысячным городом-тружеником на карте Югры. Владимир Леонидович Богданов остается его бессменным справедливым и мудрым градоначальником. 
В разное время его избирали в федеральные и региональные органы власти:

1985-1993 – депутат Тюменского областного Совета народных депутатов;

1990-1993 – депутат Верховного Совета РСФСР;

с 1994 – депутат Думы ХМАО.

С 2012 В. Л. Богданов – член комиссии по вопросам стратегического развития ТЭК.

Он всегда остается верным городу, который стал ему родным, своей компании и людям, которые ему верят.

Сегодня Богданов занимает в этом рейтинге «скромное» 49-е место с состоянием $1,9 млрд. И пусть состояние его менялось – достигало 4,4 млрд долларов и снижалось до 1,7 млрд – звание «нефтяной генерал» за ним закрепилось надежно. 

Говорят, что этому человеку присущи следующие черты:

Жестокость. Приводится пример: в очереди собравшиеся ждут приема несколько часов. Наконец Богданов выходит и, оглядев присутствующих, безапелляционно заявляет: «Кто такие? Тебя и тебя помню. Задержитесь. Остальные на ...». Люди все это терпят, потому что и к себе Богданов относится так же жестко.

Самоотверженность. О его обмороке мы уже говорили, и это реальный факт.

Рассеянность в быту. Читая газету, он может съесть что угодно и не поймет, что это было.

Упрямство. Рассказывают о заместителе министра, которому не удалось ускользнуть от настойчивости Богданова, – даже во время танца тот его преследовал и упрямо пытался, жестикулируя, доказать свое.

Шестое чувство. Фальшь он улавливает всегда, на уровне энергетики.

Энергичность. В пространстве он перемещается не просто быстро, а стремительно и без всякой суеты.

Резкость. Он абсолютно нетерпим к проявлениям непрофессионализма.

Эмоциональность до взрывоопасности. Ум собеседника всегда вызывает в нем живой интерес, глупость – любопытство, а обсуждение вопросов, связанных с экономической политикой, заводит с пол-оборота.

Студент 2: Александр Леонидович Сидоров – депутат государственной думы РФ, экс-мэр города Сургута.

Александр Сидоров – человек, который самостоятельно добивался своих целей, а для этого очень много трудился, учился и не боялся нового и рискованного. Родился Александр Леонидович 15 марта 1952 году в городе Ханты-Мансийск. В 1974 году окончил Тюменский инженерно-строительный институт. После чего работал мастером строительного управления № 9 треста "Сургутгазстрой". С 1974 года по 1975 год проходил срочную службу в рядах Советской Армии. Александр Сидоров не останавливается и с 1987 года по 1988 был главным инженером треста "Сургутгазстрой". Уже в 1989 году никому не известный Сидоров А.Л. занял свою первую государственную должность, был назначен заместителем председателя городского исполнительного комитета. А в апреле 1990 года - председателем Сургутского горисполкома. В 1991 году по рекомендации городского Совета он стал Главой администрации города Сургута. В 1996 году Сидоров Александр был избран мэром Сургута. Он стал первым мэром нашего города, которого выбрали всенародным голосованием. В марте 2000 года избран повторно на должность мэра Сургута, а 3 апреля 2005 года вновь избран Главой города Сургута.

Но его политической деятельностью саморазвитие Сидорова не заканчивается. Параллельно он в 1999 году окончил юридический факультет Тюменского государственного университета. Александр Леонидович является Кандидатом экономических наук.  

Так же, он не останавливается на местном самоуправлении. Александр Сидоров избирался депутатом городского, окружного, областного советов народных депутатов, депутатом Думы Ханты-Мансийского автономного округа. В 2001 году был избран депутатом Тюменской областной Думы. Сидоров рос в глазах своих коллег и добивался новых успехов. Так, в 2010 году, 25 ноября, был назначен на должность Уполномоченного по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.

За активную гражданскую и политическую деятельность Александр Леонидович был несколько раз награждён. За вклад в становление и укрепление муниципального образования город окружного значения Сургут, за заслуги перед государством и многолетний добросовестный труд Сидоров был награжден медалью "За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири", знаком "Почетный строитель России", Орденом Почета. Так же Указом Президента РФ за большой личный вклад в социально-экономическое развитие города и многолетний добросовестный труд в 2002 году награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени.  И то, к чему Сидоров долго стрмился! На выборах 18 сентября 2016 года Сидоров Александр Леонидович был избран Депутатом Государственной Думы VII созыва. Член комитета Государсвтенной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. Сейчас депутат Государственной думы Александр Леонидович Сидоров говорит так: «Для меня как депутата сегодня важно то, что предыдущий опыт работы в должности главы города и омбудсмена дает возможность быстро вникать в проблему и видеть конкретный вариант ее решения».

Слово куратора: Мы с вами рассмотрели два наиболее ярких примера людей, которые действительно прошли все ступени для того, чтобы стать теми, кем они являются сейчас. Как вы думаете смогли бы они добиться таких результатов, если бы их путь был выстроен иначе?

Обсуждение

Итог обсуждения вопроса №2: Люди, которым власть досталась с легкой руки, вряд ли смогут руководить своими подчиненными справедливо. Скорее всего, они будут просто срывать на них свое зло, давать заведомом невыполнимые задания и радовать своей непревзойденности. Тип начальников, которые добились всего сами, чаще всего бывают лояльны к своим подчиненным.

Слово куратора: Сегодня мы с вами говорим о том, что наше будущее складывается из нашего настоящего. Центральным вопросом в вашем возрасте чаще всего становится вопрос профессионального самоопределения. Что же такое профессиональное самоопределение?

Профессиональное самоопределение – выбор профессии и формирование критериев профессионализма (вы решаете, кем быть и каким быть в своей будущей профессиональной и трудовой жизни).

Молодому человеку необходимо определиться с ближней и дальней перспективой, в т. ч. профессиональной. Ближняя перспектива – на ближайшие 2–3 года, дальняя перспектива – на 5–15 лет.

Вопрос № 3: Какие задачи вы ставите перед собой в ближайшей перспективе?

Обсуждение

Итог обсуждения вопроса № 3: Есть немалое количество молодых людей, которые не хотят задумываться о будущем, откладывают все трудные вопросы «на потом». Решить главные возрастные задачи в этот период – самоопределиться – человек должен сам.

Постановка реальных целей и разработка планов по их реализации – очень важная способность, которая, в конце концов, гарантирует успех в жизни. Каждому человеку хочется, чтобы ему сопутствовал успех.

Успех – это последовательное достижение намеченных серьезных жизненных целей. Планируя свою жизнь, мы стремимся обеспечить целесообразное, полезное использование наших духовных сил. Однако неосознанный страх перед постановкой действительно важных для себя целей закрывает путь к самореализации.

Для того, чтобы вам было легче планировать свою будущую деятельность, в том числе и профессиональную вам предлагается выполнить несколько тренинговых упражнений.

Упражнение № 1. Для выполнения данного упражнения группу необходимо разделить на пять подгрупп. В приложении 1 приведена схема, которую необходимо заполнить всем вместе: 1 подгруппа должна определить пять шагов, которые необходимо преодолеть для достижения своей цели (ступени); 2 подгруппа продумывает результат, к которому нужно стремить каждому (верхушка лестницы); 3 подгруппе необходимо подумать и сформулировать, что человека тянет вниз и что мешает ему достичь нужного результата (камень); 4 подгруппа должна сказать какими качествами должен обладать успешный человек и какие личностные качества помогают достичь ему своей цели (человек); 5 подгруппа придумывает девиз успешного человека (заголовок схемы).

Упражнение № 2. «Мой день через 10 лет»

Представьте свой день через 10 лет. Итак, вам 24–26 лет. Вы просыпаетесь утром? Кто вы? Что вы делаете в течение дня? Где вы работаете? Не торопитесь, попробуйте увидеть все конкретно и подробно. Нравится ли вам свой день, ваша профессия? Далее проводится групповое обсуждение проблемы.

Упражнение № 3. «Мои достижения»

 Каждому участнику предлагается написать на листе 10 личных достижений в своей жизни (не обязательно профессиональных), затем необходимо выбрать 5 наиболее значимых. Далее для того чтобы выстроить себе план действий для достижения своих целей вам необходимо заполнить анкету (Приложение 2).

Куратор: Итак, сейчас мы с вами немного отвлеклись, пофантазировали, каждый увидел своё будущее и, я думаю, практически все видят себя успешными людьми, остаётся главный вопрос

Вопрос № 4: Что вы делаете сейчас для своего будущего? Я предлагаю, чтобы каждый ответил на этот вопрос сам для себя.

Итог занятия: Итак, сегодня мы с вами познакомились с понятием карьера, рассмотрели её классификацию, сделали вывод, что карьера нам необходима, в первую очередь для самоутверждения и саморазвития. На примере Владимира Леонидовича Богданова и Александра Леонидовича Сидорова, убедились в том, что карьера должна строиться шаг за шагом, поэтапно. Сделали проект-набросок на ближайшую перспективу.

(Возле выхода расположен флипчарт при выходе из аудитории каждому студенту предлагается выбрать и прикрепить стикер (зелёный – классный час полезен, он действительно заставил задуматься о будущем; розовый – я зря потратил время)


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

 

 

t1585572587ac.jpg


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ЧТО Я ХОЧУ ОСУЩЕСТВИТЬ В БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ:

 

Я - _________________________________________

____________________________________________
Одна цель на сегодня:

____________________________________________

Две цели на неделю:

____________________________________________

____________________________________________

Две цели на месяц:

____________________________________________

____________________________________________

Две цели на год:

____________________________________________

____________________________________________

Через 10 лет Я - ______________________________

____________________________________________

Я работаю _________________________________

____________________________________________

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.