Классный час «Суд над компьютером» (9 класс)
Классный час «Суд над компьютером»
Цель:
- обучающая – формулирование умений осмысливать практические задачи, формирование навыков группового целеполагания и отбора форм и методов достижения целей;
- развивающая - развитие эмпатии в группе;
- воспитательная – показать, что человек сам должен заботиться о своём здоровье.
Ход занятия:
Слайд 1.Сегодняшний наш разговор мы посвятим компьютеру. Посмотрим на слайд 2, а о чём мы будем говорить? Оказывается мы попадём на судебное заседание, где в качестве обвиняемого будет выступать компьютер. А почему именно суд? Он что преступник? Значит да, раз на него подали обвинительное заявление? А Вам, ребята, компьютер нужен? Полезен ли он в учении? Проголосуем, отвечая на вопросы слайд 3:
Нужен ли компьютер школьнику?
Помогает ли он в учёбе?
Для тебя компьютер друг или враг?
А вот как ответили мои ученики.(слайд 4) Значит, вы не одни считаете, что компьютер нужен школьнику. А кто мог бы обвинить эту умную машину? (учителя, родители, врачи) Доказывайте своё мнение.
Вы совершенно правы, что споры о вреде и пользе компьютера ведутся на всех социальных уровнях, ученые проводят исследования о влиянии компьютерных игр на человека, дети спорят с родителями, родители — с учителями, и так далее. И однозначного ответа пока ещё нет. Но мы-то с вами уже без него обойтись не можем.
Попробуем разобраться(слайд 5), виновен ли компьютер или нет.
Для того чтобы состоялось наше заседание, нам нужно выбрать прокурора, адвоката, судью, свидетелей защиты и обвинения (распределяем в незнакомом классе по занимаемым должностям). А я возьму на себя роль секретаря.
Ребята, прежде всего нам нужно определить, в чём же всё-таки обвиняется компьютер? А судье я положу подсказки о том, как вести правильно заседание.
Судья: сегодня слушается дело о компьютере, обвиняется в причинении вреда здоровью человека.(слайд 6)
Прокурор. Сегодня мы судим компьютер, который обвиняется в причинении вреда человеческому здоровью на протяжении всей своей жизни. По статье 112 Уголовного Кодекса Российской Федерации за умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью человека наказать его лишением свободы сроком на 3 года. Ваша честь! (поворачивается к публике) Уважаемая публика и господин судья! Обвиняемый КОМПЬЮТЕР влез почти в каждый дом! Он занимается вовлечением в банду своих фанатов все большего количества людей различного возраста и социального положения! Влез во все области делопроизводства, опутал игровой паутиной весь мир! С его помощью совершается множество преступлений. Свидетели обвинения постараются доказать его вину.(подсказки мы можем увидеть на слайдах)
Судья. Теперь переходим к заслушиванию свидетелей обвинения и защиты, в роли которых выступают почтеннейшие ученики нашего класса. Первое слово предоставляется свидетелю обвинения.
- Чего боятся ваши родители, когда вы занимаетесь за компьютером?
Свидетель обвинения: нагрузка на зрение
Страх, что ребенок испортит себе зрение, пожалуй, является самым главным страхом всех родителей. И, в общем-то, он обоснован. Недаром офтальмологи забили тревогу в связи с глобальной компьютеризацией и даже придумали специальный термин - «компьютерный зрительный синдром», который встречается практически у всех пользователей, как маленьких, так и больших.
Подобное заболевание крайне неприятно, оно предполагает появление ощущения усталости глаз, учащение моргания, чувство тяжести на веках или «песка» в глазах, покраснение глаз, ощущение пелены перед глазами. При ухудшении состояния может наблюдаться слезотечение, повышенная чувствительность к свету и даже раздвоение изображения. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения.
Свидетели защиты, что вы можете сказать в оправдание. Вы сами можете защитить своё зрение. Да. Что будете делать?
- Необходимо делать перерывы, не заниматься долго. А сколько? Не более 1,5 – 2 часов, делать гимнастику для глаз. Посмотрите и прочитайте памятку (слайд 7) (распечатать для всех)
Свидетель обвинения 2. неудобная поза ведёт к искривлению позвоночника
Работа за компьютером заставляет вас длительное время смотреть на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или работать мышью. В результате приходится долго сидеть в неподвижном состоянии, а это чревато появлением боли в мышцах шеи, спины, суставах кистей рук, головных болей.
Свидетели защиты, что вы можете сказать в оправдание. Вы сами можете защитить свой позвоночник Да. Что будете делать?
Для того, чтобы помочь уменьшить вредное влияние стесненной позы, следует сидеть в максимально удобном положении в максимально удобном кресле. Ваша спина должна сохранять ровное положение, ноги должны прочно опираться на пол, а голову следует держать ровно, а не выпячивать вперед, подобно черепахе, выглядывающей из своего панциря. Кроме того, ваше кресло должно быть твердым, но обеспечивать достаточную опору в области поясницы. Поэтому, самое важное в уменьшении нагрузки - это правильно подобранная мебель. И столы, и стулья, и прочие аксессуары должны быть специализированны, причем подобраны именно для детей.
Хороший стул снимает половину нагрузки. Специальный операторский стул на роликах, с регулируемой спинкой, без подлокотников и вращающийся вокруг своей оси позволяет ребенку изменять позу во время работы. Дети с удовольствием ерзают на таких стульях, а значит, их грудная клетка и позвоночник работают. Газовый патрон дает возможность регулировать высоту строго индивидуально, и это так же снимает утомление.
Стол должен быть только специализированным, со специальной выдвижной доской под клавиатуру. Дело в том, что когда ребенок пишет, рисует, работает мышкой или играет, ему нужен высокий стол. Для печатания клавиатура должна быть расположена на 7-10 см. ниже. Выдвижная доска позволяет соблюсти все требования, и плюс к тому заставляет ребенка периодически изменять позу.
Посмотрите и прочитайте памятку (слайд 8) (распечатать для всех)
Свидетель обвинения 3. психическая нагрузка
Психологи утверждают, что компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития детей. У, так называемого, компьютерного поколения хуже работают некоторые виды памяти, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.
Они имеют большие трудности в общении, не уверены в себе, закомплексованны и застенчивы. Одновременно они культивируют в себе неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, самоизоляцию, потерю всяких привычных ценностей, потерю внутренних ориентиров, наплевательское отношение к близким.
К сожалению, это далеко не полный список психических проблем, возникающих у детей от долгого общения с компьютером. Влияя на эмоциональный уровень ребенка, это техническое новшество также может стать причиной повышенной агрессивности ребенка или даже вспышки насилия. Кроме того, дети перестают фантазировать, не думают самостоятельно.
Компьютерная зависимость – проблема, с которой пытаются бороться во всем мире. Дети и взрослые играют в компьютерные и телефонные игры, посещают интернет-кафе, игровые клубы. Производство игр для компьютеров и мобильных телефонов – это мощная индустрия, и, к сожалению, наши дети неизбежно попадают в ее сети.
Свидетели защиты, что вы можете сказать в оправдание. Вы сами можете защитить своё психическое здоровье. Да. Что будете делать?
Третий по важности фактор - это психическая нагрузка. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. Эта область весьма мало изученная, поскольку современная мультимедиа-техника появилась лишь недавно. И все же можно психическую нагрузку уменьшить.
Во-первых, в работе следует делать перерывы. На уроке за этим следит учитель, дома на компьютере можно установить программу-таймер. Каждые 30 минут - перерыв на 15 минут, для взрослого - 10 минут. Во время перерыва необходимо делать упражнения для зрения и на расслабление, описанные в самом конце рекомендаций.
Во-вторых, следует внимательно следить за содержательной стороной игр, в которые играет ребенок, и какие сайты он посещает. Хотя в общественном сознании укоренилась мысль о том, что самое вредное в компьютере - это излучения, на самом деле воздействие на психику
Свидетель обвинения 4.игромания
Что такое «игромания»? Игромания – это психологическая зависимость человека от компьютерных игр (как, впрочем, и от других), которая влияет на его физическое и психическое здоровье. Игроманы постоянно находятся в состоянии тревоги, часто бывают агрессивными, особенно если что-то или кто-то мешает им заняться «любимым» делом, то есть игрой. Выигрывая, они находятся в состоянии эйфории, которое очень скоро сменяется тревогой: нужно снова сыграть, чтобы получить энергетическую «подпитку». Игроманы могут проводить за компьютером все свое свободное время (иногда по 10 часов в день), перестают интересоваться всем, что не имеет отношения к игре. Из-за этого начинают рушиться отношения с близкими, друзьями, одноклассниками, коллегами. Подросток «уходит» в виртуальные, придуманные миры, в которых сам является выдуманным персонажем
Свидетели защиты, что вы можете сказать в оправдание
5. компьютерная зависимость
6 проблемы в общении
Учитель: Ребята, мы сейчас говорили о вреде компьютера, но в ходе заседания вы сами сказали, что нужно делать, чтобы компьютер не был врагом.
Соблюдать общепринятые нормы.(см памятку слайд 9)
Таким образом:
Для снижения утомляемости глаз:
использовать хороший монотор, учитывать его положение и расстояние от глаз до дисплея (45-60 см);
чтобы избавиться от бликов на экpане от дополнительных источников света они должны использоваться только для подсветки документов. Естественный свет должен падать сбоку (слева).
вpемя непpеpывной pаботы с монитором: для взpослого - 2 часа; для pебенка - 30 минут; пеpеpыв - не менее 15 минут
ограничение времени игры в игры и работы в Интернете (самое вредное для зрения);
2. Снижение физического утомления (стесненной позы):
специальный компьютерный стул на газпатроне, без подлокотников;
специальный компьютерный стол с выдвижной доской под клавиатуру.
3. Снижение психического напряжения:
ограничение времени игры-стрелялок и работы в Интернете;
регулярные перерывы по 15 минут через каждые 30 минут.
Также не стоит забывать о проветривании помещения, где находится копьютер
Свидетели защиты, что вы ещё можете сказать в защиту вашего друга?
1. Компьютер, оборудованный средствами мультимедиа способен с довольно высоким качеством воспроизводить, записывать и обрабатывать музыку и видео, в том числе и с обычных аудио- и видеодисков, принимать и записывать радио- и телевизионные программы, служить мольбертом художника и партитурным листом композитора, а также работать с фотографиями. Современные программы позволяют делать это человеку, совершенно незнакомому с программированием.
Телефон, музыкальный и видеоцентр, пишущая машинка, видеоприставка, записная книжка, справочник, энциклопедия - это лишь малая часть функций, которые способен выполнять компьютер
2. Однако, пожалуй, самое главное достоинство современного компьютера - то, что он является средством связи. Приобретя модем и включив компьютер в телефонную розетку, вы можете связаться с любым другим компьютер с модемом в любой части света, обменяться программами, текстами или поиграть в сетевые игры и даже поговорить "вживую", если у вас и вашего абонента компьютер оборудован микрофоном. Можно использовать компьютер как факс и автоответчик. Наконец, перед вами может открыться самое колоссальное на Земле хранилище информации - Интернет.
3. Многие ученые уверены, что компьютер приносит пользу и только положительно влияет на умственное развитие детей, приводя в пример расширяющиеся возможности компьютера для обучения (в том числе, и в процессе различных игр, например, игр-стратегий).
4. Более того, с помощью компьютерных технологий, и, в первую очередь, Интернета, снимается различие между центром и провинцией – современные обучающие технологии, доступ к информации становится доступной любому пользователю, вне зависимости от того, живет ли он в Москве, Лондоне или маленьком городе.
5. Создано и создается множество специальных обучающих программ – для дошкольников, школьников, студентов. Замечено, что многими навыками, например, счета, чтения, чтения географических карт, с помощью компьютера дети овладевают быстрее, и нередко лучше, чем при обычном обучении. А это огромный плюс.
6. Компьютеры уже давно используются в медицине. Многие современные методы диагностики базируются на компьютерных технологиях. Такие способы обследования, как УЗИ или компьютерная томография, вообще немыслимы без компьютера. Но и в более "старые" методы обследования и диагностики компьютеры вторгаются все более активно. Кардиограмма и анализы крови, исследование глазного дна и состояния зубов... - трудно сейчас найти область медицины, в которой компьютеры не применялись бы все более и более активно.
Слово прокурору:
Слово адвокату: Мы судим Комп за его недостатки, а у кого же из нас нет этих недостатков? Они есть у всех. Обвинение утверждает, что мой подзащитный намеренно совершает преступление, в котором его сейчас обвинят. Конечно же, нет, кто виноват в том, что он вредит человеческому здоровью, конечно же, сам человек...
Мы выслушали много свидетелей, обвиняющих моего подзащитного, а что конкретно сделал каждый свидетель для сохранения своего здоровья? Ничего, ... а могли бы следить за положением клавиатуры, делать разминки для глаз и физкультминутки для спины, следить за своей осанкой, за расположением коврика для мышки и все было бы прекрасно. Зачем сейчас обвинять в своих же ошибках кого-то другого? Да, долго сидеть за компьютером вредно, но зачем проводить около него весь день. Компьютер это не игрушка, а очень нужная и полезная вещь и надо обращаться с ним соответствующим образом. А если уж говорить о преимуществе его перед человеком, то оно очень велико: скажите, какой человек может работать круглосуточно, какой человек может работать так же быстро, как и компьютер, содержание компьютера обходится во много раз дешевле, чем человека, результаты работы человека непредсказуемы, он может ошибаться, а вероятность ошибки компьютера на много меньше, человек не может работать долго - через 80 лет его уже надо менять. Получается, что у человека не меньше недостатков, давайте его тоже осудим за это. Поймите же, все человечество сегодня и держится на компьютерах и в них наше будущее. У меня все, спасибо
Компьютер, как всякий предмет обихода, может быть и полезным, и вредным для ребенка. Но то же самое можно сказать почти о любой другой вещи, даже о самой, внешне безобидной, детской игрушке. Просто во всем нужно знать меру, а также следовать нехитрым, но действенным рекомендациям.
Судья: Принимайте решение для всего класса, вы выслушали и слова обвинения, и слова защиты, сделайте свой выбор.
Прошу садиться. После долгого совещания суд решил. Признать Компа Эвэмовича виновным в совершении преступления и по статье 112 Уголовного Кодекса Российской Федерации за умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью человека наказать его лишением свободы сроком в 3 года, но учитывая все его заслуги, суд постановляет отбывание этого срока условно со следующими оговорками:
1. Разрешается работать непрерывно за компьютером
• учащимся 5-го класса - 15 минут;
• учащимся 6-8-х классов - 20 минут;
• учащимся 8-9-х классов - 25 минут;
• учащимся 10-11-х классов - 30 минут.
2. Для 5-9-х классов не более одного занятия в день, для 10-11-х - не более двух.
Проводить комплекс упражнений для глаз через 20 -25 минут. Для 10-11-х классов в перерыве между уроками информатики необходима физкультурная пауза. На этом заседание закрыто.
Степаненко Валентина Ивановна