Классный час «Что такое дружба?»
Сценарий внеурочного занятия "Что такое дружба?»
Цель: формировать у детей духовно - нравственные качества личности (доброту, милосердие, сочувствие, взаимопонимание)
Планируемый результат: задуматься о том, кто такие настоящие друзья и какими качествами должен обладать настоящий друг.
Познавательные УУД:
Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями о том, что такое дружба и что значит «настоящий друг».
Слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах заданий.
РегулятивныеУУД:
Формировать умение ставить цель, удерживать ее и планировать шаги для ее достижения.
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и сличать способ действия и его результат с заданным эталоном.
Коммуникативные УУД
- формулировать собственное мнение, позицию
- уметь общаться, слушать и слышать друг друга
- формулировать собственное мнение и аргументировать свою позицию
- уметь работать в сотрудничестве, предлагать помощь.
Личностные УУД:
Учащиеся приобретают опыт внимательного отношения к окружающим людям.
Материал и оборудование: фонограммы песен «Дружба –это не работа» и «Дорога добра», закладки-памятки «Правила дружбы», цветные карандаши, белые листочки в виде сердечек, изображение дерева на плакате.
Ход мероприятия:
Ι. Мотивация. Эмоциональный настрой. Постановка темы и цели занятия.
“Встреча друзей».
-Ребята, сегодня на классный час к нам пришли гости.
- Мы рады гостям, ведь правда.
В нашем классе все друзья.
Вы и мы, и ты и я.
Повернись к тому, кто слева,
Повернись к тому, кто справа.
Мы одна семья.
Руку дай тому, кто слева,
Руку дай тому, кто справа,
Улыбнись тому, кто слева,
Улыбнись тому, кто справа,
Обними, того кто слева,
Обними, того кто справа,
Мы одна семья.
2. Постановка темы классного часа.
- Сегодня у нас интересная и серьезная тема, а чтобы определить название темы, разгадайте кроссворд.
Вопросы:
1. Много рук, а нога одна. (дерево)
2. От солнца с дождём мы дождались подарка:
Играет в лучах многоцветная арка. (радуга)
3. На лице цветёт,
От радости растёт. (улыбка)
4. Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу.
Летом и весной жужжу. (жук)
5. Два братца не могут расстаться,
Ночью к порогу, утром в дорогу. (ботинки)
6. Берегись болезнь любая:
Грипп, ангина и бронхит.
Всех на бой вас вызывает
Славный доктор ....(Айболит)
д |
е |
р |
е |
в |
о |
|
р |
а |
д |
у |
г |
а |
|
у |
л |
ы |
б |
к |
а |
|
ж |
у |
к |
|
|
|
|
б |
о |
т |
и |
н |
к |
и |
а |
й |
б |
о |
л |
и |
т |
- О чём будет наш сегодняшний разговор? ( о дружбе)
3.Мозговой штурм «Дружба – это…»
Подумайте над вопросом : – Что такое дружба?
-И зачем она нужна людям?
- Вот какое определение слову «дружба» предлагает С.И.Ожегов в Толковом словаре русского языка. ДРУЖБА - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (С. И. Ожегов Толковый словарь русского языка)
4. Сообщение темы классного часа.
- Тема классного часа «Что такое дружба?».
- На занятии мы должны ответить на следующие вопросы:
Что такое дружба?
Кто такой настоящий друг?
Есть ли определённые законы дружбы?
5. Обсуждение основных вопросов классного часа.
1) Знакомство с понятием «дружба».
Чтение и обсуждение стихотворения.
-Послушайте, как о дружбе пишут поэты.
« Что такое дружба?»
Спросила я у птицы.
-Это, когда коршун
Летит рядом с синицей.
Спросила я у зверя:
« Что такое дружба?»
- Это, когда зайцу
Лисицы бояться не нужно.
А после спросила я у девочки:
« Дружба что такое?»
- Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это, когда ребята все сразу,
Вместе играют.
Это, когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!
Вопросы для обсуждения:
-А считаете ли вы что дружить должны все на свете?
- А кто это все на свете?
- Почему должны дружить все на свете?
-Действительно, как сказал древний философ Цицерон «Без истинной дружбы жизнь - ничто».
Упражнение «Расшифруй слово».
- Расшифруем слово «дружба» необычным способом. Используя каждую букву, назвать слова, объясняющие, что такое дружба… (Каждой группе выдаётся по одной букве.)
Д – доверие, доброта, доброжелательность
Р - радость
У – уважение, ум, уверенность
Ж – жизнь, желание
Б – борьба, благодушие
А – активность, аккуратность
- Человек счастлив по-настоящему только тогда, когда у него есть друг, с которым он может поделиться самым сокровенным, рассказать о своих печалях и горестях.
Чтение и обсуждение притчи о дружбе.
- Послушайте притчу о дружбе.
Как-то два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: “Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину”. Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул и его друг его спас. Когда он пришел в себя, то высек на камне: “Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь”. Первый спросил его: – Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? И друг ответил: – Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло...
Обсуждение притчи:
– О чем эта притча, чему она учит нас?
– Да, действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг. Народная мудрость гласит: «Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой».
2).Знакомство с понятием настоящий друг..
- Кто же такой друг? Какими качествами должен обладать настоящий друг?
- Перед вами перечень качеств человека, вам надо определить, какие качества можно отнести к настоящему другу, а какие – нет.
Выберите качества настоящего друга из тех которые лежат у вас на парте.
Добрый, строгий, трудолюбивый, вежливый, честный, ленивый, щедрый,, внимательный, заботливый, преданный, умеющий хранить секреты, отзывчивый, трусливый, жадный, хорошо учится, терпеливый, льстивый ,ленивый, строгий, общительный, бескорыстный. 8.
Инсценирование стихотворения.
а) «Все живут не тужат…»
Все живут, не тужат, а со мной не дружат,
Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной».
Есть разряд у Ильиной и девчонок свита,
Подружусь я с Ильиной - стану знаменитой!
Все пятерки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: «Дружи со мной! Подружись xoть на день!
Будешь ты меня спасать - дашь контрольную списать».
А девчонка на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени уговаривать подруг.
Напишу я объявленье: «Срочно требуется друг!»
Вопросы для обсуждения:
-Почему с девочкой никто не хотел дружить?
-Что бы вы ей посоветовали
-Можно ли заставить насильно дружить? (ответы детей)
- Так какой же он, настоящий друг?
1. Настоящие друзья всегда рады вашим успехам
2. Настоящие друзья никогда не соперничают
3. Настоящие друзья всегда должны оставаться честными по отношению друг к другу
4. Настоящие друзья не навязчивы
5. Настоящие друзья всегда готовы прийти на помощь
6. Настоящие друзья умеют слушать
7. Настоящие друзья принимают вас таким, какой вы есть
- Вот теперь вы смогли убедиться, сколько нужно воспитать в себе качеств, чтобы научиться стать настоящим другом.
3.) Составление законов дружбы
- Ребята! Как вы думаете, есть ли определенные правила или законы дружбы?
- Мы с вами выяснили, что такое дружба, что значит дружить, кто такой настоящий друг, а сейчас давайте все вместе попробуем сформулировать законы дружбы.
Обучающиеся делятся на группы, вырабатывают законы дружбы.
Законы дружбы:
Уступай другу
Не завидуй другу, умей радоваться его успехам
Помогай другу, если он что-то не умеет делать – научи его
Истинная дружба бескорыстна
Будь вежлив со своим другом, не давай ему прозвищ и кличек
Если друг в чём-то не прав, скажи ему сразу об этом
Останови друга, если он делает что-то плохое
Береги своего друга
- Я надеюсь, что мы теперь будем более внимательно относиться друг к другу. Будем стараться выполнять законы дружбы. Эти законы я предлагаю вам поместить в классном уголке.
- Если хочешь иметь хорошего друга, старайся сам стать лучше. Будь добрым, справедливым, честным, смелым
6. Работа с пословицами.
О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты и писатели и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например , философ Сократ говорил так : «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы»
Пословицы недаром молвятся:
Без них прожить никак нельзя,
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья…
На столе у вас лежат конверты. В них слова, нужно из слов составить пословицы. (Дети читают пословицы , которые у них получились).
Без друга на душе вьюга.
Старый друг – лучше новых двух.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Без друга в жизни туго.
Дерево держится корнями, а человек друзьями.
Если дружба велика, будет Родина крепка!
Дружба как стекло: разобьёшь – не склеишь.
Вы тоже выучили стихотворение о дружбе. Давайте послушаем:
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
2.Дружба — это если друг твой болен
И не может в школу приходить, —
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
3.Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот.
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год...
4.Если друг твой что-то, к сожаленью.
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
5.Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг.
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
6.Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.
7.Дружба - это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба — это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.
7. Ситуация.
- Сегодня на классном часе я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Лиза (учитель показывает куклу, вырезанную из бумаги). Сейчас мы ее начнем обижать. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь друг на друга. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить Лизе что-то обидное, мы будем причинять ей боль, загибая край бумаги. (Ученики выполняют работу, и кукла по кругу доходит до учителя).
- Посмотрите на Лизу, изменилась ли она? Такая ли она, как была в начале занятия? Что в ней изменилось и почему?
- Я думаю, что мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (Ученики предлагают варианты решений: пожалеть куклу, сказать что-то приятное).
- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.
- Ребята, а сейчас посмотрите на Лизу, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале урока? Нет. Почему?
- Почему мы дольше помним обиды?
Вывод: боль остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты
не могут ее разгладить. - Нравиться ли нам, когда нас обижают?
9.Синквейн А сейчас давайте с вами составим Синквейн.
-о чем мы сегодня говорили на классном часе…
1)1 существительное, отражающее главную идею;
2)2 прилагательных, описывающее главную мысль;
3)3 глагола, описывающие действия в рамках темы;
4)фраза из 4 слов , показывающая отношение к теме;
5)синоним существительное, отражающее сущность темы;
Дружба
Крепкая, настоящая
Давать, брать, делиться тайной
Друг всегда тебя выручит
Мир, согласие.
Итак, мы сегодня очень много говорили о дружбе , друзьях.
9.Рефлексия.
- А каких друзей вам бы хотелось иметь?
- А сейчас поднимите свои руки. Посмотрите на свои ладошки, они у всех разные. На партах у вас лежат ладошки из бумаги. Раскрасьте их вашими любимыми цветами.
(звучит песня «Если с другом вышел в путь»)
Ладошки у всех получились разные, потому что вы все отличаетесь друг от
друга. Давайте прикрепим их на доске по кругу. Что получилось? Солнышко,
цветочек. Посмотрите: по отдельности вы все – лучики, лепесточки, а вместе –
солнышко, цветочек, которые дарят нам радость и тепло.
- Давайте встанем в круг. Возьмёмся за руки и передадим тепло наших сердец, доброту, хорошее настроение друг другу. И никогда не будем ссориться. Мне очень хочется, чтобы те зёрнышки дружбы и добра, которые мы с вами посеяли, упали в плодородную почву и в дальнейшем проросли, дали свои плоды, а вы, ребята, остались такими же дружными, добрыми, отзывчивыми, верными друзьями, чтобы в любую минуту, если понадобится вы пришли на помощь другу.
Если мы будем заботиться друг о друге, наши зёрнышки обязательно превратятся в то солнце добра, которое сделает и мир наш добрее, и каждого из нас - милосерднее и щедрее.
Песня «Дорога добра».