Классный час «Что такое дружба?»
Классный час: « Что такое дружба?».
Цель: Формировать представления о нравственных нормах дружбы и стремлении следовать им в коллективе.
Задачи:
1.Расширить знания детей о взаимоотношениях людей, о дружбе.
2. Развивать речь и мышление учащихся.
3.Способствовать формированию нравственных качеств: умение
дружить, беречь дружбу.
Материалы и оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки с пословицами, карточки с именами сказочных героев, распечатка основных законов дружбы на каждого ученика, большое и маленькие сердца, журавлики, выполненные в технике оригами учениками заранее, выставка книг о дружбе.
Форма проведения, участники:
классный час для учащихся 3 классов
Ход мероприятия.
Что такое дружба?
PPTX / 54.18 Мб
Звучит песня «Дружба» . Поэт и композитор Татьяна Хитмейкер.(Слайд №2)
Учитель. Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема клубного часа. А о чём мы будем говорить, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд. Подсказка: к этому слову подходят определения «крепкая», «долгая», «настоящая». (Слайд 2)
Вопросы:
Отзывчивость, благожелательность, стремление помогать людям. (Доброта).
Так называют человека высоконравственного, самоотверженного, честного и открытого. (Благородный).
Умение разумно решать разные сложные вопросы, давать нужные советы. (Мудрость).
Это свойство души можно увидеть во взгляде любящего человека, услышать в его голосе. ( Нежность).
Так называют экономного человека. (Бережливый).
Этим словом называют человека исполнительного, соблюдающего порядок, выполняющего всё старательно и точно. (Аккуратный).
Учитель. Какое же слово получилось? (Дружба). И тема наша «Что такое дружба?». (Слайд 3)
- Сегодня будем обсуждать несколько серьёзных вопросов: Как вы понимаете слово «дружба»? Кто такой друг? Что значит дружить?
- Какое прекрасное слово «дружба». Произнесите это слово. Что вам вспоминается?
Ученики:
– вспоминаю своего друга, с которым интересно играть, читать новую книгу.
– вспоминаю подругу, с которой можно посекретничать.
–вспоминаю весёлых героев мультфильмов.
Учитель. Когда люди дружат, они хотят быть вместе, они интересуют друг друга, доверяют друг другу. Настоящие друзья понимают тебя и уважают твои интересы.
Итак, что же такое дружба? ДРУЖБА – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Такое объяснение дано слову «дружба» в словаре Ожегова. (Слайд 4)
О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и учёные, и философы. Вот что сказал древний философ Сократ:
«Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». (Слайд 5)
А вот как понимает слово «дружба» ваш ровесник.
Стихотворение «Дружба». (дети читают стихотворение)
– Что такое дружба? –
Спросила я у птицы.
– Это когда коршун
Летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя:
– Что такое дружба?
– Это когда зайцу
Лисы бояться не нужно.
А после спросила у девочки:
–Дружба – что такое?
– Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют.
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!
Учитель. Ребята, а кого мы можем назвать другом?
Ученики:
– Друг – это интересная книга, которую читаешь.
– Друг – это мама, которая поможет в трудную минуту.
–Друг – это учитель, который помогает заглянуть в тайны знаний.
– Друзья – это игрушки, которые выслушивают меня, когда мне плохо.
– Друг – это мой непослушный щенок.
– Друг – это мой товарищ.
Учитель. Заглянем в словарь Ожегова. ДРУГ – человек, который связан с кем-нибудь дружбой; сторонник, защитник кого-нибудь. (Слайд 6)
Стихотворение Б.Заходера «Мы– друзья». (Инсценировка)
С виду мы
Не очень схожи:
Петька – толстый,
Я – худой.
Не похожи мы, а всё же
Нас не разольёшь водой!
Дело в том,
Что он и я–
Закадычные друзья!
Всё мы делаем вдвоём.
Даже вместе…
Отстаём!
Дружба дружбою,
Однако и у нас случилась драка.
Был, конечно, важный повод.
Очень важный повод был!
– Помнишь , Петя?
– Что-то, Вова, позабыл!
– И я забыл…
Ну, неважно! Дрались честно,
Как положено друзьям:
Я как стукну!
– Я как тресну!
– Он как даст!
– А я как дам!..
Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду–
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим – что за чудо?
С нас ручьём бежит вода!
Это Вовкина сестра
Облила нас из ведра!
С нас вода ручьями льётся,
А она ещё смеется:
– Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!
Учитель. Я думаю, что эти мальчики ещё маленькие и не совсем понимают, что такое дружба, но у них одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры. И со временем их дружба станет настоящей, крепкой, верной и долгой.
- Подберите синонимы к слову «друг». (Приятель, товарищ).
Как вы думаете, есть ли между ними разница?
Вывод: Все эти понятия близки, почти тождественны. Слово «товарищ» первоначально означало «компаньон, участник совместных дел». И поэтому от обычного приятельства дружба отличается таким тяготением души к душе другого человека, которое побуждает сопереживать не только приятное, но и наоборот. Приятелей много, а друг может быть один.
Ребята, а у вас есть друзья? Поднимите руки. А вы можете объяснить почему свои отношения называете дружбой? (Высказывания уч-ся.):
– Истинный друг не только тот, кто поможет в беде, а тот, кто искренне порадуется в светлые минуты жизни.
– Настоящий друг – это человек, которому можно доверить все свои проблемы. Настоящий друг становиться тебе близким родственником. У меня есть подруги. Мы часто говорим, что вместе мы – сила!
Учитель. Какое надёжное и ёмкое слово… ДРУЖБА! Дружить можно со всеми и с кем-то одним, но всё-таки самая главная дружба начинается в семье. Ведь семья – это начало нашей жизни, мы здесь родились, растём, взрослеем. Недаром одна из пословиц гласит: нет лучше дружка, чем родная матушка. Как вы её понимаете? А какие ещё пословицы о дружбе вы знаете?
- Поиграем в игру «Найди конец пословицы». (Приложение №1)
(Слайд 7)
1. Не имей сто рублей, а имей… сто друзей.
2. Человек без друзей, что … дерево без корней.
3. Друга ищи, а найдёшь… береги.
4. Дерево живёт корнями, а человек… друзьями.
5. Дружба не гриб, в лесу… не найдёшь.
6. Друг лучше старый, а платье… новое.
Учитель. А сколько книг о дружбе и друзьях написано! (Слайд 8)
(Обзор выставки книг «Книга – близкий товарищ, друг».) Читая эти книги , вы приобретаете себе настоящих друзей – литературных героев, стараетесь быть похожими на них.
- Давайте поиграем в игру «Найди друга». (Приложение №2)
(Слайд 9-16)
На цветах написаны имена, вы должны найти друга, встать парами, назвать автора и произведение, из которого пришли эти друзья.
Малыш – Карлсон (Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»)
Кай – Герда (Г.Х. Андерсен «Снежная королева»)
Лиса Алиса – Кот Базилио (А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»)
Крокодил Гена – Чебурашка (Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»
Буратино – Мальвина
Винни-Пух – Пятачок (А.А. Милн «Винни-Пух и все-все-все»).
Элли – Страшила (А. Волков «Волшебник Изумрудного города»)
Нильс – гусь Мартин( Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
Учитель. Ребята! Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. У вас на партах лежат памятки с основными законами. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями. (Слайд 17)
Основные законы дружбы.
1.Помогай другу в беде.
2. Умей с другом разделить радость.
3. Не смейся над недостатками друга.
4. Останови друга, если он делает что-то плохое.
5.Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.
6. Не обманывай друга.
7. Умей признать свои ошибки, помириться с другом.
8. Не предавай своего друга.
9. Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
Учитель. А теперь поиграем. (Слайд 18-26)
Вот эта ромашка – не просто цветок.
А ну-ка, скорей оторви лепесток.
На нём прочитаешь задание.
А ну-ка, проверь свои знания.
Вопросы:
Ты поймала золотую рыбку, но она выполнит только одно желание. Что ты выберешь?
–сходить в цирк.
– познакомиться с хорошим другом.
– купить красивую игрушку.
Друг пригласил тебя на день рождения. Как ты будешь выбирать подарок?
– что нравиться тебе.
– что нравиться ему.
–что предложат родители.
3.Ты играешь с другом на улице, но мама зовёт домой. Как ты поступишь?
– сделаешь вид, что не услышал маму.
– пойдёшь домой, ничего не объяснив другу.
– пойдёшь домой, объяснив всё другу.
4.Друга вызвали к доске решать задачу, а у него не получается.
– ты будешь ему подсказывать.
– поможешь разобраться после урока.
–ничего не предпримешь.
5. Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Как ты поступишь?
– не обратишь внимания
– объяснишь, что так говорить нельзя
–расскажешь всё учителю
6.Твой друг сделал что-то плохое, а наказывают тебя. Твои действия.
–убедишь друга, что он должен сказать правду
– будешь оправдываться, говорить что это не ты
– возьмёшь вину на себя
7.Твой друг стал получать плохие отметки, и родители запрещают тебе с ним дружить. Твои действия.
– не послушаю родителей
– окажешь ему помощь и будешь с ним дружить
–не будешь с ним дружить
8.Твой друг предлагает прогулять уроки. Твои действия.
– соглашаешься и прогуливаешь уроки вместе с ним
– уговариваешь друга идти в школу
– идёшь в школу один
Учитель. Один из законов гласит « Умей с другом разделить радость». А радость нам может доставить и доброе слово, и знак внимания. Давайте поиграем в игру. Вы берётесь за руки и по очереди говорите соседу что-нибудь приятное. Знаками внимания могут быть личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т.п. В ответ говорите : «Спасибо» и подкрепляете ещё одной похвалой в свой адрес: «А ещё я думаю, что я…»
Учитель. Посмотрите, какое большое сердце изображено на плакате. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое, а волшебное. В это сердце- кармашек вы опустите сейчас своё маленькое сердечко с пожеланиями – себе, классу, другу, учителю. Мы их откроем в конце года, по окончанию 4 класса.
Звучит музыка, ребята выполняют задание.
Учитель.Вот и подошёл к концу наш клубный час. О чём он был?
Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить.
То любое желанье исполнится!
Древняя японская легенда гласит, что если сложить из бумаги тысячу журавликов, то исполнится любое желание. Но секрет этой легенды состоит в том, чтобы подарить фигурки окружающим и получить в ответ тысячу улыбок. Тогда появятся новые друзья, а с их помощью действительно и желания часто исполняются! Так пусть же наши дорогие гости станут нам добрыми друзьями.
Вручение журавликов.
Рефлексия.
Звучит песня «Дружба», поэт и композитор Татьяна Хитмейкер, исполнитель группа «Барбарики». (Слайд №27)
Дети на доску прикрепляют ромашку-смайлик, соответствующую своему настроению. (Приложение № 3)
Приложение №3
DOCX / 167.91 Кб
Список использованной литературы
Н.А. Горбунова «Воспитательная работа в 3 классе», ООО «Экстремум», 2004-314с.
И.В. Персидская и др. «Классные часы в 1-4 классах», Волгоград: Учитель,2007.- 204с.
Н.Ф. Дик «Классные часы в 3-4 классах (Серия «Сердце отдаю детям»).Изд.2-е.– Ростов н/Д:изд–во «Феникс»,2003.– 416с.
Лещёва Светлана Николаевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Фарион Екатерина Михайловна