Классный час «Что такое дружба» (5–6 класс)
Тема: «Что такое дружба».
Цели: выявить представления детей о том,
что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
расширить знания о взаимоотношениях людей, о дружбе;
обсудить, чем дружба отличается от товарищества;
рассмотреть различные ситуации и сделать выводы;
Ход занятия.
Учитель: Здравствуйте. Сегодня ,ребята, мы поговорим о дружбе.
-О чём здесь может идти речь?( высказывания ребят)
Во все времена и у всех народов высоко ценилась дружба, верность и преданность.
«Кто не ищет дружбы с близким, тот себе заклятый враг», - писал в 12 веке Шота Руставели. Нет народа, у которого не было бы легенд и пословиц о дружбе.
Ребятам предлагается вспомнить пословицы. Уч-ся делятся на 2 группы. Пословицы написаны на карточках. Одной группе даётся начало пословицы, а другой конец. Их нужно соединить.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Сам погибай, а товарища выручай.
Кто старых друзей забывает, тот новых не наживает.
Без беды друга не узнаешь.
Недруг поддакивает, а друг спорит.
Друзья прямые – братья родные.
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
Беседа. Вопросы для обсуждения:
Что такое дружба и чем она отличается от товарищества?
Как рождается настоящая дружба?
Какими качествами должен обладать настоящий друг?
Есть ли у вас друг? На чём основана ваша дружба?
Учитель: По своему происхождению слово «дружба» тесно связано с такими понятиями, как родственная близость, - выражение «друзья и братья» некогда звучало буквально. Дружба предполагает взаимную помощь и эмоциональную близость, т.е. сходство чувств, восприятий окружающего и отношения к нему: недаром близкого друга называют собственным, т.е другим я.
Вот как об этом сказал великий писатель прошлого В.Шекспир:
«Настоящий друг везде
Верен, в счастье и беде:
Грусть твоя его тревожит.
Ты не спишь – он спать не может.
И во всём, без дальних слов.
Он помочь тебе готов» .
-Согласны ли вы с писателем?
-Как вы считаете, почему знаменитый философ Вольтер считал, что «глаза дружбы редко ошибаются»? (мнения ребят).
Учитель: Послушайте приведенные ниже определения друга, выберите то, с которым вы согласны. Докажите свою точку зрения.
Друг – это тот, кого нам вечно не хватает.
Друг – это тот, кто встанет вместо меня.
Друг- это тот, к кому можно ворваться даже в двенадцать ночи и сказать :»Мне больно».
Друг –это тот, кто может сказать правду, не боясь быть отвергнутым после этого.
Учитель: Друг встанет к тебе лицом, даже если все отвернутся от тебя. Друг просто придёт и скажет: «Не вешай нос». И улыбнётся, и похлопает тебя по плечу. Ведь он всё понимает, всё видит, он верит в тебя. Это тот человек, от светлого сердца которого и день становится не таким хмурым, и прохожие – не такими равнодушными, и неудачи – не такими большими и неисправимыми, и сам ты не таким потерянным и скучным. Друг – кто хочет, чтоб ты был лучше его.
- Как вы считаете, с чего может завязаться дружба в классе и друг с другом.? (мнения детей)
Учитель: Верно, дружба начинается с улыбки. Почему? В улыбке проявляется расположение человека, его доверие к другому, а именно с этого и начинаются дружеские отношения!
Также дружба может завязаться с совместной деятельности, общих переживаний, взаимности, щедрой отдачи себя. Ведь каждый человек испытывает желание быть нужным другим, замеченным или ощутить потребность в себе. А это исток дружбы. Известный педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Потребность в человеке рождается с желанием найти для себя в другом человеке источник радости, отдавая что-то своё».
Потребность в человеке, ведь это именно то, с чего начинаются поиски близкого тебе , понимающего тебя. А из этого следует, что в основе дружбы лежит понимание и не просто, а сочувствующее понимание. (т.е. опирающееся на чувство) близкого человека, основанное на симпатии.
Обсуждение маленьких рассказов. Учащиеся делятся на 2 группы. Каждой группе даётся один и тот же рассказ..
«Трое».
Неуютный дождливый вечер. По пустынной дороге идут трое ребят. Идти им еще далеко, а попутных машин нет. Все устали и задумались. Но вот показалась машина. Ребята обрадовались, бросились к ней. Но там оказалось только одно свободное место. Как же быть? Это должна подсказать ребятам только дружба.
На лице высокого, спортивного вида парня явно читалось: «Меня, меня возьмите». О других он не думал. Среди них был невысокий, худенький мальчик, но он просил шофера: «Возьмите Сашу, он натер ногу». Сашей звали третьего мальчика. Он думал в это время: «Раз место одно – оно нам не нужно». И Саша решительно сказал: « Или всем ехать, или всем идти». Машина уехала.
Вопросы:
1) Какие взгляды на дружбу у каждого из них? Согласны ли вы с этими взглядами?
2) Как бы вы поступили в этой ситуации?
«Всегда вместе»
В классе знали, что Коля, Игорь и Гриша всегда вместе, сторонятся других. Маленькому, худенькому Грише нравилась Колина сила. Иногда Гриша завидовал другу в ловкости, когда тот забивал мяч в ворота. Ему же оставалось носить его портфель или другие вещи, беречь их. Забив несколько мячей в ворота, Коля торжествующе говорил: - Эй, ты, зевака, пошли домой! Коля шел обычно впереди, за ним плелся Гриша, неся в одной руке свой портфель, а в другой - Колин. Стоило Грише отказаться от роли носильщика, как тут же получал подзатыльник.
Игорь, наоборот, всегда после занятий торопился домой, чтобы помочь больной бабушке, подать ей обед, сходить в магазин и приготовить все к приходу мамы с работы. Однажды вечером друзья встретились на катке и затеяли разговор о соревнованиях по фигурному катанию. Горячее всех отстаивал свое мнение Игорь. При этом он даже оскорбил Гришу, который тут же ушел домой. А Коля за это ударил Игоря и сказал:
- Получай положенное.
Растерянный Игорь не мог понять, за что его ударили. Но Коля после этого сразу же ушел с катка. На следующий день Коля, как ни в чем не бывало, подошел на перемене к Игорю и дал ему в руки билет на новый фильм. - Держи, пойдем все втроем!.. Так и было, как этого хотел Коля.
Вопросы:
1) На чем основана дружба каждого из мальчиков?
2) Какое можно сделать предположение о дальнейшей дружбе мальчиков?
Послушайте притчу о дружбе.
Как-то два друга, много дней шли в пустыне.
Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его
друг, почувствовал боль, но ничего не сказал.
Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне
пощёчину».
Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в
котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не
утонул и его друг спас.
Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший
друг спас мне жизнь».
Первый спросил его:
– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне.
Почему?
И друг ответил:
– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы
ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы
должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.
Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.
Вопрос:
– О чем эта притча, чему она учит нас?
Учитель : Действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее,
что сделал для вас ваш друг.
Подведение итогов.
Ответим на вопрос: Что же такое дружба?
Дружба- это нравственное качество, которое заключается в умении сопереживать, жертвовать своими интересами ради друга, прийти всегда на помощь, не бросать в беде.
Литература.
Копилка классного руководителя, Лупоядова Л.Ю.Якимович И.Г., Брянск,2001
Этическая грамматика, Шемшурина А.И.
Уроки знаний, Касаткина Н.А. Издательство «Учитель»,2001.