Классный час «Чувашская вышивка»

4
0
Материал опубликован 25 January 2018 в группе


Классный час «Чувашская вышивка»

Цель :

-познакомить обучающихся с одним из видов чувашского прикладного искусства вышивкой, несложными узорами – орнаментальными швами.

Задачи:

-развивать интерес к народным традициям, языку, расширять словарный запас учащихся.

- воспитывать интерес и уважительное отношение к истории, культуре родного (чувашского) народа.

Подготовительная работа:

-проработать и подготовить вместе с детьми выступления,

- подобрать материалы для слайд – презентации.

- приготовить образцы вышивок.

«Музыка»: развивать эмоциональную отзывчивость, воспитывать любовь и интерес к чувашской музыке.


 

Ход занятия:

1 чтец. Знаете ли вы такой народ,
У которого сто тысяч слов,
У которого сто тысяч песен,
И сто тысяч вышивок цветет? (П. Хузангай)

Учитель. Дорогие ребята! Скажите, пожалуйста, про какой же народ здесь говорится? (про чувашский народ)

Учитель. Правильно, ведь Чувашию называют краем сто тысяч песен и сто тысяч вышивок.

Учитель. Ребята! Как вы думаете, о какой вышивке идет речь? (о чувашской вышивке)

Учитель. Молодцы! Речь идет о национальной чувашской вышивке и тема нашего мероприятия: «Чувашская вышивка».

Что же такое вышивка? Обратимся к толковому словарю.

Ученик1.Вышивка – это украшение ткани и других материалов способом шитья для получения разнообразных узоров. Она известна во всем мире. Узор – это цветной рисунок, в виде линии, фигуры.

Учитель. Чувашская вышивка связана с историей народа, истоки которой уходят в далекую глубь веков. Мастерицы знали большое количество швов и отлично владели техникой вышивания. На простом холсте льняными, шерстяными и шелковыми нитями создавали они свои неповторимые узоры, расшивая ими предметы убранства.

Игра -«На что похож узор?»

Дерево. (Дерево рода, жизни, мудрости).

Солнце. (Солнце, гармония, согласие).

Жилище. (Крыша, кров родного дома).

Человек. (,сила, здоровье, душевная красота).

Лошадь. Птица. (Трудолюбие).

Поле и зерно. (Поле, зерно, сеятель добра).

Дорога. (Жизненный путь, дорога).

Сердце. (Верность, единство, любовь).

Стрела. (Движение,).

Ученик 2. Чувашия славится неповторимой красотой национальной вышивки. В прошлом чуваши считали, что умелая рукодельница является и отличной хозяйкой, и хорошей работницей.

Учитель. Чувашские женщины с древнейших времен славились мастерством создания на тканях узоров невиданной красоты. По старинным обычаям, женщины обязательно должны были владеть секретами вышивки. В свободное время они украшали вышивкой одежду, предметы быта и обрядовые принадлежности. Опыт мастериц передавался из поколения в поколение. Став мастерицами, они готовили себе приданое, а выйдя замуж, обязаны были обеспечить семью всеми видами одежды.

(Показ слайдов под музыку)

Учитель. Старинный орнамент – это узоры в форме полос, крестиков, треугольников, ромбов, прямоугольников, зигзагов. Ведущим орнаментом в чувашской вышивке является знак Солнца, как источника жизни. Солнце вышивалось в различной форме: круга, крестика, квадратика, свастики, восьмиугольника.

Сегодня мы попробуем вышить этот знак.

Для изготовления нам понадобиться канва, иголка, нитки красного цвета для вышивки, ножницы.

Мы уже на прошлом занятии вышили на ткани рамку испрользуя контурный шов: “сиктерÿллĕ”(“вперед иголку”, “пунктир). 

Учитель. Чувашскую народную вышивку невозможно перепутать с вышитыми изделиями других народов. Это уникальная древняя двусторонняя вышивка, то есть лицевая и изнаночная стороны изделий ничем не отличаются друг от друга. Чувашская вышивка выполняется по счету нитей ткани, по клеткам. Обычно шьют в трех направлениях: по горизонтали, вертикали и наклонно, что приводит к геометрическому построению орнамента.

В основу вышивания древних мастериц лежали следующие цвета: красный, черный, зеленый и белый. Что же эти цвета означают?

5 ученик. Красный цвет древними чувашами считался как оберег от нечистой силы, злых духов, болезней и несчастий, а так же являлся символом огня, солнца, цветом жизни, любви и отваги. Этим цветом могли быть вышиты абсолютно все фигуры.

6 ученик. Белый цвет считался символом светлого дня, будущего, чистоты, правдивости, мудрости. Его использовали в качестве основного фона.

7 ученик. Черный цвет – цвет плодородия, земли, силы народа, счастья, служил для окантовки узора.

8 ученик. Зеленый цвет – символ красоты и зелени природы.

Учитель. Какой же цвет походит для вышивки солнца? (Красный)

Практическая работа.

Учитель. Мы уже умеем вышивать швом сайра чикĕм” (“шов за иголку) . Используя свои умения и навыки вам предстоит создать узор.

Заключительная часть

Учитель. Вышивка сегодня сохранилась как вид народного творчества. Сегодня вышитые изделия украшают интерьер квартиры или дома – это салфетки, дорожки на стол, занавески, скатерти, чайные и кофейные наборы.

Учитель. Дорогие ученики! Сегодня мы соприкоснулись к удивительному миру- миру вышивки чувашского народа. В чувашской вышивке отразилась красота и мудрость нашего народа.

Звучит музыка: чувашская народная песня «Илемле»

Литература:
1. . Кондратьева, Е.П, Григорьева, Л.М. Умелые руки найдут себе работу: дидактические материалы по технологии для 1 – 4 классов. – Чебоксары, 2008. – 64 с.
2. Димитриев В.Д. Чувашские исторические предания. - Чебоксары, 1998.

3.Сергеева Е. И. Учитесь вышивать по-чувашски [Текст] / Е. И. Сергеева. - Чебоксары : Новое время, 2007. - 75 с.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.