Рабочая программа кружка «Чувашская вышивка» (5–6 классы)
БОУ ЧР «Ибресинская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №1 от 30.08. 2016.
Утверждено приказом по школе
№52 от 01.09.2016.
Рабочая программа
Кружка «Чувашская вышивка»
2016-2017 учебный год.
Составитель программы
Учитель художественной росписи
Голубенко Е.В.
Рассмотрено на заседании ШМО
учителей трудового обучения
Протокол №1 от 29.08.2016.
Руководитель ШМО:
_______________ /Голубенко Е.В
Пояснительная записка
Общая характеристика кружка «Чувашская вышивка».
Народная художественная вышивка- яркое и неповторимое явление национальной культуры , изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством.
Данная область знаний развивает в личности ученика эстетическое восприятие мира, воспитывает художественный вкус, потребность в общении с прекрасным в жизни и в искусстве чувашского края. Обеспечивает определенный уровень знаний в сфере чувашской национальной культуры.
Содержание программы направлено на развитие художественно-творческих и практических способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к чувашской национальной вышивке. Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям, традициям родного края, к эстетическим и нравственным ценностям. Воспитание патриотизма, чувства гордости за богатую художественную культуру чувашского края. Одна из главных задач, стоящих перед работниками народного образования – задача улучшения трудового и эстетического воспитания подрастающего поколения. В решении этой задачи помогают занятия учащихся декоративно – прикладным искусством, где в активном творческом труде они учатся создавать красоту своими руками. Эти занятия формируют у детей эстетический вкус, дают технические знания, развивают трудовые умения и навыки.
Посредством данной программы учащиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных художников.
Цель программы: раскрытие и развитие творческих способностей и задатков, через овладение техникой чувашской вышивки .
Задачи:
художественно-творческие:
- развития творческих способностей;
- фантазии и воображения;
- образного мышления, используя игру цвета и фактуры;
- нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
технические:
- освоения практических приемов и навыков чувашской вышивки.
воспитательные:
- формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество;
- восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
- воспитывать любовь и уважение к народной вышивке, к национальному искусству.
коррекционные:
- развитие наблюдательности, фантазии,
- развитие пространственной ориентировки,
- развитие мелкой моторики;
- развитие художественно – творческих способностей;
- развитие художественного вкуса, творчества, самостоятельности в работе.
- формирование правильных эмоционально- социальных навыков в процессе творческой деятельности;
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Личностные результаты
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, многовековые традиции своего народа.
Формирование уважительного отношения к мнению окружающих, истории и культуре народов России.
Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личного смысла учения.
Развитие личной и самостоятельной ответственности за свои поступки.
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Развитие у воспитанников коммуникативных умений, мыслительной деятельности и общетрудовых навыков.
Осознавание возможностей самореализации.
Стремление к совершенствованию.
Формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха, неуспеха в учении.
Умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех.
Метапредметные результаты
Формирование способности принимать и сохранять поставленные цели и задачи учебной деятельности.
Формирование умения искать способы решения любых учебных проблем.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность.
Формировать умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников.
Формирование умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
Предметные результаты
Получение представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
Использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни.
Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных технологических и организационных задач.
Получение первоначальных профессиональных умений.
Применение приобретённых навыков и практических умений по вышивке изделий; усвоение санитарно-гигиенических правил и правил техники безопасности при выполнении различных практических работ.
Межпредметная интеграция занятий осуществляется с:
- Изобразительным искусством (зарисовка эскизов, прорисовка элементов, составление композиции, работа в цвете акварелью, гуашью);
- Информатикой (использование ПК и программных средств для показа образцов);
- Историей (история возникновения росписи, вышивки);
- Чувашским языком и культурой (изучение чувашского национального орнамента)
- Трудовым обучением ( работа с тканью, нитями).
- Письмом и развитием речи (обогащение словарного запаса, развитие речи);
Место предмета в учебном плане:
Кружок «Чувашская вышивка» рассчитан на 62 часа (2 часа в неделю) всего 31 неделя. Занятия проводятся с 1 октября по 25 мая. Программа кружка рассчитана на обучающихся 6-8 классов коррекционной школы 8 вида.
Освоение знаний:
-о чувашской национальной вышивке Чувашии
-о выдающихся мастерах современной чувашской вышивки, их творчестве;
-получить определенный уровень эрудиции по данному курсу.
Овладение умениями:
- практически изучить технику чувашской вышивки;
- изучить технику выполнения различных видов узоров в чувашской вышивке;
- различать вышивку по этнографическим группам;
- последовательности изготовления изделия в технике чувашской вышивки.
Понимание:
- национальной специфики чувашской вышивки как составной части многонациональной культуры России, более глубокое понимание великого национального достояния - Чувашского декоративного искусства;
Формирование:
- интереса к чувашскому декоративному искусству, к чувашской национальной вышивке, способности воспринимать ее исторические и национальные особенности;
- определять собственное отношение к произведениям народного декоративного искусства;
- осознавать свою культурную и национальную принадлежность;
- устойчивых навыков в технике выполнения элементов чувашской вышивки;
- навыков грамотного изготовления изделий, украшенных чувашской вышивкой.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения чувашской национальной вышивки ученик должен:
Знать-понимать
- историческое прошлое и настоящее декоративно-прикладного искусства Чувашского края.
- известных мастеров чувашской национальной вышивки.
- крупные музеи, в которых хранятся образцы чувашской вышивки;
- классификацию орнаментов по назначению и по способу выполнения;
- отличительные черты чувашской вышивки от других видов вышивок;
- уникальность чувашской национальной вышивки.
Уметь:
- узнавать изученные виды узоров;
- пользоваться различными источниками информации о чувашской вышивке;
- выполнять творческие задания ;
- ориентироваться в основных узорах;
- использовать для решения познавательных и практических задач различных источников информации , включая энциклопедии ,словари ,Интернет-ресурсы и другие базы данных
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях народного и современного искусства;
- самостоятельного художественного творчества.
Основное содержание.
1. Знакомство с историей чувашской национальной вышивки.
Чувашская вышивка в прошлом и настоящем.
Развитие чувашской национальной вышивки. Художник М. С. Спиридонов, изучавшией чувашскую вышивку. Современные мастера чувашской вышивки.
2. Техника выполнения чувашской вышивки. Виды швов.
Выполнение образцов простых стежков « сиктерулле, хаю(стебельчатый шов), «кукар- макар» (зигзаг). Изучение стежков « эрехле, вырасла тере» (редкий крест, русский крест). Изучение стежков « сайра шулам» (косой шов, косая стежка). Мережка « кистек» (кисточка), 2 в раскол». Зарисовка схемы орнаментальных швов. Выполнение образцов орнаментальных швов « Сенек юп» ( «вилочка» узор с вилами), « Салакайак ури» (воробьиные лапки. Выполнение швов « Сысна ури» ( « свиные ножки») , « юплешке» (« рогатки» ). Выполнение образца заполнения узора швом « сайра шулам». Сложные швы. Зарисовка и выполнение швов: « Ухмах тере, син пелми тере ( пустяшный шов, мудреный шов). Выполнение шва «хантас» (косая стежка, мелкая стежка) , заполнение квадрата швом « хантас».
3. Изготовление салфетки в технике чувашской вышивки.
Композиционное решение салфетки, составление ее эскиза. Зарисовка орнамента салфетки на миллиметровую бумагу. Подготовка ткани к вышивке, вышивание « краевой мережки «кистек» . кисточка. Вышивание каемки салфетки. Выполнение швов «редкий крест, косая стежка, рогатки». Вышивание ромбика ступенчатого с усиками и крючком в углах салфетки. Заполнение узоров салфетки швом « сайра шулам», косая стежка. Окончательная обработка изделия.
Оформление выставки работ.
Композиционное расположение работ. Влажно-тепловая обработка изделий.
Календарно-тематический план занятий кружка чувашской национальной вышивки. (6-8 классы). 56 часов.
|
2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Литература.
- Анцыгина А.А. Учимся в ышивать: методические рекомендации в помощь любительским объединениям по национальной вышивке и руководителям кружков по народному искусству. Чебоксары, 1992.
- Жачева Е.Н. Чувашская вышивка. Техника, приемы . Чувашское книжное издательство, 2006.
- Иванов В.П., Фокин П.П., Трофимов А.А., Матвеев Г.Б., Кондратьев М.Г. Этническая история и культура чувашей Поволжья и Приуралья. Чебоксары, 1993.
- Меджитова Э.Д., Трофимов А.А. Чувашское народное искусство. Чувашское книжное издательство. Чебоксары, 1981.
- Никитин Г.А. Этноэстетика в трудовой подготовке детей: учебно - методическое пособие. Чебоксары,200.
- Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Москва. Просвещение, 1980.
- Сергеева Е.И. Учитесь вышивать по-чувашски. Чебоксары, Новое время,2007.
- Трофимов А.А. Поиски истоков чувашской вышивки. Чувашское искусство, Чебоксары, 1971.
- Трофимов А.А. Композиция узоров чувашской вышивки.-
Чувашское искусство. Сб.ст. ЧНИИ, вып. 3. Чебоксары, 1974.
Трофимов А.А. Цвет в чувашской вышивке. Чувашское искусство» ,сб. ст.ЧНИИ, вып. 3. Чебоксары, 1974.
Трофимов А.А. Космогонические представления древних чувашей и отражение их в орнаменте вышивки. Чувашское искусство. Чебоксары, 1976.
Трофимов А.А. Вопросы изучения чувашской народной вышивки. Трофимов А.А. Искусство: избранные труды. Чебоксары, 2005.
Трофимов А.А. О чувашском искусстве. Научно-исследовательский институт языка, литературы, истории и экономики при совете министров Чувашской АССР. Чебоксары, 1977.