Рабочая программа кружка «Чувашская вышивка» (5–6 классы)

5
0
Материал опубликован 1 October 2016 в группе

БОУ ЧР «Ибресинская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №1 от 30.08. 2016.

Утверждено приказом по школе

№52 от 01.09.2016.

Рабочая программа

Кружка «Чувашская вышивка»

 

2016-2017 учебный год.

Составитель программы

Учитель художественной росписи

Голубенко Е.В.

Рассмотрено на заседании ШМО

учителей трудового обучения

Протокол №1 от 29.08.2016.

Руководитель ШМО:

_______________ /Голубенко Е.В

Пояснительная записка

Общая характеристика кружка «Чувашская вышивка».

Народная художественная вышивка- яркое и неповторимое явление национальной культуры , изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством.

Данная область знаний развивает в личности ученика эстетическое восприятие мира, воспитывает художественный вкус, потребность в общении с прекрасным в жизни и в искусстве чувашского края. Обеспечивает определенный уровень знаний в сфере чувашской национальной культуры.

Содержание программы направлено на развитие художественно-творческих и практических способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к чувашской национальной вышивке. Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям, традициям родного края, к эстетическим и нравственным ценностям. Воспитание патриотизма, чувства гордости за богатую художественную культуру чувашского края. Одна из главных задач, стоящих перед работниками народного образования – задача улучшения трудового и эстетического воспитания подрастающего поколения. В решении этой задачи помогают занятия учащихся декоративно – прикладным искусством, где в активном творческом труде они учатся создавать красоту своими руками. Эти занятия формируют у детей эстетический вкус, дают технические знания, развивают трудовые умения и навыки.

Посредством данной программы учащиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных художников.


 

Цель программы: раскрытие и развитие творческих способностей и задатков, через овладение техникой чувашской вышивки .

Задачи:

художественно-творческие:

  • развития творческих способностей;
  • фантазии и воображения;
  • образного мышления, используя игру цвета и фактуры;
  • нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

технические:

  • освоения практических приемов и навыков чувашской вышивки.

воспитательные:

  • формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество;
  • восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
  • воспитывать любовь и уважение к народной вышивке, к национальному искусству.

коррекционные:

  • развитие наблюдательности, фантазии,
  • развитие пространственной ориентировки,
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие художественно – творческих способностей;
  • развитие художественного вкуса, творчества, самостоятельности в работе.
  • формирование правильных эмоционально- социальных навыков в процессе творческой деятельности;

В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

 

Личностные результаты

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, многовековые традиции своего народа.

Формирование уважительного отношения к мнению окружающих, истории и культуре народов России.

Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личного смысла учения.

Развитие личной и самостоятельной ответственности за свои поступки.

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Развитие у воспитанников коммуникативных умений, мыслительной деятельности и общетрудовых навыков.

Осознавание возможностей самореализации.

Стремление к совершенствованию.

Формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха, неуспеха в учении.

Умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех.

Метапредметные результаты

Формирование способности принимать и сохранять поставленные цели и задачи учебной деятельности.

Формирование умения искать способы решения любых учебных проблем.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность.

Формировать умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников.

Формирование умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

Предметные результаты

Получение представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

Использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни.

Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных технологических и организационных задач.

Получение первоначальных профессиональных умений.

Применение приобретённых навыков и практических умений по вышивке изделий; усвоение санитарно-гигиенических правил и правил техники безопасности при выполнении различных практических работ.

Межпредметная интеграция занятий осуществляется с:

- Изобразительным искусством (зарисовка эскизов, прорисовка элементов, составление композиции, работа в цвете акварелью, гуашью);

- Информатикой (использование ПК и программных средств для показа образцов);

- Историей (история возникновения росписи, вышивки);

- Чувашским языком и культурой (изучение чувашского национального орнамента)

- Трудовым обучением ( работа с тканью, нитями).

- Письмом и развитием речи (обогащение словарного запаса, развитие речи);

 

Место предмета в учебном плане:

Кружок «Чувашская вышивка» рассчитан на 62 часа (2 часа в неделю) всего 31 неделя. Занятия проводятся с 1 октября по 25 мая. Программа кружка рассчитана на обучающихся 6-8 классов коррекционной школы 8 вида.

Освоение знаний:

-о чувашской национальной вышивке Чувашии

-о выдающихся мастерах современной чувашской вышивки, их творчестве;

-получить определенный уровень эрудиции по данному курсу.

Овладение умениями:

- практически изучить технику чувашской вышивки;

- изучить технику выполнения различных видов узоров в чувашской вышивке;

- различать вышивку по этнографическим группам;

- последовательности изготовления изделия в технике чувашской вышивки.

Понимание:

- национальной специфики чувашской вышивки как составной части многонациональной культуры России, более глубокое понимание великого национального достояния - Чувашского декоративного искусства;

 

Формирование:

- интереса к чувашскому декоративному искусству, к чувашской национальной вышивке, способности воспринимать ее исторические и национальные особенности;

- определять собственное отношение к произведениям народного декоративного искусства;

- осознавать свою культурную и национальную принадлежность;

- устойчивых навыков в технике выполнения элементов чувашской вышивки;

- навыков грамотного изготовления изделий, украшенных чувашской вышивкой.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

В результате изучения чувашской национальной вышивки ученик должен:

Знать-понимать

- историческое прошлое и настоящее декоративно-прикладного искусства Чувашского края.

- известных мастеров чувашской национальной вышивки.

- крупные музеи, в которых хранятся образцы чувашской вышивки;

- классификацию орнаментов по назначению и по способу выполнения;

- отличительные черты чувашской вышивки от других видов вышивок;

- уникальность чувашской национальной вышивки.

Уметь:

- узнавать изученные виды узоров;

- пользоваться различными источниками информации о чувашской вышивке;

- выполнять творческие задания ;

- ориентироваться в основных узорах;

- использовать для решения познавательных и практических задач различных источников информации , включая энциклопедии ,словари ,Интернет-ресурсы и другие базы данных

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выбора путей своего культурного развития;

- организации личного и коллективного досуга;

- выражения собственного суждения о произведениях народного и современного искусства;

- самостоятельного художественного творчества.

 

Основное содержание.

1. Знакомство с историей чувашской национальной вышивки.

Чувашская вышивка в прошлом и настоящем.

Развитие чувашской национальной вышивки. Художник М. С. Спиридонов, изучавшией чувашскую вышивку. Современные мастера чувашской вышивки.

2. Техника выполнения чувашской вышивки. Виды швов.

Выполнение образцов простых стежков « сиктерулле, хаю(стебельчатый шов), «кукар- макар» (зигзаг). Изучение стежков « эрехле, вырасла тере» (редкий крест, русский крест). Изучение стежков « сайра шулам» (косой шов, косая стежка). Мережка « кистек» (кисточка), 2 в раскол». Зарисовка схемы орнаментальных швов. Выполнение образцов орнаментальных швов « Сенек юп» ( «вилочка» узор с вилами), « Салакайак ури» (воробьиные лапки. Выполнение швов « Сысна ури» ( « свиные ножки») , « юплешке» (« рогатки» ). Выполнение образца заполнения узора швом « сайра шулам». Сложные швы. Зарисовка и выполнение швов: « Ухмах тере, син пелми тере ( пустяшный шов, мудреный шов). Выполнение шва «хантас» (косая стежка, мелкая стежка) , заполнение квадрата швом « хантас».

3. Изготовление салфетки в технике чувашской вышивки.

Композиционное решение салфетки, составление ее эскиза. Зарисовка орнамента салфетки на миллиметровую бумагу. Подготовка ткани к вышивке, вышивание « краевой мережки «кистек» . кисточка. Вышивание каемки салфетки. Выполнение швов «редкий крест, косая стежка, рогатки». Вышивание ромбика ступенчатого с усиками и крючком в углах салфетки. Заполнение узоров салфетки швом « сайра шулам», косая стежка. Окончательная обработка изделия.

Оформление выставки работ.

Композиционное расположение работ. Влажно-тепловая обработка изделий.

Календарно-тематический план занятий кружка чувашской национальной вышивки.

(6-8 классы).

56 часов.

За-ня-тия

Тема

Цель занятия

Деятель-

ность

Учащихся.

Матери-

алы и

инстру-

менты

Для учащихся.

Кол-во

Ча-

сов.

1

Вводная беседа. Знакомство

Учащихся с историей чувашской народной

вышивки.

Ознакомить с распорядком

работы кружка. Познакомить

с историей развития чувашской вышивки.

Записывают

новые понятия

в тетради.

Тетрадь,

Ручка.

1.

2

«Чувашская вышивка в прошлом и настоящем». Экскурсия в краеведческий музей.

Возбудить в детях интерес к чувашской вышивке и желание создавать прекрасное своими руками.

Задают

вопросы

по данной теме экскурсово-ду.

 

1

3-4

Простые стежки.

изучить технику выполнения простых стежков,научить-ся вышивать практически.

Зарисовка

в тетради

схемы и выполнение

Образцов

простых швов.

Тетрадь,

Карандаш

Ластик,

ткань,

нитки мулине,

наперсток,

игла.

2

5-18

Орнамен-

тальные швы.

изучить технику выполнения орнаментальных швов,научиться вышивать практически.

Зарисовка

в тетрадях

схемы и выполнение образцов орнамен-тальных швов.

Тетрадь,

Карандаш

Ластик,

ткань,

нитки мулине,напер-сток,

игла.

14

19-20

Заполнение узоров швом «Сайра шулам».

Научиться технике заполнения узоров и закрепить навыки выполнения шва «Сайра шулам» на ткани нитью.

выполнение образцов заполнения

узора швом «Сайра шулам»

на примере ступенчатого ромбика.

Тетрадь,

карандаш

Ластик,

ткань,

нитки мулине,напер-сток,

игла.

2

21-24

Сложные швы.

изучить технику выполнения сложных швов,

научиться вышивать практически.

Зарисовка

в тетрадях

схемы и выполнение образцов

сложных швов.

Тетрадь,

карандаш

Ластик,

ткань,

нитки мулине,напер-сток,

игла.

4

25-28

Изготовление салфетки.

Научить правильно составлять композицию.

Познакомить детей с технологией изготовления салфетки и вышить ее.

Компози-ционно правильно составляют эскиз салфетки,

Зарисовывают орнамент на миллиметровой бумаге.

Тетрадь,

Карандаш

Ластик,

Цветные

Каран-даши,миллиметровая бумага.

4

29-34

Подготовка ткани к вышивке.

Вышивание краевой мережки.

Научить подгатавливать ткань к работе и

Познакомить с техникой выполнения краевой мережки.

Обметывают срезы салфетки и подготавливают ткань к вышиванию мережки,выполняют ее.

Ткань,

нитки мулине,напер-сток,

игла.

6

35-44

Вышивание каемки салфетки.

Технически правильно выполнить швы «Редкий крест», «Косая стежка»,

«Рогатки».

Выполнение швов «Редкий крест», «Косая стежка», «Рогатки» на кайме салфетки.

Ткань,

нитки мулине,напер-сток,

игла, пяльцы.

10

45-48

Оформление углов салфетки.

Технически правильно выполнить узоры на салфетке.

В каждом углу салфетки вышивают ромбик ступенчатый с усиками

крючком.

Ткань,

нитки мулине,напер-сток,

игла, пяльцы.

4

49-52

Заполнение узоров салфетки.

Технически правильно заполнить узоры швом «сайра шулам»,косая стежка.

заполняют узоры швом «сайра шулам»,косая стежка.

Ткань,

нитки мулине,напер-сток,

игла, пяльцы.

4

53-54

Окончательная отделка изделия.

Научиться производить чистку и влажно-тепловую обработку вышитого изделия,с соблюдением всей технологии.

Производят чистку и влажно-тепловую обработку вышитого изделия.

Гладильная доска,

кусок марли,мягкая подстилка,

пульверизатор,утюг.

2

55-

61

Изготовление игольницы

Технология изготовления игольницы.

Выкраивают детали кроя игольницы. Соединяют детали кроя и оформляют вышивкой.

Ткань, нить, ножницы, игла, линейка.

7

62

Оформление выставки работ.

научить ценить труд другого человека при подготовке работ,

правильно организовывать и оформлять выставку.

Организовывают и оформляют выставку.

Готовые изделия,

передвижные раскладные стенды.

2

Итого:

62

2

12

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

19

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1

Литература.

  1. Анцыгина А.А. Учимся вышивать: методические рекомендации в помощь любительским объединениям по национальной вышивке и руководителям кружков по народному искусству. Чебоксары, 1992.
  2. Жачева Е.Н. Чувашская вышивка. Техника, приемы . Чувашское книжное издательство, 2006.
  3. Иванов В.П., Фокин П.П., Трофимов А.А., Матвеев Г.Б., Кондратьев М.Г. Этническая история и культура чувашей Поволжья и Приуралья. Чебоксары, 1993.
  4. Меджитова Э.Д., Трофимов А.А. Чувашское народное искусство. Чувашское книжное издательство. Чебоксары, 1981.
  5. Никитин Г.А. Этноэстетика в трудовой подготовке детей: учебно - методическое пособие. Чебоксары,200.
  6. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Москва. Просвещение, 1980.
  7. Сергеева Е.И. Учитесь вышивать по-чувашски. Чебоксары, Новое время,2007.
  8. Трофимов А.А. Поиски истоков чувашской вышивки. Чувашское искусство, Чебоксары, 1971.
  9. Трофимов А.А. Композиция узоров чувашской вышивки.-

Чувашское искусство. Сб.ст. ЧНИИ, вып. 3. Чебоксары, 1974.

Трофимов А.А. Цвет в чувашской вышивке. Чувашское искусство» ,сб. ст.ЧНИИ, вып. 3. Чебоксары, 1974.

Трофимов А.А. Космогонические представления древних чувашей и отражение их в орнаменте вышивки. Чувашское искусство. Чебоксары, 1976.

Трофимов А.А. Вопросы изучения чувашской народной вышивки. Трофимов А.А. Искусство: избранные труды. Чебоксары, 2005.

Трофимов А.А. О чувашском искусстве. Научно-исследовательский институт языка, литературы, истории и экономики при совете министров Чувашской АССР. Чебоксары, 1977.

Комментарии
Комментариев пока нет.