Классный час для обучающихся 2 класса «Давайте жить дружно!»
"Давайте жить дружно"
Классный час
для обучающихся 2 класса
Разработала
учитель начальных классов
МОУ Вешкаймская СОШ№1
Никитина Татьяна Александровна
Цель: 1. Выявить представления детей о том, что такое дружба, показать, о дружбе, какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни.
2. Содействовать формированию детского коллектива.
3. Развивать способность аргументировать свою точку зрения, формировать адекватную самооценку.
4. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Подготовительная работа: чтение книг, поиск пословиц и поговорок о дружбе.
Оборудование: карточки с пословицами, сердце-кармашек, карточки с описанием ситуаций для работы в группах.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Психологический настрой на занятие.
- Добрый день, ребята! Давайте разотрём свои ладошки. Они стали тёплыми. Возьмите за руки своего соседа по парте и подарите ему частичку своего тепла. Вам стало теплее? Пусть эта теплота между вами и другими людьми никогда не гаснет. Хорошего вам настроения.
2. Постановка темы и цели занятия.
- Ребята, вы знаете, что в пословицах заключена народная мудрость. Я хотела познакомить вас с некоторыми из них. Но вчера, когда я готовилась к нашему классному часу, котёнок Барсик перепутал в пословицах все слова. Помогите мне, пожалуйста, собрать пословицы правильно.
(Дети работают в парах. После завершения работы читают пословицы, одновременно они появляются на слайде №2)
1) Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
2) Без друга в жизни туго.
3) Нет друга - ищи, а нашёл - береги.
4) Человек без друзей, что дерево без корней.
5) Кто дружбу водит, тот счастье находит.
- Какая тема объединяет эти пословицы?
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем классном часе?
- Сегодня мы поговорим о дружбе. Попробуем выяснить, для чего нужны друзья, и какими качествами должен обладать настоящий друг.
3. Работа над понятием "дружба".
Слайд №3. Что такое дружба?
Зачем нужны друзья?
Каким должен быть настоящий друг?
- Ребята, как вы думаете, что такое дружба?
- В толковом словаре С.И. Ожегова даётся следующее толкование этого слова:
Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии.
Друг - человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
Товарищ - человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни; дружески расположенный к кому-нибудь.
(С.И. Ожегов "Словарь русского языка)
- Послушайте, как объясняет понятие дружбы писатель Лион Измайлов.
1 ученик:
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
2 ученик:
Дружба – это если друг твой болен
И не может в школу приходить, -
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год…
3 ученик:
Если друг твой что-то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, обидится он вдруг,
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
4 ученик:
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на Земле объединяет
Всех детей – и белых, и цветных.
Дружба - это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба - это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.
- Ребята, что же такое дружба, по мнению, писателя Лиона Измайлова?
- Вы согласны с его утверждениями?
5 ученик:
Кто верит в дружбу горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.
4. Сценка «Ни за то и ни за это».
Ученик: Костя сделал скворечник и позвал Вову.
Костя: Посмотри, какой птичий домик я сделал.
Ученик: Вова присел на корточки.
Вова: Ой, какой! Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь что, Костя, сделай и мне такой. А я тебе за это планер сделаю.
Костя: Ладно, только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты сделаешь планер, а я скворечник.
- Что же такое бескорыстная дружба? (Дети отвечают.)
5. Игра "Кто с кем дружит?"
- Вспомните, с кем дружат герои сказок и мультфильмов.
(По мере отгадывания литературные персонажи появляются на
слайдах №4-9)
Крокодил Гена и ... (Чебурашка)
Забавный Винни-Пух и ... ( Пятачок)
Добрая Белоснежка и ... (7 гномов)
Забавные бурундучки Чип и ... (Дейл)
Маша и ... (Медведь)
Добрый Малыш и ... (Карлсон)
6. Ситуация для обсуждения.
- Послушайте небольшой рассказ.
"К Мишиному папе приехал из другого города старый, ещё школьный, товарищ. Миша слышал как они, обнявшись, напевали песенку из фильма про трёх мушкетёров:
Если придётся выручить друга
Из кабалы, из тюрьмы,
Шпагой клянёмся, шпагой клянёмся,
Шпагой клянёмся мы.
Миша грустно улыбался и завидовал папе и его школьному другу. И как-то вечером, беседуя с папой, сказал:
- Хорошо тебе! У тебя друзья настоящие. А я вот на Макса обиделся.
- А мне казалось, что вы всегда дружили. Прямо «не разлей вода», - удивился папа.
- Дружить дружили. Да вот только он мне обещал диск послушать, а дал его Алёшке. Я теперь даже и не знаю, дружить мне с ним или не дружить!
Папа доверительно-серьезным тоном начал говорить Мише:
- Понимаешь, Миша, дружбу нужно строить, как дом, из кирпичиков добра и понимания. Спрячь обиды поглубже, научись прощать, научись не огорчаться по пустякам и не спорить по мелочам. Попробуй принимать своего друга, если он настоящий друг, таким, как он есть – со всеми его странностями и мелкими недостатками. И в конце концов, разве это главное, кто первый получит диск?"
- Почему обиделся Миша?
- Почему он стал сомневаться в своём друге?
Как вы понимаете слова папы о настоящей дружбе?
7. Физминутка (дети выполняют в парах)
Ты дрозд и я дрозд (показывают)
У тебя нос и у меня нос.
У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,
У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.
Мы два друга, мы любим друг друга (обнимаются).
8. Черты настоящего друга.
- Поднимите руку, у кого из вас есть друг.
- А зачем нужны друзья?
- Дружить можно со всеми и с кем-то одним, дружить можно в классе. Но всё-таки самая главная дружба начинается в семье. Ведь семья - это начало нашей жизни. Здесь мы родились, растём и взрослеем. Недаром одна из пословиц гласит: Нет лучше дружка, чем родная матушка.
- А можно ли дружить с девочками?
6 ученик:
Со Светкой – соседкой не буду водиться -
Она то смеётся, то плачет, то злится.
Но мама сказала, что так не годится,
Что с девочкой нужно уметь подружиться,
Что с папой они ёщё с детства дружили
И вместе играли, и рыбу удили...
С такою девчонкой, как мама моя,
Конечно бы, мог подружиться и я!
- Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Давайте попробуем выяснить, какими качествами должен обладать настоящий друг. Я буду называть слова, если они подходят к характеристики настоящего друга, вы хлопаете в ладоши, а если нет - топаете ногами.
Честность, лживость, доброта, верность, грубость, взаимовыручка, предательство, драчливость, справедливость, задиристость, ответственность, сострадание.
(слайд №10)
- Посмотрите, ребята, из хороших качеств настоящего друга получился красивый цветок. Это цветок дружбы. Человек, который обладает такими качествами, красив не только изнутри, но и внешне.
7 ученик:
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш мне дал однажды
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка —
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил в счет.
Не влечет меня, ребята,
Больше к другу. Не влечет.
- Можно ли назвать героя этого стихотворения настоящим другом? Почему?
8.Определение "Законов дружбы".
- Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно
соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них (слайд №11) .
1. Один за всех и все за одного.
2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
3. Радуйтесь вместе с друзьями.
4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.
- Вы согласны с этими законами?
- Принимаем их?
- Сейчас я каждому из вас дам памятку с этими законами. Помните их, выполняйте и тогда станете настоящими друзьями.
9. Разбор ситуаций (работа в группах).
1 группа.
Петя и Коля — друзья. В школе они всегда вместе, помогают друг другу в учёбе, вдвоём ходят из школы. Но однажды Коля заболел и не ходил в школу уже несколько дней. Учитель спросил у Пети: «Как чувствует себя Коля?» Петя ничего не сказал, только пожал плечами.
Вопросы:
1. Можно ли Петю назвать другом? Почему?
2. Что можно посоветовать Пете?
2 группа.
На уроке математике проводилась контрольная работа. Аня плохо подготовилась к ней и попросила подругу Свету выполнить за неё задания. Света решила помочь подруге, она записала решение на листке и передала Ане. Мария Сергеевна увидела и забрала листок. Света испугалась и сказала, что помогала Ане. А Аня заявила, что ничего не просила у Светы.
Вопросы:
1. Можно ли девочек назвать настоящими подругами? Почему?
2. Что можете посоветовать им?
3 группа.
Света и Даша — подруги. Однажды в спортивных соревнованиях Света заняла первое место. Все ребята из класса были рады и стали её поздравлять. Одна Даша стояла в сторонке и сердито смотрела на Свету.
Вопросы:
1. Можно ли Дашу назвать подругой? Почему?
2. Что можно посоветовать Даше?
Песня "Всё мы делим пополам"
1. Как положено друзьям, всё мы делим пополам.
И дождинки, и снежинки
Пополам, пополам, пополам-лам-лам.
И дождинки, и снежинки
Пополам, пополам, пополам-лам-лам.
2. Как положено друзьям, всё мы делим пополам.
И смешинки, и слезинки
Пополам, пополам, пополам-лам-лам.
И смешинки, и слезинки
Пополам, пополам, пополам-лам-лам.
3. Как положено друзьям, всё мы делим пополам.
Приключенья, огорченья
Пополам, пополам, пополам-лам-лам.
Приключенья, огорченья
Пополам, пополам, пополам-лам-лам.
4. Как положено друзьям, всё мы делим пополам.
Даже песню делим честно
Пополам, пополам, пополам-лам-лам.
Даже песню делим честно
Пополам, пополам, пополам-лам-лам.
10. Работа над притчей.
—А сейчас я познакомлю вас с одной мудрой притчей.
Жили-были два соседа. Пришла зима, выпал снег. Первый сосед ранним утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа — аккуратно утоптанная дорожка. На следующее утро опять выпал снег. Первый встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит — а у соседа уже дорожка проложена. На следующий день снегу намело по колено. Встал ещё раньше первый сосед, вышел наводить порядок. А у соседа — дорожка ровная, просто загляденье! В тот же день встретились два соседа. Тут первый сосед невзначай и спрашивает:
— Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать?
Второй сосед сначала удивился, а потом засмеялся:
— Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят!
— О ком эта притча?
— Почему дорожка соседа была всегда ровной и прямой?
— Какова главная мысль притчи?
11. Рефлексия.
- Посмотрите, какое огромное на доске сердце. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое, а волшебное. В это сердце-кармашек вы опустите сейчас "ладошку", на которой напишите пожелание себе и классу. Потом мы заклеим этот кармашек и откроем в конце 4 класса.
12. Итог занятия.
- Вот и подходит к концу наш классный час и пора подвести итог.
(Дети по ролям читают стихотворение)
- Что такое дружба?
Спросила я у птицы.
- Это когда коршун
Летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя:
- Что такое дружба?
- Это когда зайцу
Лисы бояться не нужно.
А после спросила у девочки:
- Дружба – что такое?
- Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это когда ребята все сразу,
Вместе все играют.
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!
Песня "Когда мои друзья со мной"
1. Если с другом вышел в путь,
Если с другом вышел в путь,
Веселей дорога!
Без друзей меня чуть-чуть,
Без друзей меня чуть-чуть,
А с друзьями много!
Припев.
Что мне снег? Что мне зной?
Что мне дождик проливной?
Когда мои друзья со мной?
Что мне снег? Что мне зной?
Что мне дождик проливной?
Когда мои друзья со мной?
2. Там где трудно одному,
Там где трудно одному,
Справлюсь вместе с вами.
Где чего-то не пойму,
Где чего-то не пойму,
Разберем с друзьями!
Припев.
3. На медведя я, друзья,
На медведя я, друзья,
Выйду без испуга.
Если с другом буду я,
Если с другом буду я,
А медведь без друга!
Припев.