Классный часть на тему «История славянской письменности» (6 класс)
История славянской письменности Выполнила учитель русского языка и литературы: Фетисова Е. Н.
Цели и задачи: познакомить учащихся с историей создания славянской азбуки, с историей русского алфавита; показать значение научного и просветительского подвига Кирилла и Мефодия, создателей азбуки; развивать у учащихся интерес к родной истории, к родному языку; воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданственности; развивать у учащихся умения анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, иллюстрация, схема, аудиовизуальный ряд).
Эпиграф «Изобретение алфавитного письма было тем великим шагом, который привел человечество от варварства к цивилизации» Э. Тейлор
Определение Письменность — знаковая система, предназначенная для формализации, фиксации и передачи тех или иных данных (речевой информации и др. элементов смысла безотносительно к их языковой форме) на расстоянии и придания этим данным вневременного характера. Письменность — одна из форм существования человеческого языка.
Кирилл и Мефодий По широкой Руси – нашей матушке Колокольный звон разливается. Ныне братья святые Кирилл и Мефодий За труды свои прославляются. Вспоминают Кирилла и Мефодия, Братьев славных, равноапостольских, В Белоруссии, в Македонии, В Польше, Чехии и Словакии, Хвалят братьев премудрых в Болгарии, В Украине, Хорватии, Сербии. Все народы, что пишут кириллицей, Что зовутся издревле славянскими, Славят подвиг первоучителей, Христианских своих просветителей.
Азбучное Послание. Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо - укъ фъретъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти!
Праславянская Азбука Первый в истории современной цивилизации учебник. Человек, прочитавший и понявший азбучное Послание, овладевает не только универсальным методом хранения информации, но и приобретает способность передачи накопленного знания - т.е. становится Учителем.
«Азбуку учат - во всю избу кричат». В старину учились дети – Их учил церковный дьяк. Приходили на рассвете И твердили буквы так: А да Б – как Аз да Буки, В - как Веди, Г – глаголь. И учитель для науки По субботам их порол. Вот такой чудной вначале Наша грамота была! Вот каким пером писали – Из гусиного крыла! Этот нож не без причины Назывался «перочинным»: Очиняли им перо, Если было не остро. Трудно грамота давалась Нашим предкам в старину, А девицам полагалось Не учиться ничему. Обучались лишь мальчишки. Дьяк с указкою в руке Нараспев читал им книжки На славянском языке. Н. Кончаловская
Устинова Валентина Ивановна