Классный часть на тему «История славянской письменности» (6 класс)
Пояснительная записка к презентации
Тема классного часа: История славянской письменности.
Цели и задачи:
познакомить учащихся с историей создания славянской азбуки, с историей русского алфавита;
показать значение научного и просветительского подвига Кирилла и Мефодия, создателей азбуки;
развивать у учащихся интерес к родной истории, к родному языку;
воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданственности;
развивать у учащихся умения анализировать информацию.
«Изобретение алфавитного письма было тем великим шагом,
который привел человечество от варварства к цивилизации»
Э. Тейлор
Ход урока:
1.Учитель:Здравствуйте, дети! На столе вразброс лежат буквы, из которых нужно составить слово, и тогда вы узнаете тему урока.
2.Дети составляют слово «письменность».
3. Сообщение темы и цели .
Учитель: Правильно, это слово «письменность». Сегодня на уроке вы узнаете, как человек создал письменность, как появился русский алфавит. Вы узнаете много нового и вспомните все, что связано с русской письменностью. Можно с полным основанием утверждать, что письменность — это настоящее сокровище, которым сумел овладеть человек.
Главной темой нашего разговора будет разговор о письменности.
Можете ли вы дать определение этому понятию?
Письменность — знаковая система, предназначенная для формализации, фиксации и передачи тех или иных данных (речевой информации и др. элементов смысла безотносительно к их языковой форме) на расстоянии и придания этим данным вневременного характера. Письменность — одна из форм существования человеческого языка.( Записать определение в тетрадь)
Учитель: Если у народа отнять право или возможность говорить на родном языке, то это будет самым тяжким ударом по его родной культуре. Если у человека отнять книги на родном языке, то он лишится самых важных сокровищ своей культуры.
24 мая отмечается важный праздник, тесно связанный с историей и культурой России – День славянской письменности и культуры.
У славянской письменности совершенно удивительное происхождение. Благодаря целому ряду исторических свидетельств нам известно о начале славянской письменности и о ее создателях — святых Кирилле и Мефодии.
4. Работа с иллюстрацией.
Ребята, посмотрите на иллюстрацию.
Ученик читает стихотворение (Приложение 2)
5.Учитель: А сейчас послушайте сообщение ученика о возникновении славянской письменности.
Сообщение ученика (Приложение 3)
Сообщение ученика:
С принятием христианства на Русь пришла и славянская азбука. И в Киеве, и в Новгороде, и в других городах стали создавать школы для обучения славянской грамоте. Явились в Русской земле учителя из Болгарии – продолжатели дела Кирилла и Мефодия.
Новый алфавит получил название «кириллица» по монашескому имени Константина. Славянская азбука была составлена на основе греческой, существенно изменив ее, чтобы передать славянскую звуковую систему. Были созданы две азбуки – глаголица и кириллица. Изначально существовало твердое убеждение, что только три языка являются достойными для богослужения и написания церковных книг (древнееврейский, греческий и латинский). Папа римский после представления братьями нового алфавита утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке. (Приложение 1.)
Учитель: До наших дней дошло так называемое азбучное Послание. Текст составлен и названий букв славянского алфавита. Название каждой буквы несет определенный смысл.
Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо - укъ фъретъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти!
Рассмотрим три первые буквы азбуки - Аз, Буки, Веди.
Азъ - 'я'.
Буки (букы) - 'буквы, письмена'.
Веди (веде) - 'познал', совершенное прошедшее время от 'ведити' - знать, ведать.
Объединяя названия первых трех букв Азбуки, получаем следующую фразу:
Аз буки веде - я знаю буквы.
Праславянская Азбука - это первый в истории современной цивилизации учебник. Человек, прочитавший и понявший азбучное Послание, овладевает не только универсальным методом хранения информации, но и приобретает способность передачи накопленного знания - т.е. становится Учителем.
Учитель: А знаете ли вы, как учили грамоте на Руси? Вот небольшой отрывок из книги замечательного преподавателя-филолога Н.Н.Ушакова: «В короткие зимние дни ученики собирались в школу ещё затемно. Занятия начинались с семи и продолжались с двухчасовым обеденным перерывом до самой «вечерни». После занятий ученики убирали помещение, приносили чистой воды и уходили домой, когда на улице наступала темнота. Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Уроками их можно назвать очень условно. Каждый получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги - зубрил азбуку, другой перешёл уже к складам, третий читал «Часослов». И всё следовало выучить «назубок» - «вызубрить». Заданий на дом не давали, да и когда их было делать, если весь день проходил в «училище». Заучить надо было всё во время занятий... Учили вслух. Каждый своё. Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат - во всю избу кричат». Вот как описывает Наталья Кончаловская обучение на Руси.
Ученик читает стихотворение:см. (Приложение 4 )
6.Учитель: В заключении нашего урока проведём викторину.
Викторина
Вопросы:
1. Самый дальний предок бумаги.
А) камень; Б) глина В) дерево.
2. Настоящий дедушка бумаги.
А) пальмовые листья; Б) восковые таблички; В) папирус.
3. Папирус – это…
А) растение Б) телячья шкура В) берёзовая кора;
4. Прообразы первых книг.
А) Церы; Б) папирусные свитки; В) малабарские книги.
5. На чём писали русские люди?
А) на пергаменте; Б) на папирусе; В) на бересте.
6. Чем писали русские люди?
А) стилем;Б) каламом; В) писалом.
7. Родина бумаги.
А) Китай;Б) Египет;В) Италия.
Ответы:1а, 2в, 3а, 4а, 5в, 6в, 7а.
7.Итог урока:
Учитель: Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
Итак, мы с вами увидели, каким образом святые братья Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку, и какую роль в ее возникновении и в становлении славянского литературного языка сыграли греческий алфавит и греческий язык. А впоследствии сама славянская азбука была использована для создания алфавитов многих народов: киргизского, якутского, алтайского и многих других.
История славянской письменности
PPTX / 158.46 Кб
Интернет-ресурсы
http://pkr.orthgymn.ru/textbook/
http://festival.1september.ru/
http://otherreferats.allbest.ru/culture/
http://chaltlib.ru/articles/resurs
Устинова Валентина Ивановна