Классный часть на тему «История славянской письменности» (6 класс)

9
1
Материал опубликован 21 May 2016 в группе

Пояснительная записка к презентации

Тема классного часа: История славянской письменности.

Цели и задачи:

    познакомить учащихся с историей создания славянской азбуки, с историей русского алфавита;

    показать значение научного и просветительского подвига Кирилла и Мефодия, создателей азбуки;

    развивать у учащихся интерес к родной истории, к родному языку;

    воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданственности;

развивать у учащихся умения анализировать информацию.

«Изобретение алфавитного письма было тем великим шагом,

который привел человечество от варварства к цивилизации»

Э. Тейлор

Ход урока:

1.Учитель:Здравствуйте, дети! На столе вразброс лежат буквы,  из которых нужно составить слово, и тогда вы узнаете тему урока.

2.Дети составляют слово «письменность».

3. Сообщение темы и цели .

Учитель: Правильно, это слово «письменность». Сегодня на уроке вы узнаете, как человек создал письменность, как появился русский алфавит. Вы узнаете много нового и вспомните все, что связано с русской письменностью. Можно с полным основанием утверждать, что письменность — это настоящее сокровище, которым сумел овладеть человек.

Главной темой нашего разговора будет разговор о письменности.

Можете ли вы дать определение этому понятию?

Письменностьзнаковая система, предназначенная для формализации, фиксации и передачи тех или иных данных (речевой информации и др. элементов смысла безотносительно к их языковой форме) на расстоянии и придания этим данным вневременного характера. Письменность — одна из форм существования человеческого языка.( Записать определение в тетрадь)

Учитель: Если у народа отнять право или возможность говорить на родном языке, то это будет самым тяжким ударом по его родной культуре. Если у человека отнять книги на родном языке, то он лишится самых важных сокровищ своей культуры.

24 мая отмечается важный праздник, тесно связанный с историей и культурой России – День славянской письменности и культуры.

У славянской письменности совершенно удивительное происхождение. Благодаря целому ряду исторических свидетельств нам известно о начале славянской письменности и о ее создателях — святых Кирилле и Мефодии.

4. Работа с иллюстрацией.

Ребята, посмотрите на иллюстрацию.

Ученик читает стихотворение (Приложение 2)

5.Учитель: А сейчас послушайте сообщение ученика о возникновении славянской письменности.

Сообщение ученика (Приложение 3)

Сообщение ученика:

С принятием христианства на Русь пришла и славянская азбука. И в Киеве, и в Новгороде, и в других городах стали создавать школы для обучения славянской грамоте. Явились в Русской земле учителя из Болгарии – продолжатели дела Кирилла и Мефодия.

Новый алфавит получил название «кириллица» по монашескому имени Константина. Славянская азбука была составлена на основе греческой, существенно изменив ее, чтобы передать славянскую звуковую систему. Были созданы две азбуки – глаголица и кириллица. Изначально существовало твердое убеждение, что только три языка являются достойными для богослужения и написания церковных книг (древнееврейский, греческий и латинский). Папа римский после представления братьями нового алфавита утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке. (Приложение 1.)

Учитель: До наших дней дошло так называемое азбучное Послание. Текст составлен и названий букв славянского алфавита. Название каждой буквы несет определенный смысл.

Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо - укъ фъретъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти!

Рассмотрим три первые буквы азбуки - Аз, Буки, Веди.

Азъ - 'я'.

Буки (букы) - 'буквы, письмена'.

Веди (веде) - 'познал', совершенное прошедшее время от 'ведити' - знать, ведать.

Объединяя названия первых трех букв Азбуки, получаем следующую фразу:

Аз буки веде - я знаю буквы.

Праславянская Азбука - это первый в истории современной цивилизации учебник. Человек, прочитавший и понявший азбучное Послание, овладевает не только универсальным методом хранения информации, но и приобретает способность передачи накопленного знания - т.е. становится Учителем.

Учитель: А знаете ли вы, как учили грамоте на Руси? Вот небольшой отрывок из книги замечательного преподавателя-филолога Н.Н.Ушакова: «В короткие зимние дни ученики собирались в школу ещё затемно. Занятия начинались с семи и продолжались с двухчасовым обеденным перерывом до самой «вечерни». После занятий ученики убирали помещение, приносили чистой воды и уходили домой, когда на улице наступала темнота. Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Уроками их можно назвать очень условно. Каждый получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги - зубрил азбуку, другой перешёл уже к складам, третий читал «Часослов». И всё следовало выучить «назубок» - «вызубрить». Заданий на дом не давали, да и когда их было делать, если весь день проходил в «училище». Заучить надо было всё во время занятий... Учили вслух. Каждый своё. Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат - во всю избу кричат». Вот как описывает Наталья Кончаловская обучение на Руси.

Ученик читает стихотворение:см. (Приложение 4 )

6.Учитель: В заключении нашего урока проведём викторину.

Викторина

Вопросы:

1. Самый дальний предок бумаги.

А) камень; Б) глина В) дерево.

2. Настоящий дедушка бумаги.

А) пальмовые листья; Б) восковые таблички; В) папирус.

3. Папирус – это…

А) растение Б) телячья шкура В) берёзовая кора;

4. Прообразы первых книг.

А) Церы; Б) папирусные свитки; В) малабарские книги.

5. На чём писали русские люди?

А) на пергаменте; Б) на папирусе; В) на бересте.

6. Чем писали русские люди?

А) стилем;Б) каламом; В) писалом.

7. Родина бумаги.

А) Китай;Б) Египет;В) Италия.

Ответы:1а, 2в, 3а, 4а, 5в, 6в, 7а.

7.Итог урока:

Учитель: Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Итак, мы с вами увидели, каким образом святые братья Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку, и какую роль в ее возникновении и в становлении славянского литературного языка сыграли греческий алфавит и греческий язык. А впоследствии сама славянская азбука была использована для создания алфавитов многих народов: киргизского, якутского, алтайского и многих других.


Приложение
DOCX / 51.24 Кб


История славянской письменности
PPTX / 158.46 Кб

Интернет-ресурсы

http://ru.wikipedia.org/

http://pkr.orthgymn.ru/textbook/

http://festival.1september.ru/

http://otherreferats.allbest.ru/culture/

http://chaltlib.ru/articles/resurs

Предварительный просмотр презентации

История славянской письменности Выполнила учитель русского языка и литературы: Фетисова Е. Н.

Цели и задачи: познакомить учащихся с историей создания славянской азбуки, с историей русского алфавита; показать значение научного и просветительского подвига Кирилла и Мефодия, создателей азбуки; развивать у учащихся интерес к родной истории, к родному языку; воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданственности; развивать у учащихся умения анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, иллюстрация, схема, аудиовизуальный ряд).

Эпиграф «Изобретение алфавитного письма было тем великим шагом, который привел человечество от варварства к цивилизации» Э. Тейлор

Определение Письменность — знаковая система, предназначенная для формализации, фиксации и передачи тех или иных данных (речевой информации и др. элементов смысла безотносительно к их языковой форме) на расстоянии и придания этим данным вневременного характера. Письменность — одна из форм существования человеческого языка.

Кирилл и Мефодий По широкой Руси – нашей матушке Колокольный звон разливается. Ныне братья святые Кирилл и Мефодий За труды свои прославляются. Вспоминают Кирилла и Мефодия, Братьев славных, равноапостольских, В Белоруссии, в Македонии, В Польше, Чехии и Словакии, Хвалят братьев премудрых в Болгарии, В Украине, Хорватии, Сербии. Все народы, что пишут кириллицей, Что зовутся издревле славянскими, Славят подвиг первоучителей, Христианских своих просветителей.

Азбучное Послание. Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо - укъ фъретъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти!

Праславянская Азбука Первый в истории современной цивилизации учебник. Человек, прочитавший и понявший азбучное Послание, овладевает не только универсальным методом хранения информации, но и приобретает способность передачи накопленного знания - т.е. становится Учителем.

«Азбуку учат - во всю избу кричат». В старину учились дети – Их учил церковный дьяк. Приходили на рассвете И твердили буквы так: А да Б – как Аз да Буки, В - как Веди, Г – глаголь. И учитель для науки По субботам их порол. Вот такой чудной вначале Наша грамота была! Вот каким пером писали – Из гусиного крыла! Этот нож не без причины Назывался «перочинным»: Очиняли им перо, Если было не остро. Трудно грамота давалась Нашим предкам в старину, А девицам полагалось Не учиться ничему. Обучались лишь мальчишки. Дьяк с указкою в руке Нараспев читал им книжки На славянском языке. Н. Кончаловская

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Можно использовать в нашу неделю (неделю русского языка). Спасибо!

21 May 2016