12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Фетисова Елена Николаевна1415
Я учитель русского языка и литературы. Работаю 27 лет.
Россия, Тамбовская обл., С.Полетаево

Тема классного часа: История славянской письменности.

Цели и задачи:

    познакомить учащихся с историей создания славянской азбуки, с историей русского алфавита;

    показать значение научного и просветительского подвига Кирилла и Мефодия, создателей азбуки;

    развивать у учащихся интерес к родной истории, к родному языку;

    воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданственности;

развивать у учащихся умения анализировать информацию.

«Изобретение алфавитного письма было тем великим шагом,

который привел человечество от варварства к цивилизации»

Э. Тейлор

Ход урока:

1.Учитель:Здравствуйте, дети! На столе вразброс лежат буквы,  из которых нужно составить слово, и тогда вы узнаете тему урока.

2.Дети составляют слово «письменность».

3. Сообщение темы и цели .

Учитель: Правильно, это слово «письменность». Сегодня на уроке вы узнаете, как человек создал письменность, как появился русский алфавит. Вы узнаете много нового и вспомните все, что связано с русской письменностью. Можно с полным основанием утверждать, что письменность — это настоящее сокровище, которым сумел овладеть человек.

Главной темой нашего разговора будет разговор о письменности.

Можете ли вы дать определение этому понятию?

Письменностьзнаковая система, предназначенная для формализации, фиксации и передачи тех или иных данных (речевой информации и др. элементов смысла безотносительно к их языковой форме) на расстоянии и придания этим данным вневременного характера. Письменность — одна из форм существования человеческого языка.( Записать определение в тетрадь)

Учитель: Если у народа отнять право или возможность говорить на родном языке, то это будет самым тяжким ударом по его родной культуре. Если у человека отнять книги на родном языке, то он лишится самых важных сокровищ своей культуры.

24 мая отмечается важный праздник, тесно связанный с историей и культурой России – День славянской письменности и культуры.

У славянской письменности совершенно удивительное происхождение. Благодаря целому ряду исторических свидетельств нам известно о начале славянской письменности и о ее создателях — святых Кирилле и Мефодии.

4. Работа с иллюстрацией.

Ребята, посмотрите на иллюстрацию.

Ученик читает стихотворение (Приложение 2)

5.Учитель: А сейчас послушайте сообщение ученика о возникновении славянской письменности.

Сообщение ученика (Приложение 3)

Сообщение ученика:

С принятием христианства на Русь пришла и славянская азбука. И в Киеве, и в Новгороде, и в других городах стали создавать школы для обучения славянской грамоте. Явились в Русской земле учителя из Болгарии – продолжатели дела Кирилла и Мефодия.

Новый алфавит получил название «кириллица» по монашескому имени Константина. Славянская азбука была составлена на основе греческой, существенно изменив ее, чтобы передать славянскую звуковую систему. Были созданы две азбуки – глаголица и кириллица. Изначально существовало твердое убеждение, что только три языка являются достойными для богослужения и написания церковных книг (древнееврейский, греческий и латинский). Папа римский после представления братьями нового алфавита утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке. (Приложение 1.)

Учитель: До наших дней дошло так называемое азбучное Послание. Текст составлен и названий букв славянского алфавита. Название каждой буквы несет определенный смысл.

Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо - укъ фъретъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти!

Рассмотрим три первые буквы азбуки - Аз, Буки, Веди.

Азъ - 'я'.

Буки (букы) - 'буквы, письмена'.

Веди (веде) - 'познал', совершенное прошедшее время от 'ведити' - знать, ведать.

Объединяя названия первых трех букв Азбуки, получаем следующую фразу:

Аз буки веде - я знаю буквы.

Праславянская Азбука - это первый в истории современной цивилизации учебник. Человек, прочитавший и понявший азбучное Послание, овладевает не только универсальным методом хранения информации, но и приобретает способность передачи накопленного знания - т.е. становится Учителем.

Учитель: А знаете ли вы, как учили грамоте на Руси? Вот небольшой отрывок из книги замечательного преподавателя-филолога Н.Н.Ушакова: «В короткие зимние дни ученики собирались в школу ещё затемно. Занятия начинались с семи и продолжались с двухчасовым обеденным перерывом до самой «вечерни». После занятий ученики убирали помещение, приносили чистой воды и уходили домой, когда на улице наступала темнота. Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Уроками их можно назвать очень условно. Каждый получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги - зубрил азбуку, другой перешёл уже к складам, третий читал «Часослов». И всё следовало выучить «назубок» - «вызубрить». Заданий на дом не давали, да и когда их было делать, если весь день проходил в «училище». Заучить надо было всё во время занятий... Учили вслух. Каждый своё. Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат - во всю избу кричат». Вот как описывает Наталья Кончаловская обучение на Руси.

Ученик читает стихотворение:см. (Приложение 4 )

6.Учитель: В заключении нашего урока проведём викторину.

Викторина

Вопросы:

1. Самый дальний предок бумаги.

А) камень; Б) глина В) дерево.

2. Настоящий дедушка бумаги.

А) пальмовые листья; Б) восковые таблички; В) папирус.

3. Папирус – это…

А) растение Б) телячья шкура В) берёзовая кора;

4. Прообразы первых книг.

А) Церы; Б) папирусные свитки; В) малабарские книги.

5. На чём писали русские люди?

А) на пергаменте; Б) на папирусе; В) на бересте.

6. Чем писали русские люди?

А) стилем;Б) каламом; В) писалом.

7. Родина бумаги.

А) Китай;Б) Египет;В) Италия.

Ответы:1а, 2в, 3а, 4а, 5в, 6в, 7а.

7.Итог урока:

Учитель: Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Итак, мы с вами увидели, каким образом святые братья Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку, и какую роль в ее возникновении и в становлении славянского литературного языка сыграли греческий алфавит и греческий язык. А впоследствии сама славянская азбука была использована для создания алфавитов многих народов: киргизского, якутского, алтайского и многих других.


Приложение
DOCX / 51.24 Кб


История славянской письменности
PPTX / 158.46 Кб

Интернет-ресурсы

http://ru.wikipedia.org/

http://pkr.orthgymn.ru/textbook/

http://festival.1september.ru/

http://otherreferats.allbest.ru/culture/

http://chaltlib.ru/articles/resurs

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»

Комментарии (1)

Устинова Валентина Ивановна, 21.05.16 в 09:31 1 Ответить Пожаловаться
Можно использовать в нашу неделю (неделю русского языка). Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.