12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Родюкова Кристина Валерьевна1065
Россия, Томская обл., пос. Молодежный
3

Классный час – дискуссия на тему «Увлекательный мир профессий»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Среднетымская средняя общеобразовательная школа»

(МКОУ «Среднетымская СОШ»)

 

 

Методическая разработка:

Классный час – дискуссия на тему

«Увлекательный мир профессий»

 

 

 

Разработана:

учителем иностранного языка

МКОУ «Среднетымская СОШ»

 

 

2018 г.

Пояснительная записка

Данная методическая разработка ориентирована на учащихся 11 класса, т.к. проблема выбора будущей профессии для них на сегодняшний день – актуальна. Представленный классный час проходит в виде дискуссии и направлен на ознакомление учащихся с профессиями в игровой форме.

Цель: ориентировать учащихся на выбор «своей» профессии.

Задачи:

·      формирование знаний о мире перспективных профессий;

·      подготовка к профессиональному самоопределению.

Оборудование: мультимедийное оборудование, раздаточный материал.

 

Ход урока

(Слайд 2) Классный руководитель: мы собрались сегодня, чтобы поговорить о профессиях. Какие профессии перспективные, а какие – прошлый век. Ведь перед вами сейчас стоит очень важная задача – выбор своей будущей профессии. – Скажите, по какому принципу нужно выбирать профессию? Может нужно ориентироваться на трендовые профессии? (Ответы детей). – Сейчас с каждым годом появляется большое количество новых профессий. Одни становятся невостребованными, другие – наоборот. А какие, по вашему мнению, самые перспективные профессии? (Ответы детей). (Слайд 3) – Молодцы, мыслите верно. Вот некоторые дополнения к вашему списку: ИТ-специалист, маркетолог, аудитор, нотариус, логист, арт-консультант, промоутер, диетолог, сомелье. И это только малая их часть. А что же с другими профессиями, неужели не нужны? Что вы думаете на счет дворников и слесарей, нужны ли эти профессии? (Ответы детей). – Такая мелочь, правда? Ну подмел двор, ну кран закрутил, да? Но если улицу не подметут – там будет грязно, а если сам будешь крутить кран: где гарантия того, что все правильно сделано и не случится потоп? Поэтому, абсолютно все профессии – важные. (Слайд 4).

– Подумайте, как выбирать «свою» профессию, без дальнейших разочарований в потраченных средствах и времени?

(Ответы детей). (Слайд 5).

– Существует пять типов профессий:

1.    Если главный, ведущий предмет вашего труда – это растения, животные или микроорганиз­мы, то перед нами тип «П» – «человек — природа».

2.    Если главный, ведущий предмет вашего  труда – технические системы, вещественные объек­ты, материалы, виды энергии - это будет тип «Т» – «человек – техника».

3.    Тип «3» – «человек – знак» – характеризуется такими ведущими предметами труда, как условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.

4.    «Ч» – «человек – человек». Для этого типа профессии главным  предметом труда яв­ляются люди, группы, коллективы, общность людей. Т.е. общение с людьми.

5.    Тип «X» – «человек – художественный образ» связан с условиями построения художественного образа.

– А теперь проведем небольшое тестирование и узнаем, к какому типу относитесь вы.  (Учитель раздает каждому ученику листок с тестом).

Если соглашаетесь, то пишете единицу, если нет – ноль.

1.    Легко ли я вступаю в общение с новыми людьми. (Ч)

2.    Охотно ли помогу что-нибудь мастерить. (Т)

3.    Стараюсь придать окружающей меня среде черты красоты. (Х)

4.    Охотно и постоянно ухаживаю за растениями. (П)

5.    Охотно и подолгу могу что-нибудь подсчитывать, вычислять или чертить. (З)

6.    Охотно провожу время со сверстниками или младшими, когда их нужно чем-то занять, увлечь делом или помочь. (Ч)

7.    Охотно и часто помогаю старшим по уходу за животны­ми (или растениями). (П)

8.    Делаю мало ошибок в письменных работах. (З)

9.    Мои изделия (то, что я делаю своими руками в свобод­ное от учебы время) обычно вызывают интерес у това­рищей, старших. (Т)

10.     Взрослые считают, что у меня есть способности к опре­деленному виду искусства. (Х)

11.     Охотно читаю о растительном (или животном) мире. (П)

12.     Активно участвую в художественной самодеятельности (Х)

13.     Охотно читаю об устройстве и работе механизмов, ма­шин, приборов. (Т)

14.     Подолгу могу разгадывать головоломки или сидеть над трудными задачами, кроссвордами, ребусами, мне нра­вится это. (З)

15.     Легко улаживаю разногласия между сверстниками или младшими. (Ч)

16.     Взрослые считают, что у меня есть способности к работе с техникой. (Т)

17.     Результаты моего творчества одобряют и незнакомые мне люди. (Х)

18.     Старшие считают, что у меня есть способности к работе с биологическими объектами (растениями или живот­ными). (П)

19.     Мне удается подробно и ясно для других излагать мысль в письменной форме. (Ч)

20.     Почти никогда ни с кем не ссорюсь. (Ч)

21.     Результаты моего технического творчества одобряют незнакомые люди. (Т)

22.     Без особого труда усваиваю иностранные слова. (З)

23.     Я часто помогаю незнакомым людям. (Ч)

24.     Подолгу, не уставая, могу заниматься любимым занятием (музыкой, рисованием). (Х)

25.     Стараюсь повлиять на ход развития растений (живых организмов), улучшить, изменить их. (П)

26.     Люблю разбираться в устройстве механизмов машин, приборов. (Т)

27.     Мне обычно удается убедить сверстников или младших
в целесообразности того или иного плана действий. (Ч)

28.     Охотно наблюдаю за животными или растениями. (П)

29.     Люблю читать литературу, которую многие считают
скучной (научно-популярную,    литературно-критическую, публицистику). (З)

30.     Стараюсь понять секреты мастерства работников искусства и воспроизводить их действия, делать как они. (Х)

– Теперь подсчитаем баллы и определим, к какому типу вы более склонны.

(Слайд 6).

 «П» – агроном, ботаник, садовод, зоотехник, пчеловод, коневод, рыбовод, зоолог, энтомо­лог, ихтиолог, ветеринар, биохимик, эколог, генетик, лесник, климатолог, геолог, кондитер, океанолог, пекарь, сыродел, обр. рыбы, мелиоратор, животновод.

(Слайд 7).

 «Т» – электромонтер, слесарь, радиоинженер, проходчик, горный инженер, трубоукладчик, бурильщик, машинист, каменщик, плотник, технолог, инженер, железнодорожник, водитель, матрос, пилот.

(Слайд 8).

 «3» – лингвист, телефонист, машинистка, корректор, нотариус, историк, кассир, бухгал­тер, математик, экономист, астроном, физик, фармацевт, конструктор, штурман, инженер-программист, химик, дефектолог, библиограф, почтальон.

(Слайд 9).

 «X» – архитектор, дизайнер, скульптор, художник, гравер, искусствовед, модельер, швея, стеклодув, гончар, огранщик, ювелир, переплетчик, фотограф, печатник, артист, композитор, дирижер, музыковед, режиссер, киновед.

(Слайд 10).

 «Ч» – учитель, тренер, мед. сестра, врач, арбитр, милиционер, криминалист, следователь, прокурор, адвокат, библиотекарь, гид, методист, воспитатель, продавец, официант, админи­стратор. [1].

– Этот тест показывает лишь вашу предрасположенность к тому или иному типу профессии. Вы считаете результаты теста справедливыми?

(Ответы детей). (Слайд 11).

– Любая профессия рано или поздно вытесняется другими, а те – следующими. Сейчас мы проверим ваши познания в области профессий. Вы получите карточки с профессиями и категориями. Ваша задача – распределить профессии по категориям. (Все профессии перемешаны, нужно распределить по категориям).

(Дети выполняют задание).

– Теперь проверим ваши ответы.

(Слайд 12).

Категория: «самые популярные профессии»:

IT-специалист, инженер-проектировщик, юрист, маркетолог, специалист по персоналу, профессиональный рабочий, эколог, стюардесса, продавец, банковский рабочий.

Категория: «самые опасные профессии»:

Проводник в горах, каскадер, укротитель тигров, пожарный, кровельщик, полицейский, астронавт, телохранитель, спасатель, сапер, шахтер.

(Слайд 13).

Категория: «самые древние профессии»:

Номенклатурщик, работорговец, парикмахер, зубной врач, винодел, гребец, зодчий, скоморох, извозчик, дегустатор.

Категория: «самые высокооплачиваемые профессии»:

Аудитор, коллектор, логист, биснес-консультант, пилот, стоматолог, шеф-повар, работник нефтегазовой отрасли, политик, дипломат.

– А сейчас проверим ваши знания самых редких профессий. Только один вариант – правильный:

(Слайд 14).

Сурдопереводчик - …

специалист по переводу иностранных текстов;

специалист по переводу с одного языка на другой;

специалист по переводу устной речи на язык жестов и наоборот.

Постижер – …

·      изготавливает на заказ косы, усы, бакенбарды, бороды и парики;

·      изготавливает чучела животных;

·      изготавливает кошельки.

(Слайд 15).

Титестер – это…

·      дегустатор еды;

·      дегустатор вина;

·      дегустатор чая.

Гринкипер - …

·      отвечает за надлежащее состояние зеленых газонов для гольфа, бейсбола, футбола;

·      работает на рынке ценных бумаг;

·      специалист по связям с общественностью.

(Слайд 16).

Энолог - …

·      специалист в области воспитания;

·      специалист в области виноделия;

·      специалист в области культуры и быта народов.

Спичрайтер - …

составляет тексты для публичных выступлений;

составляет гороскопы;

составляет прогноз погоды.

(Слайд 17).

Дергаль - …

сборщик целебных растений;

сборщик морских водорослей;

сборщик интернет заказов.

И в заключении пройдем еще один тест на вашу предрасположенность. Нарисуйте, пожалуйста, фигуру человека, составленную из 10 элементов, с помощью треугольников, кругов и квадратов. Главное, чтобы они все присутствовали в вашем рисунке. (Выполняют задание).

Подсчитайте количество в изображении человечка треугольников, кругов и квадратов. Запишите результат в виде трехзначных чисел, где:

·       сотни обозначают количество треугольников;

·       десятки – количество кругов;

·       единицы – количество квадратов.

(Слайд 18). I тип – руководитель

Формулы рисунков: 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640.

Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности, ориентированные на социально значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающимся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах.

II тип – ответственный исполнитель

Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550.

Данный тип людей обладает многими чертами типа «руководитель», являясь расположенным к нему, однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания. Такой человек ориентирован на умение делать дело, высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, то есть характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто он страдает соматическими заболеваниями нервного происхождения вследствие перенапряжения.

(Слайд 19). III тип – тревожно-мнительный

Формулы рисунков: 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460.

Данный тип людей характеризуется разнообразием способностей и одаренности – от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно этим людям тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое по сути является второй профессией. Физически не переносят беспорядка и грязи. Обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в подбадривании.

IV тип – ученый

Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370.

Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают концептуальным умом, отличаются способностью разрабатывать все свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.

(Слайд 20). V тип – интуитивный

Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280.

Люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной системы, ее высокой истощаемостью. Легче работают на переключаемости от одной деятельности к другой, обычно выступают адвокатами меньшинства. Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и образным воображением, что дает им возможность заниматься техническими видами творчества. Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, то есть предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их свободы.

VI тип – изобретатель, конструктор, художник

Формулы рисунков: 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046.

Часто встречается среди лиц с технической жилкой. Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще интровертированы, так же как интуитивный тип, живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме самоконтроля. Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.

(Слайд 21). VII тип – эмотивный

Формулы рисунков: 550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091.

Обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим, тяжело переживают жестокие кадры фильма, могут надолго быть выбитыми из колеи и быть потрясенными от жестоких событий. Боли и заботы других людей находят в них участие, сопереживание и сочувствие, на которое они тратят много собственной энергии, в результате становится затруднительной реализация их собственных способностей.

VIII тип – противоположность эмотивного

Формулы рисунков: 901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 109.

Данный тип людей обладает противоположной тенденцией эмотивному типу. Обычно не чувствует переживаний других людей, или относится к ним с невниманием, или даже усиливает давление на людей. Если это хороший специалист, то он может заставить других делать то, что он считает нужным. Иногда для него характерна черствость, которая возникает ситуативно, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собственных проблем. [2].

– Согласны ли вы с результатами теста?

(Ответы детей).

Конечно, данный тест не показывает все ваши таланты, но возможно он поможет вам разобраться в своих талантах и способностях. Возможно, этот тест поспособствует выбор вашей профессии и жизненного пути в целом.

Заключение

Сегодня мы с вами познакомились с различными профессиями. Какие-то вы уже знали, о некоторых – слышали впервые. Вы должны помнить, что выбор профессии очень важный вопрос. И для облегчения вашего выбора – сегодня мы прошли несколько тестов. Но знайте, вне зависимости от того, к какой профессии вы предрасположены, профессию нужно выбирать сердцем.

(Слайд 22).

 

Список использованной литературы и интернет-ресурсов:

1.    Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону. Изд-во «Феникс», 1996 г.

2.    Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» [электронный ресурс – http://hr- portal.ru/tool/test-konstruktivnyy-risunok-cheloveka-iz-geometricheskih-figur ].

 
"Увлекательный мир профессий"
PPTX / 2.43 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Смирнова Маргарита Александровна, 16.09.19 в 15:21 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Кристина Валерьевна. Очень нужный материал.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.