Классный час для учащихся 3-4 классов «Путешествие в страну Пионерию»
Авторы: Сорокина Светлана Валерьевна, Мариничева Елена Борисовна, учителя начальных классов Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Заводоуковского городского округа «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 2» (МАОУ «СОШ № 2»).
Пояснительная записка
Проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны. Значимость данного направления воспитания школьников особенно остро обозначилась в современный период в связи с крушением идеалов, нравственных и духовных ориентиров. Поэтому перед педагогами все актуальнее встает вопрос о повышении уровня гражданско-патриотического воспитания, которое необходимо воспитывать уже с младшего школьного возраста.
Данный классный час способствует воспитанию уважения к традициям и истории нашего народа, развитию представлений об истории пионерского движения.
Мероприятие способствует реализации программы развития школы: «Информационно - образовательная среда как средство развития гражданско-патриотических качеств личности».
Таким образом, данное мероприятие затрагивает актуальные для современного общества проблемы и полностью соответствует приоритетным направлениям воспитательной работы, определённым в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации.
Тематическое направление: гражданско-патриотическое воспитание
Цель: формирование знаний учащихся об истории появления пионерского движения.
Задачи:
-познакомить учащихся с историей появления пионерского движения, с пионерскими законами, атрибутами и символами пионерской организации;
-воспитывать уважение к традициям и истории нашего народа;
-показать важность пионерской организации в истории нашего государства;
-содействовать воспитанию гражданско-патриотических чувств, нравственных качеств личности.
Целевая аудитория:
Методическая разработка ориентирована на возрастную категорию учащихся 3-4 классов. В ходе работы с обучающимися учитываются возрастные и психологические особенности данного школьного возраста, поэтому в содержание мероприятия включены демонстрация пионерских символов и атрибутов, ребусы, аудиозаписи звучания горна и барабанной дроби, песня, ИКТ-технологии.
Ход классного часа
1. Вступление
-Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по истории нашей страны на машине времени.
-Закройте глаза, открыть их можно будет по моему сигналу.
СЛАЙД 1.
https://power.gybka.com/song/173022590/peremecshenie_vo_vremeni_-_peremecshenie_vo_vremeni/
-Можно открыть глаза. Скажите, какие изменения вы заметили?
(На груди педагога повязан пионерский галстук)
-Много лет назад я была пионером и носила красный галстук. Наверняка, кто-то из ваших родителей, дедушек и бабушек тоже был пионером.
-А кто такие пионеры?
(На доске размещаются столбиком буквы «ПИОНЕР»)
-К концу классного часа вы сможете дать точный ответ на данный вопрос.
Мы начинаем путешествие в страну,
Где весело, где дружно,
Где ссориться не нужно.
Где интересно всем играть,
Друг другу помогать.
В стране той жители живут,
Их пионерами зовут.
СЛАЙД 2.
-Слово «пионер» заимствовано из французского языка. Означает «разведчик», «первый», «исследователь», «первооткрыватель», постоянно идущий вперед.
-Пионерами были названы люди, которые заселяли новые, только что открытые земли. Пионерами называли известных ученых, покорителей космоса. Каждый, кто первый вступает в неизвестное – пионер!
2. Основная часть
СЛАЙД 3.
-А в нашей стране слово «пионер» имеет особое значение. Это член детской организации. 100 лет назад 19 мая 1922 года в СССР (так называлась наша страна: Союз Советских Социалистических республик) и некоторых других странах, было принято решение о создании пионерских отрядов.
-Давайте познакомимся с историей создания таких отрядов.
-Давно, когда были маленькими ваши бабушки и прабабушки, для нашей страны и нашего народа было очень тяжелое время. Закончилась гражданская война, кругом была разруха и голод. Многие дети остались без попечения родителей. Чтобы выжить, им приходилось бродяжничать, воровать. Поэтому на Всероссийской конференции комсомола было принято решение о создании пионерских отрядов, главной целью которых была борьба с беспризорностью и бродяжничеством. В пионерскую организацию принимали самых лучших, достойных ребят в возрасте от 9 до 14 лет.
-Ребята, а что такое организация?
-Организация – это добровольное объединение людей для реализации определенной программы, достижение цели. В любой организации должны быть свои законы, символы, атрибуты.
-Пионерская организация тоже имела свои Законы, по которым неуклонно следовали в своих общественных делах ученики. Эти законы надо было знать наизусть! Рассмотрите плакаты того времени и попробуйте на их основе сформулировать законы, по которым жили пионеры.
(Законы фиксируются педагогом на доске).
-Сравним выведенные вами законы с существовавшими 100 лет назад законами пионеров.
СЛАЙД 4.
-Какие из пионерских законов вы, ребята, взяли бы в современную жизнь школьника? Почему? Обсудите это в парах.
(Заслушиваются ответы нескольких пар)
-Пионера, идущего по улице, легко можно было узнать по красному галстуку на груди. Почему галстук именно красного цвета? С чем ассоциируется у вас красный цвет?
-Пионерский галстук–это часть красного знамени Свободы и Победы, окрашенного в красный цвет кровью наших отцов, дедов и прадедов.
-Сколько концов у галстука?
(Учитель показывает галстук)
-Верно, у пионерского галстука три конца, это обозначает единство трех поколений: пионеров, комсомольцев и коммунистов. Помимо пионерской организации в стране существовало еще несколько организаций, объединяющих в свои ряды людей разных поколений: школьники с 7 до 9 лет назывались октябрятами, с 9 до 14 лет – пионерами, с 14 до 28 - комсомольцами, с 28 лет – коммунистами.
СЛАЙД 5.
-У пионерской организации был гимн, который назывался «Взвейтесь кострами, синие ночи». Написан был гимн так же 100 лет назад, в 1922 году. Автор слов — поэт Александр Алексеевич Жаров, автор музыки — пианист Сергей Фёдорович Кайдан-Дёшкин.
-Давайте послушаем эту песню.
СЛАЙД 6.
https://power.gybka.com/song/12379459/Gimn_pionerov_SSSR_-_Vzvejtes_kostrami_sinie_nochi/
-Пионерских песен было очень много, исполнялись они весело и задорно. Эти песни всегда можно узнать по характеру. Кто обратил внимание, какое местоимение повторялось в гимне?
-Верно, местоимение «мы». Почему именно это местоимение было выбрано авторами?
-Личное местоимение «мы» указывает на множество, к которому говорящий относит себя вместе с другими. Это неспроста, ведь пионерская организация соединяла в себе большое количество школьников, объединявшихся в пионерские отряды, дружины.
-У каждого пионерского отряда была своя речевка, которая читалась обычно во время маршировки. Кто-то один начинал речевку, остальные дружно отвечали. Давайте посмотрим, получится ли у вас четко и слаженно вашей классной командой произнести речевку.
Раз-два, три-четыре!
Три-четыре, раз-два!
Кто шагает дружно в ряд?
Пионерский наш отряд!
Кто шагает дружно в ногу?
Пионерам дать дорогу!
Дружные, веселые, всегда мы любим труд.
Смелые, надежные, на помощь к вам идут!
-У пионерской организации, помимо галстука, были и другие символы.
-Чтобы определить, что это за символы, необходимо разгадать ребусы. Каждая группа получает карточку с ребусом.
(Учащиеся разделены на 5 групп).
-Важнейшими пионерскими атрибутами были знамя, горн и барабан. А еще у пионеров были символы: пионерский значок, салют.
-На обратной стороне ребусов есть небольшая информация о каждом из разгаданных атрибутов и символов. Познакомьтесь с данной информацией. Подготовьтесь рассказать эту информацию одноклассникам.
(Выступления групп сопровождается слайдами).
Значок. Непременным атрибутом пионерской формы, означавшим, что школьник принят в пионеры, являлся значок. Пионерские значки разных лет отличались своим дизайном. Сначала значок представлял собой развевающийся флаг, потом выпускался в виде пятиконечной звезды, в 1945 году начался выпуск значков, в которых над пятиконечной звездой развевались три крупных языка пламени. Хорошо знакомый всем вид пионерского значка появился в 1967 году. Хоть значки и были разными, но призыв на них оставался неизменным: «Всегда готов!».
СЛАЙД 7.
Салют. Это жест-символ, пионерское приветствие: пять плотно сжатых пальцев руки, которые поднимались над головой, когда произносился девиз. Открытая ладонь обозначала, что пионер открытый, всегда готов прийти на помощь. А пять пальцев вместе означали, что пионеры дружны между собой. Пионер отдавал салют, находясь в строю и вне строя: при исполнении гимна, у памятников, при сдаче рапота, смене караула, при объявлении благодарности.
СЛАЙД 8.
Горн. Этот атрибут был предназначен для сбора пионеров, подачи различных сигналов.Горнист должен был уметь подавать различные сигналы: «Слушайте все», «На знамя», «Походный марш», «На линейку», «Тревога», «Сбор» и другие.
Горны хранили в пионерской комнате около отрядных флагов.К горну крепился красный флажок с бахромой и изображением пионерского значка.
(В ходе выступления группы, педагог предлагает послушать различные сигналы горна).
https://stand.hitplayer.ru/?s=%D1%81%D0%B8%D0%B3%D0%BD%D0%B0%D0%BB%20%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0
СЛАЙД 9.
Барабан. Где горн, там и барабан. Барабанщик должен был уметь выполнять строевые приемы, исполнять марш, дробь. Барабан сопровождал строй пионеров во время походов, шествий, парадов. На пионерской линейке горнист стоял на правом фланге строя рядом с барабанщиком. Когда шли в колонне, то знаменосец шёл в колонне первым, за ним горнист, а уже за горнистом - барабанщик.
(В ходе выступления группы прослушать звучание горна и барабанную дробь).
https://power.gybka.com/song/189393679/Neizvesten_-_pionerskij_gorn_i_baraban/
СЛАЙД 10.
Знамя. Цвет знамени (флага) – красный. Это говорит о боях и сражениях, о погибших людях. Пионерское знамя представляло собой полотнище, на котором были изображены пионерский значок и девиз пионеров «К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!». Знаменосец и ассистенты дружинного знамени назначались советом дружины из числа лучших пионеров. Знаменосец нес ответственность за сохранность знамени.
СЛАЙД 11.
3. Заключительная часть
-Ребята, наше путешествие в страну Пионерию подходит к концу. Вернемся снова к вопросу, на который вы затруднились дать ответ в начале классного часа. Кто же такие пионеры? Подберите слова-ассоциации к каждой букве данного слова.
П-прилежные, патриоты
И- инициативные
О-ответственные, обязательные
Н-находчивые, неунывающие, надежные
Е- единомышленники
Р-рассудительные
-Задайте себе вопрос: «А у вас получилось бы стать настоящими пионерами?»
-Что для этого нужно?
-Чтобы стать пионером, т.е первым в какой-либо деятельности, надо много трудиться. А вы готовы?
СЛАЙДЫ 12-13.
-Ребята, в нашей школе №2 тоже существовала пионерская дружина, которой было присвоено имя Павлика Морозова. На следующем классном часе, который пройдёт в школьной музейной комнате, вы более подробно познакомитесь с историей пионерской организации нашей школы.
-Ребята, предлагаю вам выступить в роли корреспондентов и взять интервью у своих дедушек, бабушек, пап и мам. Пусть они расскажут о своем пионерском детстве. Может, у кого–то в семейном архиве сохранились пионерские атрибуты, фотографии интересных событий. Узнайте историю этих предметов и поделитесь ими с одноклассниками, организовав выставку «Пионерский сундучок».
Ребуся
DOCX / 87.77 Кб
Презентация
PPTX / 12.2 Мб
Используемые источники:
https://fs.znanio.ru/methodology/images/bb/16/bb16556f220a59015357b2b9d87ef9b610c5ee50.jpg
https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/095c/0008e2fb-82ed4f47/img11.jpg
https://24kt.uralschool.ru/site/pub?id=640
https://www.monetnik.ru/obuchenie/faleristika/znachki-pionera-sssr/
Генератор ребусов:
http://kvestodel.ru/generator-rebusov
Презентация:
http://cdn01.ru/files/users/images/8f/d2/8fd215d8c4d1cfca06662ce248b80138.jpg
http://900igr.net/up/datas/209971/006.jpg
http://900igr.net/up/datas/209971/007.jpg
http://900igr.net/up/datas/209971/005.jpg
Журавлева Татьяна Анатольевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Сорокина Светлана Валерьевна