Классный час для учащихся 3-4 классов «Путешествие в страну Пионерию»

43
4
Материал опубликован 17 May 2022 в группе

Авторы: Сорокина Светлана Валерьевна, Мариничева Елена Борисовна, учителя начальных классов Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Заводоуковского городского округа «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 2» (МАОУ «СОШ № 2»).

Пояснительная записка

Проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны. Значимость данного направления воспитания школьников особенно остро обозначилась в современный период в связи с крушением идеалов, нравственных и духовных ориентиров. Поэтому перед педагогами все актуальнее встает вопрос о повышении уровня гражданско-патриотического воспитания, которое необходимо воспитывать уже с младшего школьного возраста.

Данный классный час способствует воспитанию уважения к традициям и истории нашего народа, развитию представлений об истории пионерского движения.

Мероприятие способствует реализации программы развития школы: «Информационно - образовательная среда как средство развития гражданско-патриотических качеств личности».

Таким образом, данное мероприятие затрагивает актуальные для современного общества проблемы и полностью соответствует приоритетным направлениям воспитательной работы, определённым в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации.

Тематическое направление: гражданско-патриотическое воспитание

Цель: формирование знаний учащихся об истории появления пионерского движения.

Задачи:

-познакомить учащихся с историей появления пионерского движения, с пионерскими законами, атрибутами и символами пионерской организации;

-воспитывать уважение к традициям и истории нашего народа;

-показать важность пионерской организации в истории нашего государства;

-содействовать воспитанию гражданско-патриотических чувств, нравственных качеств личности.

Целевая аудитория:

Методическая разработка ориентирована на возрастную категорию учащихся 3-4 классов. В ходе работы с обучающимися учитываются возрастные и психологические особенности данного школьного возраста, поэтому в содержание мероприятия включены демонстрация пионерских символов и атрибутов, ребусы, аудиозаписи звучания горна и барабанной дроби, песня, ИКТ-технологии.


Ход классного часа

1. Вступление

-Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по истории нашей страны на машине времени.

-Закройте глаза, открыть их можно будет по моему сигналу.

СЛАЙД 1.

https://power.gybka.com/song/173022590/peremecshenie_vo_vremeni_-_peremecshenie_vo_vremeni/

-Можно открыть глаза. Скажите, какие изменения вы заметили?

(На груди педагога повязан пионерский галстук)

-Много лет назад я была пионером и носила красный галстук. Наверняка, кто-то из ваших родителей, дедушек и бабушек тоже был пионером.

-А кто такие пионеры?

(На доске размещаются столбиком буквы «ПИОНЕР»)

-К концу классного часа вы сможете дать точный ответ на данный вопрос.

Мы начинаем путешествие в страну,

Где весело, где дружно,

Где ссориться не нужно.

Где интересно всем играть,

Друг другу помогать.

В стране той жители живут,

Их пионерами зовут.

СЛАЙД 2.

-Слово «пионер» заимствовано из французского языка. Означает «разведчик», «первый», «исследователь», «первооткрыватель», постоянно идущий вперед.

-Пионерами были названы люди, которые заселяли новые, только что открытые земли. Пионерами называли известных ученых, покорителей космоса. Каждый, кто первый вступает в неизвестное – пионер!

2. Основная часть

СЛАЙД 3.

-А в нашей стране слово «пионер» имеет особое значение. Это член детской организации. 100 лет назад 19 мая 1922 года в СССР (так называлась наша страна: Союз Советских Социалистических республик) и некоторых других странах, было принято решение о создании пионерских отрядов.

-Давайте познакомимся с историей создания таких отрядов.

-Давно, когда были маленькими ваши бабушки и прабабушки, для нашей страны и нашего народа было очень тяжелое время. Закончилась гражданская война, кругом была разруха и голод. Многие дети остались без попечения родителей. Чтобы выжить, им приходилось бродяжничать, воровать. Поэтому на Всероссийской конференции комсомола было принято решение о создании пионерских отрядов, главной целью которых была борьба с беспризорностью и бродяжничеством. В пионерскую организацию принимали самых лучших, достойных ребят в возрасте от 9 до 14 лет. 

-Ребята, а что такое организация?

-Организация – это добровольное объединение людей для реализации определенной программы, достижение цели. В любой организации должны быть свои законы, символы, атрибуты.

-Пионерская организация тоже имела свои Законы, по которым неуклонно следовали в своих общественных делах ученики. Эти законы надо было знать наизусть! Рассмотрите плакаты того времени и попробуйте на их основе сформулировать законы, по которым жили пионеры.

(Законы фиксируются педагогом на доске).

-Сравним выведенные вами законы с существовавшими 100 лет назад законами пионеров.

СЛАЙД 4.

-Какие из пионерских законов вы, ребята, взяли бы в современную жизнь школьника? Почему? Обсудите это в парах.

(Заслушиваются ответы нескольких пар)

-Пионера, идущего по улице, легко можно было узнать по красному галстуку на груди. Почему галстук именно красного цвета? С чем ассоциируется у вас красный цвет? 

-Пионерский галстук–это часть красного знамени Свободы и Победы, окрашенного в красный цвет кровью наших отцов, дедов и прадедов.

-Сколько концов у галстука?

(Учитель показывает галстук)

-Верно, у пионерского галстука три конца, это обозначает единство трех поколений: пионеров, комсомольцев и коммунистов. Помимо пионерской организации в стране существовало еще несколько организаций, объединяющих в свои ряды людей разных поколений: школьники с 7 до 9 лет назывались октябрятами, с 9 до 14 лет – пионерами, с 14 до 28 - комсомольцами, с 28 лет – коммунистами.

СЛАЙД 5.

-У пионерской организации был гимн, который назывался «Взвейтесь кострами, синие ночи». Написан был гимн так же 100 лет назад, в 1922 году. Автор слов — поэт Александр Алексеевич Жаров, автор музыки — пианист Сергей Фёдорович Кайдан-Дёшкин.

-Давайте послушаем эту песню.

СЛАЙД 6.

https://power.gybka.com/song/12379459/Gimn_pionerov_SSSR_-_Vzvejtes_kostrami_sinie_nochi/

-Пионерских песен было очень много, исполнялись они весело и задорно. Эти песни всегда можно узнать по характеру. Кто обратил внимание, какое местоимение повторялось в гимне?

-Верно, местоимение «мы». Почему именно это местоимение было выбрано авторами?

-Личное местоимение «мы» указывает на множество, к которому говорящий относит себя вместе с другими. Это неспроста, ведь пионерская организация соединяла в себе большое количество школьников, объединявшихся в пионерские отряды, дружины.

-У каждого пионерского отряда была своя речевка, которая читалась обычно во время маршировки. Кто-то один начинал речевку, остальные дружно отвечали. Давайте посмотрим, получится ли у вас четко и слаженно вашей классной командой произнести речевку.

Раз-два, три-четыре!

Три-четыре, раз-два!

Кто шагает дружно в ряд?

Пионерский наш отряд!

Кто шагает дружно в ногу?

Пионерам дать дорогу!

Дружные, веселые, всегда мы любим труд.

Смелые, надежные, на помощь к вам идут!

-У пионерской организации, помимо галстука, были и другие символы.

-Чтобы определить, что это за символы, необходимо разгадать ребусы. Каждая группа получает карточку с ребусом.

(Учащиеся разделены на 5 групп).

-Важнейшими пионерскими атрибутами были знамя, горн и барабан. А еще у пионеров были символы: пионерский значок, салют.

-На обратной стороне ребусов есть небольшая информация о каждом из разгаданных атрибутов и символов. Познакомьтесь с данной информацией. Подготовьтесь рассказать эту информацию одноклассникам.

(Выступления групп сопровождается слайдами).

Значок. Непременным атрибутом пионерской формы, означавшим, что школьник принят в пионеры, являлся значок. Пионерские значки разных лет отличались своим дизайном. Сначала значок представлял собой развевающийся флаг, потом выпускался в виде пятиконечной звезды, в 1945 году начался выпуск значков, в которых над пятиконечной звездой развевались три крупных языка пламени. Хорошо знакомый всем вид пионерского значка появился в 1967 году. Хоть значки и были разными, но призыв на них оставался неизменным: «Всегда готов!».

СЛАЙД 7.

Салют. Это жест-символ, пионерское приветствие: пять плотно сжатых пальцев руки, которые поднимались над головой, когда произносился девиз. Открытая ладонь обозначала, что пионер открытый, всегда готов прийти на помощь. А пять пальцев вместе означали, что пионеры дружны между собой. Пионер отдавал салют, находясь в строю и вне строя: при исполнении гимна, у памятников, при сдаче рапота, смене караула, при объявлении благодарности.

СЛАЙД 8.

Горн. Этот атрибут был предназначен для сбора пионеров, подачи различных сигналов.Горнист должен был уметь подавать различные сигналы: «Слушайте все», «На знамя», «Походный марш», «На линейку», «Тревога», «Сбор»  и другие.

Горны хранили в пионерской комнате около отрядных флагов.К горну крепился красный флажок с бахромой и изображением пионерского значка.

(В ходе выступления группы, педагог предлагает послушать различные сигналы горна).

https://stand.hitplayer.ru/?s=%D1%81%D0%B8%D0%B3%D0%BD%D0%B0%D0%BB%20%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0

СЛАЙД 9.

Барабан. Где горн, там и барабан. Барабанщик должен был уметь выполнять строевые приемы, исполнять марш, дробь. Барабан сопровождал строй пионеров во время походов, шествий, парадов. На пионерской линейке горнист стоял на правом фланге строя рядом с барабанщиком. Когда шли в колонне, то знаменосец шёл в колонне первым, за ним горнист, а уже за горнистом - барабанщик.

(В ходе выступления группы прослушать звучание горна и барабанную дробь).

https://power.gybka.com/song/189393679/Neizvesten_-_pionerskij_gorn_i_baraban/

​​​​​​​СЛАЙД 10.

Знамя. Цвет знамени (флага) – красный. Это говорит о боях и сражениях, о погибших людях. Пионерское знамя представляло собой полотнище, на котором были изображены пионерский значок и девиз пионеров «К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!». Знаменосец и ассистенты дружинного знамени назначались советом дружины из числа лучших пионеров. Знаменосец нес ответственность за сохранность знамени.

СЛАЙД 11.

3. Заключительная часть

-Ребята, наше путешествие в страну Пионерию подходит к концу. Вернемся снова к вопросу, на который вы затруднились дать ответ в начале классного часа. Кто же такие пионеры? Подберите слова-ассоциации к каждой букве данного слова.

П-прилежные, патриоты

И- инициативные

О-ответственные, обязательные

Н-находчивые, неунывающие, надежные

Е- единомышленники

Р-рассудительные

-Задайте себе вопрос: «А у вас получилось бы стать настоящими пионерами?»

-Что для этого нужно?

-Чтобы стать пионером, т.е первым  в какой-либо деятельности, надо много трудиться. А вы готовы?

СЛАЙДЫ 12-13.

-Ребята, в нашей школе №2 тоже существовала пионерская дружина, которой было присвоено имя Павлика Морозова. На следующем классном часе, который пройдёт в школьной музейной комнате,  вы более подробно познакомитесь с историей пионерской организации нашей школы.

-Ребята, предлагаю вам выступить в роли корреспондентов и взять интервью у своих дедушек, бабушек, пап и мам. Пусть они расскажут о своем пионерском детстве. Может, у кого–то в семейном архиве сохранились пионерские атрибуты, фотографии интересных событий. Узнайте историю этих предметов и поделитесь ими с одноклассниками, организовав выставку «Пионерский сундучок».



Ребуся
DOCX / 87.77 Кб

Презентация
PPTX / 12.2 Мб

Используемые источники: 

https://rosuchebnik.ru/material/metodicheskaya-razrabotka-ko-dnyu-znaniy-puteshestvie-v-stranu-pioneriyu-vmeste-s-timurom-i-ego-koma-12077/

https://fs.znanio.ru/methodology/images/bb/16/bb16556f220a59015357b2b9d87ef9b610c5ee50.jpg

 https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/095c/0008e2fb-82ed4f47/img11.jpg

https://24kt.uralschool.ru/site/pub?id=640

https://www.monetnik.ru/obuchenie/faleristika/znachki-pionera-sssr/

https://stand.hitplayer.ru/?s=%D0%BF%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D0%B8%D0%B3%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8B

Генератор ребусов:

http://kvestodel.ru/generator-rebusov

Презентация:

https://4.bp.blogspot.com/-xSauaI9r0FY/WnScRpdNvSI/AAAAAAAAAXg/Fv9KsRZk1SwSREQr6segXQZRWHH--S_1QCLcBGAs/s1600/%25D0%25A1%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25B2%25D0%25BE%25D0%25BB%25D1%258B%2B%25D0%25BF%25D0%25B8%25D0%25BE%25D0%25BD%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B8%25D0%25B8.png

http://cdn01.ru/files/users/images/8f/d2/8fd215d8c4d1cfca06662ce248b80138.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1950904/pub_5d42de6ee3062c00ae11f8e4_5d42e0f2a2d6ed00ad6e609d/scale_1200

http://900igr.net/up/datas/209971/006.jpg

http://900igr.net/up/datas/209971/007.jpg

http://900igr.net/up/datas/209971/005.jpg


Комментарии

Спасибо за разработку! В избранном!

17 May 2022

Рада помочь, Татьяна Анатольевна!

17 May 2022

Благодарю за актуальный ресурс,Светлана Валерьевна!

21 May 2022

Спасибо, Марина Юрьевна!

21 May 2022