Классный час «Этот удивительный мир В.Драгунского»

2
0
Материал опубликован 16 January 2018

Смирнова Елена Ивановна

Методическая разработка

литературного часа для 3 класса


 

«Удивительный мир творчества

Виктора Драгунского»

Цель: расширить знания детей о творчестве и биографии В. Ю. Драгунского.

Задачи:

  • систематизировать и обобщить знания учащихся о творчестве В. Драгунского . 
  • способствовать развитию речевой активности, наблюдательности, внимания, творческого потенциала каждого ребенка.
  • способствовать развитию интереса к  чтению.

Оборудование:  презентация, выставка книг писателя, пословицы и поговорки про книгу. 

/data/files/a1699447538.ppt (Презентация к литературному часу Удивительный мир Драгунского)

Ход классного часа

Ведущий

- Добрый день, дорогие друзья! Я рада видеть вас на нашем литературном часе

« Удивительный мир творчества Виктора Драгунского».

- Каким бы вы хотели видеть наше занятие? (интересным, познавательным, развивающим)

- Но для этого вы должны мне помочь, а, значит, быть какими?(ответы детей)

- Вы готовы? Тогда мы начинаем.

Слайд. Говорит она беззвучно

А понятно и не скучно

Ты беседуй чаще с ней

Станешь вчетверо умней.

-Что это? (ответы детей)

-Верно, это книга. Без неё мы не смогли бы прожить Книга – наш друг.

-А как вы думаете, для чего нужно читать книги? (ответы детей.)
- Да, книги делают нас умнее, из них мы узнаем много нового, интересного, полезного, они учат нас, как правильно поступать в той, или иной ситуации, помогают понять, что такое хорошо, что такое плохо. Это подтверждают пословицы и поговорки про книгу. Какие же вы нашли?(чтение заранее подготовленных ребятами пословиц и поговорок ).

Ведущий.

Сегодня мы с вами будем говорить не только о книгах в целом, а поговорим о книгах замечательного автора, об одном из любимых детских писателей, имя, которого вам должно быть хорошо известно. Это Виктор Юзефович Драгунский.

30 ноября 2013 года исполнилось бы 100 лет со дня его рождения. Рассказ о биографии Драгунского.

Слайд

Обычно читатели с удивлением узнают, что Виктор Юзефович Драгунский родился в Нью-Йорке. Произошло это 30 ноября 1913 года в семье эмигрантов Юда Фальковича Перцовского и Риты Лейбовны Драгунской, приехавших в США из Гомеля незадолго до рождения сына в поисках лучшей жизни, но прижиться на новом месте им не удалось. Спустя всего лишь год, мальчик вместе с родителями вернулся на родину – в город Гомель (Беларусь). Вскоре умирает от тифа отец.

У Виктора появляется отчим – красный комиссар Ипполит Войцехович. Детство Виктора Драгунского прошло в дороге. Отчим возил его с собой по гастролям, где ребенок научился неплохо пародировать людей и вообще играть на публику. В тот момент его творческое будущее уже было предопределено, однако, как и большинство детских писателей, он не сразу пришел к этому занятию.

Слайд.

В1920 году отчим погибает и в 1925 году семья перебирается в Москву. Начинаются трудные времена , поэтому уже в 16 лет юноша идёт работать токарем на завод. Работа была тяжёлая, вставать нужно было рано, и однажды Виктор заснул прямо под станком. Печальный итог – его уволили с работы. После этого он работал шорником, был даже лодочником, катал на лодке людей по Москве-реке у Нескучного сада. Однако, больше всего на свете Драгунского манил театр, цирк, эстрада, там, где была возможность веселить и радовать людей. Он организовывал небольшие театральные группы, артисты в них, танцевали, пели, разыгрывали сценки. В них Драгунский был автором, актером, режиссером. Драгунский даже создал свой ансамбль, который назвал «Синяя птичка». Им он руководил десять лет.

Слайд.

Но больше всего Виктора манил цирк. Он признавался, что, глядя, как зрители, особенно дети, получают удовольствие от клоунов, ему больше всего хотелось быть клоуном. Им он не стал (для этого нужно было много трудиться). Самое главное, считал Драгунский, придумывать веселый и умный текст для клоунов. Вот это ему было по плечу. Он писал репризы, (так называется текст для клоунов), эстрадные сценки, даже песни, и некоторые из которых до сих пор часто звучат по радио... Особенно любил Виктор Драгунский выступать перед детьми. Для него не было большего наслаждения, чем следить за маленькими зрителями, которые как рассказывали во время его выступлений, от смеха часто сползали со стульев.

Слайд.

Великая Отечественная война наложила отпечаток и на его судьбу. Мысли, стремления, картины увиденного на войне, изменили Виктора навсегда. В период Великой Отечественной войны Виктор Драгунский рвался на фронт, но из-за проблем со здоровьем, у него была астма, его не брали. Виктора приводило это в отчаяние. Все его старания вскоре увенчались успехом, в составе народного ополчения он отправляется на фронт, а далее с составом театральной труппы выступает перед бойцами, в госпиталях перед ранеными. После войны, Драгунский задался целью создать свой собственный театр, где каждый талантливый молодой актер смог бы проявить себя. Ему это удалось . Так случалось со всем, за что бы не брался Драгунский.

Слайд.

В 1948 году у Драгунского выходит первая книжка « Он живой и светится» .

В конце 50-х годов, по воспоминаниям друзей, Виктору показалось, что пора в жизни что-то менять. Его не оставляло чувство приближения к чему-то новому на творческом пути. И вот однажды, находясь в своих грустных мыслях, Драгунский написал первый детский рассказ, ставший для него настоящей отдушиной. Первые Денискины рассказы Драгунского мгновенно стали популярны.

Слайд.

В 1959 году выходит сборник веселых рассказов о мальчике Денисе Кораблеве и его приятеле, которого звали Мишка Слонов, под названием «Денискины рассказы». В сборнике их 45. Главного персонажа автор назвал Дениской, это вовсе не случайно – именно так звали его сына писателя Дениска Драгунский. Кроме Дениски, у Драгунского было ещё двое детей: Ксения и Леонид. Леонид Викторович стал выпускником экономического факультета МГУ и журналистом, длительное время работал в «Неделе», «Известиях». Денис Викторович Драгунский выбрал профессию журналиста и сценариста,

А дочь Ксения стала драматургом.

Виктор Юзефович писал свои произведения не только для детской аудитории. В 1951 году была издана повесть под названием «Он упал в траву», в которой освещались первые дни войны. Персонаж книги, как и писатель, несмотря на то, что не был призван в армию из-за инвалидности, решил записаться в ополчение. В 1964 году мир увидела повесть «Сегодня и ежедневно», сюжет которой рассказывал про героя, трудящегося клоуном в цирке.

В ней главный герой — клоун — говорит: «Я не знаю, что мне сделать, чтобы спасти детей. Я не могу положить их с собой всех, обнять их и закрыть своим телом. Потому что дети должны жить, они должны радоваться. И я должен ежедневно доставлять радость детям. Смех — это радость. Я даю его двумя руками. Карманы моих клоунских штанов набиты смехом. Я выхожу на утренник, я иду в манеж, как на пост. Ни одного ребенка без радости, это понимаю не только я. Слушайте, люди, кто, чем может — заслоняйте детей. Спешите приносить радость детям..»

Закончить свой рассказ мне хочется словами Юрия Нагибина.

«Он был писателем, писателем до мозга костей. В комбинезоне бакенщика, пестром костюме клоуна, под личиной разных персонажей на подмостках сцены или на экране кино, в режиссерском кресле, - он все равно был, прежде всего, писателем, хотя узнал об этом далеко не сразу. Только литературное творчество смогло вобрать в себя весь его громадный жизненный опыт, знание и понимание людей, суммировать все узнанное и перечувствованное, осветить нежной любовью к людям, маленьким и взрослым. И наделить долгой жизнью. Так и сталось"

Писатель ушел из жизни 6 мая 1972 года.

Виктора Юзефовича Драгунского похоронили на Ваганьковском кладбище.

Ведущий

- Вот таковы основные этапы биографии Виктора Драгунского. Я надеюсь, что вы запомнили, и будете хорошо знать всегда.

Ведущий

- А сейчас выявим самого лучшего знатока жизни и творчества Виктора Драгунского. Будьте внимательны.

( за правильные ответы - жетоны)

1.Назовите дату рождения Драгунского – 1913 год 30 ноября.

2.Имя, отчество? – Виктор Юзефович

3.В каком году семья переезжает из США в Россию?- в 1925 году.

4.В каком возрасте и кем автор начинает работать?- с 16 лет токарем.

5.Как назывался ансамбль, который создал Драгунский?- «Синяя птичка».

6.Сколько лет он им руководил?- 10 лет.

7.Какой вид искусства манил Виктора больше всего?- цирк.

8.Почему Драгунского не брали на фронт?- он был болен астмой.

9.В каком году выходит первое произведение автора?- в 1948 году.

10.Как оно называется?- «Он живой и светится»

11.Как называется книга, где главный герой – Дениска? – "Денискины рассказы”

12.Когда появляются Денискины рассказы?- в 1948-49 годах.
13.Сколько историй в "Денискиных рассказах”? – 45

14.Как звали приятеля Дениски Кораблёва? – Мишка Слонов

15.Сколько детей было у Драгунского?

трое: 2мальчика: Леонид и Денис, и девочка-Ксения.
16.Назовите дату смерти автора?- 6 мая 1972 года.

17.Где похоронен автор? -на Ваганьковском кладбище.

Ведущий

- Молодцы, подведем итоги. Лучшим знатоком биографии Виктора Юзефовича Драгунского признаётся ……………..

Биографию Виктора Юзефовича вы знаете или кто-то сегодня узнал. А сейчас проверим, хорошо ли вы знаете творчество автора. Разбейтесь на команды.

–Вспомним правила работы в группе (называют). Успехов каждой команде.

Слайд - Вам будут предложены отрывки и иллюстрации из произведений. Ваша задача - назвать это произведение. За правильный ответ вы получаете жетон.

Презентация по произведениям: слайды с 12 по 29.

Ведущий

-Подведём итоги. Лучшими знатоками произведений Драгунского признаётся команда….

Ведущий

-Виктор Драгунский писал для детей, создавая удивительный мир солнечных зайчиков, искрящихся глаз и звонкого детского смеха. Светлый, радостный и неповторимый мир, где нет места для скуки и уныния. В рассказах Виктора Драгунского – чудеса обыденной жизни, не замечаемые нами в каждодневной суете, и едва уловимое ощущение счастья при взгляде в наивные и такие мудрые глаза ребенка.

Закончить наше мероприятие хочется словами самого Виктора Юзефовича

«Смех – это радость. Я даю его двумя руками.

Карманы моих клоунских штанов набиты смехом.

Дети должны жить, они должны радоваться…

и я должен приносить радость детям…»

Ведущий

– Подведем итог нашему занятию. Если оно было для вас полезным и интересным – нарисуйте весёлый смайлик, а если оно вам не понравилось - грустный смайлик. Прикрепите на доску ваши смайлики.

Продолжите любое предложение: Сегодня я узнал…Мне захотелось… Было интересно…

Спасибо за внимание. До новых встреч.

Список использованной литературы.

1. Драгунская А. О Викторе Драгунском  //  Начальная школа. – 2000. – 8.

2. Нагибин Ю. Писатель щедрый и радостный  //  Драгунский В.Ю. Денискины рассказы. – М., 2004.

3. Драгунский В. Денискины рассказы.- М, 2005.

4. Материалы сайтов:

http://www.biblioguide.ru,

5. Фотоматериалы и иллюстрации сайтов: http://www.planetaskazok.ru/vdragunsky/deniskinyrasskazyanglichaninpavlja

http://www.planetaskazok.ru/vdragunsky/deniskinyrasskazyonzhivojisvetitsja

http://www.planetaskazok.ru/vdragunsky/deniskinyrasskazyodnakapljaubivaetloshad

http://www.planetaskazok.ru/vdragunsky/deniskinyrasskazygusinoegorlo

http://www.planetaskazok.ru/vdragunsky/deniskinyrasskazykrasnyjsharikvsinemnebe

http://www.planetaskazok.ru/vdragunsky/deniskinyrasskazyprofessorkislyhshhej

http://www.planetaskazok.ru/vdragunsky/deniskinyrasskazyfantomas

http://www.planetaskazok.ru/vdragunsky/deniskinyrasskazydvadcatletpodkrovatju

http://www.planetaskazok.ru/vdragunsky/deniskinyrasskazydvadcatletpodkrovatju

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.