Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Этот удивительный мир» (4 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1
имени Героя Советского Союза И.П. Малозёмова»
«Утверждено» Приказ №____от ______20__ г. Директор МОУ Белозерской СШ №1 ___________________/Сараева Р.Н./ |
«Согласовано» МС от _________20___ г. Руководитель МС __________ / Куппорева М.Г./ |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Этот удивительный мир»
для учащихся 10 -11 лет ( 4 класс)
Срок реализации: 1 год.
Автор-составитель: Ананьина Елена Николаевна ,
педагог дополнительного образования
г. Белозерск 2018 год
Рабочая программа по курсу «Этот удивительный мир» (далее - Программа) рассчитан для детей 10-11 лет. Срок реализации – 1 год. Общая продолжительность обучения составляет 34 часа. Занятия кружка проводятся в учебном кабинете, 1 раз в неделю.
Рабочая программа кружка «Этот удивительный мир» разработана на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 № 373);
Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Учебно-методического комплекта:
- Готовимся к ВПР. РТ по окружающему миру. М.Ю.Демидова
- Готовимся к ВПР по математике, русскому языку, окружающему миру Методические рекомендации. Г.С. Ковалева, М.И. Кузнецова, К.А. Краснянская, О.А. Рыдзе, М.И. Демидова
Курс «Этот удивительный мир» разработан как дополнение к курсу «Окружающий мир» в начальной школе , направлен на подготовку учащихся 4 класса к ВПР.
Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных форм проведения занятий.
Содержание заданий соответствует планируемым результатам обучения по математике (ФГОС НОО).
Цель:
реализация в полном объеме ООП НОО, направленная на повышение качества начального образования на уровне образовательной организации и качественную подготовку выпускников к Всероссийским проверочным работам..
Задачи программы:
обучающие:
-формирование общеинтеллектуальных умений;
-углубление и расширение знаний учащихся по окружающему миру.
-создание условий для повышения эффективности подготовки выпускников начальной школы к ВПР;
- расширение природоведческих , знаний и представлений младших школьников и развитие на их основе пространственного воображения детей.
развивающие:
-формирование и развитие логического мышления;
-развитие речи и словарного запаса учащихся;
-развитие внимание, памяти;
воспитательные:
-формирование положительной мотивации к учению;
-формирование умение работать в группе.
Результаты освоения курса:
Курс занятий основан на системно-деятельностном, компетентном и уровневом подходах.
В рамках кружка по подготовке к ВПР предусмотрена оценка сформированности УУД.
Результатами занятий в кружке является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного воображения
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные:
У ученика будут сформированы:
Положительное отношение и интерес к изучению математики.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные
Ученик научится:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
овладевать способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты.
готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Регулятивные
Учащийся научится:
Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.
Определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью
Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.
Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.
Осуществлять само и взаимопроверку работ.
Познавательные
Учащийся научится:
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация таблица, схема, диаграмма, экспонат, модель и др.) Использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот. Самостоятельно использовать модели при решении учебных задач.
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ.
Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий.
Коммуникативные
Учащийся научится:
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.
Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого.
Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения
Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель.
Предметные результаты
Ученик научится:
Использовать приобретённые знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;
овладевать основами логического мышления, пространственного воображения и речи, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
применять знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
различать изученные объекты и явления живой и неживой природы.
находить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу;
умение составлять небольшой связный текст на заданную тему;
умение высказывать свое мнение и обосновывать его.
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края.
Знать основные географические объекты, изучаемые в начальной школе, уметь их находить.
Виды и формы организации учебного процесса
В методике проведения занятий учитываются возрастные особенности и возможности детей младшего школьного возраста, часть материала излагается в занимательной форме: сказка, рассказ, загадка, игра, диалог учитель- ученик или ученик-учитель.
Дети знакомятся и учатся работать с основными инструментами: линейка, микроскоп, лупа.
Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Формы работы
индивидуальная
групповая
коллективная
Виды деятельности:
- творческие работы,
- задания на смекалку,
- лабиринты,
- кроссворды,
- логические задачи,
- упражнения на распознавание чего-либо,
- решение экологических задач;
- игры, ребусы, викторины.
Формой подведения итогов считать: участие в школьных и районных конкурсах и олимпиадах.
Содержание курса
Разделы |
Кол-во часов |
|
Окружающий мир |
||
1 |
Человек и природа. |
20 3 3 6 2 |
2 |
Человек и общество. |
|
3 |
История |
|
4 |
Работа с картой, глобусом, схемой и чертежом |
|
5 |
Обобщение по курсу |
|
Итог |
34 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
4-й класс
34 часа (1час в неделю)
№ п/п |
Тема занятия |
часы |
Дата |
1 |
Юный знаток природы. Знакомство с целями и задачами кружка на год. |
1 |
|
2 |
Сравнение объектов живой и неживой природы. Их сходство и различие. Что создал человек? Определение предмета по фотографии. Использование этого предмета человеком. |
1 |
|
3 |
Наши помощники: глобус и карта. Почему и зачем происходит смена дня и ночи на Земле. Наша солнечная Галактика |
1 |
|
4 |
Путешествие по материкам и океанам |
1 |
|
5 |
Почему белый медведь не живет на экваторе? (природные зоны) |
1 |
|
6 |
Что у нас внутри? (строение человека) |
1 |
|
7 |
Я многое знаю (обобщение) Занятие - тренинг |
1 |
|
8 |
Чудо растения |
1 |
|
9 |
Ох уж эти животные |
1 |
|
10 |
Мир животных и растений. (природные сообщества) |
1 |
|
11 |
Конкурс «Угадай-ка!» |
1 |
|
12 |
Мы ученые: Определение плана действий. Работа с таблицами |
1 |
|
13 |
Игра-путешествие «Живое – неживое» |
1 |
|
14 |
Мы ученые: Важные находки и их оформление. |
1 |
|
15 |
Я многое знаю (обобщение) Занятие - тренинг |
1 |
|
16 |
Что помогает нашему росту, росту растений и животных? Исследование. |
1 |
|
17 |
Опытнический участок |
1 |
|
18 |
Как модели и схемы помогают человеку? |
1 |
|
19 |
Юный географ. |
1 |
|
20 |
Невидимые цепочки превращений |
1 |
|
21 |
Юный биолог |
1 |
|
22 |
Это наша с тобой история! |
1 |
|
23 |
Это наша с тобой история! |
1 |
|
24 |
Человек не может жить один. |
1 |
|
25 |
Я знаю все законы природы! |
1 |
|
26 |
Я знаю все законы природы! |
1 |
|
27 |
Игра «Все я знаю! Все умею!» |
1 |
|
28 |
Игра «Все я знаю! Все умею!» |
1 |
|
29 |
Юные друзья природы! (повторение) |
1 |
|
30 |
Это моя страна! (повторение) |
1 |
|
31 |
Мы все живем на одной планете! (повторение) |
1 |
|
32 |
Свободное плавание по морю Растений и Животных |
1 |
|
33 |
Свободное плавание по морю Истории |
1 |
|
34 |
Итоговое занятие «Юный знаток природы» |
1 |
|
Всего: |
34 |