Занятие по внеурочной деятельности «Этот удивительный мир природы» (1–4 классы)
Пояснительная записка к презентации
Занятие по внеурочной деятельности «Этот удивительный мир природы»
Цель: создание благоприятной атмосферы на занятии
Задачи:
образовательные
- формирование представлений и элементарных знаний об экологии;
анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой
развивающие
- развитие индивидуальных способностей учащихся;
воспитательные
- воспитание экологической культуры школьников, желание работать с энциклопедиями, справочниками, расширять знания детей о природе
- формирование познавательных интересов во внеурочное время
Планируемые достижения учащихся:
Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относиться к окружающему миру.
Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.
Формируемые УУД:
Познавательные:
-совершенствовать знания о природе
Коммуникативные:
-формировать умение работать в коллективе, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;
-развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
Регулятивные:
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Личностные:
-формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности
Оборудование: костюмы героев сказки (колобок, лиса, заяц, медведь, волк, буроголовая гаичка, мультимедийная установка, мультимедийная презентация «Этот удивительный мир природы»,
Используемые технологии:
- ИКТ
- здоровьесберегающие
- технология развивающего обучения
Предварительная работа.
Была выбрана сказка.
Класс был разделён на группы. Каждая группа получила задание: найти интересный материал про животных и растения. 1 человек из группы озвучивает своего героя
1 группа: колобок
2 группа: заяц
3 группа: волк
4 группа: медведь
5 группа: лиса
Х од занятия.
Сегодня мы отправимся в путешествие в природу. А поможет нам в этом сказка
Загадка:
С пылу с жару из печи,
Ни минуты не молчит –
По тропинке катится
Подвигами хвалится... (Колобок)
Учитель. Вспоминаем сказку. Жили-были старик со старухой. (
Этот удивительный мир природы
PPTX / 6.66 Мб
слайд 2)
Вот и говорит старик старухе:
— Поди-ка, старуха, по амбару
- А что такое амбар? (высказывания детей)
(Строение для хранения зерна, муки, припасов) (слайд 3)
поскреби, по сусеку
Что такое сусек?
(Сусек — забранное досками в виде неподвижного ларя место в амбаре. Предназначено для ссыпки зерна или хранения муки) помети, не наскребешь ли муки на колобок. (слайд 4)
Взяла старуха крылышко, по амбару поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.(слайд 5)
Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила. (слайд 6)
А что такое колобок? (слайд 7)
(Слово "колобок" состоит из двух слов - "коло" и "бок". На старославянском языке слово "коло" означало круг. Значит колобок - это круглый бок. Колобком называется небольшой круглый хлебец. Колобки изготавливаются из пшеницы)
Колобок полежал, полежал, взял да и покатился — с окна на завалинку, на травку и покатился по дорожке.
Колобок (озвучивает ученик)
-Ой – ой – ой, как больно! Что это не огонь, а жжёт? (слайд 8 )
Учащиеся:
- Крапива.
Колобок: Ребята, а кто из вас знает, почему такая крапива кусачая и злая? (предположения детей)
Колобок: Оказывается, крапива снизу доверху усеяна волосками. Они такие маленькие, похожие на иголочки. При малейшем прикосновении эти волоски обламываются и обжигают едким соком. Если этот сок попадает на кожу, он будет её раздражать и щипать.
А что вы ещё знаете о крапиве? (высказывания детей)
Колобок: (слайд 9)
В листьях крапивы можно хранить скоропортящиеся продукты, например, мясо или рыбу, в жару можно обкладывать листьями, чтобы оно не испортилось. Молоденькие листочки крапивы часто употребляют в пищу, делая из них супы и салаты. Ошпарив листья крапивы кипятком, они теряют свою «колючесть». Крапива прекрасно укрепляет волосы. Из крапивы можно получить ткань. По свойству она очень напоминает лен. Крапиву на прядение собирали весной. В давние времена из крапивной пряжи вязали грубые носки – тапочки, которые носили, не снимая, при ревматизме, пояса, согревающие поясницу, при радикулите и шапочки, от появления которых на голове проходили любые мигрени. А вот во время Первой мировой войны немецкие солдаты шили себе обмундирование именно из крапивы. Вот какое интересное растение - крапива.
Ребята, посмотрите какая красота кругом. Какие деревья вы видите? (ответы детей)
Что вы знаете о ели? (высказывание детей) (слайд 10)
Колобок: Ель – дерево хвойное, вечнозелёное. Но хвоя ели совсем не вечная. Через каждые 5 – 7 лет еловые хвоинки опадают. Не все сразу, а примерно седьмую часть своей хвои ель сбрасывает каждую осень. Это, конечно, незаметно, вот только жёлтые иголки на земле под деревом подтверждают это.
Большая часть бумаги во всём мире делается именно из ели. Самым старым жителем планеты Земля в наше время считается ель из Швеции – Старый Тикко, которому уже 9550 лет .
(слайд 11) А вот и наша русская красавица – символ нашей страны – береза. Научное название от латинского слова «бить», «сечь». Издавна на Руси известны берёзовые розги и берёзовые веники. Человек широко использует берёзу: лучшие дрова – берёзовые, наиболее крепкие ружейные приклады, колёса, топорища и другие деревянные изделия также делают из берёзы. Много столетий назад, когда ещё не была изобретена бумага, для письма использовали бересту. Её можно назвать русским папирусом. Найдено большое количество древнерусских берестяных грамот, на которых наши далёкие предки писали костяными или медными стерженьками. На севере из бересты сооружали даже жилища – чумы. А ещё берёза у русских считалась священным деревом. Люди поклонялись ей. С берёзой связаны интересные обряды. Например, в Тамбовской губернии берёзу украшали бусами и лентами, одевали в платья, приделывали косу. Когда берёзу полностью наряжали к ней под юбку забиралась девочка, тем самым создавалось впечатление, что берёза пляшет сама. Девушки считала берёзу своей сестрой и подругой. А ещё на берёзах есть капы (наросты, образующиеся на разных частях берез) благодаря красивому рисунку древесины используют для вырезания табакерок, шкатулок и декоративных деталей мебели.
Как интересно всё вокруг.
Колобок: а сейчас я с вами поиграю .
Физкультминутка
Колобок. Моя игра называется «Жизнь деревьев».Условия игры. Дети делятся на группы и получают карточки с различными фразами о жизни деревьев. Например:
Дерево радуется солнцу.
Дерево гнётся под ураганным ветром.
С дерева опадает листва.
Дерево слушает песни птиц.
Дерево лечит дятел.
Дети должны изобразить мимикой и жестами описанную на их карточке ситуацию. Все остальные отгадывают, что происходит с деревьями.
Колобок: Немного отдохнули, покачусь я дольше. (слайд 12)
Катится Колобок, а навстречу ему заяц.
Колобок начал петь «Я колобок, колобок…» а заяц его прервал.
Заяц: Я сегодня не буду тебя есть, а и скажи – ка мне лучше Колобок, как меня в сказках называют? (ответы детей: косой, лопоухий, беляк, русак, трусишка )
Заяц: Справедлива ли поговорка "труслив, как заяц"? Может ли заяц "постоять за себя"? (ответы детей)
Заяц: Зайцы не столь трусливы, сколько осторожны. В этом их спасение. Природное чутье, способность быстро убегать большими прыжками, запутывание следов компенсируют их беззащитность. Заяц способен постоять за себя. Если его настигает пернатый хищник, он ложится на спину и отбивается ударами ног.
Заяц: А правда ли, что я – косой? (ответы детей)
Заяц: На самом деле косоглазия у нас, зверьков, нет. А называют так, из-за умения зайчика петлять во время бега. Таким способом заяц старается запутать своего преследователя и уйти от погони. (слайд 13)
Заяц: а что помогает нам, зайцам, в летнюю жару спасаться от перегрева? (ответы детей)
Заяц: Оказывается, уши. Они активно выводят тепло из организма. Во время дождя зайцы подгибают уши, чтобы в них не попадала вода, и они не простудились.
Колобок: Зайчишка, однажды я видел, как заяц катался по земле, как мячик. Зачем он это делал, я так и не знаю до сих пор.
Заяц: Ребята, а может кто – нибудь из вас знает, зачем весной зайцы – беляки катаются по траве? (ответы детей)
Заяц: Да это совсем просто. Когда зайцы линяют и чтобы быстрее сбросить белую шерсть, вот и катаются они по траве.
Колобок. Пока, зайчишка. Покатился я дальше в лес, может ещё что – нибудь ещё интересное узнаю.
Катится Колобок, навстречу ему Волк. (слайд 14)
Волк: Как здорово, Колобок, что я тебя встретил. Меня все считают злым, но я не всегда такой. В каких сказках я – добрый. (ответы детей)
Волк: А что вы знаете про меня? (ответы детей) (слайд 15)
Волк: Волк — самое загадочное животное из ныне живущих. Мозг у волка на 30% больше чем у собаки, это означает, что волк способен запоминать больше необходимой информации, чем его близкий родственник. Вожак стаи всегда идет впереди своей стаи с высоко поднятым хвостом. Волки способны учуять запах на расстоянии полтора километра. Кстати, у этих зверей есть способность различать 200 миллионов запахов, у человека – всего 5 миллионов. Поэтому волки – отличные охотники.
Волк: Колобок, а посмотри, что это за птица присела на ветку? (слайд 16)
Колобок: я не знаю. Ребята, а вы знаете? (ответы детей) Чтобы узнать, отгадайте ребус.
-
(буроголовая гаичка)
Гаичка: (слайд 17) 2017 году – мы символ года. Нас ещё называют пухляками, так назвали за то, что мы любим сильно распушать оперение зимой и в ненастную погоду, превращаясь в пухлый рыхлый шарик. Мы (буроголовые гаички) может сами выдалбливать дупло в деревьях с мягкой, легко загнивающей в естественных условиях древесиной (осине, ольхе, березе). Живые стволы слишком крепки для наших маленьких клювов. Поэтому мы выбираем для дупел пни и погибшие деревья с мягкой трухлявой древесиной. Самец и самка по очереди подлетают к дереву и быстро щиплют гнилую древесину. Набрав в клюв как можно больше кусочков, одна птичка отлетает в сторону, а её место сразу же занимает другая. Делая дупло, пухляки не бросают щепочки прямо под ним - ведь те, ярко белея на лесной подстилке, могут выдать расположение гнезда. С кусочками древесины мы отлетаем подальше и не просто бросаем, а прячем между хвоинками, за отставшую кору, в отверстия на месте выпавших сучков. Гнёзда пухляков хорошо отличаются от гнёзд других синиц – в них нет мха. В природе зимой мы питаемся семенами ели, лиственницы и сосны, припрятанными заранее насекомыми и их личинками, поэтому корма нам в лесу хватает. А ещё у нас есть интересная особенность: сразу же после выкармливания птенцов мы начинаем делать запасы пищи. Это могут быть разные семена, например, семена ели и сосны, различные пауки и насекомые. За час одна птица может успеть спрятать до 300 семян, а за весну – до 200 – 300 тысяч. Причём, на своей гнездовой территории птичка может перепрятать запасы несколько раз.
Колобок: Да, как много я узнал. Пока, волк, я покатился в чащу леса.
Катится Колобок, а на полянке Медведь: (слайд 18)
Медведь: Вспомните загадки про меня. А если не можете вспомнить, можете сами сочинить. (Работа в группах. Ответы детей)
Медведь: (слайд 19) Я, ребята, тоже интересное животное. Медведь – один из самых грозных хищников в дикой природе. Медведь, в отличие от собак и кошек, во время ходьбы опираются не на пальцы, а на всю стопу. Эта особенность нам и позволяет ходить на задних лапах. Медведь один из немногих животных, который видит цветные картинки. Медведи обладают подобием логического мышления и могут специально запутать следы, идя задом наперед, к примеру.
Медведь: А сейчас решите экологическую задачу. Вы, конечно, помните шуточную песенку о медведе, наступившем лисе на хвост. Подняла лисица крик, зашумел темный лес, и медведь с той поры предпочитает зимой спать. А на самом деле, что же заставляет бурого медведя залегать осенью в берлогу углубление под корнями вывороченного дерева? Залегшего в спячку медведя зима быстро укроет снежным одеялом, лежать под которым и тепло, и безопасно. Но главная причина не в этом. Медведь зверь большой и сильный и может дать отпор кровожадным хищникам - волкам. А в чем же? Вспомните, чем питается бурый медведь? В основном растительной пищей. Его рацион составляют различные лесные ягоды: малина, смородина, брусника, морошка, черника, черемуха, клюква, рябина, а также кедровые орехи, желуди, овощи, зреющие злаки, съедобные корешки, листья, клубни. А еще медведь любит полакомиться медом, муравьями, червями. Только сильный голод заставляет медведя нападать на крупных животных, то есть становиться хищником.
А теперь решите, почему медведь зимой спит? (обсуждение в группах, ответы детей)
Медведь: Медведь залегает в зимнюю спячку, потому что зимой не сможет добывать себе пищу. Всё, что он любит, окажется под снегом. Медведь – зверь крупный, пищи ему надо много, но он не приспособлен добывать ее из-под снега. Насекомых, червей, меда зимой тоже не добыть. Поэтому осенью, когда лес полон разнообразной пищи, медведь запасает жир под шкурой, съедая много пищи. Затем ложится спать в берлогу, за зиму расходуя свой жировой запас. Если медведь не запасет достаточно жира, то он не ляжет в спячку, а будет бродить по лесу. Такого зверя называют шатуном, он очень опасен.
Колобок: Медведь, а правда ли ты сосёшь лапу зимой в берлоге?
Медведь: Нет, в феврале с наших голых ступней сходит старая, грубая кожа, а молодая, нежная и тонкая, нуждается в согревании. Облизывая подошвы горячим языком, мы причмокиваем губами. Вот и кажется, что мы сосём лапу, а на самом деле согреваем её губами и языком.
Медведь: кто из вас знает, почему бурый медведь в гору бежит быстрее, чем по ровному месту?
(ответы детей)
Медведь: у нас, медведей задние лапы длиннее передних. Вот как всё просто.
Колобок: Ладно, медведь, я покатился дальше.
Катится Колобок, а навстречу лиса. (слайд 20)
Колобок: Я, Колобок, Колобок, повстречался сегодня с зайчонком, волком, медведем. И они не стали меня есть, а рассказали много интересного про себя. Может и ты, лиса, меня не будешь сегодня есть.
Лиса: (слайд 21) Я сегодня тебя есть не хочу. Послушай про меня, я ведь не только хитрая, но и умное животное.
Лисиц называют очень умными животными. У них существует один интересный способ избавления от блох. Лисы заходят глубоко в воду с палкой в зубах, и блохи перебираются в эту ловушку. Через время зверек выбрасывает палку, а с ней и надоедливых блох. Перед тетеревами, находящимся на току, лиса устраивает целый спектакль. Подходит, делая вид, что нисколько не интересуется ими. Она не смотрит в их сторону, может прилечь якобы для отдыха, а птицы при этом теряют бдительность.
Лиса: Колобок, а какие правила поведения в природе ты знаешь. Попроси ребят, чтобы тебе они помогли. (слайд 22)
Колобок: Ребята, какие правила поведения в природе вы знаете? (ответы детей) (слайд 23)
Лиса: а знаешь, Колобок, почему я тебя не стала есть? (слайд 24)
Колобок: Не знаю!
Лиса: Да потому что 2017 год объявлен годом экологии.
Колобок: Спасибо лиса. (слайд 25)
Друзья!
Любите природу!
Берегите её!
Не ломайте деревья,
Не засоряйте реки,
Не обижайте животных и птиц!
И тогда природа покажет Вам
Всю свою красоту!
Покатился я дальше. До новых встреч.
Рефлексия. Игра «Приятно вспомнить»
По кругу учащиеся говорят о том, о чем им приятно вспоминать после проведенного мероприятия.
Домашнее задание.
По выбору.
Сочинить экологические сказки, используя героев данного занятия.
Составить кроссворды «Этот удивительный мир животных и растений»
Найти фотографии (из семейных альбомов) «Красота родных мест» и из них выполнить небольшие ролики
Используемая литература.
Е.Б. Жадобко «ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ НАШЕЙ СТРАНЫ В ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧАХ НА УРОКАХ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ» - газета «Начальная школа» № 22 (2001)
Я познаю мир: Животные: детская энциклопедия
Я познаю мир: Растения.
Алина Яковлевна Корогод
Кожевникова Елена Владимировна
Карине Рафаеловна
Мельникова Светлана Федоровна