Дополнительная образовательная программа «Этот удивительный мир»

1
0
Материал опубликован 15 September 2017 в группе

Дополнительная образовательная программа

«Этот удивительный мир»

Программа составлена воспитателем ГБУ СО «Центр ППМСД г. Красноармейска. Соколовой Надеждой Николаевной.

Пояснительная записка.

Потребность в данной программе обусловлена темпами развития современных детей – значительно увеличился массив информации, вызывающей интерес к окружающему миру. Понимание обоюдного воздействия человека и окружающей среды и их взаимосвязи имеет немаловажное значение для процесса развития личности ребенка на стадии дошкольного возраста. Становление ребенка как личности, выстраивание его мировоззрений, происходит в процессе получения навыков и умений взаимодействия с окружающим миром. Познание окружающего мира происходит посредством занятий географией. Познание, как функция не только умственного развития, но и функция становления личности, способствует развитию у ребенка инициативности, целеустремленности, уверенности в собственных силах.

В дошкольном возрасте обучение, развитие внимания, памяти, мышления легче всего проходит и усваивается в процессе игры. Способности сопоставлять факты и размышлять над причинно-следственными связями легче развить в младшем возрасте именно игровыми способами. Так, вопрос "Почему глобус круглый" даст ребенку понятие о форме нашей планеты.

Данная программа ориентирована на обучение детей старшего дошкольного возраста посредством 2-3 еженедельных занятий продолжительностью до 30 минут.

Срок реализации программы: 1 год.

Цель программы: создание у детей дошкольного возраста целостного представления об окружающем мире, развитие широкого круга интересов, в том числе и к окружающей среде.

Задачи программы:

Создание благоприятных условий для формирования представления о непосредственном взаимодействии и взаимосвязи человека и окружающего мира.

Создание представления о природе планеты посредством изучения глобуса и карты мира. Научить находить на глобусе и карте материки, страны, наиболее значимые географические объекты (созданные природой и человеком), горные хребты, моря, реки, крупные города. Создать представление о существовании разных животных, растений, ареалах их обитания, о существовании различных государств и народов их населяющих.

Воспитание в ребенке чувства гражданской ответственности и патриотизма.

Материально-техническое обеспечение программы:

Необходимая литература по окружающему миру.

Наглядный материал: презентации, диафильмы, графические изображения.

Обучающие игры.

Подготовка и проведение выставок книг, рисунков и поделок детей.

Подготовка и проведение открытых мероприятий.

В результате проведения программы к концу обучения дети должны:

Иметь представление о непосредственном взаимодействии и взаимосвязи человека и окружающего мира.

Иметь представления о многообразии природы планеты, о существовании различных государств и народов их населяющих.

Уметь находить на глобусе и карте материки, страны, наиболее значимые географические объекты (созданные природой и человеком), горные хребты, моря, реки, крупные города.

Воспитание в ребенке чувства гражданской ответственности и патриотизма.

Уметь ориентироваться в социуме, получить основы формирования чувства гражданской ответственности и патриотизма

Проявлять инициативность, самостоятельность, целеустремленность, ответственность, аккуратность; быть уверенным в собственных навыках и знаниях.

Уметь сопоставлять факты и искать причинно-следственные связи

Условия реализации программы:

Для реализации программы имеется следующая материально-техническая база: мультимедийная аппаратура, музыкальный центр, аудио- и видеотека, графические изображения, необходимая литература и дидактические материалы и пособия

Перспективное планирование

СЕНТЯБРЬ

неделя

тема

цель

методическое обеспечение

первая

Знакомство с любознательным «Почемучкой» по имени «Панамка».

Земля- наш большой общий дом. Есть ли у Земли край?

Глобус- уменьшенная копия Земного шара.

- Дать детям о том, что все мы – жители планеты Земля.

Познакомить с историей исследований Земного шара и древними легендами, глобус во много раз уменьшенная копия Земли

-«Почемучка» - с.5, 10-11,364-365.

-«Мир и человек- с.24-25.

-«Малышам о географических открытиях» с. 5-7.

вторая

Глобус и карта. Почему глобус раскрашен в разные цвета?

Части света и океаны. Как появились географические карты.

- Продолжать знакомить детей с историей исследований Земли путешественниками, появление географических карт.

- Дать детям знания об условных цветовых обозначениях на глобусе и карте. Учить работать с географической картой определяя сушу и воду.

- «География в картинках» с. 3

- «Мир вокруг нас» с. 24-29

- «Малышам о географических открытиях» с. 11-12

- «Мир и человек» с. 24-25.

третья

Стороны света- север, юг, восток, запад. Карта полушарий.

Как увидеть на карте горы, реки, моря и пустыни

Суша и вода- материки и океаны.

- Продолжать расширять знания детей о глобусе и карте, учить ориентироваться и определять части света.

- Познакомить детей с названиями материков и океанов.

- Продолжать учить детей в соответствии с условными обозначениями читать карту.

- « Почемучка» с.711-712

- « География в картинках» с. 76

-« Малышам о географических открытиях» с. 12 гл. 2.

- « Мир и человек» с. 24-25.

четвертая

Путешествие по глобусу и карте. Отыскать в соответствии с условными обозначениями на глобусе и карте сушу и воду, материки и океаны, горы и реки.

Формы земной поверхности. Как появляются горы? Что такое вулкан? Почему бывают землетрясения?

- Продолжать учить работать с картой и глобусом. Обратить внимание на формы земной поверхности, объяснить детям природу появления гор, вулканической деятельности и землетрясений.

- «Почемучка» с.34-40.

- «Мир вокруг нас» с. 21,26.

- «Мир и человек» с.15,26.

ОКТЯБРЬ

первая

Круговорот воды в природе. Куда делась вода после дождика?

Откуда взялись острова.

- Продолжать знакомить детей с явлениями природы, дать знания о круговороте воды в природе.

- Расширять знания детей о формах земной поверхности. - - Объяснить детям природу появления островов.

- «Почемучка» с. 143-144., 126-127.

-«Мир и человек» с. 27.

- «Мир вокруг нас» с.27.

вторая

Почему у глобуса «белая шапка»?

Путешествие в Арктику. Климат. Вечная мерзлота. Полярный день и полярная ночь.

- Продолжать учить детей работать с глобусом и картой.

- Дать детям знания о географическом положении и климате Арктики, объяснить термины: вечная мерзлота, айсберг, северное сияние, ночь и день длительностью по пол- года.

- «Почемучка» с.13-14.

-«География в картинках с.32-33.

- Мир и человек» с.32-33, с. 550

третья

Малышам о географических открытиях Арктики.

Из истории открытия Арктики. Первая действующая станция «Северный Полюс- I» И. Д. Попанин.

- Продолжать расширять знания детей об истории географических открытий

- Познакомить с историей открытия Арктики, экспедицией первой научной дрейфующей станции «Северный Полюс- I» возглавляемой И.Д. Попаниным.

- «Мир и человек» с.32-33, 50.

- И. Д. Попанин « На полюсе».

четвертая

Путешествие по тундре.

Климат.

Северное сияние.

Времена года.

- Продолжать знакомить с природными зонами, дать знания о характерных особенностях тундры, ее географическом положении, климате.

- Продолжать учить детей работать с глобусом и картой, пользоваться условными обозначениями

- «География в картинках» с.9-10.

- «Почемучка» с. 17-18.

- «Мир вокруг нас» с. 32-33, 61, 45.

- «Мир и человек» с.30-31, 32-33.

НОЯБРЬ

первая

каникулы

   

вторая

Растения и животные Крайнего севера и тундры: белый медведь, морж, тюлень, северный олень, волк, песец, карликовая береза, лишайники, мох, морошка, кедр- как они приспособились к жизни в суровых условиях.

- Дать знания о растениях и животных Крайнего севера и тундры, сделав акцент на том, каким образом растения и животные приспосабливаются к жизни в суровых условиях.

- «Мир и человек» с. 32-33.

- «Почемучка» с.17-18.

- «География в картинках» с. 9-10.

- «Малышам о географических открытиях» с. 82-83.

третья

Путешествие по тайге

Климат.

Времена года.

- Продолжать знакомить детей с природными зонами.

- Дать детям знания о географическом положении, климате и характерных особенностях тайги

- «География в картинках» с. 11-13.

- «Почемучка» с.18-21.

- «Мир вокруг нас» с.32-33(работа с картой)

- «Мир и человек» с.34-35.

четвертая

Малышам о географических открытиях.

Великое географическое открытие о котором сам первооткрыватель и не подозревал. Семен Дежнев.

- Продолжать знакомить с историей важнейших географических открытий, закреплять знания о тайге, продолжать развивать навыки работы с глобусом и географической картой.

-«Малышам о географических открытиях» с.82-85.

-«Мир и человек» с.28-29. (работа с картой)

ДЕКАБРЬ

первая

Путешествие на ковролете по Арктике, тундре и тайге ( с использованием глобуса и карт из атласа «мир и человек» ( контрольное занятие)

- Определить уровень знаний детей и навыков работы с географической картой и глобусом, умением пользоваться справочным материалом (географические атласы «Мир и человек», «Мир вокруг нас».

 

вторая

Лесостепь- к этой природной зоне относится и наш край.

- Продолжать знакомить детей с природными зонами, дать детям знания о характерных особенностях лесостепи. Подчеркнуть , что наш край расположен в этой природной зоне, при анализе климата, растительного и животного мира, опираться на имеющие у детей знания.

- Продолжать отрабатывать навыки работы с географической картой и справочным материалом.

- «Мир и человек» с.30-31,34-35,36-37.

- «География в картинках» с.14-15.

- «Мир вокруг нас» с.32-33.

третья

Климат.

Растения и животные лесной полосы: лось, бурый медведь, пятнистый олень, кабан, рысь, волк, лиса, заяц, береза, дуб, ясень, липа, ель, сосна.

Почему северный олень и белый медведь живут на Крайнем Севере, а бурый медведь и пятнистый олень - в лесной зоне ?

Как звери и птицы зимуют?

- Продолжать знакомить с природными зонами, дать детям знания о характерных особенностях, климате, животном и растительном мире лесной зоны.

- Провести сравнительный анализ животных Севера и лесной полосы, подвести к пониманию того, что внешний вид и окраска животных, способы добывания пропитания тесно связаны с климатом и условиями жизни.

- «Мир и человек» с.34-35

- «Почемучка» с.20-22.

четвертая

Путешествие по степи.

Климат.

Времена года.

Растительный и животный мир.

- Продолжать знакомить с природными зонами, дать знания о климате, характерных особенностях, растительном и животном мире степной зоны.

- Обратить внимание детей на то, как животные населяющие степь, приспосабливаются к жизни в этих условиях.

- Продолжать учить детей пользоваться глобусом и географической картой, читать условные обозначения.

- «География в картинках» с.16-17.

- «Мир вокруг нас» с.32-33.

- «Мир и человек» с.36-37.

- «Почемучка» с.22- 23.

ЯНВАРЬ

первая

каникулы

   

вторая

каникулы

   

третья

Пустыня - это там, где пусто?

Путешествие по пустыне ( по глобусу и картам)

Климат, времена года.

Песчаные бури.

Пустыни Сахара и Кара - Кум.

- Продолжать знакомить детей с природными зонами, дать знания о географическом положении, характерных особенностях и климате пустыни.

- Закреплять навыки детей в работе с глобусом и географической картой, пользуясь условными обозначениями.

- Отыскивать на карте крупнейшие пустыни Сахара и Кара-Кум.

- Объяснять значение слов и выражений : оазис, барханы, песчаная буря, мираж.

- «География в картинках» с.18-21.

- «Мир вокруг нас» с.32-33.

- «Мир и человек» с.36-37.

- «Почемучка» с.24-26.

четвертая

Как животные и растения приспосабливаются к жизни в пустыне?

Сайгак, джейран, варан, гюрза, кобра, кактус, верблюжья колючка, саксаул.

Король пустыни- верблюд.

- Закреплять и расширять знания о пустыне, дать знания о растительном и животном мире этой природной зоны.

- Подвести к пониманию того, как растения и животные приспосабливаются к жизни ( окраска, внешний вид, неприхотливость и. т. д)

- Продолжать учить детей пользоваться картой и справочными материалами.

- «Мир и человек» с.36-37.

- «Почемучка» с.24-26.

ФЕВРАЛЬ

первая

Тропический лес.

Саванна.

Путешествие по Африке (по мотивам сказки К. Чуковского «Доктор Айболит»

Климат, времена года.

- Продолжать знакомить детей с природными зонами.

- Дать знания о характерных особенностях и климате тропических лесов, их географическом положении

- Совершенствовать навыки при работе с глобусом и географической картой.

- Объяснить значение слов- саванна, джунгли.

- «География в картинках» с.24-27.

- «Мир вокруг нас» с.32-33.

- «Мир и человек» с.38-39.

- «Почемучка» с.27-30.

вторая

Растительный и животный мир тропических лесов: обезьяна. Жираф, бегемот, крокодил, слон, тигр, страус, банан, пальма.

- Закреплять и расширять знания детей о тропиках и саванне, дать знания о животном и растительном мире этой природной зоны, сделав акцент на том, каким образом эти удивительные животные и растения приспосабливаются к жизни в тропиках.

- Продолжать совершенствовать умения детей пользоваться картой и справочными материалами.

- «География в картинках» с.24-27.

- «Мир вокруг нас» с.50-51.

- «Мир и человек» с.64-65.

- «Почемучка» с.27-30., 208-209.

- Р. Киплинг «Маугли»

третья

Экватор

Северное и Южное полушария.

Южное полушарие.

Антарктида- южный полюс Земли.

- Продолжать учить пользоваться глобусом и картой.

Дать знания о том, где находится Экватор, как эта условная линия делит Земной шар на Северное и Южное полушария, как меняется климат к югу и северу от Экватора

- Познакомить детей с характерными особенностями и климатом Антарктиды

- Сравнить животный и растительный мир Северного и Южного полушарий.

- «География в картинках» с.28-36.

- «Мир вокруг нас» с.69.

- «Мир и человек» с.51.

- «Почемучка» с.15-17.

четвертая

Путешествие по глобусу и карте на ковролете от полюса Южного до Северного. (Контрольное занятие)

- Закрепить и систематезировать знания о характерных особенностях, климате, растительном и животном мире природных зон, их географическом положении.

- Определить уровень знаний, умений и навыков детей в работе с глобусом и картой; умение пользоваться специальной терминологией и справочными материалами.

Северный и Южный полюсы, Экватор, климат, природные зоны, названия природных зон.

 

МАРТ

первая

Океаны Земли.

Горы и водопады встречаются не только на суше.

Откуда взялись острова.

Шторму, цунами.

- Закрепить знания о воде и суше. Названия и расположения материков и океанов на глобусе и карте.

- Дать знания о природе появления гор и впадин на дне океанов, островов, причинах и разрушительной силе штормов и цунами.

- Учить определять в соответствии с условными обозначениями глубину и размеры рек, морей и океанов.

- «Мир вокруг нас» с.28-29.

- «Почемучка» с. 118-119, 125-126(гл.1) и (гл 2)

вторая

Животный мир океанов: кит, кашалот, акула, дельфин, осьминог, летучая рыба, рыба- молот.

- Закреплять и расширять знания детей об океанах, дать знания о характерных особенностях и внешнем виде животного мира океанов.

- Закреплять умение пользоваться картой и справочными материалами.

- «Мир вокруг нас» с.70-71.

- «Почемучка» с. 132-137., 127-130.

третья

Путешествие на ковролете.

Аквариум- океанариум(д. игра с использованием картинок «Животный мир океанов)(Контрольное занятие)

- Закрепить и систематизировать знания о Мировом океане, названия океанов и их особенности, животном мире.

- Определить уровень знаний детей, умение пользоваться глобусом, картой и справочными материалами.

- «Мир вокруг нас» с.70-71.

- «Почемучка с. 131-137.

четвертая

каникулы

   

АПРЕЛЬ

первая

каникулы

   

вторая

Звездное небо.

1. Солнце.

Солнечные очки. Солнце – кружок или шарик? Далеко ли до Солнца?

- Дать первоначальное представление о форме и размере Солнца, о расстоянии до него( с обязательном проведением наблюдением и опытов)

- «Почемучка» с 50-92.

- « Малышам о звездах и планетах» с.11-28.

третья

2. Солнце большое или маленькое?

Как солнце по небу путешествует.

Солнечные часы.

- Расширять знания детей о Солнце, его размерах.

- Дать детям знания о закономерности смены частей суток и вращении Земли вокруг своей оси

- «Почемучка» с.50-92.

- «Мир вокруг нас» с.22.

- «Мир и человек» с.16.

- «Малышам о звездах и планетах» с.28-37, 92-96.

четвертая

3. Как солнце человеку служит.

Почему люди когда – то боялись Солнца

 

- Продолжать расширять знание детей о Солнце, почему жизнь на земле без. Солнца невозможна.

- Как солнечные лучики превращаются в электричество, как из зеркала сделать выжигатель , почему люди в древности поклонялись Солнцу( с проведением опытов)

- «Почемучка» с 50-92.

- « Малышам о звездах и планетах» с.37-41.

май

первая

4. Рассказ про Солнце гнома Недоучкина.

Движение Земли вокруг Солнца за год.

- Закрепить и систематизировать знания детей о Солнце(Солнце огромный раскаленный шар, находится очень далеко от нас, жизнь на нем невозможна, при вращении земли вокруг своей оси происходит смена частей суток)

- Учить детей находить ошибки и замечать их.

- Дать детям знания о движении Земли вокруг Солнца и смена времен года.

- «Почемучка» с.50-92.

- «Мир вокруг нас» с.22-23.

- «Мир и человек» с.16-17.

- «Малышам о звездах и планетах» с.41-44, 97.

вторая

5. Солнечные системы.

Солнышкина семья.

Кометы

Можно ли жить на других планетах?

Ю.А.Гагарин.

- Дать детям знания о том, что вокруг Солнца вращаются планеты, кометы, образующие Солнечную систему.

- Познакомить детей с названиями девяти крупнейших планет.

- Сравнить Солнце и планеты по величине( в атласе)

- Дать детям знания о том, что среди планет Солнечной системы люди живут только на Земле.

- Познакомить с первым космонавтом Земли Ю.А.Гагариным.

- «Почемучка» с.50-92.

- «Мир вокруг нас» с.12-15.

- «Мир и человек» с.11-13.

- «Малышам о звездах и планетах» с.97-102.

третья

6. Звезды.

Сколько звезд на небе?

Звезда- компас. Б. и М. Медведица.

- Дать представление о том, что звезды раскаленные огромные шары похожие на наше Солнце, они находятся далеко от Земли, поэтому не греют и кажутся маленькими.

- Самым ярким звездам и созвездиям дали имена.

- «Мир и человек» с.8-9.

- «Малышам о звездах и планетах» с.45-61.

четвертая

Путешествие на ракете к планете Земля.

Кругосветное путешествие на ковролете от Северного до Южного полюса.

(Контрольное занятие)

- Систематизировать и закрепить знания детей о планетах Солнечной системы. Звездах , географических открытиях, климатических зонах.

- «Почемучка» с.50-92.

- «Мир вокруг нас» с.22.

- «Мир и человек» с.16.

- «Малышам о звездах и планетах» с.28-37, 92-96.


 


 

Методическое обеспечение.

1. М. В. Ревенко «Малышам о географических открытиях» - .:Педагогика,1989.

2. «Мир и человек» (географический атлас)/ ООО «ДИ ЭМ БИ», 2017.

3. «Мир вокруг нас» (географический атлас)/ ООО «ДИ ЭМ БИ», 2017.

4. Д.Денисова “География для дошкольников “/ “Мозаика-Синтез”, 2013.

5. С.Ю.Афонькин “Космос”(из серии “Узнай мир” – СПб: “БКК”, 2011.

6. Мир знаний. Космос/Сост. Г.И. Белов.- Науч.- поп. издание для детей.-М.: ЗАО “РОСМЭН- ПРЕСС”, 2009.

7. Яворская И. занимательная география. — Ростов н/Д: Феникс, 2007.

8. Е. П. Левитан «Малышам о звездах и планетах» .М. «Педагогика-Пресс»1993г.

9.А.Дитрих, Г.Юрмин, Р.Кошурникова «Почемучка» М. «Педагогика» 1990.

10. «Чудеса природы» (набор из 4-х книг)-детеныши животных лугов и прерий,

-детеныши горных и лесных животных,

-детеныши речных, озерных и морских животных,

-детеныши животных влажных и тропических лесов.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.