Дополнительная образовательная программа
«Этот удивительный мир»
Программа составлена воспитателем ГБУ СО «Центр ППМСД г. Красноармейска. Соколовой Надеждой Николаевной.
Пояснительная записка.
Потребность в данной программе обусловлена темпами развития современных детей – значительно увеличился массив информации, вызывающей интерес к окружающему миру. Понимание обоюдного воздействия человека и окружающей среды и их взаимосвязи имеет немаловажное значение для процесса развития личности ребенка на стадии дошкольного возраста. Становление ребенка как личности, выстраивание его мировоззрений, происходит в процессе получения навыков и умений взаимодействия с окружающим миром. Познание окружающего мира происходит посредством занятий географией. Познание, как функция не только умственного развития, но и функция становления личности, способствует развитию у ребенка инициативности, целеустремленности, уверенности в собственных силах.
В дошкольном возрасте обучение, развитие внимания, памяти, мышления легче всего проходит и усваивается в процессе игры. Способности сопоставлять факты и размышлять над причинно-следственными связями легче развить в младшем возрасте именно игровыми способами. Так, вопрос "Почему глобус круглый" даст ребенку понятие о форме нашей планеты.
Данная программа ориентирована на обучение детей старшего дошкольного возраста посредством 2-3 еженедельных занятий продолжительностью до 30 минут.
Срок реализации программы: 1 год.
Цель программы: создание у детей дошкольного возраста целостного представления об окружающем мире, развитие широкого круга интересов, в том числе и к окружающей среде.
Задачи программы:
Создание благоприятных условий для формирования представления о непосредственном взаимодействии и взаимосвязи человека и окружающего мира.
Создание представления о природе планеты посредством изучения глобуса и карты мира. Научить находить на глобусе и карте материки, страны, наиболее значимые географические объекты (созданные природой и человеком), горные хребты, моря, реки, крупные города. Создать представление о существовании разных животных, растений, ареалах их обитания, о существовании различных государств и народов их населяющих.
Воспитание в ребенке чувства гражданской ответственности и патриотизма.
Материально-техническое обеспечение программы:
Необходимая литература по окружающему миру.
Наглядный материал: презентации, диафильмы, графические изображения.
Обучающие игры.
Подготовка и проведение выставок книг, рисунков и поделок детей.
Подготовка и проведение открытых мероприятий.
В результате проведения программы к концу обучения дети должны:
Иметь представление о непосредственном взаимодействии и взаимосвязи человека и окружающего мира.
Иметь представления о многообразии природы планеты, о существовании различных государств и народов их населяющих.
Уметь находить на глобусе и карте материки, страны, наиболее значимые географические объекты (созданные природой и человеком), горные хребты, моря, реки, крупные города.
Воспитание в ребенке чувства гражданской ответственности и патриотизма.
Уметь ориентироваться в социуме, получить основы формирования чувства гражданской ответственности и патриотизма
Проявлять инициативность, самостоятельность, целеустремленность, ответственность, аккуратность; быть уверенным в собственных навыках и знаниях.
Уметь сопоставлять факты и искать причинно-следственные связи
Условия реализации программы:
Для реализации программы имеется следующая материально-техническая база: мультимедийная аппаратура, музыкальный центр, аудио- и видеотека, графические изображения, необходимая литература и дидактические материалы и пособия
Перспективное планирование |
||||
СЕНТЯБРЬ |
||||
неделя |
тема |
цель |
методическое обеспечение |
|
первая |
Знакомство с любознательным «Почемучкой» по имени «Панамка». Земля- наш большой общий дом. Есть ли у Земли край? Глобус- уменьшенная копия Земного шара. |
- Дать детям о том, что все мы – жители планеты Земля. Познакомить с историей исследований Земного шара и древними легендами, глобус во много раз уменьшенная копия Земли |
-«Почемучка» - с.5, 10-11,364-365. -«Мир и человек- с.24-25. -«Малышам о географических открытиях» с. 5-7. |
|
вторая |
Глобус и карта. Почему глобус раскрашен в разные цвета? Части света и океаны. Как появились географические карты. |
- Продолжать знакомить детей с историей исследований Земли путешественниками, появление географических карт. - Дать детям знания об условных цветовых обозначениях на глобусе и карте. Учить работать с географической картой определяя сушу и воду. |
- «География в картинках» с. 3 - «Мир вокруг нас» с. 24-29 - «Малышам о географических открытиях» с. 11-12 - «Мир и человек» с. 24-25. |
|
третья |
Стороны света- север, юг, восток, запад. Карта полушарий. Как увидеть на карте горы, реки, моря и пустыни Суша и вода- материки и океаны. |
- Продолжать расширять знания детей о глобусе и карте, учить ориентироваться и определять части света. - Познакомить детей с названиями материков и океанов. - Продолжать учить детей в соответствии с условными обозначениями читать карту. |
- « Почемучка» с.711-712 - « География в картинках» с. 76 -« Малышам о географических открытиях» с. 12 гл. 2. - « Мир и человек» с. 24-25. |
|
четвертая |
Путешествие по глобусу и карте. Отыскать в соответствии с условными обозначениями на глобусе и карте сушу и воду, материки и океаны, горы и реки. Формы земной поверхности. Как появляются горы? Что такое вулкан? Почему бывают землетрясения? |
- Продолжать учить работать с картой и глобусом. Обратить внимание на формы земной поверхности, объяснить детям природу появления гор, вулканической деятельности и землетрясений. |
- «Почемучка» с.34-40. - «Мир вокруг нас» с. 21,26. - «Мир и человек» с.15,26. |
|
ОКТЯБРЬ |
||||
первая |
Круговорот воды в природе. Куда делась вода после дождика? Откуда взялись острова. |
- Продолжать знакомить детей с явлениями природы, дать знания о круговороте воды в природе. - Расширять знания детей о формах земной поверхности. - - Объяснить детям природу появления островов. |
- «Почемучка» с. 143-144., 126-127. -«Мир и человек» с. 27. - «Мир вокруг нас» с.27. |
|
вторая |
Почему у глобуса «белая шапка»? Путешествие в Арктику. Климат. Вечная мерзлота. Полярный день и полярная ночь. |
- Продолжать учить детей работать с глобусом и картой. - Дать детям знания о географическом положении и климате Арктики, объяснить термины: вечная мерзлота, айсберг, северное сияние, ночь и день длительностью по пол- года. |
- «Почемучка» с.13-14. -«География в картинках с.32-33. - Мир и человек» с.32-33, с. 550 |
|
третья |
Малышам о географических открытиях Арктики. Из истории открытия Арктики. Первая действующая станция «Северный Полюс- I» И. Д. Попанин. |
- Продолжать расширять знания детей об истории географических открытий - Познакомить с историей открытия Арктики, экспедицией первой научной дрейфующей станции «Северный Полюс- I» возглавляемой И.Д. Попаниным. |
- «Мир и человек» с.32-33, 50. - И. Д. Попанин « На полюсе». |
|
четвертая |
Путешествие по тундре. Климат. Северное сияние. Времена года. |
- Продолжать знакомить с природными зонами, дать знания о характерных особенностях тундры, ее географическом положении, климате. - Продолжать учить детей работать с глобусом и картой, пользоваться условными обозначениями |
- «География в картинках» с.9-10. - «Почемучка» с. 17-18. - «Мир вокруг нас» с. 32-33, 61, 45. - «Мир и человек» с.30-31, 32-33. |
|
НОЯБРЬ |
||||
первая |
каникулы |
|||
вторая |
Растения и животные Крайнего севера и тундры: белый медведь, морж, тюлень, северный олень, волк, песец, карликовая береза, лишайники, мох, морошка, кедр- как они приспособились к жизни в суровых условиях. |
- Дать знания о растениях и животных Крайнего севера и тундры, сделав акцент на том, каким образом растения и животные приспосабливаются к жизни в суровых условиях. |
- «Мир и человек» с. 32-33. - «Почемучка» с.17-18. - «География в картинках» с. 9-10. - «Малышам о географических открытиях» с. 82-83. |
|
третья |
Путешествие по тайге Климат. Времена года. |
- Продолжать знакомить детей с природными зонами. - Дать детям знания о географическом положении, климате и характерных особенностях тайги |
- «География в картинках» с. 11-13. - «Почемучка» с.18-21. - «Мир вокруг нас» с.32-33(работа с картой) - «Мир и человек» с.34-35. |
|
четвертая |
Малышам о географических открытиях. Великое географическое открытие о котором сам первооткрыватель и не подозревал. Семен Дежнев. |
- Продолжать знакомить с историей важнейших географических открытий, закреплять знания о тайге, продолжать развивать навыки работы с глобусом и географической картой. |
-«Малышам о географических открытиях» с.82-85. -«Мир и человек» с.28-29. (работа с картой) |
|
ДЕКАБРЬ |
||||
первая |
Путешествие на ковролете по Арктике, тундре и тайге ( с использованием глобуса и карт из атласа «мир и человек» ( контрольное занятие) |
- Определить уровень знаний детей и навыков работы с географической картой и глобусом, умением пользоваться справочным материалом (географические атласы «Мир и человек», «Мир вокруг нас». |
||
вторая |
Лесостепь- к этой природной зоне относится и наш край. |
- Продолжать знакомить детей с природными зонами, дать детям знания о характерных особенностях лесостепи. Подчеркнуть , что наш край расположен в этой природной зоне, при анализе климата, растительного и животного мира, опираться на имеющие у детей знания. - Продолжать отрабатывать навыки работы с географической картой и справочным материалом. |
- «Мир и человек» с.30-31,34-35,36-37. - «География в картинках» с.14-15. - «Мир вокруг нас» с.32-33. |
|
третья |
Климат. Растения и животные лесной полосы: лось, бурый медведь, пятнистый олень, кабан, рысь, волк, лиса, заяц, береза, дуб, ясень, липа, ель, сосна. Почему северный олень и белый медведь живут на Крайнем Севере, а бурый медведь и пятнистый олень - в лесной зоне ? Как звери и птицы зимуют? |
- Продолжать знакомить с природными зонами, дать детям знания о характерных особенностях, климате, животном и растительном мире лесной зоны. - Провести сравнительный анализ животных Севера и лесной полосы, подвести к пониманию того, что внешний вид и окраска животных, способы добывания пропитания тесно связаны с климатом и условиями жизни. |
- «Мир и человек» с.34-35 - «Почемучка» с.20-22. |
|
четвертая |
Путешествие по степи. Климат. Времена года. Растительный и животный мир. |
- Продолжать знакомить с природными зонами, дать знания о климате, характерных особенностях, растительном и животном мире степной зоны. - Обратить внимание детей на то, как животные населяющие степь, приспосабливаются к жизни в этих условиях. - Продолжать учить детей пользоваться глобусом и географической картой, читать условные обозначения. |
- «География в картинках» с.16-17. - «Мир вокруг нас» с.32-33. - «Мир и человек» с.36-37. - «Почемучка» с.22- 23. |
|
ЯНВАРЬ |
||||
первая |
каникулы |
|||
вторая |
каникулы |
|||
третья |
Пустыня - это там, где пусто? Путешествие по пустыне ( по глобусу и картам) Климат, времена года. Песчаные бури. Пустыни Сахара и Кара - Кум. |
- Продолжать знакомить детей с природными зонами, дать знания о географическом положении, характерных особенностях и климате пустыни. - Закреплять навыки детей в работе с глобусом и географической картой, пользуясь условными обозначениями. - Отыскивать на карте крупнейшие пустыни Сахара и Кара-Кум. - Объяснять значение слов и выражений : оазис, барханы, песчаная буря, мираж. |
- «География в картинках» с.18-21. - «Мир вокруг нас» с.32-33. - «Мир и человек» с.36-37. - «Почемучка» с.24-26. |
|
четвертая |
Как животные и растения приспосабливаются к жизни в пустыне? Сайгак, джейран, варан, гюрза, кобра, кактус, верблюжья колючка, саксаул. Король пустыни- верблюд. |
- Закреплять и расширять знания о пустыне, дать знания о растительном и животном мире этой природной зоны. - Подвести к пониманию того, как растения и животные приспосабливаются к жизни ( окраска, внешний вид, неприхотливость и. т. д) - Продолжать учить детей пользоваться картой и справочными материалами. |
- «Мир и человек» с.36-37. - «Почемучка» с.24-26. |
|
ФЕВРАЛЬ |
||||
первая |
Тропический лес. Саванна. Путешествие по Африке (по мотивам сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» Климат, времена года. |
- Продолжать знакомить детей с природными зонами. - Дать знания о характерных особенностях и климате тропических лесов, их географическом положении - Совершенствовать навыки при работе с глобусом и географической картой. - Объяснить значение слов- саванна, джунгли. |
- «География в картинках» с.24-27. - «Мир вокруг нас» с.32-33. - «Мир и человек» с.38-39. - «Почемучка» с.27-30. |
|
вторая |
Растительный и животный мир тропических лесов: обезьяна. Жираф, бегемот, крокодил, слон, тигр, страус, банан, пальма. |
- Закреплять и расширять знания детей о тропиках и саванне, дать знания о животном и растительном мире этой природной зоны, сделав акцент на том, каким образом эти удивительные животные и растения приспосабливаются к жизни в тропиках. - Продолжать совершенствовать умения детей пользоваться картой и справочными материалами. |
- «География в картинках» с.24-27. - «Мир вокруг нас» с.50-51. - «Мир и человек» с.64-65. - «Почемучка» с.27-30., 208-209. - Р. Киплинг «Маугли» |
|
третья |
Экватор Северное и Южное полушария. Южное полушарие. Антарктида- южный полюс Земли. |
- Продолжать учить пользоваться глобусом и картой. Дать знания о том, где находится Экватор, как эта условная линия делит Земной шар на Северное и Южное полушария, как меняется климат к югу и северу от Экватора - Познакомить детей с характерными особенностями и климатом Антарктиды - Сравнить животный и растительный мир Северного и Южного полушарий. |
- «География в картинках» с.28-36. - «Мир вокруг нас» с.69. - «Мир и человек» с.51. - «Почемучка» с.15-17. |
|
четвертая |
Путешествие по глобусу и карте на ковролете от полюса Южного до Северного. (Контрольное занятие) |
- Закрепить и систематезировать знания о характерных особенностях, климате, растительном и животном мире природных зон, их географическом положении. - Определить уровень знаний, умений и навыков детей в работе с глобусом и картой; умение пользоваться специальной терминологией и справочными материалами. Северный и Южный полюсы, Экватор, климат, природные зоны, названия природных зон. |
||
МАРТ |
||||
первая |
Океаны Земли. Горы и водопады встречаются не только на суше. Откуда взялись острова. Шторму, цунами. |
- Закрепить знания о воде и суше. Названия и расположения материков и океанов на глобусе и карте. - Дать знания о природе появления гор и впадин на дне океанов, островов, причинах и разрушительной силе штормов и цунами. - Учить определять в соответствии с условными обозначениями глубину и размеры рек, морей и океанов. |
- «Мир вокруг нас» с.28-29. - «Почемучка» с. 118-119, 125-126(гл.1) и (гл 2) |
|
вторая |
Животный мир океанов: кит, кашалот, акула, дельфин, осьминог, летучая рыба, рыба- молот. |
- Закреплять и расширять знания детей об океанах, дать знания о характерных особенностях и внешнем виде животного мира океанов. - Закреплять умение пользоваться картой и справочными материалами. |
- «Мир вокруг нас» с.70-71. - «Почемучка» с. 132-137., 127-130. |
|
третья |
Путешествие на ковролете. Аквариум- океанариум(д. игра с использованием картинок «Животный мир океанов)(Контрольное занятие) |
- Закрепить и систематизировать знания о Мировом океане, названия океанов и их особенности, животном мире. - Определить уровень знаний детей, умение пользоваться глобусом, картой и справочными материалами. |
- «Мир вокруг нас» с.70-71. - «Почемучка с. 131-137. |
|
четвертая |
каникулы |
|||
АПРЕЛЬ |
||||
первая |
каникулы |
|||
вторая |
Звездное небо. 1. Солнце. Солнечные очки. Солнце – кружок или шарик? Далеко ли до Солнца? |
- Дать первоначальное представление о форме и размере Солнца, о расстоянии до него( с обязательном проведением наблюдением и опытов) |
- «Почемучка» с 50-92. - « Малышам о звездах и планетах» с.11-28. |
|
третья |
2. Солнце большое или маленькое? Как солнце по небу путешествует. Солнечные часы. |
- Расширять знания детей о Солнце, его размерах. - Дать детям знания о закономерности смены частей суток и вращении Земли вокруг своей оси |
- «Почемучка» с.50-92. - «Мир вокруг нас» с.22. - «Мир и человек» с.16. - «Малышам о звездах и планетах» с.28-37, 92-96. |
|
четвертая |
3. Как солнце человеку служит. Почему люди когда – то боялись Солнца
|
- Продолжать расширять знание детей о Солнце, почему жизнь на земле без. Солнца невозможна. - Как солнечные лучики превращаются в электричество, как из зеркала сделать выжигатель , почему люди в древности поклонялись Солнцу( с проведением опытов) |
- «Почемучка» с 50-92. - « Малышам о звездах и планетах» с.37-41. |
|
май |
||||
первая |
4. Рассказ про Солнце гнома Недоучкина. Движение Земли вокруг Солнца за год. |
- Закрепить и систематизировать знания детей о Солнце(Солнце огромный раскаленный шар, находится очень далеко от нас, жизнь на нем невозможна, при вращении земли вокруг своей оси происходит смена частей суток) - Учить детей находить ошибки и замечать их. - Дать детям знания о движении Земли вокруг Солнца и смена времен года. |
|
|
вторая |
5. Солнечные системы. Солнышкина семья. Кометы Можно ли жить на других планетах? Ю.А.Гагарин. |
- Дать детям знания о том, что вокруг Солнца вращаются планеты, кометы, образующие Солнечную систему. - Познакомить детей с названиями девяти крупнейших планет. - Сравнить Солнце и планеты по величине( в атласе) - Дать детям знания о том, что среди планет Солнечной системы люди живут только на Земле. - Познакомить с первым космонавтом Земли Ю.А.Гагариным. |
|
|
третья |
6. Звезды. Сколько звезд на небе? Звезда- компас. Б. и М. Медведица. |
- Дать представление о том, что звезды раскаленные огромные шары похожие на наше Солнце, они находятся далеко от Земли, поэтому не греют и кажутся маленькими. - Самым ярким звездам и созвездиям дали имена. |
- «Мир и человек» с.8-9. - «Малышам о звездах и планетах» с.45-61. |
|
четвертая |
Путешествие на ракете к планете Земля. Кругосветное путешествие на ковролете от Северного до Южного полюса. (Контрольное занятие) |
- Систематизировать и закрепить знания детей о планетах Солнечной системы. Звездах , географических открытиях, климатических зонах. |
- «Почемучка» с.50-92. - «Мир вокруг нас» с.22. - «Мир и человек» с.16. - «Малышам о звездах и планетах» с.28-37, 92-96. |
Методическое обеспечение.
1. М. В. Ревенко «Малышам о географических открытиях» - .:Педагогика,1989.
2. «Мир и человек» (географический атлас)/ ООО «ДИ ЭМ БИ», 2017.
3. «Мир вокруг нас» (географический атлас)/ ООО «ДИ ЭМ БИ», 2017.
4. Д.Денисова “География для дошкольников “/ “Мозаика-Синтез”, 2013.
5. С.Ю.Афонькин “Космос”(из серии “Узнай мир” – СПб: “БКК”, 2011.
6. Мир знаний. Космос/Сост. Г.И. Белов.- Науч.- поп. издание для детей.-М.: ЗАО “РОСМЭН- ПРЕСС”, 2009.
7. Яворская И. занимательная география. — Ростов н/Д: Феникс, 2007.
8. Е. П. Левитан «Малышам о звездах и планетах» .М. «Педагогика-Пресс»1993г.
9.А.Дитрих, Г.Юрмин, Р.Кошурникова «Почемучка» М. «Педагогика» 1990.
10. «Чудеса природы» (набор из 4-х книг)-детеныши животных лугов и прерий,
-детеныши горных и лесных животных,
-детеныши речных, озерных и морских животных,
-детеныши животных влажных и тропических лесов.