Классный час «Хлеб — драгоценность, им не сори»

5
0
Материал опубликован 21 January 2016

Цели:

  • рассказать историю происхождения хлеба;
  • раскрыть его значение для нашего народа;
  • воспитывать патриотизм, бережливость,
  • уважение к чужому труду;
  • расширить кругозор обучающихся.

 

Вы готовы к разговору?

На вас надеюсь я, друзья,

Вы хороший дружный класс

И всё получится у нас!

 

А чтобы настроиться на позитив, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям!

Закройте глаза и сделайте глубокий вдох!

Удивителен запах хлеба!

Этот запах нам с детства знаком.

Пахнет хлеб и степью, и небом,

И травой, и парным молоком.

Почувствовали какой запах, какой аромат? Вы догадались о чём мы будем говорить? О чуде земли, чуде труда человека – хлебе. Узнаем историю его происхождения, узнаем цену хлебу. Мы совершим вертуальное путешествие в страну «Хлеба», узнаем о труде хлебороба. А вдохновят нас пусть слова

«Хлеб – всему голова» (2 – й слайд)

Слайд 1 Хлеб драгоценность, им не сори…

Слайд 2-3 Звучит песня Н. Кудрина. В.Гундарева в исполнении Ольги Воронец «Хлеб –всему голова».

Ученик:

 Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом.

Встретить щедро, от души,

С уважением большим.

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником!

(три девочки в русских народных костюмах подносят каравай)

Звучит музыка

1-я девочка:

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим:

- Дорогой наш гость и друг

Принимай хлеб-соль из рук!

2-я девочка:

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье, наша сила,

В нём – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло.

3-я девочка:

В нём земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём.

Уплетай за обе щёки,

Вырастай богатырём!

Слайд 5

 По мнению учёных, открытие хлеба состоялось 16 тыс. лет назад и изобрели его египтяне. Именно тогда человек начал собирать и культивировать хлебные злаки. Правда, вначале, он ел зёрна в натуральном виде. Лишь позднее кулинары каменного века научились растирать и смешивать зерно с водой. Появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Конечно, он нисколько не походил на тот, который мы едим: хлеб был жидким.

 - Ребята! Вам было дано домашнее задание подготовить сообщения о возникновении такого продукта, как хлеб. Давайте вас послушаем.

1 й ученик:

Считается, что способ приготовления хлеба из кислого теста был открыт примерно пять тысяч лет назад в Древнем Египте. А помог этому случай. Вроде бы подкисло тесто по недосмотру раба, приставленного к кухне, но он, желая, видно, избежать взбучки, лепёшки всё-таки испёк. Каково же было его удивление, когда вместо ожидаемого наказания он заслужил похвалу – лепёшки оказались вкуснее, пышнее, румянее, чем те, что готовились раньше. Бедняга так обрадовался, что пал на колени перед чудом и воскликнул: «Хлеб – это дар Божий!»

2 й ученик:

В богатых городах Греции пекари начали появляться в пятом веке до нашей эры. По всей Европе секрет хлебопечения распространился в IX- XI вв., и пекари пользовались большим почётом. В Древней Греции хлебопеки занимали самые высокие посты в государстве. По древним германским законам преступник, убивший лекаря, булочника, наказывался строже, чем за убийство человека другой профессии.

3 й ученик:

Хлеб, испечённый шесть тысяч лет назад – в каменном веке, хранится сегодня в музее г. Цюриха. В музее искусства г. Нью-Йорка хранится круглый хлебец, выпеченный 3400 лет назад. Эллины были убеждены, что человек, поедающий пищу без хлеба, совершает большой грех и будет непременно наказан богами, в Индии преступников в начале нашей эры карали тем, что запрещали есть хлеб… Продолжительность такого наказания зависела от тяжести проступка. При этом индусы были уверены, что тот, кто не ест хлеба, будет несчастлив.

4 й ученик:

Интересно, что в средневековой Европе существовала прямая зависимость между свежестью хлеба и социальным положением тех, кто его потреблял. Свежеиспечённый хлеб ела только королевская семья, вчерашней выпечки – ближайшая камарилья. Хлебными изделиями, выпеченными два дня назад, лакомились представители мелкопоместного дворянства, большей давности – монахи и школьники. Самым чёрствым хлебом кормились ремесленники и крестьяне.

Слайд 7

Вот так хлеб стал главенствовать на нашем столе.

Да, дается хлеб человеку ценой больших усилий.

Он не падает нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.

Непросто приходит хлеб на стол. Недаром говорят, что для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо три силы: Земля, Солнце, Труд.

Слайд 8

Сколько в это зернышко
Вложено труда,
Знают только солнышко,
Ветер да вода.

И в любом кусочке хлеба
Ты почувствуешь всегда
Теплоту родного неба,
Привкус доброго труда.

Итак, хлебный каравай начинается с зернышка. А чтобы испечь одну булку нужно…

10.000 зёрен.

Слайд 9

   Путь хлеба начинается ранней весной, когда на поля выходят машины. У человека, ведущего машину, тракториста, много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – быстро подготовить её для посева семян.

За лесами, за лугами
Раздается в поле гром,
Это тракторы плугами
Пашут легкий чернозем.

Слайд 10

  Но прежде чем посеять пшеницу, зерно проверяют на всхожесть. Сортируют на специальных машинах, их называют сортировальными машинами. Селекционеры и агрономы  выбирают лучшие, сильные зёрна и принимают решение – когда и где их посадить.

Слайд 11

Чтобы быстро засеять огромные поля используют сеялки.

На широкие долины
Вышли новые машины:
Глянь в раскрытое окно-
Сеют сеялки зерно.

Слайд 12

Через некоторое время появляются всходы.

Слайд 13

Но чтобы они росли крепкими и не были съедены насекомыми и грызунами, их обрабатывают специалисты. На поля вылетают авиаторы.

Слайд 14

Летом все поле в колосьях.

Слайд 15

Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора собирать урожай.

Слайд 16

И снова в поле вышли машины. Это комбайны, за рулём комбайнёры.

Посеяли хлеб хлеборобы весною,
Созрел он и встал золотистой стеною
И слышит страна: за уборку пора!
Для хлеба комбайны нужны, трактора.

Слайд 17

Из машин рекой струится
На колхозное гумно
Наше золото – пшеница,
Золотистое зерно.

А потом на машинах везут зерно на элеватор.

Слайд 18

Дальше зерно отправляется на мукомольные заводы к мукомолам.

И зерно в амбарах
Потечёт рекою,
И его машины
Сделают мукою.

Стал ветряк уже не годен –
Староват и маловат.
Заменил его сегодня
Мукомольный комбинат.

Слайд 19

По цехам пройдешь - порядок:
Закрома полны муки,
Зерна мелют автоматы -
Очень умные станки.

Слайд 20-21

   А оттуда муку везут на хлебозаводы и пекарни. И пекари пекут хлеб.

На заводе пекарь
Хлеб печёт с любовью,
Скажет он ребятам:
“Ешьте на здоровье”.

Слайд 22-23

Из пекарни на специальных машинах водители везут хлеб в магазины. В магазинах продавцы предлагают нам на выбор разнообразные  хлебобулочные изделия.

Слайд 24

Почему хлеб бывает белым и черным?

Оказывается все дело в муке, есть мука пшеничная и ржаная. Из пшеничной муки пекут белый хлеб, а из ржаной – черный.

Слайд 25
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Вот он хлебушко душистый,
Вот он теплый, золотистый!
В каждый дом на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила
В нем чудесное тепло,
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки!
Вырастай богатырем!
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!

Слайды 26-30

Дети поют песню-переделку на мотив «Песенки про Лето» (из м/ф «Дед Мороз и лето»):

Вот она какая, хлеба корка,
С хрустом аппетитным, с вкусом тонким...
И поджариста, и ароматна,
Нету ничего приятней...
Ля-ля-ля-ля-ля-ля,
Ничего вкуснее нет!!!

В магазине вкусно пахнет хлебом,
Хлеба пекарь нам печет к обеду,
Каждый понедельник, вторник, среду
И во все другие дни.
Ля-ля-ля-ля-ля-ля,
И во все другие дни.

К супу, к гуляшу и к манной каше
За столом дается корка наша,
К чаю булки, бублики, ватрушки
И еще, конечно, сушки...
Ля-ля-ля-ля-ля-ля,
Бублики, ватрушки, сушки... 
 

Слайд 31 (Звучит муыка из к/ф «Список Шиндлера»)

  Ребята, мы живём во времена, когда нет  хлебных карточек, бессонных очередей за хлебом. Нам, к счастью,  неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, желудей, семян лебеды. Всё это добавляли в хлеб во время войны.

Слайд 32

В истории нашей страны было  время, когда людям  не хватало хлеба. Его приходи­лось отбирать для народа у ее врагов с оружием в руках.

Был хлеб всегда в почете на Руси -
Ее просторов главное богатство,
Его ты хочешь цену знать? Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.

Слайд 33

  Осенью 1941 года Ленинград был взят немцами в кольцо блокады. Блокада длилась 900 дней и ночей. Запасы муки в городе истекали, а потому нормы выдачи хлеба снижали.

Слайд 34-35

В осаждённом немцами Ленинграде дневная норма хлеба одного человека была равна 125 граммам, рабочие получали по 250 г хлеба в день При этом «блокадный» хлеб состоял на 2/3 из примесей (в него добавляли целлюлозу и опилки), был сырой. За этим жалким кусочком нужно было отстоять многочасовую очередь на морозе, которую занимали еще затемно. Бывали дни, когда бомбежки срывали работу хлебозаводов, булочные так и не открывались. И матери возвращались домой с пустыми руками, где их ждали голодные дети. В такие дни люди не ели ничего.

В дыму Ленинградское  небо,
Но  горше смертельных  ран
Тяжелого хлеба,
Блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм!

Крошечный, почти невесомый ломтик.

Сто двадцать пять блокадных грамм.
С огнём и кровью пополам.

Слайд 36

В  годы  тягот  и  лишений
Новый  мир  мужал  и  креп,
Шел народ в огне сражений
За свободу и за хлеб.
Значит, правильны  слова:
«Хлеб - всей жизни голова!»

Слайд 37

 

Чёрный хлеб

Я помню хлеб. Он чёрен был и липок
 Ржаной муки был грубоват помол.
Но расплывались лица от улыбок,
Когда буханку ставили на стол.
Военный хлеб. Он к щам годился постным
Раскошенный, он был не плох с кваском.
Он вяз в зубах, приклеивался к дёснам,
Его мы отдирали языком.
Он кислый был, ведь был он с отрубями!
Не поручусь, что был без лебеды.
И все ж с ладони жадными губами
Я крошки подбирал после еды.

Слайд 38

   Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку, потому что они в день получали небольшой кусочек хлеба. И эти крохи помогали им выжить в суровое время войны и испытаний. Мы с Вами не знаем, что такое голод. Нам должно быть стыдно, когда несъеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так поступать нельзя! Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.

 Слайд 39

Хлеб – это дар Земли! Зная сколько труда стоит за буханкой хлеба,  нужно  беречь его, относится к нему с уважением.

Говорят в народе метко:
От зари и до зари хлеб
Растет не для объедков,
Съесть не можешь – не бери.

Но, к сожалению, мы часто можем увидеть и такую картину.

Слайд 40

Сценка по произведению С.Михалкова “Булка”.

Три паренька по переулку,Играя будто бы в футбол,Туда-сюда гоняли булкуИ забивали ею гол. Шел мимо незнакомый дядя,Остановился и вздохнулИ, на ребят почти не глядя,К той булке руку протянул. Потом, насупившись сердито,Он долго пыль с нее сдувалИ вдруг спокойно и открытоПри всех ее поцеловал. - Вы кто такой?- спросили дети,Забыв на время про футбол.- Я пекарь!- человек ответилИ с булкой медленно ушел. И это слово пахло хлебомИ той особой теплотой,Которой налиты под небомМоря пшеницы золотой.  

( 12-й Слайд с вопросами)

1.Как вы относитесь к поступку детей?

2.Кто является главным героем стихотворения?

3.Почему пекарь поцеловал булку?

4.А какими качествами на ваш взгляд должен обладать человек, который печёт хлеб?

- Да, ребята, я с вами согласна: плохой человек не может быть хорошим пекарем. И на Руси пекари пользовались особым почётом, величали их только уважительно.

Слайд 41

Говорила бабушка,
Мама говорила: -
Хлеб — наше богатство,
В хлебе - наша сила.
Но мальчишки  в школе
С этим не считаются
И в столовой корками

Хлебными  бросаются.
А я корку хлеба
Ни за что не брошу,
Потому что хлеб наш
Вкусный  и  хороший,
Потому что много
Стоило труда,
Чтобы хлеб наш  вкусный
Был у нас всегда!

Слайд 42

Ребята, давайте запомним правила, которым мы должны следовать неукоснительно:
1. Береги хлеб, он дорого достается
2. Не оставляй недоеденных кусков
3. Никогда не бросай хлеб.
4. Продли жизнь хлебу.
5. Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в  грязь человеческий труд.

Слайд 43

Давайте ещё раз вспомним, как хлеб попадает нам на стол и сколько людей участвует в этом процессе. Селекционеры и агрономы отбирают лучшие зёрна. Тракторист пашет землю, сеет зёрна. Авиаторы обрабатывают поля. Затем выходят на уборку комбайнёры. Рабочие проверяют и ремонтируют тракторы, комбайны. Собранный урожай едет на мельницу к мукомолам. Готовую муку везут в пекарню к пекарям. Водители развезут хлеб в магазин. Продавцы продадут свежий горячий хлеб нам.

Слайд 44

Ребята, я надеюсь, что вы будете помнить, как тяжело даётся хлеб.  Никогда не забывайте,  сколько труда вложено в каждый кусочек хлеба. Берегите хлеб, ведь ХЛЕБ – это жизнь!

Хлеб – драгоценность!
Им не сори.
Хлеба к обеду в меру бери.

V. РЕФЛЕКСИЯ

- Ребята, наша встреча подходит к концу. Какой она запомнится мне и вам, что ценного вы унесёте с собой, изменилось ли ваше отношение к хлебу. Высказать своё мнение вы сможете при помощи незаконченных фраз. Но сначала, посмотрите на этот сноп добра. А у вас на столах лежат колоски добра.  И, чтобы сноп всегда был большим, наполненным человеческим добром, любовью, теплом давайте и мы с вами внесём свою лепту. Увеличим сноп ровно на такое количество тепла, любви, добра, сколько есть у нас с вами.

И начну я. Я увожу с собой ваше тепло, ваши улыбки. Я расскажу своим детям с какими чудесными ребятами я познакомилась и работала на протяжении 30 минут.

 (20-й Слайд)

Я РАССКАЖУ ДОМА…

Я УНЕСУ С СОБОЙ…

Дети поочередно высказывают своё мнение и вставляют колоски в сноп.

(21-й Слайд)

Нам жить, пока стоят хлеба

И петь о них, пока имеем голос.

Как хлебороба вечная страда

В судьбе нашей страны – ВЫСОКИЙ КОЛОС!

Комментарии

Разработка не по теме конкурса. Здесь рассказывается о ХЛЕБЕ, и, хотя упоминаются профессии, связанные с изготовлением хлеба (тракторист, селекционер, агроном, авиатор, комбайнер, мукомол, пекарь), о них не рассказано, нет воспитания интереса к ним. Цели классного часа с профориентацией не связаны.

5 February 2016

Да, но как быть? Ведь среди критериев оценки нет графы "Соответствие теме конкурса".

5 February 2016

оценивать более низкими оценками.

6 February 2016

Елена Михайловна написала, что будет добавлена кнопка о несоответствии конкурсным требованиям. Чтобы совсем снять с участия в конкурсе.

7 February 2016

Работа не соответствует требованиям

7 February 2016

Наверно, следует оценивать низкими оценками. и вся проблема.

7 February 2016