12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Баликоева Альбина Мурзаевна1451
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе, должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Ребенок школьного возраста, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Именно поэтому, духовно – нравственное развитие в школьном возрасте, является социально - педагогической актуальностью современного общества.

Классный час «Искусство быть счастливым» составлен в соответствие с требованиями ФГОС второго поколения в форме интерактивного занятия по технологии развития критического мышления методом личностно - ориентированного подхода.


ИНТЕРАКТИВНЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС

ТРАДИЦИОННЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС

Все учащиеся максимально вовлечены в процесс решения поставленных во время занятия задач и получают возможность самореализации благодаря применению различных творческих методов и форм, в первую очередь работа в парах и малых группах.

Учитель работает в основном фронтально, то есть одновременно со всем классом. В результате того, что эта форма работы очень мало учитывает индивидуальные особенности учеников, активны обычно несколько лидеров, остальные учащиеся включаются в работу только время от времени.

Преобладает взаимодействие «ученик – ученик».

Преобладает взаимодействие « учитель - ученик».

Вопросы и задания составлены так, чтобы учащиеся могли высказать свое мнение, продемонстрировать свои убеждения, обсудить и подискутировать со сверстниками.

Учащиеся чаще всего высказывают социально-ожидаемые мнения, которые не всегда совпадают с их собственными убеждениями.

Учитель организует учебные ситуации, в которых учащиеся приходят к выводам о возможных путях решения поставленных задач, выбирают близкие им ценности, самостоятельно принимают решения о наиболее подходящих для них моделях поведения.

Учитель выступает в роли « носителя истины», призывая усвоить готовые ценности и нормы поведения, при этом мнения учащихся, не совпадающие с тем, что было представлено учителем, обычно критикуются или игнорируются.

Учебное пространство организовано таким образом, чтобы учащиеся эффективно общались друг с другом в парах и малых группах и могли легко менять партнеров в процессе выполнения поставленных задач. Каждый ученик имеет возможность высказать своё индивидуальное мнение.

Учебное пространство (в первую очередь расположение парт) ориентирует внимание учащихся на учителя, который обычно находится перед классом, и мало способствует общению учащихся между собой. Ученик может не прийти к собственному методу


Разработка интерактивного классного часа

«Искусство быть счастливым»

Технологии и приёмы, применяемые в организации интерактивного классного часа:

-Оценочная линия

-Синквейны

-Кластеры

-Инсерт

- работа в малых группах

- работа в парах

- работа на интерактивной доске

- видеоролики

- презентации

- эссе

ЦЕЛЬ КЛАССНОГО ЧАСА: Проверить жизненную позицию ребёнка, с целью дальнейшей безболезненной коррекции внутреннего состояния, научить ценить минуты жизни, продемонстрировать примеры из жизни знаменитых людей научившихся искусству счастливой жизни, побудить к самостоятельной работе над собой для достижения счастья в жизни.

ФОРМИРОВАНИЕ УУД:


-ЛИЧНОСТНЫЕ – умение создать благоприятную атмосферу вокруг себя, принимать активное участие в работе, выражать личное мнение;

-РЕГУЛЯТИВНЫЕ – контролировать свои действия, планировать свою деятельность, уметь делать выводы, вносить изменения, активно участвовать в работе;

- ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – понять, что счастливым стать, волен сам человек, научиться искусству счастливой жизни;

-КОММУНИКАТИВНЫЕ – умение выслушать мнение товарища и дать объективную оценку, помочь рядом находящемуся, принимать участие в коллективной работе.


Ожидаемые результаты.

По окончании занятия учащиеся смогут:


Объяснить сущность понятия счастье;

Высказать мнение о способах приобретения счастья;

Задуматься над человеческими пороками, не позволяющими обрести счастье;

Узнают о способах очищения человеческой души.

Для занятия нужно:

Проектор;

Группы учащихся;

Цветная бумага, нарезанная квадратиками;

Три вырезанных сердца на доске с приклеенными кусочками черной бумаги;

Клей, фломастеры, готовые тексты притч, готовые концептуальные таблицы, оценочные линии

Письменные принадлежности.

Классный час начинается с заполнения оценочной линии, и завершается такой же формой деятельности.

Оценочная линия


Ученики получают готовые оценочные листы и ставят знак Я – в начале классного часа и в конце классного часа Я


Есть чувство неудовлетворённости происходящим.

Никогда не задумывался (лась)

Затрудняюсь ответить.

Хочу узнать, как стать счастливым!

Абсолютно счастлив. (а)

Я





«Человек создан для счастья, как птица для полёта»

М. Горький.

ЭТАП МОТИВАЦИИ: (вызов)

Учитель: Свой разговор я хочу начать словами А. В. Луначарского. Он говорил: «Разве человек живёт лишь для того, чтобы каждый день надевать вещи, среди дня съедать кусок мяса или хлеба, а вечером ложиться спать.

Наблюдая за некоторыми из вас, к сожалению, вынуждена я думать, что ничего, кроме как только поиграть беззаботно в телефон в интересах у них нет. Изо дня в день вокруг такого человека возникает пустота. А жизнь не игра, а повседневный труд. Как только этому человеку приходиться решать проблему, он впадает в уныние и возникает чувство полной неудовлетворённости жизнью. Чтобы заглушить в себе это чувство уныния прибегают к лёгкому пути. К какому? Как вы думаете? (ответы учащихся).

К сожалению, к средствам, отуманивающим сознание, позволяющим забыть на некоторое время возникшую проблему…, а дальше проблем всё больше и больше.

И, вновь вернусь к словам А.В. Луначарского: «Человеку надо одеваться, питаться, отдыхать и работать для того чтобы развёртывать свои познания, развивать чувства, ощущения, чтобы познать счастье, быть счастливым самому и подарить это чувство другим»

ПОЗНАТЬ СЧАСТЬЕ? ЧТО ЭТО ОЗНАЧАЕТ? КАКОЕ ОНО СЧАСТЬЕ? Одно само слово «СЧАСТЬЕ» вызывает радость на душе. Потому, наверно, мы в своих сердечных пожеланиях своим близким желаем счастья! Что же мы подразумеваем в этом слове?


ЭТАП БРЕЙСТОРМИНГ ИЛИ «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»

Цель метода - свободное выдвижение мыслей и аккумулирование идей, которые позже могут быть использованы для получения новых знаний, решения проблем.

Чтобы прочувствовать слово «СЧАСТЬЕ» предлагаю каждому придумать синквейн на слово СЧАСТЬЕ.

Счастье;

Здоровое, вдохновляющее;

Окрыляет, оживляет, веселит;

Даёт смысл нашим действиям;

Жизнь!!

Каждый ученик говорит или пишет на красивых кусочках бумаги свой синквейн, изучение которых даёт возможность проанализировать представление о счастье каждого ребёнка.

Учитель: Внимательно вас выслушала и поняла, что у каждого из вас своё представление о счастье. Но есть главная общая черта - это огромное желание быть счастливыми!! Есть ли признаки у счастливого человека, мы можем узнать его?

Учащиеся: Улыбка на лице, напевает, танцует на ходу, кружится…. выслушиваю варианты и говорю:

Учитель: Вы вели себя так же, когда проснулись? Часто бывает у вас такое настроение?

Учащиеся: Призываю к ответам, обращаясь к ученикам по именам.

Учитель: Разве не было повода, ведь не было землетрясения, урагана, спокойно, прошла тёмная ночь, выглянуло солнце, источник жизни!! Разве не стоит весело вскочить с кровати и сказать доброе утро всем родным, пожелать доброго дня, обнять их. Сказать спасибо природе! Вы, поступили сегодня таким образом?

Учащиеся: Призываю к ответам.

Учитель: Вы не счастливы от того, что вы позавтракали за чистым столом в кругу любимой семьи.
Учащиеся: Разве это счастье?

Учитель: А вы представьте себе семьи, где нет родителей, где дети в детских домах, едят за общим столом то, что предложит общепит.

Учащиеся: Не думали над этим.

Учитель: Вам не хорошо от того, что вместе с друзьями вы спокойно добрались, улыбаясь в школу. Вспомните детей Беслана, которые оказались в засаде!

Учащиеся: Если глубоко задуматься, то даже страшно об этом думать.

Учитель: Как хорошо, что у вас были уроки. Вам бесплатно объясняли, готовили к ЕГЭ. Учителя с утра прибавляют вам знаний, учат развивать вам чувства и вы должны быть счастливы! Вам кажется, что счастливая жизнь вот - вот, начнётся, когда закончите школу. Поступив на учёбу, начнёте думать, начну работать, начнётся настоящая счастливая жизнь, вот куплю дом, создам семью, сделаю ремонт…!! Мы не умеем быть счастливыми! Мы не знаем, что счастье это путь, а не пункт назначения! НЕТ ДРУГОГО ВРЕМЕНИ ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМИ КРОМЕ как………. СЕЙЧАС!!!

Учащиеся: Мы, над этим никогда не задумывались. Наверное, счастье это когда тебе хорошо на душе. Но, чтобы понять ценность каждого события, надо над этим глубоко задумываться. Получается нам хорошо каждый момент, мы просто этого не замечаем!

Учитель: А мне хорошо от того, что вы сами пришли к выводу, что мы оказывается счастливы каждый миг, мы просто не умеем быть счастливыми, а ведь это целое искусство! Давайте вместе подумаем, как сегодня мы назовем свой классный час?

Учащиеся предлагают свои варианты.

Учитель: Если счастливым быть надо, уметь, то назовём тему классного часа «ИСКУССТВО БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ»

Выбрала в качестве эпиграфа к нашему разговору слова М. Горького: «Человек рождён для счастья как птица для полета» т.к. только человек умеет глубоко переживать эмоциональные душевные чувства, умеет ставить цель, и осознанно идти к ней, добиваться счастья и понимать что, он счастлив, это естественное состояние человека. Мы должны быть счастливы только уже потому, что мы есть на Земле, мы видим окружающий мир, слышим чудесные звуки природы, ноги и руки целы и столько возможностей перед нами! Вот это - здорово!!

На этом этапе класс делится на группы технологией сотрудничества. Один из приёмов, создание групп по цвету карточек. На жёлтых написать слово «Надежда», на красных- «Вера» на белых «Любовь» перемешать их и раздать вперемешку. Получились группы для работы - НАДЕЖДА, ВЕРА, ЛЮБОВЬ.

ЗАДАНИЕ №1

Каждая группа получает стих и высказывает своё мнение по поводу прочитанных строк.

1.Так как вечных законов твой ум не постиг,

Волноваться смешно из-за мелких интриг,

Так как Бог в небесах неизменно велик-

Будь спокоен и весел, ЦЕНИ ЭТОТ МИГ.

(Омар Хайям)


2. Это зря говорится

Что надо счастливой родиться.

Нужно только, чтоб сердце

Не стыдилось над счастьем трудиться,

Чтобы не было сердце, лениво, спесиво.

Чтоб за малую - малость,

Оно говорило «СПАСИБО»

(Вероника Тушнова)


3.Мне нравиться со счастьем обниматься,

Не думать, что когда то не везло

И просыпаясь утром улыбаться

Не вспоминать, что в жизни было зло.

(Вероника Тушнова)


Задание №2

Каждая группа высказывает своё мнение по поводу увиденных видео сюжетов.

Учитель: Наверное в душе вы думаете, что для того чтобы в жизни добиться успеха и чувствовать себя счастливым надо иметь то, или то…!

Мне посчастливилось узнать удивительного человека, который, не имея ничего, стал абсолютно счастливым и теперь учит быть счастливыми других.

( демонстрируется видеоролик о Нике Вуйчиче)

Он удивил меня величайшим жизнелюбием! Послушайте, что он говорит: «Чтобы быть счастливым у меня есть сердце, которое гоняет кровь по венам, чтобы обеспечить мне жизнь. У меня есть разум, который позволяет управлять моими поступками. У меня есть душа, которая позволяет мне чувствовать, переживать, радоваться! Всё остальное я научился делать без рук и ног.

Другой пример, парень с Эльхотова, который остался без рук в детстве, когда из интереса залез на высоковольтный трансформатор. Нашёл своё счастье в занятиях спортом. Является чемпионом по тхэквандо. Женат имеет детей. Справляется с любой домашней работой. (видео на 3 мин. Передача по ГТРК-АЛАНИЯ от 22 ноября 2014 г. «ЛУЧШЕЕ В ЖИЗНИ»)


Задание №3

Каждая группа высказывает своё мнение по поводу прочитанного текста:


1.ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН — немецкий композитор. Будучи известным, он стал терять слух. К 1802 году он полностью оглох, но именно с этого момента он создал свои самые известные произведения и считал себя очень счастливым человеком.

2.ЭРИК ВАЙХЕНМАЙЕР - потерял зрение, когда ему было 13 лет. Однако он закончил учёбу, а потом стал учителем средней школы, затем тренером по борьбе и спортсменом мирового класса. Покорил семёрку самых высоких горных пиков. Считает себя самым счастливым человеком.


3.Полина Горенштейн, псевдоним Лина ПО, балерина, танцовщица. Она заболела энцефалитом, её разбил, паралич и полностью потеряла зрение. После этого она стала заниматься лепкой. В настоящее время её работы находятся в Музеях Москвы. Говорит, что своё счастье нашла в творчестве.

Учащиеся делают выводы:

- есть возможность творить, будучи глухим, слепым, неподвижным.

- не унывать, безгранично любить жизнь.

- находить счастье ни в сиюминутных средствах, приносящих успокоение души.

- помнить, что только результаты труда приносят истинное удовольствие и чувство счастья!


Задание №4

Каждая группа отвечает на вопрос Что вызывает состояние счастья у вас?


Обращаюсь к презентации:

СЛАЙД 1. А.Линкольн о счастье:

«Большинство людей счастливы настолько, насколько они решили быть счастливыми»

СЛАЙД 2.

Вот какое определение понятию «счастье» дается в толковом словаре Владимира Даля

Счастье - эмоциональное состояние (эмоция), при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворённость условиями своего существования, полноту и осмысленность жизни и осуществление своего назначения.

СЛАЙД 3

Психологи считают, что «Счастье» - категория сугубо личная!

Оно зависит от внутреннего мира человека. Можно просто съесть вкусную еду и испытать «Счастье». Некоторые люди испытывают прилив «Счастья» от занятия спортом, другие от посещения театров, от прогулки в природе.Люди становятся счастливыми от общения с близкими, с друзьями! Есть люди, которые творят руками и очень счастливы от результатов труда. Кто- то одарён талантом сочинять стихи и от этого счастлив! Надо помнить, что гормоны «Счастья» вызываются физической активностью и любовью, а не злобой и унынием.

Счастье – это труд и непрерывное творчество! Вы, ка думаете?


Задание №5

Вот теперь подумаем, будет ли чувство полного удовлетворения от происходящего, если мы будем злиться на кого – то, завидовать тому, что кто - то, например, лучше одет, лучше выглядит, отвечает лучше.

Чтобы испытать истинное счастье человек должен освободиться от пороков. Словно черви они грызут человеческое сердце. Составьте каждая группа кластер «ПОРОКИ»

Учащиеся рисуют гроздь «ПОРОКОВ» (засекаю время 4 мин) В течение этого времени дети выходят или выбегают, как им удобно, тем самым отдыхают и делают физкультминутку. Процесс наклеивания стимулирует работу мелкой моторики пальцев рук. Из всех кластеров делаю один большой и оформляю как слайд.

1. невежество

2. уныние

3.осуждение

4.зависть

5.гордыня, высокомерие

6.тщеславие

7.ложь

8.сребролюбие

9.ненависть

10.гнев, обида, ярость

11.жестокость

12.страх

13.жадность, скупость, алчность,

14.похоть,

15чревоугодие,

16.леность,

17.лицемерие,

18хитрость, лукавость,

19ханженство,

20.пьянство,

21.наркомания

Каждая команда называет свои пороки, их количество разное. Та группа, которая больше набирает пороков, поощряется за умение видеть недостатки в людях, значит бороться с ними в себе. Такое же количество чёрных бумажек наклеивается на белое сердечко на доске, в результате чего оно чернеет.

В итоге на доске получаем три сердечка, которые потемнели от наших плохих поступков.

Каждый порок обсуждается детьми, указывая на невозможность испытания истинного счастья. Приводят примеры из жизни.

Все пороки заглушают при этом голос совести, разума и букву закона.

Учитель: Наши сердечки стали черными. Так и люди, с таким грузом пороков. А теперь попытаемся к каждому пороку найти хорошее качество, которое бы нам помогло избавиться от пороков. Та команда, у которой быстрее закрываются чёрные пятна на сердце, и сердце вновь посветлеет, побелеет! Дети бегают, отдыхают, заполняют свои белые сердечки на доске. Пока дети работают, продолжаю говорить и обсуждать работу.


1.Целеустремленность 12.ЦЕЛЬ

2.Спокойствие 13.Толерантность

3. Самоуверенность 14.Искусство

4. Уважение 15.Умение прощать

5. Сотрудничество 16.Смелость

6. Друзья 17.Любовь

7.Юмор 18.Наука

8.Спорт 19.Семья

9.Коммуникабельность 20.ТРУДОЛЮБИЕ

10.Чтение 21.Творчество

11.Доброта

(идёт обсуждение каждого вида достоинства с учащимися)


Задание №5


Учащиеся получают тексты. Применяется метод «Инсерт»

МЕТОД ИНСЕРТ – на классном часе применяю для повышения эмоционального интереса:

_ галочка, если об этом знали раньше,

_ «+» если вызывает положительные эмоции,

_ «-» если рассказ вызывает отрицательные эмоции,

_ «?»-если текст вызывает вопрос.

Такой метод учит учащихся делать глубокий анализ на эмоциональном уровне, учит критически мыслить.

Обсуждение ведётся внутри группы, отвечает один ученик, выражая мнение всех одним предложением. Такой подход позволяет ученику сделать выводы и осмыслить прочитанный текст. Ученики максимально вовлечены в работу.


1 «Калоши счастья»

Дело было в Копенгагене. В одном доме собралось большое общество. Гости развлекались, беседовали. Зашла речь о жизни в прошлые времена, и многие находили, что в то далёкое время жилось гораздо лучше. Советник юстиции подумал, что неплохо бы оказаться в прошлом.

А пока гости беседовали, в переднюю вошли две женщины. Это были феи - фея Счастья и фея Печали.

Фея Счастья сказала:

-У меня сегодня день рождения. По этому случаю мне подарили пару калош. Они

Обладают замечательным свойством: могут исполнить любое желание того, кто их наденет, могут перенести в любое место любой эпохи – куда он только пожелает.

Таким образом, могут сделать счастливым.

Было уже поздно. Всё еще мечтая о прежних временах, советник юстиции вместо своих калош надел калоши Счастья. Волшебная сила калош немедленно перенесла его на 100 лет назад.

-Ну и грязища! Ни один фонарь не горит…- возмутился наш герой.

- Люди одеты в странные костюмы. Что за маскарад?

Советник стал искать свою улицу, дом, но не мог найти. Никто из прохожих не мог ему помочь. Речь была незнакомой. Советник ужасно испугался. Он зашёл в трактир с надеждой получить объяснение происходящему, но хозяйка, увидев странно одетого человека и услышав странную речь, приняла его за иностранца. Напоила водой, но ничего объяснить не смогла.

Советник не на шутку испугался:

-Господи, где это я? Что со мной?

При одной мысли об этом у него закружилась голова и он упал. Калоши свалились с его ног, а с ними и рассеялось волшебство.

Советник очнулся, он лежал на тротуаре. Он увидел свой дом и обрадовался.

-Какое счастье: я у себя дома, в своём родном городе!

В данный момент счастьем для него были его дом и его семья.

-И вот калоши попали к писарю. Вздыхая и поглядывая на птичек, которые весело распевали, писарь подумал:

- Вот беззаботные существа. Им живётся гораздо лучше, чем мне. Как бы я хотел быть вот такой птичкой.

И в ту же минуту руки его превратились в крылья и обросли перьями, а вместо калош появились коготки. Писарь подумал, что это сон. Он взлетел на ветку и запел, внезапно вокруг стало темно. Ему почудилось, будто на него набросили одеяло. На самом деле это мальчишка накрыл его своей шапкой.

-Ах ты, негодный мальчишка! Как ты смеешь! Я полицейский писарь! Я тебе задам! - возмущённо он закричал.

Но мальчишка услышал только жалобный писк и посадил его в клетку с канарейкой.

Писарю повезло, по счастливой случайности мальчик забыл закрыть клетку и форточку.

Оказавшись подальше от этого места, писарь – птичка сел передохнуть.

-Нет, уж лучше быть человеком, - подумал он и в ту же минуту стал полицейским писарем.

-Какое счастье быть человек

Быть человеком – это значит жить по законам своей страны, в которой живёшь, приносить людям пользу.

На другой день к писарю зашёл его сосед, студент, и попросил одолжить калоши. Идя по своим делам, он увидел, как проехал дилижанс.

-О, путешествовать!- мечтательно сказал студент. – Что может быть лучше? Увидеть разные страны.

И вот он уже путешествует в дилижансе. Долго он колесил по разным странам. То длительной тряски у него болело тело, шумела голова. Пошёл снег, подул холодный ветер. Путешествие уже не радовало студента.

-Да, путешествовать, конечно, хорошо, но пусть бы тело лежало дома, а душа летала где угодно. И только он произнёс последние слова, как очутился дома … в гробу. Его желание исполнилось: тело отдыхало, а душа странствовала.


2 Банка жизни.

Студенты уже заполнили аудиторию и ждали начала лекции. Вот появился преподаватель и выставил на стол большую стеклянную банку, что многих удивило:
- Сегодня я хотел бы поговорить с вами о жизни, что вы можете сказать об этой банке?
- Ну, она пустая, - сказал кто-то.
- Совершенно верно - подтвердил преподаватель, затем он достал из-под стола мешок с крупными камнями и начал укладывать их в банку до тех пор, пока они не заполнили ее до самого верха, - А теперь что вы можете сказать об этой банке?
- Ну, а теперь банка полная! - опять сказал кто-то из студентов.
Преподаватель достал еще один пакет с горохом, и начал засыпать его в банку. Горох начал заполнять пространство между камнями:
- А теперь?
- Теперь банка полная!!! - начали вторить студенты. Тогда преподаватель достал пакет с песком, и начал засыпать его в банку, спустя какое-то время в банке не осталось свободного пространства.
- А вот теперь банка полна! - сказал он. - Сейчас я буду объяснять вам, что произошло. Банка - это наша жизнь, камни - это самые важные вещи в нашей жизни, это наша семья, это наши дети, наши любимые, все то, что имеет для нас огромное значение; горох - это те вещи, которые не так значимы для нас, это может быть дорогой костюм или машина и т.д.; а песок - это все самое мелкое и не значительное в нашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают нас на протяжении все нашей жизни; так вот, если бы я сначала засыпал в банку песок, то в нее бы уже нельзя было поместить ни горох, ни камни, поэтому никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая вам глаза на более важные вещи.

(обсуждение в группе и вывод одним предложением)

3 ПРИТЧА

Было это давно – давно, когда Господь создал Землю, деревья и людей.

Человек стал владыкой над всеми ними, он издавна хочет жить счастливо.

Но когда он был изгнан из Рая и стал несчастным, то попросил зверей сделать его счастливым.

Ему кажется, что счастливы и беззаботны птицы, звери. Обратился человек за счастьем к ним. Предложили звери человеку поделиться тем, что считали важным для себя. Птицы клювом и крыльями. Звери клыками и силой. Рыбы жабрами, чешуёй. Но ничего из этого не делало человека счастливым. Тогда сказали звери, чтобы он сам себе искал счастье. Однажды человек взмолился Богу.

Господи! ответь мне, что такое счастье? Он не заметил, как от молитвы он перешёл в глубокий сон…и там, в самой глубине небытия он услышал:

-Стань Мастером и сам изваяй Счастье, тогда и узнаешь, что это такое.

Счастье как глина, лепишь, как сам желаешь. Нет рецепта счастья для всех. Каждый человек великий мастер, способный создать чудесное счастье. Твоё счастье-это зеркальное отражение твоей Души.

С тех пор человек находится в поисках счастья, но мало кто догадывается искать чувство счастья внутри самого себя и лепить это состояние самому.

Вывод учащихся:

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Каждая группа обсуждает между собой прочитанный текст. Мнение всех озвучивает один ученик. Подводится общий вывод ко всем текстам:

Учитель: Какие выводы делаем из текста? Чему мы научились из прочитанных текстов.

Учащиеся: - Счастливы мы здесь и сейчас.

- Не стоит заполнять своё сердце и сознание мелкими заботами, не замечая основных событий в жизни.

-Человек творец собственного счастья

Задание №6

Работа по презентации

СЛАЙД-1

Счастье - это твой собственный океан, каплями которого являются события и чувства твоей жизни. Счастье - это твоя личная гора, в которую ты по камешку складываешь то хорошее, что с тобой происходит. У каждого человека своё счастье, и я убеждена в том, что оно имеет своё лицо, свою душу, свой путь. Счастье нельзя купить, отнять, ему бесполезно подражать, но его можно дарить. Счастье живёт в сердцах, которые чувствуют любовь, красоту, доброту. Наверное, самой большой житейской мудростью является способность видеть счастье в мелочах. К сожалению, мы не научились ещё не обращать внимания на те неприятности, которые в жизни не играют особой роли. Самое большое счастье - это здоровье наших близких и мы должны благодарить судьбу только лишь за то, что они рядом, всё остальные блага есть или их нет, зависят от самого человека, от того как он хочет эти блага. Надо только научиться работать над собой и все причины неудовлетворённости жизнью искать в самом себе.

СЛАЙД-2

Наша жизнь - это дорога, вымощенная булыжниками дней и событий, а чувства, которые мы испытываем, окрашивают эти булыжники в определенные цвета:

- болотно-зеленые - зависть,

- черные - гнева и ненависти,

- серые - скуки и уныния,

- красные - любви,

- желто-оранжевые - счастья и радости.

Оглянись назад, на свою дорогу жизни, что ты там увидишь?

какого она цвета? пестреет всеми цветами радуги? серо уходит за горизонт?

в твоих силах раскрасить ее так, как хочется тебе, для этого надо совсем

чуть-чуть: начать видеть счастье вокруг себя, не обращая внимания на мелочи жизни.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

УЧИТЕЛЬ: давайте подумаем, какой вывод можно сделать?

ПРИЗЫВАЮ К РАЗГОВОРУ

Учащиеся:

Надо научиться видеть счастье не только в значительных событиях, но радоваться мелочам: приходу нового дня, улыбке родного человека, солнышку или дождику, интересной книге, осенним дарам, и самое главное - тому, что ты можешь ходить, видеть, слышать, говорить и ощущать запахи! Только тому, что ты есть на Земле, что ты можешь видеть удивительные чудеса природы!!

УЧИТЕЛЬ: Только лишь материальный достаток никогда не принесёт полного удовлетворения от жизни, если, не замечать ничего другого. Очень часто, казалось бы весьма успешным, известным людям, из-за отсутствия чувства удовлетворённости жизнью приходилось лечиться в психиатрических больницах или заканчивали жизнь самоубийством, артисты, певцы, богатые люди становились наркоманами. Не научились в своё время искусству счастья.

А жизнь этих людей очень короткая. Вот чем заканчивается их гонка в неправильном направлении за счастьем, за чувством удовлетворённости.

(Идет презентация №5 «Наркотики и звёзды» на 2 мин)

УЧИТЕЛЬ: Никогда не вздумайте попробовать такой обманчивый источник счастья! Это прямая дорога в ад на земле!!!!

Счастье надо искать в гармонии с природой. Научите своё сердце чувствовать эту красоту, доброту, отзывчивость…

(ВКЛЮЧАЮ СЛАЙДЫ С ПЕЙЗАЖАМИ ПРИРОДЫ).

Научите своё сердце радоваться искусству и творчеству.

Я очень надеюсь, что с сегодняшнего дня вы посмотрите на жизнь другими глазами, будете работать над собой, никогда не будете сомневаться в том, что вы самые счастливые!!!!

Счастье определяется, прежде всего, личным выбором.

Козьма Прутков говорил: «Хочешь быть счастливым - будь им!» А известный психолог Дейл Карнеги предлагает свою программу под названием «Именно сегодня». Давайте, если мы назвали наш классный час «Искусство быть счастливым» мы научимся быть счастливыми и начнём именно с сегодняшнего дня.

Задание №7

( каждой группе раздаю карточки в расчете на каждого ученика кому, что читать выбирают сами)

----------------------------------------------------------------------------------------------------

- 1. Именно сегодня я буду счастлив. Это означает, что я буду руководствоваться словами Авраама Линкольна, который сказал, что «большинство людей счастливы примерно настолько, насколько они полны решимости, быть счастливыми». Счастье заключается внутри нас; оно не является результатом внешних обстоятельств. Я буду с сегодняшнего дня источники счастья внутри себя.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

2. Именно сегодня я постараюсь приспособиться к той жизни, которая меня окружает, а не пытаться приспособить всё к моим желаниям. Я приму мою семью, мою работу, мою учёбу и обстоятельства моей жизни такими, как они есть и постараюсь приноровиться к ним.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

- 3. Именно сегодня я позабочусь о своём организме. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, правильно питаться. Постараюсь не наносить вред своему здоровью и не пренебрегать им, чтобы мой организм стал идеальной машиной для выполнения моих требований.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

- 4. Именно сегодня я постараюсь уделить внимание развитию своего ума. Я изучу что-нибудь полезное. Я не буду лентяем, в умственном отношении и отношении к работе. Я прочитаю то, что требует усилия, размышления и сосредоточенности.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

- 5. Именно сегодня я займусь нравственным самосовершенствованием. Для этого я рассчитываю осуществить три дела: я сделаю кому-нибудь что-то полезное, так чтобы он не знал об этом; я сделаю, по крайней мере, два дела, которые мне не хочется делать, - просто для упражнения. Именно с сегодняшнего дня перестану лениться.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

- 6. Именно сегодня я буду ко всем доброжелательно настроен. Я постараюсь выглядеть как можно лучше; по возможности надену то, что мне больше всего идёт, буду разговаривать тихим голосом. Любезно вести себя, буду щедрым на похвалы, постараюсь никого не критиковать, ни к кому не придираться и не пытаться кем-то руководить или кого-то исправлять.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

- 7. Именно сегодня я постараюсь жить только нынешним днём, не буду стремиться решить проблему всей своей жизни сразу. В течение двенадцати часов я буду работать над душой, телом и разумом.

------------------------------------------------------------------------------------------------------

- 8. Именно сегодня я намечу программу всех своих дел. Я запишу, что собираюсь делать каждый час. Возможно, я не смогу точно следовать этой программе, но я составлю её. Это избавит меня от двух зол - спешки и нерешительности.

Я научусь рационально тратить время.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

- 9. Именно сегодня я полчаса проведу в покое и одиночестве и постараюсь расслабиться. Я подумаю над своими ошибками, поищу способы их исправить и не совершать больше.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

- 10. Именно сегодня я не буду бояться, в особенности не буду бояться быть счастливым, наслаждаться красотой природы, любить и верить, что те, кого я люблю, любят меня и всегда будут рядом.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

11. Именно сегодня я буду видеть во всём только хорошее, только позитивное. Буду учиться, из любого плохого извлекать пользу и рассматривать как ступень для дальнейшего моего развития.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

12. Именно сегодня я перестану зависеть от мнения окружающих, не буду следовать советам друзей, а приму свою личную правильную позицию позволяющему идти по правильному жизненному пути.



ЭТАП ЗАКЛЮЧЕНИЯ (5 МИН)

Учитель:

Я очень хочу, чтобы вы научились искусству счастливой жизни и надеюсь, что наш классный час поможет вам стать лучше!

И всегда помните слова великого Лихачёва - «Подлинное счастье достигается умением организовать свой внутренний мир - уметь ставить цель, строить планы и реализовать их, иметь мечту и внедрять её в жизнь. Ваше счастье в ваших руках!

Помощники раздают учащимся и присутствующим на память о посещённом классном часе памятки с цитатами великих людей о счастье. В это время читаю слайды завершающей презентации на фоне музыкального оформления.

Детям раздаю смайлики грустные и весёлые. Если от классного часа осталось чувство удовлетворённости, то поднимают вверх веселый смайлик и оставляют себе вместе с афоризмом. Грустные вместе с оценочным листом, на котором ученики поставили знак Я-2, сдают мне, чтобы я их проанализировала. Предлагаю продолжить тему «Счастье» для следующей встречи с детьми. Написать дома ЭССЕ или сочинить СТИХИ, для этого помощники раздают алгоритм написания эссе:

1.ПРОБЛЕМА

2.СОБСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ

3.КРАТКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

4.ВОЗМОЖНЫЕ ВОЗРАЖЕНИЯ 5.ПРИЧИНА, ПО КОТОРОЙ ЗАЯВЛЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ОСТАЁТСЯ ПРЕЖНЕЙ. Прощаемся с детьми под мелодию презентации под названием

«10 правил счастья»

1.Поставить перед собой цель и полностью внутренне сконцентрироваться на этой цели - желании. Счастье всегда необходимо представлять, т.е. мыс ленно поиграть в свое собственное счастье, образно воссоздавая как можно больше его деталей, пытаясь даже, счастью придать запахи, вкусы, цвета.

2.Добавлять в жизнь занятия доставляющие радость. Уверенно при этом сохранять путь к своей цели в жизни. Исключить ленивость, вредные привычки.

3.Не откладывать дела на завтра. Счастье не бывает завтра или вчера. Оно бывает только сегодня и сейчас. В каждой минуте научиться видеть счастливые моменты.

4.Правила счастья – гармония между «могу» и «хочу», чтобы все мечты и планы о счастье не остались в фантазиях.

5.Научиться осознать себя, как сегодняшнюю личность и согласиться с этой личностью во всем. Наши достоинства – это наша опора в жизни. Недостатки же попытаться переделать в достоинства.

6.Главный источник счастья,- формирование своей занятости. Тогда, когда мы как можно больше занимаемся разнообразной деятельностью, жизнь становиться намного интереснее. Отсутствие дел и проблем не является залогом счастья. У счастливых людей бывают и неудачи, и неприятности, но к ним надо относиться философски, воспринимая их, как трамплины для прыжков по жизни выше.

7.Умейте игнорировать мнение и отношение окружающих. Это не значит, что вы должны плевать на мнение людей и делать то, что взбредёт в голову. Главное действуйте по совести, по правилам жизни, будьте уверены для себя, что вы поступаете правильно забудьте о том, что говорят окружающие. Поймите их и не воспринимайте чужой негатив близко к сердцу. Звоните, чаще родственникам, друзьям. Расширяйте круг общения с приятными вам людьми. Поддерживайте и понимайте их.

8.Не стоит постоянно зацикливаться на удовлетворении своих желаний и переживать из-за того, что это не всегда удается. Помните, что счастье лежит по ту сторону удовлетворения ваших каждодневных прихотей, оно состоит в том, чтобы как можно более не зависимым быть от них!

9.Меньше жалуйтесь на людей, на обстоятельства и на жизнь в целом. Постоянно говорить о проблемах – значит, сам человек с ними не справляется. Освободить свой мозг от лавины информации: фильмы, интернет, игры, пустые разговоры, и обдумать проблему свою самому. Большинство проблем после анализа лишаться своей «проблемной сущности».

10.Позитивный взгляд на вещи нужно в себе воспитать, чтобы это стало привычкой. Окружающий нас мир зависит от нашего восприятия его. Научитесь даже в самом плохом человеке увидеть что-то хорошее. Мир стал таким «плохим», не потому что все такие, а потому что мы не умеем видеть хорошее. Любуйтесь красотой природы, пейзажа, красоте цветка, яблока, зимнего луга…

Воспитывайте в себе чувство счастья.

ЖИВИТЕ ПО 10 ЗАПОВЕДЯМ БИБЛИИ и будете счастливы, желаю вам всем огромного СЧАСТЬЯ!!!

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

УЧИТЕЛЬ: Давайте подведём итоги сегодняшнего занятия:

- Что узнали сегодня?

- Чему научились?

- Как вы сможете использовать знания полученные сегодня в будущем.

Ученики ставят второй раз в оценочные листы знак в конце классного часа Я

Есть чувство неудовлетворённости происходящим.

Никогда не задумывался (лась)

Затрудняюсь ответить.

Хочу узнать, как стать счастливым!

Абсолютно счастлив. (а)

Я




Я

Афоризмы великих людей о счастье на память вам о нашем классном часе.

( каждый ученик получает афоризм)


«Каждый счастлив ровно на столько, насколько он умеет быть счастливым». Дина Дин

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

« Счастье - это не жизнь без забот и печалей, счастье - это состояние души». Дзержинский Ф.Э.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

«Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей». Д. Дидро

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

« Чтобы быть счастливым, недостаточно обладать счастьем, надо еще заслужить его». В. Гюго.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

« Истинное счастье - минуты энтузиазма». Вульф.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

« Счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, оно придет и тихонько сядет вам на плечо». Франклин

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

« Кто видит счастье в обретении материальных благ, те никогда не смогут стать по - настоящему счастливыми». Апшерони Али

____________________________________________________________________

« Счастье - это радость, а радость - в красоте. Она есть очаг всех творческих сил человека… Счастье -- в гармонии, в равновесии… Счастье - в сознательном труде». Н. К. Рерих.

____________________________________________________________________

« Главным условием человеческого счастья - созидательный творческий труд, который обеспечивает процесс развития и нравственного совершенствования человека». К.Д. Ушинский.

____________________________________________________________________ « Подлинное счастье достигается умением организовать свой внутренний мир - уметь ставить цель, строить планы и реализовать их, иметь мечту и воплощать ее в жизнь». Б. Т. Лихачев.

____________________________________________________________________

« Счастлив тот, кто без порока живет». Розанов В. В.

« Счастье есть дело судьбы, ума и характера». Карамзин Н. М.

____________________________________________________________________

« Быть счастливым - значит не жалеть того, чего нельзя получить». Ключевский В. О.

____________________________________________________________________

« Помните, что счастье не зависит от того, кто вы и что имеете: оно зависит исключительно от того, что вы думаете». Дейл Карнеги.

__________________________________________________________________

«Счастье достигает тот, кто умеет и осмеливается жизнь своим умом». Писарев Д. И.

____________________________________________________________________

« Если вы хотите найти счастье, перестаньте думать о благодарности и неблагодарности и придавайтесь внутренней радости, которая приносит самоотдача». Дейл Карнеги. ____________________________________________________________________

СТИХИ УЧАЩИХСЯ

Скажи, на милость, не тая,

А что есть счастье для тебя?

Вот для меня счастье это семья,

Где знаешь, что ждут тебя!

Ну а затем, семья что создал сам

Всех от, млад до стар оберегая.

Что счастье есть? Это любовь,

Такое сказочное чувство….

То сад цветов, то грохот, гром,

И в памяти твоей безумство,

Ещё счастье это страсть,

В объятиях милого проснуться!

С любимым, во взгляде утопать!

Без слов друг друга понимать!

Конечно счастье это жизнь!

Без промедлений, поворотов,

Такой простой подарок свыше,

И откровенный в нём порыв!

Счастье приходит с каждым днём,

Когда рассвет ты снова видишь!


Второй ученик:

Что есть счастье для меня?

Когда есть цель, она ясна,

И это счастье знаю я,

Когда в ладу с самим собой,

И всё в порядке с головой,

Пусть мелочь делаешь, пустяк,

Но улыбаешься ты так,

Что сердце ярче солнца светит,

А каждый человек тебя заметит

ЛИТЕРАТУРА:

1 «.ИСКУССТВО БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ» ДАЛАЙ- ЛАМА.

2. «ВЕЛИКИЕ МЫСЛИ ВЕЛИКИХ ЖЕНЩИН» АДАМЧИК В.В.

3. «АФОРИЗМЫ, МЫСЛИ И ВЫСКАЗЫВАНИЯ ВЫДАЮЩИХСЯ РОССИЯН» Е. АГЕЕВА.

4. «ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ЖИВОГО ВЕЛИКОРУССКОГО ЯЗЫКА»

В. ДАЛЬ

5. «СКАЗКИ» ГАНС ХРИСТИАН АНДЕРСЕН.

6. «СБОРНИК СТИОТВОРЕНИЙ» ВЕРОНИКА ТУШНОВА МОСКВА: РУССКАЯ КНИГА, 1997.

7. «35 КЛАССНЫХ ЧАСОВ» ИРИНА МОЛОДИКОВА, ВИКТОРИЯ ГАЛЯПИН СЕРГЕЙ ЛЫСЕНКО.



Опубликовано


Комментарии (2)

Наталья Алексеевна Яковлева, 18.08.20 в 08:42 0Ответить Пожаловаться
Очень интересный классный час! Глубокий и мудрый! Спасибо, Альбина Мурзаевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.