Классный час «Как хорошо, что мы все такие разные!» (1–4 класс)
Сценарий проведения классного часа
Тема классного часа | «Как хорошо, что мы все такие разные!» |
Цель | Цель: знакомство учащихся с понятием "толерантность", его значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности; сформировать правильное представление о толерантном поведении. |
Класс и количество участников | 3 класс, 26 человек |
Продолжительность | 45 минут |
Используемый видеоматериал (название, режиссер/студия, продолжительность, год выпуска)+ ссылка на просмотр (если есть в общем доступе) | «Гадкий утёнок» — рисованный советский мультфильм, экранизация одноимённой сказки Ганса Христиана Андерсена. Создан студией Союзмультфильм в 1956 году, продолжительность 19 минут. Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=X6wpnHunB00 Ссылки на используемый ролик: https://www.youtube.com/watch?time_continue=65&v=3qmhbf8oUYI&feature=emb_logo https://www.youtube.com/watch?time_continue=68&v=_NHD-w7tX6U&feature=emb_logo |
Ход проведения классного часа | Вступительная беседа. - Сегодня я хочу поговорить с вами о чем-то очень важном. -Послушайте одну легенду. Попробуйте сформулировать тему нашего разговора. Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал: - Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан! Черный презрительно сощурился и сказал: - Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой! Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому: - Посмотри, как красив твой черный брат! Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют его глаза... Затем мудрец обратился к чернокожему: - А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его - цвета солнца... Негр и белый устыдились своего спора и помирились. А старый мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина... Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос: - Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы так скучно! -Вам понравилась эта легенда? -А о чем она? - Чему учит? -Все эти понятия можно объединить одним словом. И это слово – толерантность. -Конечно, это слово можно и не знать, но в современном мире, где вам предстоит жить, вы ещё не раз услышите его. -Что означает слово толерантность? Прочитайте определения слова, данные на разных языках. Определите, что объединяет все эти определения. (СЛАЙД 1) tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным; быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации; tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению; tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной; tolerencia (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных; kuanrong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим; tasamul? (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать; толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо. Определения все разные, но одно слово является ключевым для понятия толерантност. -Что это за слово? Конечно, это слово терпимость. Немецкий художник Хельмут Лангер создал эмблему Толерантности: (СЛАЙД 2) Толерантность – это прощение. Толерантность – это сострадание. Толерантность – это уважение прав других. Толерантность – это сотрудничество. Толерантность – это уважение человеческого достоинства. Толерантность – это дружба. Толерантность – это гармония в многообразии. Толерантность – мир и согласие. Толерантность – милосердие. -Предлагаю вам посмотреть мультфильм, снятый на киностудии «Союзмультфильм» в 1956 году по произведению Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок». - Кто читал эту сказку? - А кто ещё не читал, обязательно прочитайте. https://www.youtube.com/watch?v=X6wpnHunB00 Просмотр фрагмента. (2.25-9.13) После показа – пауза. - Вы догадались, кто «гадкий утенок»? -Каким было отношение к утенку еще до его рождения? - Каким должен был оказаться, по мнению утки, последний утёнок? - С какими словами появился на свет гадкий утенок? - Что сказала утка, когда увидела последнего утёнка? На кого он был похож? - Как отнеслись к появлению Гадкого утенка окружающие? Почему его считали гадким? (он не был похож на остальных) -Как отнеслись к появлению утенка на птичьем дворе? - Расскажите о жизни гадкого утенка после его рождения. - Почему утенка обижали? (Он не похож на других). - Сделайте предположение что произошло дальше. Продолжение просмотра (9.13.-14.20) -Почему утенок вынужден был покинуть птичий двор? -Как изменилось отношение к жизни и к самому себе у утенка? -Опишите состояние утенка, когда он оказался в одиночестве. -Какие чувства вы испытываете к главному герою? Почему? Как бы вы могли ему помочь? Смотрим, чем закончилась сказка (14.20 до конца). -Почему Гадкий утенок решил примкнуть к стае лебедей? -Как они его приняли? -Почему поменялась отношение к герою жителей птичьего двора? -О чем заставил вас задуматься мультфильм? Создание проблемной ситуации. - Как вы думаете, а мы с вами можем оказаться в такой же ситуации, как гадкий утенок? -Нас могут обижать? -А почему? (Мы тоже отличаемся друг от друга, мы не похожи друг на друга, это может кому-то не нравиться). - А можно ли относиться к человеку плохо только потому, что он выглядит не так, как все вокруг? Игра. - Давайте мы с вами поиграем в такую игру. -Вы по кругу будете называть хорошие, положительные качества своего соседа, но только те, которые показывают его индивидуальность, то есть то, чем он отличается от других. ( Проводится игра) - А теперь сделайте вывод: хорошо ли,что все мы такие разные? Почему? - Конечно, хорошо, что мы все такие разные! - Давайте возьмемся за руки и скажем все вместе: « Как хорошо, что мы все такие разные!» -Чем отличался Гадкий утенок от остальных обитателей двора? -Чем еще могут отличаться люди друг от друга? Просмотр ролика. -Для ответа на этот вопрос, предлагаю посмотреть короткий ролик. https://www.youtube.com/watch?time_continue=68&v=_NHD-w7tX6U&feature=emb_logo -Чем же еще могут отличаться люди друг от друга? - Могут ли люди одной национальности мешать людям другой национальности ? -У каждой национальности есть свои особенности, и их учения полезны. Мы живём в одном большом доме – России. В нашей стране дружат между собой люди разных национальностей. - Как вы думаете, а откуда берет своё начало способность быть толерантным. Где мы в первую очередь должны учиться быть толерантными? ( В семье, в школе, на работе) -Ваш класс – это тоже маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в этой вашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. Дерево «Толерантности» -В завершении занятия давайте вырастим дерево, только не простое дерево, а волшебное - дерево Толерантности. - Посмотрите, чего не хватает на нашем дереве? (Листочков) -Давайте сделаем так, что наше дерево распустит листочки и зазеленеет. Крону дерева составим из листочков с вашими высказываниями на тему: "Основные качества толерантной личности". Возьмите каждый по листочку и напишите на них качества характера, которые, по вашему мнению, характеризуют толерантную личность. Затем листочки проклеим на дерево. -Итак, толерантная личность обладает следующими качествами (Дети читают) (Доброта, терпимость, уважение, сострадание, прощение, милосердие, миролюбие, сердечность, желание что-либо делать вместе, великодушие, сотрудничество, уважение прав других, равенство, принятие другого таким, какой он есть.) -А теперь давайте приклеим ваши листочки (Под песню «Только вместе мы большая сила») https://www.youtube.com/watch?time_continue=65&v=3qmhbf8oUYI&feature=emb_logo Итог. -Вот и подошёл к концу классный час. -Мы не сможем в одночасье сделать толерантными ни своё поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении. - Благодарю всех за активное участие. Думаю, что классный час оставил след в душе каждого из вас, помог всем понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость - это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии, как в школьном коллективе, так и в обществе. -Попрошу всех встать в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Положите руки друг другу на плечи, поднимите правую ногу и вытяните её к центру круга, и по моей команде все делают шаг внутрь, и хором скажем: «Как хорошо, что мы все разные». |
Итоги и выводы | Урок проведен 16 ноября. 16 ноября весь мир отмечает день толерантности. Этот день напоминание о том, как хрупок наш мир, как ценен каждый человек в нем. На мероприятие о толерантности учащиеся 3 класса познакомились с понятием толерантность, с чертами присущими толерантному человеку, узнали значение этого слова в разных странах мира, проанализировали мультипликационный фильм, снятый по произведению Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок». В ходе игры формировалось толерантное отношение одноклассников между собой. Ребята собрали «цветок толерантности», на лепестках которого были написаны качества толерантного человека. Это добрый, умный, смелый, сильный, улыбчивый, преданный, честный. |
Голдина Лилия Вильевна
Сорокина Светлана Валерьевна