Классный час «Как хорошо, что мы все такие разные!» (1–4 класс)

9
2
Материал опубликован 24 June 2020

Сценарий проведения классного часа

Тема классного часа

«Как хорошо, что мы все такие разные!»


Цель

Цель: знакомство учащихся с понятием "толерантность", его значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности; сформировать правильное представление о толерантном поведении.

Класс и количество участников

3 класс, 26 человек

Продолжительность

45 минут

Используемый видеоматериал (название, режиссер/студия, продолжительность, год выпуска)+ ссылка на просмотр (если есть в общем доступе)

«Гадкий утёнок» — рисованный советский мультфильм, экранизация одноимённой сказки Ганса Христиана Андерсена. Создан студией Союзмультфильм в 1956 году, продолжительность 19 минут.

Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=X6wpnHunB00

Ссылки на используемый ролик:

https://www.youtube.com/watch?time_continue=65&v=3qmhbf8oUYI&feature=emb_logo

https://www.youtube.com/watch?time_continue=68&v=_NHD-w7tX6U&feature=emb_logo

Ход проведения классного часа

Вступительная беседа.

- Сегодня я хочу поговорить с вами о чем-то очень важном.

-Послушайте одну легенду. Попробуйте сформулировать тему нашего разговора.

Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал: - Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан! Черный презрительно сощурился и сказал: - Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой! Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому: - Посмотри, как красив твой черный брат! Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют его глаза... Затем мудрец обратился к чернокожему: - А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его - цвета солнца... Негр и белый устыдились своего спора и помирились. А старый мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина... Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос: - Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы так скучно!

-Вам понравилась эта легенда?  

-А о чем она?

- Чему учит?

-Все эти понятия можно объединить одним словом. И это слово – толерантность.

-Конечно, это слово можно и не знать, но в современном мире, где вам предстоит жить, вы ещё не раз услышите его. 

-Что означает слово толерантность? Прочитайте определения слова, данные на разных языках. Определите, что объединяет все эти определения. (СЛАЙД 1)

tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным; быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации;  

tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению; 

tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной; 

tolerencia (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;  

kuanrong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим; 

tasamul? (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать;  

толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо. 

Определения все разные, но одно слово является ключевым для понятия толерантност.

-Что это за слово? Конечно, это слово терпимость.

Немецкий  художник  Хельмут Лангер создал  эмблему Толерантности:    (СЛАЙД 2)

Толерантность – это прощение.

Толерантность – это сострадание.

Толерантность – это уважение прав других.

Толерантность – это сотрудничество.

Толерантность – это уважение человеческого достоинства.

Толерантность – это дружба.

Толерантность – это гармония в многообразии.

Толерантность – мир и согласие.

Толерантность – милосердие.

-Предлагаю вам посмотреть мультфильм, снятый на киностудии «Союзмультфильм» в 1956 году по произведению Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок».

- Кто читал эту сказку?

- А кто ещё не читал, обязательно прочитайте.

https://www.youtube.com/watch?v=X6wpnHunB00

Просмотр фрагмента. (2.25-9.13) После показа – пауза.

- Вы догадались, кто «гадкий утенок»?

-Каким было отношение к утенку еще до его рождения?

- Каким должен был оказаться, по мнению утки, последний утёнок?

- С какими словами появился на свет гадкий утенок?

- Что сказала утка, когда увидела последнего утёнка? На кого он был похож?

- Как отнеслись к появлению Гадкого утенка окружающие? Почему его считали гадким? (он не был похож на остальных)

-Как отнеслись к появлению утенка на птичьем дворе?

- Расскажите о жизни гадкого утенка после его рождения.

- Почему утенка обижали? (Он не похож на других).

- Сделайте предположение что произошло дальше.

Продолжение просмотра (9.13.-14.20)

-Почему утенок вынужден был покинуть птичий двор?

-Как изменилось отношение к жизни и к самому себе у утенка?

-Опишите состояние утенка, когда он оказался в одиночестве.

-Какие чувства вы испытываете к главному герою? Почему? Как бы вы могли ему помочь?

Смотрим, чем закончилась сказка (14.20 до конца).

-Почему Гадкий утенок решил примкнуть к стае лебедей?

-Как они его приняли?

-Почему поменялась отношение к герою жителей птичьего двора?

-О чем заставил вас задуматься мультфильм?

Создание проблемной ситуации.

- Как вы думаете, а мы с вами можем оказаться в такой же ситуации, как гадкий утенок?

-Нас могут обижать?

-А почему? (Мы тоже отличаемся друг от друга, мы не похожи друг на друга, это может кому-то не нравиться).

- А можно ли относиться к человеку плохо только потому, что он выглядит не так, как все вокруг?

Игра.

- Давайте мы с вами поиграем в такую игру.

-Вы по кругу будете называть хорошие, положительные качества своего соседа, но только те, которые показывают его индивидуальность, то есть то, чем он отличается от других.

( Проводится игра)

- А теперь сделайте вывод: хорошо ли,что все мы такие разные? Почему?

- Конечно, хорошо, что мы все такие разные!

- Давайте возьмемся за руки и скажем все вместе: « Как хорошо, что мы все такие разные!»

-Чем отличался Гадкий утенок от остальных обитателей двора?

-Чем еще могут отличаться люди друг от друга?

Просмотр ролика.

-Для ответа на этот вопрос, предлагаю посмотреть короткий ролик.

https://www.youtube.com/watch?time_continue=68&v=_NHD-w7tX6U&feature=emb_logo

-Чем же еще могут отличаться люди друг от друга?

- Могут ли люди одной национальности мешать людям другой национальности ?

-У каждой национальности есть свои особенности, и их учения полезны. Мы живём в одном большом доме – России. В нашей стране дружат между собой люди разных национальностей.

- Как вы думаете, а откуда берет своё начало способность быть толерантным. Где мы в первую очередь должны учиться быть толерантными? ( В семье, в школе, на работе)

-Ваш класс – это тоже маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в этой вашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.

Дерево «Толерантности»

-В завершении занятия давайте вырастим дерево, только не простое дерево, а волшебное - дерево Толерантности.

- Посмотрите, чего не хватает на нашем дереве? (Листочков)

-Давайте сделаем так, что наше дерево распустит листочки и зазеленеет. Крону дерева составим из листочков с вашими высказываниями на тему: "Основные качества толерантной личности". Возьмите каждый по листочку и напишите на них качества характера, которые, по вашему мнению, характеризуют толерантную личность. Затем листочки проклеим на дерево.

-Итак, толерантная личность обладает следующими качествами (Дети читают)

(Доброта, терпимость, уважение, сострадание, прощение, милосердие, миролюбие, сердечность, желание что-либо делать вместе, великодушие, сотрудничество, уважение прав других, равенство, принятие другого таким, какой он есть.)


-А теперь давайте приклеим ваши листочки (Под песню «Только вместе мы большая сила»)


https://www.youtube.com/watch?time_continue=65&v=3qmhbf8oUYI&feature=emb_logo

Итог.

-Вот и подошёл к концу классный час.

-Мы не сможем в одночасье сделать толерантными ни своё поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

- Благодарю всех за активное участие. Думаю, что классный час оставил след в душе каждого из вас, помог всем понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость - это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии, как в школьном коллективе, так и в обществе.

-Попрошу всех встать в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Положите руки друг другу на плечи, поднимите правую ногу и вытяните её к центру круга, и по моей команде все делают шаг внутрь, и хором скажем: «Как хорошо, что мы все разные».


Итоги и выводы

Урок проведен 16 ноября. 16 ноября  весь мир отмечает день толерантности. Этот день  напоминание о том, как хрупок наш мир, как ценен каждый человек в нем.

На мероприятие о толерантности  учащиеся 3 класса познакомились с понятием толерантность, с чертами присущими толерантному человеку, узнали значение этого слова в разных странах мира, проанализировали мультипликационный фильм, снятый по произведению Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок».

В ходе игры формировалось толерантное отношение одноклассников между собой.

Ребята собрали «цветок толерантности», на лепестках которого были написаны качества толерантного человека. Это добрый, умный, смелый, сильный, улыбчивый, преданный, честный. 



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Светлана Валерьевна, большое спасибо за представленный ресурс. Мне понравился классный час. Тема актуальная, используете разные формы, продумано всё до мелочей. С вашего позволения возьму себе в копилку.

24 June 2020

Спасибо большое за отзыв, Лилия Вильевна!

24 June 2020