12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сорокина Светлана Валерьевна83380
Педагогический стаж составляет 30 лет; высшая квалификационная категория. Достижения: победитель конкурсного отбора "Лучшие учителя 2022"
Россия, Тюменская обл., Заводоуковск

Сценарий проведения классного часа

Тема классного часа

«Как хорошо, что мы все такие разные!»


Цель

Цель: знакомство учащихся с понятием "толерантность", его значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности; сформировать правильное представление о толерантном поведении.

Класс и количество участников

3 класс, 26 человек

Продолжительность

45 минут

Используемый видеоматериал (название, режиссер/студия, продолжительность, год выпуска)+ ссылка на просмотр (если есть в общем доступе)

«Гадкий утёнок» — рисованный советский мультфильм, экранизация одноимённой сказки Ганса Христиана Андерсена. Создан студией Союзмультфильм в 1956 году, продолжительность 19 минут.

Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=X6wpnHunB00

Ссылки на используемый ролик:

https://www.youtube.com/watch?time_continue=65&v=3qmhbf8oUYI&feature=emb_logo

https://www.youtube.com/watch?time_continue=68&v=_NHD-w7tX6U&feature=emb_logo

Ход проведения классного часа

Вступительная беседа.

- Сегодня я хочу поговорить с вами о чем-то очень важном.

-Послушайте одну легенду. Попробуйте сформулировать тему нашего разговора.

Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал: - Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан! Черный презрительно сощурился и сказал: - Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой! Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому: - Посмотри, как красив твой черный брат! Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют его глаза... Затем мудрец обратился к чернокожему: - А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его - цвета солнца... Негр и белый устыдились своего спора и помирились. А старый мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина... Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос: - Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы так скучно!

-Вам понравилась эта легенда?  

-А о чем она?

- Чему учит?

-Все эти понятия можно объединить одним словом. И это слово – толерантность.

-Конечно, это слово можно и не знать, но в современном мире, где вам предстоит жить, вы ещё не раз услышите его. 

-Что означает слово толерантность? Прочитайте определения слова, данные на разных языках. Определите, что объединяет все эти определения. (СЛАЙД 1)

tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным; быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации;  

tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению; 

tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной; 

tolerencia (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;  

kuanrong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим; 

tasamul? (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать;  

толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо. 

Определения все разные, но одно слово является ключевым для понятия толерантност.

-Что это за слово? Конечно, это слово терпимость.

Немецкий  художник  Хельмут Лангер создал  эмблему Толерантности:    (СЛАЙД 2)

Толерантность – это прощение.

Толерантность – это сострадание.

Толерантность – это уважение прав других.

Толерантность – это сотрудничество.

Толерантность – это уважение человеческого достоинства.

Толерантность – это дружба.

Толерантность – это гармония в многообразии.

Толерантность – мир и согласие.

Толерантность – милосердие.

-Предлагаю вам посмотреть мультфильм, снятый на киностудии «Союзмультфильм» в 1956 году по произведению Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок».

- Кто читал эту сказку?

- А кто ещё не читал, обязательно прочитайте.

https://www.youtube.com/watch?v=X6wpnHunB00

Просмотр фрагмента. (2.25-9.13) После показа – пауза.

- Вы догадались, кто «гадкий утенок»?

-Каким было отношение к утенку еще до его рождения?

- Каким должен был оказаться, по мнению утки, последний утёнок?

- С какими словами появился на свет гадкий утенок?

- Что сказала утка, когда увидела последнего утёнка? На кого он был похож?

- Как отнеслись к появлению Гадкого утенка окружающие? Почему его считали гадким? (он не был похож на остальных)

-Как отнеслись к появлению утенка на птичьем дворе?

- Расскажите о жизни гадкого утенка после его рождения.

- Почему утенка обижали? (Он не похож на других).

- Сделайте предположение что произошло дальше.

Продолжение просмотра (9.13.-14.20)

-Почему утенок вынужден был покинуть птичий двор?

-Как изменилось отношение к жизни и к самому себе у утенка?

-Опишите состояние утенка, когда он оказался в одиночестве.

-Какие чувства вы испытываете к главному герою? Почему? Как бы вы могли ему помочь?

Смотрим, чем закончилась сказка (14.20 до конца).

-Почему Гадкий утенок решил примкнуть к стае лебедей?

-Как они его приняли?

-Почему поменялась отношение к герою жителей птичьего двора?

-О чем заставил вас задуматься мультфильм?

Создание проблемной ситуации.

- Как вы думаете, а мы с вами можем оказаться в такой же ситуации, как гадкий утенок?

-Нас могут обижать?

-А почему? (Мы тоже отличаемся друг от друга, мы не похожи друг на друга, это может кому-то не нравиться).

- А можно ли относиться к человеку плохо только потому, что он выглядит не так, как все вокруг?

Игра.

- Давайте мы с вами поиграем в такую игру.

-Вы по кругу будете называть хорошие, положительные качества своего соседа, но только те, которые показывают его индивидуальность, то есть то, чем он отличается от других.

( Проводится игра)

- А теперь сделайте вывод: хорошо ли,что все мы такие разные? Почему?

- Конечно, хорошо, что мы все такие разные!

- Давайте возьмемся за руки и скажем все вместе: « Как хорошо, что мы все такие разные!»

-Чем отличался Гадкий утенок от остальных обитателей двора?

-Чем еще могут отличаться люди друг от друга?

Просмотр ролика.

-Для ответа на этот вопрос, предлагаю посмотреть короткий ролик.

https://www.youtube.com/watch?time_continue=68&v=_NHD-w7tX6U&feature=emb_logo

-Чем же еще могут отличаться люди друг от друга?

- Могут ли люди одной национальности мешать людям другой национальности ?

-У каждой национальности есть свои особенности, и их учения полезны. Мы живём в одном большом доме – России. В нашей стране дружат между собой люди разных национальностей.

- Как вы думаете, а откуда берет своё начало способность быть толерантным. Где мы в первую очередь должны учиться быть толерантными? ( В семье, в школе, на работе)

-Ваш класс – это тоже маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в этой вашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.

Дерево «Толерантности»

-В завершении занятия давайте вырастим дерево, только не простое дерево, а волшебное - дерево Толерантности.

- Посмотрите, чего не хватает на нашем дереве? (Листочков)

-Давайте сделаем так, что наше дерево распустит листочки и зазеленеет. Крону дерева составим из листочков с вашими высказываниями на тему: "Основные качества толерантной личности". Возьмите каждый по листочку и напишите на них качества характера, которые, по вашему мнению, характеризуют толерантную личность. Затем листочки проклеим на дерево.

-Итак, толерантная личность обладает следующими качествами (Дети читают)

(Доброта, терпимость, уважение, сострадание, прощение, милосердие, миролюбие, сердечность, желание что-либо делать вместе, великодушие, сотрудничество, уважение прав других, равенство, принятие другого таким, какой он есть.)


-А теперь давайте приклеим ваши листочки (Под песню «Только вместе мы большая сила»)


https://www.youtube.com/watch?time_continue=65&v=3qmhbf8oUYI&feature=emb_logo

Итог.

-Вот и подошёл к концу классный час.

-Мы не сможем в одночасье сделать толерантными ни своё поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

- Благодарю всех за активное участие. Думаю, что классный час оставил след в душе каждого из вас, помог всем понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость - это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии, как в школьном коллективе, так и в обществе.

-Попрошу всех встать в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Положите руки друг другу на плечи, поднимите правую ногу и вытяните её к центру круга, и по моей команде все делают шаг внутрь, и хором скажем: «Как хорошо, что мы все разные».


Итоги и выводы

Урок проведен 16 ноября. 16 ноября  весь мир отмечает день толерантности. Этот день  напоминание о том, как хрупок наш мир, как ценен каждый человек в нем.

На мероприятие о толерантности  учащиеся 3 класса познакомились с понятием толерантность, с чертами присущими толерантному человеку, узнали значение этого слова в разных странах мира, проанализировали мультипликационный фильм, снятый по произведению Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок».

В ходе игры формировалось толерантное отношение одноклассников между собой.

Ребята собрали «цветок толерантности», на лепестках которого были написаны качества толерантного человека. Это добрый, умный, смелый, сильный, улыбчивый, преданный, честный. 



Опубликовано


Комментарии (2)

Голдина Лилия Вильевна, 24.06.20 в 17:21 0Ответить Пожаловаться
Светлана Валерьевна, большое спасибо за представленный ресурс. Мне понравился классный час. Тема актуальная, используете разные формы, продумано всё до мелочей. С вашего позволения возьму себе в копилку.
Сорокина Светлана Валерьевна, 24.06.20 в 18:08 0Ответить Пожаловаться
Спасибо большое за отзыв, Лилия Вильевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.