12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Коноплева Лариса Александровна557
Работаю учителем начальных классов . Стаж работы 34 года. Имею высшую квалификационную категорию.
Россия, Кировская обл., Яранск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Классный час «Как выбирать друзей»

Цель: дать советы детям, как правильно выбирать друзей; воспитывать желание иметь много друзей, самому быть другом; развивать внимание, память, мышление, упражнять в подборе рифмующихся слов.

Содержание классного часа.

I. Ритуал приветствия.

1. Здравствуйте! Я рада встречи с вами!

Учитель прижимает две руки к сердцу, а потом разводит их в сторону учеников, тем самым показывает свое доброжелательное отношение к ним и готовность общаться.

2. А вы?

Ученики повторяют движение учителя. Учитель наблюдает за действиями учеников и отмечает для себя кто и как сегодня настроен на общение с ним.

Кто знает, что такое притча? (Притча - краткий поучительный рассказ)

Учитель: Послушайте внимательно притчу!

Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда наутро хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в 1 ночь стала нищей.

Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни.

Прошел еще 1 день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.

Учитель: О чём была притча?

Какую пословицу можно подобрать к притче?

Ученик: Не умей сто рублей, а имей сто друзей

Учитель: Зачем нужна дружба?

Ученики: Помогать друг другу в трудную минуту; радоваться, когда людям хорошо.

II. Погружение в тему разговора. Я шла сегодня к вам и встретила девочку Таню. Она плакала. А почему она была так расстроена, Таня расскажет сама. Я пригласила ее к нам в гости.

Проблемная ситуация.

Инсценировка стихотворения Агнии Барто «Требуется друг». (4 девочки)

Таня. Здравствуйте ребята! У меня серьезные проблемы. Со мной никто не хочет дружить. Может быть, вы мне поможете?

Таня рассказывает, а остальные участники сценки изображают ситуации, описанные в стихотворении.

Все живут - не тужат,

А со мной не дружат.

Бант у Кати расписной

Красные колготки

И характер кроткий.

Я шепчу: - Дружи со мной...

Мы же одногодки,

Как сестрички мы почти,

Мы как две голубки

Из одной скорлупки.

Я шепчу: - Но ты учти -

Ты во всем должна идти другу на уступки.

Предлагаю Ильиной:

- Ты дружи со мной одной, -

Есть разряд у Ильиной, и спортивный свитер, и девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной, стану знаменита!

Все пятерки до одной у Светловой Нади.

Я прошу: - А ты со мной подружись хоть на день!

Мы с тобой поладим.

Будешь ты меня спасать - дашь контрольную списать.

А девчонки на дыбы, говорят: - Молчала бы!

Не вставать же на колени, уговаривать подруг.

Напишу я объявленье: Срочно требуется друг.

III. Основная часть. Анализ проблемной ситуации.

1. Почему у Тани возникли проблемы с друзьями?

(Он требовала подчинения себе, ставила условия, а в дружбе не должно быть корысти.)

Чему она должна научиться? ( Находить себе друзей. Научиться дружить)

Сегодня я предлагаю вам, ребята, поговорить о том, как выбирать друзей.

СЛАЙД ТЕМА КАК ВЫБИРАТЬ ДРУЗЕЙ?

Учитель. Что же означают слова «друг», «приятель», «товарищ»? Давайте разберемся.

СЛАЙД (МНЕНИЯ ДЕТЕЙ)

Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой, то есть близкими отношениями, основанными на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Приятель – близкий и дружески расположенный знакомый.

Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни, а также человек, дружески расположенный к кому-нибудь.

Учитель. Как видите, эти слова очень близки по значению, но у каждого из этих понятий есть свой оттенок. У многих из вас есть приятели и товарищи, но мало кто может сказать, что у него есть настоящий друг. В современном мире понятие дружбы трансформировалось в нечто абстрактное. Информационные технологии обесценили человеческие отношения. Не секрет, что сейчас многие люди могут похвастаться разве что виртуальными привязанностями. Однако виртуальный друг, вряд ли придет на помощь в трудную минуту. Спросите себя - может ли компьютер заменить реальное рукопожатие, улыбку, совет и разговоры по душам? Ответ будет однозначно отрицательным. Жить без друзей очень плохо! Помните как в мультфильме про крокодила Гену? Гена, днем работал в зоопарке, а вечером возвращался в свою одинокую квартиру. Он решил исправить эту ситуацию и написал объявление, что ищет друга. У него все получилось! Лев Чадр нашел друга в бездомном щенке, а сам Гена, крокодил с большим и добрым сердцем, оставил у себя Чебурашку, неизвестное науке существо с огромными ушами и выразительным взглядом. И неважно, что Чебурашка появился на свет из коробки с апельсинами, главное – он настоящий друг.

Поделитесь, пожалуйста, секретом: как вы выбираете себе друзей? (ответы детей)

Большинство мальчишек и девчонок легко находят себе друзей, приятелей, товарищей. Обычно ими становятся одноклассники или дети, живущие по соседству. И такая система выбора друзей, пожалуй, самая естественная и надежная.

Настоящая дружба (именно настоящая!) - замечательное чувство. Некоторые люди, особенно мужчины, проносят дружбу через всю свою жизнь. Они в любой момент готовы подставить другу своё плечо, протянуть руку помощи, разделить горе и радость. Дружба делает человека увереннее в себе, сильнее. Недаром так много пословиц о дружбе придумано людьми.

СЛАЙД и тетрадь стр.28

Задание 1. Соедините начало и конец пословицы. (проверка аннимацией)

НЕТ ДРУГА - ИЩИ, ЧТО ОРЕХ НЕРАСКОЛОТЫЙ.

НЕ УЗНАВАЙ ДРУГА В ТРИ ДНЯ, А СТАРЫХ НЕ УТРАЧИВАЙ.

ДРУГ НЕИСПЫТАННЫЙ, А ДРУГ СПОРИТ.

НОВЫХ ДРУЗЕЙ НАЖИВАЙ, КОГДА ВМЕСТЕ С НИМ ПУД СОЛИ СЪЕШЬ.

ДРУГА НА ДЕНЬГИ А НАШЁЛ - БЕРЕГИ.

НЕДРУГ ПОДДАКИВАЕТ, УЗНАЙ В ТРИ ГОДА.

ДРУГА УЗНАЕШЬ, НЕ КУПИШЬ.

Объяснение некоторых пословиц.

К сожалению, часто дети принимают за дружбу совсем другое чувство. Подобные отношения могут принести вред - когда общаешься (а кажется, что дружишь) с человеком, который плохо на тебя влияет. Сам того не понимая, любой ребёнок перенимает привычки того, с кем дружит. А если это дурные привычки?.. Например, брать без спросу чужие вещи (то есть воровать) или выражаться нехорошими словами? Как вы думаете, к чему могут привести такие отношения?

Прежде чем подружиться с человеком, желательно к нему повнимательнее присмотреться, узнать о нём побольше: чем живёт, чем дышит, чтобы не получилось так, как в произведении С. Михалкова.

СЛАЙД и тетрадь (Задание 2. стр.28 )

Найдите задание №2 Прочтите текст.

Щенок и Змея

Обиделся Щенок на старых друзей и побежал новых искать. Вылезла из-под гнилого пенька Змея, свернулась кольцом и смотрит Щенку в глаза.

Вот ты на меня смотришь и молчишь... А дома на меня все ворчат, рычат и гавкают! - сказал Щенок Змее. - Все меня учат, ругают: и Барбос, и Шарик, и даже Шавка. Надоело мне их слушать!..

Пока Щенок жаловался, Змея молчала.

Пойдёшь ко мне в друзья? - спросил Щенок и спрыгнул с пенька, на котором сидел.

Развернулась Змея и ужалила Щенка.

Молча...

С. Михалков.

Ребята, за что, по-вашему, Щенок решил взять Змею в друзья? (Она его не поучала.)

В чём заключалась ошибка Щенка? (Он неправильно выбрал друга.)

Вот что нужно помнить, когда выбираешь себе товарищей.

Лучше всего дружить с детьми-ровесниками. В компании старших по возрасту есть опасность чувствовать себя во всём последним, ведь они сильнее физически, а значит, быстрее бегают, более выносливы, лучше играют в футбол, хоккей. Вы же не хотите среди них казаться слабыми л неловкими? Они старше, а значит, опытнее: больше знают, многое имеют, что вам пока недоступно. Вам может показаться, что они умные, а вы глупые.

Компания младших вам тоже быстро надоест. Разве интересно играть : малышом, который ещё не может в силу своего возраста быть вам достойным соперником и всё время проигрывает?

Вот почему разумнее всего дружить с ровесниками.

А теперь очень внимательно послушайте сценку. Она называется

« Мальчишки и девчонки.»

- Ты где вчера был?

- Я вчера с Танькой в кино ходил.

- С Танькой в кино ходил, и не стыдно?

- А чего вдруг стыдно?

- Да она же …

- Чего?

- Да она же девчонка!

- Ну и что?

- Да я бы с девчонкой ни за что в кино не пошел!

- Почему?

- Да потому что девчонки, это..

- Ну что, девчонки?

- Да они же … с косичками!

- Подумаешь, с косичками. Что же тут такого ? А Танька тем более без косичек

- А это еще хуже!

- Почему же хуже?

Потому что дергать не за что!

А зачем их дергать?

- А что с ними еще делать?

- Поговорить можно.

- О чем с ними говорить? Про платья что ли. Бантики, рюшечки, как у вашей хрюшечки?

- Почему про рюшечки? Мы про книжки говорили.

- Конечно, про книжки. Они зубрилы все !

- Ничего не зубрилы. Таньке и зубрить некогда. Она еще в музыкальной школе учится.

- Ага! До, ре, ми, фа, соль, ля, си, Таня ехала в такси. И вообще все они ябеды и трусихи !

- Кто ябеда? Танька? А ты вспомни, как Колька в класс ужа принес, кто «Марьиване» наябедничал?

- Так я же не знал, что это уж! Я думал, что это удав гадючий.

- Вот ты испугался, а Танька его в руках держала!

- Конечно, удавы девчонок не трогают!

- Это почему же?

- Потому что они …плаксы все!

Плаксы? А ты, когда с турника упал, чего же ревел?

Тебе хорошо говорить, а у меня шишка знаешь какая большая чуть не вскочила.

- А Танька ногу на секции вывихнула, даже не ойкнула!

- Зато она в футбол играть не умеет!

- Так она лучше всех в классе в теннис играет!

- В теннис? Шарики, ракеточки! Девичья игра! Я вот борьбой займусь! А девчонок в борьбу не берут, таких глупых!

- Почему глупых ? Танька глупая?

- А была б она умная, она бы с тобой в кино не пошла! Она бы получше кого-нибудь нашла !

- Получше ? Кого же?

- Да меня хотя бы.

- Да она с тобой в кино не пойдет!

- Посмотрим. Вот пойду и приглашу !

- Таньку?

- Не Таньку, а Таню!

- Так она же девчонка!

- Ну и что? Некоторые девчонки даже лучше мальчишек.

- Так я тебе это с самого начала говорил. Пойдем, вместе пригласим ее в кино.

- Пошли !

Учитель:

А теперь, ребята, я хочу задать вам вопрос:

-В чем же, в конце концов, убедились мальчики? (Можно дружить не только мальчик с мальчиком или девочка с девочкой, можно и дружить девочками с мальчиками)

Учитель:

Девочки, мальчики хотят вас видеть добрыми, умными, веселыми, красивыми, воспитанными.

Мальчики, а девочки считают, что вы должны быть смелыми, веселыми, сильными, умными и добрыми. Учтите это.

- Скажите, а то ваши друзья?

- С кем бы вы ещё хотели дружить? ПОЧЕМУ?

СЛАЙД и тетрадь (Задание 3. стр.29 )Представьте себе, что вы оказались в компании детей разного возраста. Вам выпало быть ведущим в игре, которая заключается в том, что ведущий предлагает игрокам по очереди выполнить какое-либо задание. Найдите задание № 3.Прочитайтеи соедините линией соответствующее задание и ответ на него.

Кому из ребят - дошкольнику, учащемуся начальной школы, старшекласснику - вы предложите следующие задания, учитывая их возраст?

спеть песенку;

рассказать сказку, например «Колобок», на новый лад;

изобразить с помощью жестов и мимики загорание на пляже.

Ответ. 1) — дошкольнику, 2) - старшекласснику, 3) - учащемуся начальной школы.

Даже в дошкольном возрасте дети уже умеют отличать хорошие поступки от плохих. Они быстро замечают, когда кто-то жульничает в игре или говорит неправду, употребляет нехорошие слова, берёт без спросу чужие вещи... С теми, кто поступает нечестно или ведёт себя некрасиво, лучше не дружить.

СЛАЙД и тетрадь (Задание 4. стр.29 )

Ребята, бывает, что мы иногда можем совершать поступки, которые мешают нашей дружбе. Найдите задание №4. Прочитайте внимательно и проанализируйте.

. Если вы считаете поступок хорошим, поставьте +, если плохим -.

- Помочь товарищу подготовиться к контрольной работе.

-Посмеяться над одноклассником, получившим двойку.

- Сообщить на ушко учителю о том, что кто-то из одноклассников забыл дома дневник.

-Подарить однокласснику какую-либо вещь, а после ссоры с ним потребовать вещь обратно.

-Уступить во время праздника малышам лучшие зрительские места.

- Пообещать товарищу что-либо и не сдержать своего слова.

-Подарить соседскому малышу свои старые игрушки.

-Тайком прочитать личный дневник подруги.

- Совершить вместе с товарищем дурной поступок и всю вину свалить на него.

-В отсутствие человека говорить о нём плохо, а в его присутствии молчать.

-Всегда первым приходить на помощь другу.

СЛАЙД и карточки

На основе выбранных поступков, работая в парах, составьте

«Кодекс дружбы», дописав пропущенные слова.


 

1. Один за всех и все за………. .

2. Уважайте друг друга и помогайте………. ……… .

3. Радуйтесь вместе с …………… .

4. Не обижайте …………. и всех, кто вас …………... .

5. Не оставляйте друзей в…………, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих …………... .

6. Берегите друзей, ведь друга потерять ………... Старый друг лучше ………. ………... .


 

СЛАЙД (аннимация)

1. Один за всех и все за……… одного.

2. Уважайте друг друга и помогайте………. друг другу.

3. Радуйтесь вместе с ……….друзьями.

4. Не обижайте ……..друзей и всех, кто вас ………окружает.

5. Не оставляйте друзей в……. беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих ……….обещаний.

6. Берегите друзей, ведь друга потерять ……..легко. Старый друг лучше ……новых двух.

Встречаются в жизни такие дети, которые очень любят демонстрировать свою силу. Они выбирают того, кто послабее и не может им дать сдачи, и начинают приставать к нему, бить его и толкать. Видимо, они получают от этого удовольствие. Эти дети - задиры, и с ними лучше не дружить. А ещё встречаются такие, которые очень любят командовать. Они поддразнивают своих товарищей, толкают их на опасные и недозволенные поступки - словом, ведут себя так, будто их поставили начальниками над другими детьми. Не позволяйте своим сверстникам командовать собой! Бывают дети, которые подбирают себе друга из выгоды, чтобы можно было, например, у отличника списывать домашнее задание или погреться в лучах славы друга - спортсмена, призёра всех соревнований. Когда есть выгода, не может быть настоящей дружбы

Тот, кто хочет дружить, должен посмотреть в себя, в себе найти ответ на вопрос: «Готов ли он встретить друга»?

Ребята, найдите задание Задание 5.Вам нужно закончить стихотворные строчки на тему дружбы.

Жу-жу-жу, я с задирой не дружу

Гу-гу-гу, я подруге помогу

Зя-зя-зя, обижать друзей нельзя

Ас-ас-ас, дружба крепкая у нас

Де-де-де, познаётся друг в беде

Ой-ой-ой, не разлить друзей водой

Ги-ги-ги, дружбу нашу береги

(СЛАЙД ПРОВЕРКА)

IV. Подведение итога классного часа

Учитель. Вот и подошёл к концу наш классный час. Посмотрите, что у нас получилось. Мы знаем, что такое дружба, и как можно выбрать друзей. Я надеюсь, что теперь вы будете более внимательно относиться друг к другу, беречь свою дружбу и у каждого из вас обязательно в жизни появиться настоящий друг. Я думаю, что и наша гостья Таня теперь поняла в чем ее ошибки.

Таня. Спасибо вам ребята! Теперь я знаю, что мне делать и как себя вести.

V. Рефлексия.

Если классный час вам понравился, то вы выполняете те упражнения, которые я вам называю показываю, и громко хлопаете в ладоши.

Ты мой друг! - Жмут друг другу руки.

Как ты тут? - Хлопают соседа по плечу.

Где ты был? - Хлопают соседа по другому плечу.

Я скучал!- Прижимают ладони руки к сердцу.

Ты пришел! - Берут друг друга за руки.

Хорошо! - Хлопают в ладоши.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (4)

Desteni, 20.03.19 в 07:54 5Ответить Пожаловаться
Отличный классный час! Спасибо за опыт
Коноплева Лариса Александровна, 20.03.19 в 23:22 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за оценку работы!
Очень приятно.
Коноплева Лариса Александровна
Комментарий был удалён пользователем 20 мар 2019 в 23:22
Акатова Ирина Анатольевна, 20.03.19 в 22:40 1Ответить Пожаловаться
Тематика классного часа актуальна и полезна для обучающихся.
Коноплева Лариса Александровна, 20.03.19 в 23:23 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за оценку работы!
Очень приятно.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.