12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мулюкина Ольга Николаевна467
Россия, Челябинская обл., Златоуст

Классный час. Как правильно выбрать профессию.

Введение

Выбор профессии… Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Придет день, когда закончится учеба в школе и нужно будет решать какую профессию выбрать.

Выбор профессии – это одна из главных и самых сложных задач, стоящих перед старшеклассниками. Ведь от того, насколько правильно будет сделан этот выбор, зависит вся дальнейшая судьба. Удачный выбор профессии – это возможность широко раскрыть имеющиеся способности, это высокая производительность труда, высокое качество продукции.

Выбрать профессию не так-то просто. Существует множество методик выбора профессии, и на выбор профессии влияют множество факторов.

Цель – изучить факторы, влияющие на выбор профессии.

Задачи:

Проанализировать факторы, влияющие на выбор профессии.

Познакомиться с условиями выбора профессии.

Узнать об ошибках при выборе профессии.

Пройти тестирование.


Что влияет на выбор профессии?

Позиция старших членов семьи:

Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается жизнь детей. Эта забота распространяется и на вопрос о будущей профессии.

Позиция товарищей, подруг:

Дружеские связи в подростковом возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует интересам подростка и совпадает с интересами общества.

Позиция учителей, школьных педагогов:

Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого, что скрыто от непрофессиональных глаз.

Профессиональные планы:

Под планом в данном случае подразумеваются представления об этапах освоения профессией.

Способности:

О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

Уровень притязаний на общественное признание:

Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

Информированность:

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

Склонности:

Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это – интересы, подкрепленные определенными способностями.


Условия выбора профессии «МОГУ – ХОЧУ – НАДО»


Для того чтобы правильно выбрать для себя профессию, необходимо учитывать три момента.

Во-первых, определить каковы профессиональные интересы и склонности. Кратко это называется «ХОЧУ»: «хочу знать», «хочу сделать».

Во-вторых, оценить, каковы профессиональные качества: здоровье, возраст, квалификация, опыт работы. Необходимо изучить свои способности: внимание, память, мышление, воображение и характер. Все это, в конечном счете, определяет профессиональную пригодность и возможность. Проще говоря - это «МОГУ».

В третьих, учитывать условия рынка труда, потребность общества в специалистах данного профиля, либо обоснованный расчёт на устройство на работу. Иначе говоря «НАДО».

Если совместить «хочу», «могу» и «надо», то профессиональный выбор будет удачным.


Ошибки при выборе профессии

1. Поиск работы или учебного заведения «за компанию», по принципу «куда возьмут», «никуда больше не поступлю». Если вы с молодости не будете верить в себя, то что же будет лет через двадцать?

2. Ориентировка на внешнюю привлекательность профессии. Во-первых, рынок труда, как и любой рынок, изменчив. Что популярно сегодня, не обязательно будет востребовано завтра. Во-вторых, добиться успеха в профессии очень сложно, если она не соответствует вашим талантам и склонностям.

3. Одна из основных ошибок при выборе профессии - Уступка давлению родителей и родственников, которые пытаются реализовать свои мечты через детей. Можно лишь прислушаться к их мнению, ведь выбор профессии – твое личное дело, никто не проживет за тебя твою собственную жизнь.

4. Отказ от профессии, к которой «лежит душа», по причине кажущейся ее недостаточной серьезности. Все профессии важны. Уважение равно вызывают и простой рабочий, и специалист с высшим образованием, если они оба – профессионалы в своем деле.

5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах — чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей — прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое, к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).

6. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию. При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности. Многие совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира — спортсмена, политика, журналиста, артиста.

7. Незнание или недооценка некоторых своих физических особенностей и недостатков – серьезная ошибка при выборе профессии. С больным сердцем путь в летчики закрыт. Аллергикам противопоказаны профессии химика или парикмахера. Неразумно мечтать о работе, способной ухудшить состояние твоего здоровья.


Рекомендации как выбрать профессию


Узнать себя. На первом этапе необходимо разобраться в своих интересах и возможностях. Для этого можно пройти тесты на профориентацию и получить консультацию психолога. Научно обоснованные тесты для выбора профессии помогают объективно оценить личностные особенности, интересы, способности человека и соотнести с тысячами профессий на современном рынке труда. Психолог-профконсультант поможет выделить из них наиболее существенные и порекомендует подходящие колледжи, вузы или курсы для получения специальности.


2. Узнать о профессиях и образовании. На втором этапе, когда уже сформирован общий список специальностей, необходимо выяснить все о профессии и профильном образовании. Для этого о каждой профессии из списка необходимо найти информацию в интернете, посмотреть видео о специалистах, которые работают в выбранной области, при возможности пообщаться лично с представителями профессии. Информацию о вузах и колледжах можно тоже получить в интернете, но лучше всего посетить образовательные выставки и дни открытых дверей понравившихся вузов.


3. Попробовать себя в профессии. После проведенной исследовательской работы количество профессий в списке сокращается, а в конце остается одна-две самых желанных. На третьем и самом сложном этапе рекомендуется попробовать профессии на практике. Для этого лучше всего найти профильную компанию и устроиться на работу или на стажировку. Это может быть трудно для подростков. Тогда подойдут более простые варианты: поездка в профлагерь с тематической сменой, профильные тренинги, экскурсии в выбранные компании, чтобы представить себе внутреннюю "кухню" и примерить профессию на себя.



Заключение.

Выбор профессии надо начинать осуществлять за несколько лет до поступления в профессиональное учебное заведение, так как тогда будет возможность попробовать себя в интересующих сферах деятельности в качестве волонтера, во время летнего трудоустройства. Также основы выбора профессии закладываются, когда посещаешь различные кружки, спортивные секции, факультативные занятия.

При выборе профессии следует

- знать информацию о как можно большем числе профессий;

- определиться в своих интересах;

- узнать, в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию;

- иметь основной и запасной варианты профвыбора;

- иметь опыт (желательно) профессиональных проб;

- оценить свои возможности и способности, а также их соответствие тем требованиям, которые предъявляет профессия.


Тестирование

Тест профессиональных предпочтений американского психолога Дж. Голланда.

(определение социального характерологического типа)

Инструкция: Из каждой пары профессий выбрать ту, которая вам больше нравится.

Всего вы должны сделать 42 выбора.

1. а) инженер-техник б) инженер-контролёр

2. а) вязальщик б) санитарный врач

3. а) повар б) наборщик

4. а) фотограф б) заведующий магазином

5. а) чертёжник б) дизайнер

6. а) философ б) психиатр

7. а) ученый химик б) бухгалтер

8. а) редактор научного журнала б) адвокат

9. а) лингвист б) переводчик

10. а) педиатр б) статистик

11. а) организатор воспитательной работы

б) председатель профсоюза

12. а) спортивный врач б) фельетонист

13. а) нотариус б) снабженец

14. а) перфоратор б) карикатурист

15. а) политический деятель б) писатель

16. а) садовник б) метеоролог

17. а) водитель б) медсестра

18. а) инженер-электрик б) секретарь-машинист

19. а) маляр б) художник по металлу

20. а) биолог б) главный врач

21. а) телеоператор б) режиссер

22. а) гидрогеолог б) ревизор

23. а) зоолог б) зоотехник

24. а) экономист б) заведующий отделом

25. а) инженер б) счетовод

26. а) учитель б) командир дружинников

27. а) воспитатель б) художник по керамике

28. а) экономист б) заведующий отделом

29. а) корректор б) критик

30. а) завхоз б) директор

31. а) радиоинженер б) специалист по ядерной физике

32. а) нала к б) механик

33. а) агроном б) председатель сельхозкооператива

34. а) закройщик-модельер б) декоратор

35. а) археолог б) эксперт

36. а) работник музея б) консультант

37. а) учёный б) актёр

38. а) логопед б) стенограф

39. а) врач б) дипломат

40. а) главный бухгалтер б) директор

41. а) поэт б) психолог

42. а) архивариус б) скульптор

Социально – характерологические типы.

(к тесту Дж. Голланда)



Реалистический тип – несоциальный, ориентированный на настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдаёт предпочтения занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Развиты математические, невербальные способности. Рекомендуются профессии: механик, электрик, инженер, агроном.


Интеллектуальный тип – несоциален, аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические ценности, любит решать задачи, требующие абстрактного мышления, интеллектуал. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности. Предпочитают научные профессии: ботаник, астроном, математик, физик.




Социальный тип – обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Черты его характера: стремление учить и воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность, женственность. Представитель данного типа старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем, активен, но часто зависим от мнения других людей. Проблемы решает, опираясь на эмоции, чувство, умение общаться. Обладает хорошими вербальными способностями. Рекомендуется занятие: обучение и лечение (учителя, врача, психолога).


Конвенциальный тип – предпочитает чётко структурированную деятельность. Характер стереотипный, конкретный, практический.

Не проявляет критичности, оригинальности, консервативен, зависим, не любит менять деятельность. Слабо развиты организаторские способности, преобладают математические способности. Предпочтительные профессии, связанные с концилярией и расчётом.

предприимчивый тип – избирает цели, которые позволяют проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, любит приключения. Представитель данного типа доминантен, любит признания, любит руководить. Ему не нравится практически труд, а так же занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Хорошо решает задачи, связанные с руководством статусом и властью, агрессивен, предприимчив, обладает хорошими вербальными способностями. Предпочтительно следующая деятельность: артист, журналист, телеоператор, заведующий директор, дипломат и другие.


Артистический тип – опирается на эмоции, воображение, интуицию, имеет сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Высоко развиты моторные и вербальные способности. Характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего «я».Он несоциален в том смысле, что не придерживается условностей общества. Предпочитает творческие занятия: музыку, рисование, литературное творчество и т.п.



Ключ к тесту Дж. Голланда

Реалистический тип: 1а,2а,3а,4а,5а,16а,17а,18а,19а,21а,31а,32а,33а,34а.

Интеллектуальный тип: 1б,6а,7а,8а,9а,16б,20а,22а,23а,24а,31б,35а,36а,37а.

Социальный тип: 2б,6б,10а,11а,12а,17б,20б,25а,26а,27а,36б,38а,39а,41б.

Конвенциальный тип: 3б,7б,10б,13а,14а,18б,22б,25б,28а,29а,32б,38б,40а,42а.

Предприимчивый тип: 4б,8б,11б,13б,15а,23б,28б,30а,33б,35б,37б,39б,40б.

Артистический тип: 5б,9б,12б,14б,15б,21б,24б,27б,29б,30б,34б,41а,42б.



Каждый выбранный вариант соответствует 1 баллу. Наибольшая сумма баллов указывает на ваш тип личности.






















































9


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.