Классный час «Кем быть? Каким быть?» (Для профессионального самоопределения учащихся 11 классов)

0
0
Материал опубликован 24 January 2022

МАОУ «Усть-Качкинская средняя школа»

Классный руководитель 11 класса

Блинова Галина Григорьевна

Классный час «Кем быть? Каким быть?»

Цель: формирование условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся.

Задачи:

- формировать информационную основу выбора профессии;
- создать условия для формирования ясных представлений школьников о самом себе, своих особенностях и качествах для включения в активную пробу своих сил и определения нравственной позиции при выборе профессии;

- определить составляющие понятия профессионализм, дать им характеристику;

- оказать помощь в профессиональном самоопределении, скорректировав профессиональные предпочтения обучающихся, исходя из личных качеств;

- заполнить в портфолио резюме (раздел «Мои достоинства»).
- помочь избежать ошибок в выборе профессии;
- формировать ответственность за выбор будущей профессии, положительную профессиональную мотивацию.


Ход классного часа.

Слайд 1. Здравствуйте, ребята, уважаемые гости.

1. На предыдущих занятиях мы говорили о формуле успешного выбора профессии, составляли алгоритм выбора профессии. И пришли к выводу, что счастливая, преуспевающая в профессии личность сегодня – это профессионал.

Слайд 2. Эпиграфом к нашему разговору сегодня будут слова выдающегося педагога В. А. Сухомлинского: «Далеко не каждый станет ученым, писателем, артистом, далеко не каждому суждено открыть порох, но поэтом, художником в своем деле должен стать каждый».

2. - Кто понял, какова тема классного часа? (Профессионализм, профессионал.) Слайд 3.

- Важно ли быть профессионалом? Почему? Каждый хочет стать профессионалом.

* Подберите синоним к слову профессионализм. Слайд 4.

В.: В современном мире к слову профессионализм являются синонимами слова успешность, признание. И соответственно профессионал – это успешный человек, признанный мастер своего дела. Слайд 5.

Задача: 1.Сегодня мы определим составляющие понятия профессионализм, дадим им характеристику.

2. Проанализируем, есть ли у каждого из вас такие качества, чтобы стать профессионалом.

3. Сделаем саморекламу: заполним в резюме раздел «Мои достоинства».


3. На уроке будут звучать высказывания профессионалов. Это люди разных профессий, но объединяет всех всеобщее признание их мастерства.

Слайд 6. В. Высоцкий, актёр, поэт, писал:

Среди нехоженых путей

Один пусть мой.

Среди невзятых рубежей

Один за мной.

Слайд 7. В мире мало того, что мы не можем выбрать. К этому относятся наши родители, место, где родился, историческая эпоха. Всё остальное в жизни в той или иной мере зависит от нашего выбора. И одним из наиболее ответственных выборов, определяющих нашу судьбу, является выбор профессии.

Слайд 8. Вот мнение ещё одного русского педагога К.Д. Ушинского: « Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю душу, то счастье само вас отыщет».

Слайд 9. Философ Сенека считал: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».

Многие из вас уже определились с профессией и специальностью.

Слайд 10. Дейл Карнеги , педагог, лектор, писатель, создатель теории общения, писал, что «в жизни человеку приходится делать как минимум два выбора, имеющих влияние на все дальнейшее существование: выбор спутника жизни и выбор профессии». Не отрицая важности первого, поговорим о втором. Сегодня мы узнаем о выборе тех, для кого он был нелёгким. В классе три профиля. В каждом есть ребята, которые сомневались да и до сих пор сомневаются в своём выборе.

Слово Короткову Виктору. .. Слово Латышеву Павлу… Слово Макарову Михаилу. ..Слово Кузьминой Анастасии.

4. Слайд 11. Ошибки при выборе профессии мучительны и трагичны не только для человека, они дорого обходятся и обществу. Ошибочный выбор профессии - одна из причин текучести кадров, снижения производительности труда, наносящих ни с чем несравнимый ущерб экономике нашего государства. Это с одной стороны. С другой, как справедливо заметил экономист К. Маркс, "заблуждение относительно наших способностей к определенной профессии - это ошибка, которая мстит за себя, и если даже она не встречает порицания со стороны внешнего мира, то причиняет нам более страшные муки, чем те, какие в состоянии вызвать внешний мир".

Чтобы ещё раз подтвердить правильность выбора, проведем игру «Оптимисты и пессимисты». Вы разделитесь в профильных группах по профессиям и подготовите саморекламу выбранной профессии. Ваша роль – «оптимисты». По отношению к вам остальные группы будут «пессимистами» и зададут вам по одному «подводному» вопросу с целью отговорить от выбора. Ваша задача – дать оптимистичный ответ.

В.: ваши ответы показали, что вы способны преодолеть те или иные трудности. А если это так, то вы к ним готовы, и они уже воспринимаются не как проблемы, а как следующая ступенька на пути к успеху. На пути к профессионализму.


5. - Из чего складывается профессионализм? (Запись на доске)

Затем слайд 12

(Личные качества, коммуникативные умения, профессиональные качества, мотивация).

- Что обозначают эти качества? Когда и где приобретаются?

- Какие личностные качества необходимы профессионалу? (Обсуждение в группах). Запись на доске. Слайд 13


6. В современном мире значение профессионализма трудно переоценить. Его добиваются, о нем мечтают, ему завидуют, о нем слагают мифы, как раньше о романтической любви.
Эксперты - социологи признаками профессионализма считают

Слайд 14)

Признаки профессионализма.

1. Знания 
Знания – основа основ профессионализма. Это профессиональное образование, выраженное в сумме широкого спектра знаний по данному виду деятельности. Оно позволяют ориентироваться в своем деле и говорить с коллегами на одном языке. Без знаний человек будет самородком, талантом или, может быть, даже гением, но не профессионалом. Неизбежно в своей профессии мы время от времени сталкиваемся с тем, что чего-то не знаем, тогда важно знать, где недостающее знание добыть или хотя бы в какой стороне его искать. 

2. Опыт 
Это второй краеугольный камень профессионализма. В процессе обучения мы то идеализируем свои знания, то обесцениваем их. Опыт позволяет выработать реалистическую оценку своих возможностей, почувствовать себя уверенно, а не двигаться постоянно по этому маятнику от ощущения своей грандиозности к полной никчемности и обратно.


3. Способность учиться на ошибках 
Как положительный, так и отрицательный опыт очень важен. Учиться на своих и чужих ошибках необходимо и естественно, это часть нашей человеческой природы. Профессионал – не тот, кто не делает ошибок, а тот, кто ошибки делает редко, их признает и использует для дальнейшего продвижения в своем мастерстве. Если способность видеть свои ошибки замыливается, профессионал проникается верой в свою непогрешимость, такая потеря бдительности чревата неприятностями.

4. Хорошие коммуникативные навыки 
Исход многих ситуаций во многом зависит от нашего умения контактировать с разными людьми в разных условиях. Если мы чувствуем, что таких навыков у нас недостаточно, это поправимо, можно понаблюдать за успешными коллегами, пойти на тренинг или почитать соответствующую литературу. 

5. Вовлеченность 
В деятельности должен присутствовать живой интерес.  
6. Самоуважение и забота о себе 
Желательно, чтобы профессионал умел не только отдавать свои знания и опыт, но и получать справедливое вознаграждение за свою работу. 
Он, как минимум,  самому себе не боится признаться, что не все может в своей профессии, знает  пределы своей компетентности.
Самоуважение проявляется также и во внешнем виде. В человеческом обществе встречают по одежке. Если не следить за своим внешним видом, то первое впечатление у окружающих будет сомнительным, скорее всего, им будет вас немного жаль, что мало ассоциируется с профессионализмом.

7. Способность сотрудничать и преодолевать свою инерцию. 
Не застревает в самодовольстве: «я так крут! неимоверно крут!». Щедро делится своим опытом, знаниями, не скрывает источников, из которых он почерпнул их. Ну не придумывают все сами концепции, методы и техники. Всегда от чего-то отталкиваются. Умение проанализировать информацию, выделить главное, отделить вторичное, вычленить  элементы и интегрировать их в структуру работы, синтезировать из них нечто новое – высший пилотаж профессионала. Профессионал способен действовать в составе команды, предвидеть последствия решений и действий, определять стратегию и тактику достижения желаемых результатов, предвидеть и контролировать ход событий на своем участке деятельности

8. Постоянное развитие 
Повышение своего профессионального уровня – бесконечный процесс. Поэтому так важно, любим ли мы свое дело. Плодотворная деятельность может даже замедлять процесс старения, не говоря уже о том, что приносит радость и удовлетворение. Профессионал не боится
конкуренции, она его подхлестывает, стимулирует,  он постоянно в процессе самообучения, саморазвития, личностного и профессионального роста .


Слайд 15. Нельзя не согласиться со словами писателя Льва Гинзбурга: «Высокий профессионализм - обращенное в профессию творчество».


7. *Сейчас каждый из вас заполнит в резюме раздел «Мои достоинства», сделав саморекламу. Ваша цель – доказать будущему работодателю , что вы ценный специалист. Профессионал. (Работа на листах)

Чтение.


8. Слайд 16. Закончить классный час мне хочется словами китайской мудрости: «Учителя только открывают двери, дальше вы идёте сами».

Я надеюсь, что каждый из вас станет профессионалом на этом пути.


9. Выскажите своё мнение о классном часе, закончив предложение

Мне сегодня было…

Я узнал….

Сегодня я задумался…


Спасибо за работу.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.