Классный час ко Дню Победы «Нам доверена память» (1–4 классы)
Описание
классного часа ко Дню Победы «Нам доверена память»
Цель: воспитание уважения к истории и людям, участвовавшим в Великой Отечественной войне, любви к Родине, гордости за победу русского народа, патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни земляков в годы войны.
Задачи:
Познавательные:
Расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны; сохранить память о героях-земляках, погибших в Великой Отечественной войне.
Рассказать учащимся о роли прадедов в годы войны.
Закрепить представления о памятных местах, связанных с Великой Отечественной войной и находящихся на территории Заводоуковского городского округа.
Развивающие:
Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, за свою семью, стремление к миру.
Развивать связную, выразительную речь.
Развивать интерес и уважение учащихся к героическим событиям прошлого, боевой славе ветерановЗаводоуковского городского округа.
Воспитательные:
Формировать чувство патриотизма, любви к Отчизне, уважения к ветеранам, гордость за земляков – участников военных действий через рассказы об историческом прошлом, стихотворения.
Побудить учащихся к нравственным поступкам. Воспитывать доброжелательность, дружелюбие.
Воспитание патриотической личности – одна из важных задач современной системы образования. Данное внеурочное мероприятие формирует у учащихся чувства уважения к традициям страны, своей малой родины, почитание старшего поколения, бережное отношение к памяти прошлого, воспитывает нравственные качества и убеждения учащихся уровня начального общего образования, ценностное отношение к героическому прошлому и настоящему наших земляков.
Для достижения результативности мероприятия использованы различные средства: презентация слайдов, исполнение песни, фотографии прадедов, виртуальная экскурсия по историческим местам города Заводоуковска, фотографии памятников, плакат «Вечный огонь».
Воспитательное мероприятие представлено в форме классного часа, которое включает в себя чтение стихотворений, рассказы учащихся об историческом прошлом своих родных, исполнение песни о войне, выполнение аппликации «Вечного огня».
Во время проведения классного часа были использованы информационные технологии: технология деятельностного метода, информационно-коммуникационная технология. Применение деятельностного метода, применение ИКТ на уроке усиливает положительную мотивацию обучающихся, активизирует их познавательную деятельностья.
Форма проведения: классный час.
Целевая аудитория: учащиеся 1-4 классов.
Классный час ко Дню Победы «Нам доверена память»
Ход классного часа
I. Вводная часть
-Ребята, рассмотрите фотографии, представленные на слайдах, и определите, что их объединяет (фото ветеранов войны, достопримечательностей г.Заводоуковска, памятников воинской славы, Бессмертного полка).
Слайды 1-2
-Сформулируйте тему нашего классного часа.
Слайд 3
-Есть события, о которых люди обязаны помнить. О них пишут книги, сочиняют стихи и песни. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Это событие навсегда останется в памяти нашего народа.
О войне мы с вами знаем лишь понаслышке. Наши деды рассказывали о ней своим детям – нашим родителям, наши родители нам, а мы рассказываем о ней своим детям. Вот так и передаётся память о тех героических, но очень горьких и страшных годах, из поколения в поколение. Нам с вами доверена память о тех людях, которые ценою своих жизней, завоевали для нас мир на всей Земле, и мы обязаны пронести ее черезгода, через века, чтобы и наши потомки знали, что это за праздник 9 мая.
-22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Никто и не подозревал, что многое в их жизни перечеркнёт одно страшное слово – война. А теперь представьте себе беззаботную жизнь таких ребят как Вы. Каникулы. Лето. Тепло. Вы собираетесь с родителями на природу... И вдруг – война….
1 чтец:
Июнь… Клонился к вечеру закат.
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
2 чтец:
Июнь… Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45- м, в мае.
3 чтец:
Казалось, было холодно цветам ,
И от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам.
Обшарили немецкие бинокли.
4 чтец:
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной ,
Всего, каких – то 5 минут осталось.
https://ok.ru/video/719019903728
Песня «Белые панамки»
https://ok.ru/video/719020034800
-День Победы – это великий праздник. В этот день чтят память тех, кто погиб, и кланяются всем тем, кто остался жив.
- Скажите, пожалуйста, что такое война? (ответы детей).
- Какие слова в голове сразу всплывают, услышав это слово? (примерные ответы детей: горе, страшно, слёзы…).
Слайды 4-9
1. В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война! Помните!
2. Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Помните!
3. Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. Помните!
4. Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты. Помните!
5. Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой. Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года 1418 дней. Помните!
Учитель: - Говоря о войне, мы часто говорим о подвигах. Как вы понимаете слово - "подвиг"? (Учащиеся рассуждают.)
-Подвиг - это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.
-75 лет назад, 9 мая 1945 года, завершилась Великая Отечественная война. Тогда наша армия отстояла нашу землю. И перестала литься кровь советских солдат, люди стали возвращаться к мирной жизни.
-Ребята, как Вы думаете, 75 лет назад, это много или мало? Почему? (Рассуждения детей).
-75 лет- это много и мало. Много, так как ушла из жизни большая часть тех, кто добывал Победу в тяжелейшие годы на фронте и в тылу, и мало, чтобы забылись боль и страдания, причиненные войной. Победа далась большой ценой, и тем бережнее мы должны хранить этот святой для нас праздник, хранить память о миллионах наших соотечественников, наших земляков, отдавших свои жизни за свободу и независимость страны.
-В истории каждого города война оставила свой след. По данным краеведа Захарова из Ялуторовского и Ново-Заимского райвоенкоматов было призвано 12850 человек, погибло 4982 человека, вернулись домой 7 семей, проживающие в городе потеряли от 2 до 9 близких людей.
-Предлагаю вам сегодня совершить виртуальную экскурсию «Нам доверена память», а в конце занятия попытаемся ответить на вопрос: Как и в чем сохраняется память о войне, о подвигах, о победе.
-Проведут эту экскурсию для нас ученики 4 класса. Они провели исследовательскую работу по теме «След войны в истории города Заводоуковска» и сейчас представят нам результаты своих исследований.
II. Основная часть
Слайд 10
1 остановка «Авиационный завод» (Приложение № 01)
- Какими качествами должен обладать главный конструктор?
-Дома каждый из вас попробовал себя в качестве конструктора по изготовлению реактивного самолета. В качестве исходного материала вы использовали бумагу.
-Какое главное качество должно быть у самолета? (самолет должен быстро и далеко летать).
-Проведем испытание: запустим одновременно изготовленные самолеты и определим лучшего авиаконструктора.
Слайд 11
2 остановка «Авиационная школа» (Приложение № 01).
Слайд 12
3 остановка «Эвакогоспталь» (Приложение № 01).
Слайд 13-16
4 остановка «Герои Советского Союза» (Приложение № 01).
-Вернемся снова к вопросу, который был поставлен в начале занятия: Как и в чем сохраняется память о войне, о подвигах, о победе.
-Память о героях-защитника, воинах-освободителях увековечена в памятниках, размещенным в разных концах города района. Предлагаю совершить виртуальную экскурсию к этим памятникам.
Слайд 17-21
- Обелиск на территории Заводоуковскоготубсанатория;
- Памятник воинской славы;
- Памятник участникам ВОВ;
- Памятник на старом кладбище г.Заводоуковска;
- Мать солдата и сын-солдат.
-Около 40 миллионов советских людей погибло. Представляете, что это значит? Это значит - каждый четвёртый житель страны погиб. Человечество в неоплатном долгу перед теми миллионами людей, которые погибли, защищая родину от порабощения, неволи, фашизма, грозившего уничтожить все славянские народы. Благодарные потомки хранят память о погибших, ухаживая за безымянными могилами и братскими захоронениями, возлагая цветы к памятникам и обелискам, называя улицы именами героев.
-Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас с вами.
- Народ встретил войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.
Слайд 22-28
-Такими людьми были и ваши прадедушки и прабабушки. Давайте узнаем их имена(Каждый ребенок рассказывает о своих прадедушке или прабабушке.).
https://ok.ru/video/719020165872
https://ok.ru/video/719020362480
Слайд 29
-Прошло 75 лет с той страшной поры, когда напали на нашу страну фашисты. Вспомните добрым словом своих дедов и прадедов, всех тех, кто принёс нам победу. Поклонитесь героям Великой Отечественной войны. Героям великой войны с фашистами.
Ученики читают фрагмент стихотворения: Щипачева С.П. «Павшим»
Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имён не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?
- На ваших столах лежат листы красной бумаги, ножницы, а на плакате изображена звезда. Давайте вырежем язычки пламени и «зажжём» Вечный огонь в нашем классе в память о героях ВОВ войны, о наших земляках, о наших дедах и прадедах, не доживших до наших дней.
https://ok.ru/video/719020100336
https://ok.ru/video/719019838192
Слайд 30
Минута молчания
-Всех, кто отдал свои жизни за мирное небо над головой во время Великой Отечественной войны, прошу почтить минутой молчания.
Помните!
Через века, через года –
помните!
О тех, кто уже не придет никогда, –
Помните!
Какою ценою завоевано счастье, – заклинаю, –
Помните!
(Р. Рождественский)
III. Заключительная часть
- Что нужно делать людям, чтобы больше ни когда не было войны?
- Что каждый из вас может сделать для ветеранов войны, тружеников тыла, детей военных лет?
-Что бы вы хотели пожелать всем ветеранам, которые прошли войну от начала до конца, всем труженикам тыла, которые трудились с утра до ночи, чтобы помочь защитникам страны, всем людям, которые знают о войне понаслышке?
-Ребята, я желаю Вам счастливого детства и мирного неба над головой!
-Предлагаю вам изготовить поздравительную открытку с 70-летием Победы в ВОВ, в которой напишите все ваши пожелания. Изготовленные открытки мы вручим жителям города Заводоуковска в преддверии праздника.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 01
Материалы сообщений учащихся
1 остановка «Авиационный завод».
Осенью 1941 года в рабочий поселок Заводоуковский прибыл эвакуированный из Воронежа авиационный завод №499 - он и составил основу будущего завода по производству планеров - "бесшумной авиации".
Директором и главным конструктором завода был назначен Александр Сергеевич Москалев. Еще перед войной Москалев предложил конструкцию десантной кабины для тяжелых бомбардировщиков ТБ-3. С выпуска этих кабин и началась деятельность завода, а в скором времени завод приступил к выпуску планеров А-7 и АМ-14.
В 1942 г. был разработан планер А-7 бензовоз, который предназначался для увеличения дальности полета самолета-буксировщика. Модификация проведена А. С. Москалевым на заводе в поселке Заводоуковск, где выпускался планер А-7. В планер были установлены два бака общей емкостью 1 тыс. л, перекачивающий бензонасос с электроприводом и питанием от аккумуляторов. Перелив горючего осуществлялся по дюритовому шлангу, который крепился к буксировочному тросу. Летные испытания планера А-7 бензовоз со специально доработанным самолетом ДБ-3 были проведены в конце 1942 г.- начале 1943 г. летчиком ГОСНИИ ГА С. Д. Спиваковским.
В конце мая 1943 года было получено спешное задание подготовить 50 десантных планеров АМ-14, которые должны быть переброшены в район Минска к белорусским партизанам. Планеры должны быть оборудованы приспособлениями для транспортировки горючего, вооружения, в том числе пушечного. Срок изготовления был жесткий. Все это должны были сделать за 25 суток. Решение этой задачи интересовало лично товарища И. В. Сталина. В точно заданные сроки задание было выполнено и планеры переброшены сначала в Москву, а затем нагруженные, к партизанам.
Мало кто знает, что в годы войны именно здесь, на авиапланерном заводе, по заданию Комитета обороны впервые в России была спроектирована общевойсковая серия реактивных самолетов: истребитель-перехватчик РМ-1 ("реактивный Москалева") и несколько вариантов истребителей БИ-1, БИ-2, БИ-2М.
Одним из самых интересных проектов перехватчиков с ракетным двигателем стал проект сверхзвукового (!!!) истребителя «РМ-1» или «САМ-29», разработанного в конце 1944 г. незаслуженно забытым авиаконструктором А. С. Москалевым. Самолет выполнялся по схеме «летающее крыло» треугольной формы с овальными передними кромками, и при его разработке использовался предвоенный опыт создания самолетов «Сигма» и «Стрела». Проект «РМ-1» должен был иметь следующие характеристики: экипаж — 1 человек, силовая установка — «РД2 МЗВ» с тягой 1590 кгс, размах крыла — 8,1 м и его площадь — 28,0 м2, взлетный вес — 1600 кг, максимальная скорость — 2200 км/ч (и это в 1945 г.!). В ЦАГИ считали, что строительство и летные испытания «РМ- 1» — одно из наиболее перспективных направлений в будущем развитии советской авиации.
2 остановка «Авиационная школа».
Вместе с продукцией для фронта завод № 499 с 1942 года выпускал учебные планеры А-2 для авиационных школ. Одна из таких школ работала в Заводоуковске. В ней учились будущие космонавты В.Комаров и Л.Демин. Базой школы служил заводской аэродром, на котором работали самолеты-буксировщики и учебный самолет По-2. В конце апреля 1945 года авиазавод реэвакуировали, но не в Воронеж, так как он был разрушен, а в Ленинград.
Владимир Комаров прошёл строгий отбор и был принят в 1960 году в первый набор космонавтов. Он прибыл в Звёздный городок хорошо подготовленным лётчиком, не одну сотню часов провёл в воздухе на реактивном истребителе. Владимир Михайлович Комаров погиб, совершив подвиг во имя будущего людей планеты. В память о космонавте в городе Заводоуковске 2-я Лесная улица в 1968 году была переименована в улицу летчика-космонавта дважды Героя Советского Союза Владимира Комарова. 12 апреля 1974 года была установлена мемориальная доска на здании СЮТ (бывшем здании Заводоуковской средней школы), в память космонавта, учившегося здесь в 1941-44 годах.
3 остановка «Эвакогоспталь». Заводоуковск дал приют тысячам эвакуированных. Среди них были фронтовики, проходящие лечение в эвакогоспитале № 3519, развёрнутом в 1941 – 44 годах на базе тубсанатория. Более 270 воинов умерли от ран и были похоронены наЗаводоуковском кладбище.
4 остановка «Герои Советского Союза».
Тепляков Мартын Пантелеймонович.
Родился 10.01.1918 в деревне Дроново ныне Заводоуковского р-на Тюменской обл. в семье крестьянина. На фронте в Великую Отечественную войну с февраля 1942. Был командиром отделения 467-го стрелкового полка (81-я стрелковая дивизия, 61-я армия, Белорусский фронт). Сержант Тепляков отличился в боях в р-не дер.Глушец (Лоевский р-н Гомельской обл.). В ночь на 1.10.1943 под огнем противника с первым десантом бойцы его отделения переправились через Днепр и, открыв огонь, прикрывали переправу роты, отразив 19 ожесточенных контратак противника. Звание Героя Советского Союза присвоено 15.01.1944. Погиб 30.01.1944 в бою у дер.Заречье. Похоронен в братской могиле в дер. Дуброва Светлогорского р-на Гомельской обл. Именем Героя названы улицы в г.Заводоуковск и в дер. Дронова, где у здания школы установлен обелиск.
Щукин Николай Митрофанович.
Родился 12.12.1922 в с.Боровинка ныне Заводоуковского р-на Тюменской обл. в семье крестьянина. В действующей армии с февр. 1943. Командир сапёрного взвода 10-го отдельного сапёрного батальона (102-я стрелковая дивизия, 48-я армия, 1-й Белорусский фронт) комсомолец старший лейтенант Щукин под огнем противника 23—24.6.1944 руководил строительством моста через р.Друть западнее г.Рогачёв (Могилевская обл.). Взвод понёс большие потери, Щукин был ранен, но мост был построен в срок. Звание Героя Советского Союза присвоено 23.8.1944. При разминировании Балтийского побережья в июне 1945 Щукин был тяжело ранен и умер 18.6.1945. Похоронен в г.Мамоново Калининградской обл. Его именем названы рыболовецкий посёлок в Калининградской обл., в родной деревне — улица, а в районном центре — школа.
Виктор Михайлович Важенин (15.09.1906- 15.09.1974)
Проживал в селе Новая Заимка Заводоуковского района Тюменской области. В 1943 году Важенин окончил курсы «Выстрел» и в марте того же года был направлен на фронт Великой Отечественной войны. Принимал участие в боях на Юго-Западном, 3-м Украинском, 1-м Белорусском фронтах. Во время боёв дважды был ранен. Принимал участие в боях на Северском Донце, Донбасской операции, битве за Днепр, ликвидации Никопольскогоплацдарма, освобождении Одессы, Люблин-Брестской операции, боях за Магнушевский плацдарм, Висло-Одерской операции, форсировании Одера, боях за Кюстрин и Берлин. Был командиром 216-го гвардейского стрелкового полка 79-й гвардейской стрелковой дивизии. Отличился во время боёв за Магнушевский плацдарм. 1 августа 1944 года полк Важенина переправился через Вислу в районе польской деревни Магнушев, после чего в течение десяти часов вёл бой за плацдарм на западном берегу реки. Полку удалось продвинуться на пять километров вперёд, освободить несколько населённых пунктов и обеспечить тем самым переправу остальных подразделений дивизии. После окончания войны Важенин продолжал службу в должности командира полка 8-й гвардейской армии ГСВГ. С1949 году он был старшим советником военного министерства ГДР. В 1953 году в звании полковника Важенин был уволен в запас. Проживал и работал в Запорожье, скончался 15 сентября 1974 года, похоронен в Запорожье. В память о Важенине назван ежегодный открытый турнир по гиревому спорту, проходящий в Заводоуковске.
Фёдоров Пётр Еремеевич (7. 12. 1914 - 20. 4. 1993).
Родился 30 ноября (13 декабря) 1915 года в селе Колесниково ныне Заводоуковского района Тюменской области в крестьянской семье. 18 января 1945 года вверенный гвардии майору Фёдорову батальон первым ворвался в польский город Велюнь, форсировал реку Просна, разведал подходы к реке Одер и обеспечил переправу других частей 55-й гвардейской танковой бригады. После войны П.Е. Фёдоров продолжал службу в армии. В 1949 году он окончил Высшую офицерскую бронетанковую школу в Ленинграде (с 1991 года и ныне – Санкт-Петербург). С 1956 года подполковник Фёдоров П.Е. - в запасе. Полковник в отставке Фёдоров жил в городе Тюмень. Скончался 20 апреля 1993 года. Похоронен в Тюмени на Червишевском кладбище. В Тюмени на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.
Лапина Светлана Александровна
Сорокина Светлана Валерьевна