Классный час по духовно-нравственному направлению во 2 классе «Край, в котором ты живёшь»
Пояснительная записка к презентации
Разработка классного часа по духовно-нравственному направлению
во 2 классе по теме «Край, в котором ты живёшь»
Цели: способствование формированию и воспитанию чувства патриотизма;
воспитание любви к месту, где ты родился.
Задачи:
Образовательные:
1.Актуализировать знания учащихся о своей малой родине.
2.Показать значение Родины в жизни каждого человека.
Развивающие:
1.Расширять кругозор учащихся, изучая материал о своей малой родине.
2.Развивать навыки устной и письменной речи.
Воспитательные:
1.Побудить интерес к изучению истории своей станции.
2.Способствовать формированию чувства принадлежности к своему краю.
3.Прививать любовь и бережное отношение к родному краю.
Планируемые результаты:
Поддержание устойчивого интереса к истории своей малой родины,
знание своей взаимосвязи с окружающим микромиром, знания по истории, природе, культуре родного края, социализация и развитие личности в целом,
способность творчески мыслить и рассуждать
Универсальные учебные действия
Личностные УУД
Развитие нравственных качеств, творческих способностей.Формирование межличностных отношений.
Познавательные УУД
Получение знаний о Родине, родном крае, природе родного края.
Регулятивные УУД
Обучение планированию деятельности, обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников.
Коммуникативный УУД
Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Отработка умения слушать и вступать в диалог. Отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.
Оборудование: презентация, клип, ленточки разного цвета и герб Самарской области.
Презентация "Край, в котором ты живёшь"
PPTX / 2.55 Мб
Ход классного часа:
I. Вводная часть.
1. Ритуал приветствия.
Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья!
В нашем классе все друзья:
Я, ты, он, она.
Улыбнитесь тем, кто слева,
Улыбнитесь тем, кто справа.
Вместе мы одна семья.
2. Сообщение темы занятия.
Учитель: Сегодня мы посвятим наше занятие самому важному в жизни каждого человека. Прочитайте синквейн, добавьте первую строку и сформулируйте тему нашего занятия.
…….(Родина)
Большая, малая.
Родиться, любить защищать.
Сердцу место дорогое.
Отчизна.
Учитель: Мы сегодня будем говорить о Родине. Родина - это самое ценное и душевное для каждого человека место пребывания. Не зря данное слово перекликается с такими словами, как родители, родное, род, родственный, родится.
II. Основная часть занятия.
Работа по созданию образа Родины.
1.Постановка проблемы.
Учитель: Ребятки, подумайте и ответьте «Что зовём мы Родиной?», как вы понимаете слово «Родина»?
У каждого человека есть Родина. Это место, страна, где он родился.
А как называется наша страна (Россия, Российская Федерация).
Как называют людей, которые живут в России? (Жители России, россияне).
Ребятки, слово Родина мы пишем с большой буквы, когда говорим о нашей стране, о большом государстве, слово родина пишем с маленькой буквы, когда говорим о своей станции, где мы родились.
Послушаем стихотворения о Родине.
Ученики читают стихотворения.
Родина
Родина - слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
Т. Бокова
О Родине
Что Родиной моей зовется?
Себе я задаю вопрос.
Река, что за домами вьется,
Иль куст кудрявых красных роз?
Вон та осенняя березка?
Или весенняя капель?
А может радуги полоска?
Или морозный зимний день?
Все то, что с детства рядом было?
Но это станет все пустяк
Без маминой заботы милой,
И без друзей мне все не так.
Так вот что Родиной зовется!
Чтоб были рядышком всегда
Все, кто поддержит, улыбнется,
Кому нужна и я сама!
Е. Трутнева
2.Составление кластера по теме «Родина».
Учитель: Вывод: Родина – это наша страна, в которой мы живём; станция, село или город; дом, где мы живём; люди, окружающие нас (родные, друзья).
Мы можем назвать Россию своей Родиной? (Да).
У каждой страны есть своя символика (Слайд 2). Символами нашей страны являются герб, гимн, флаг.
Объясните, что символизируют цвета российского флага.
Белый цвет символизирует благородство и откровенность;
Синий цвет — верность, честность, безупречность и целомудрие;
Красный цвет — мужество, смелость, великодушие и любовь.
3.Физминутка.
Учитель: Давайте, мы с вами под музыку «Что зовем мы Родиной?» выполним красивые движения, будем подпевать песню.
1.Что зовем мы Родиной?
Небо голубое, радугу над речкою,
Блеск праздничных огней.
И названье улочки с детства дорогое.
И улыбку добрую бабушки своей.
Припев
Родиной зовется все, что сердцу мило,
Белая березка, трели соловья.
Лес, поля и реки, и садов цветенье.
И, конечно, мамочка милая моя.
2.Что зовем мы родиной?
Край, где мы родились,
Где гурьбой веселою водили хоровод.
Где ходили в детский сад,
Где читать учились,
Где дружили и росли мы за годом год.
Музыка и слова Т. Бокач.
Учитель: Сегодня особое внимание хочется уделить нашей малой родине – Самарской области, муниципальному району Клявлинский, станции Пронино.
Учитель: Назовите главный город нашего региона (Самара).
Символы нашей Самарской области (Слайд 3).
Герб Самарской области.
В июле 1878г император Александр II утвердил Самарской губернии: в лазуревом щите серебряный дикий козёл с золотыми рогами, червлёными глазами и языком и чёрными копытами. Щит был увенчан императорской короной и окружён золотыми дубовыми ветвями, обвитыми Андреевской лентой. Во времена советской власти герб не использовался. Был восстановлен в 1998г.
Флаг Самарской области.
Был утверждён в 1998г. За его основу взята расцветка знаменитого красно-бело-синего Самарского знамени, которое жители Самары в 1877г. Передали в дар болгарским ополченцам, сражавшимся за свободу своей родины. В середине областного флага изображён герб Самарской области.
4.Игра «Флаг Самарской области».
Нужно из ленточек разного цвета и герба собрать флаг Самарской области.
Гимн Самарской области.
Слова О.А. Бычкова, музыка Л.Г. Вохмянина.
Самара, рождённая в сердце России, –
Народов Поволжья большая семья,
В веках своё гордое имя носила
Любимая наша,
Самарская наша,
Во веки священная наша земля!
Объяты раздольной Самарской Лукою
Родные просторы, леса и поля,
Увенчана гор Жигулевских грядою
Любимая наша,
Самарская наша,
Во веки священная наша земля!
Грядущей Победе в суровые годы
Самара надёжные крылья дала!
Сильна и трудом, и талантом народа
Любимая наша,
Самарская наша,
Во веки священная наша земля!
Во веки священная,
Славься, любимая,
Славься, Самарская наша земля!
Учитель: Наша Самарская земля очень красивая. Послушайте высказывания писателей и поэтов о нашей Самаре (Слайд 4).
«Самара – лучший, элегантнейший и благоустройнейший кусок Москвы, выхваченный и пересаженный на берега Волги». Поэт Борис Пастернак (1890-1960).
«Как красив тот берег, и ведь правильно, что не застроили его. Душа на вашей набережной радуется и отдыхает. Здесь красота, цветы, всё ухожено. А там, вдали, лес и горы. Благолепие». Писатель Александр Солженицын (1918-2008).
Учитель: Клявлинский район на карте (Слайд 5).
Познакомимся с символикой нашего района (Слайд 6).
Символика герба муниципального образования «Клявлинский район», выраженная зеленым и золотым цветом воедино с фигурами имеют многогранный смысл и выражают главные особенности района.
В гербе зеленый и золотой цвета - цвета сельского хозяйства. Зеленый - является символом плодородия, спокойствия, здоровья и вечного обновления. Золото - символ урожая, богатства, прочности, величия, интеллекта и прозрения.
Рукопожатие символизирует дружбу, многонациональность района, а также единство сельского хозяйства с промышленностью, которая отражена в гербе колесом. Колесо символизирует технический прогресс и движение вперед. Серебро означает благородство и нравственную чистоту.
Флаг муниципального образования «Клявлинский район» разработан на основе герба муниципального образования «Клявлинский район».
Учитель: У каждого человека есть своя маленькая родина, милый сердцу уголок.
Наш милый сердцу уголок – это станция Пронино.
Железнодорожная станция Пронино - населённый пункт в Клявлинском районе Самарской области России, относится к муниципальному образованию «сельское поселение Борискино-Игар». Прежнее название - разъезд Хатаевич.
Первоначально был назван в честь Менделя Хатаевича. В 1937 году разъезд Хатаевич был переименован в Пронино в честь М.В. Прониной — общественного деятеля, убитой 11 декабря 1936 года в Мелекессе (ныне Димитровград) (Слайд 7).
Она принадлежала к тому племени самоотверженных, скромных, беспредельно преданных своей нелегкой профессии людей, которых когда-то было принято снисходительно и несколько иронически называть, «незаметными героями».
До 2010г Пронинский шпалопропиточный завод обеспечивал шпалами всю сеть железных дорог. В связи с тем, что на смену деревянным шпалам шли железобетонные с большим ресурсом эксплуатации, также с негативным воздействием на окружающую среду завод прекратил существовать (Слайд 8).
Пронинцы не забывают свою историю, своих героев. В начале 2016г в нашей Пронинской школе был установлен памятная табличка в честь Марии Прониной.
III. Заключительная часть занятия.
Просмотр клипа «Пронино»
Учитель: Ребятки, просмотрев клип, вы увидели любимые сердцу картины, вспомнили ваши любимые места. Давайте перечислим всё то хорошее, что нам подарила Родина (Школу, друзей и т. д).
Послушайте, пожалуйста, пословицу: «Родина краше солнца, дороже золота».
Как вы понимаете её? Чего краше и дороже ещё может быть Родина? Как вы считаете, человек может жить без Родины? Почему?
Как вы относитесь к своей Родине, к своему краю? (Любим). Почему вы испытываете такие чувства к своему краю?
Что значит любить Родину? Что может подарить своей Родине человек, который любит её? (Хорошо делать свою работу, любить своих родителей, близких и т. д). Ещё я думаю, доброе хорошее отношение другу к другу, бережное отношение к природе.
Подумайте и нарисуйте, а что вы можете подарить своей Родине. По рисункам вы расскажете, как ваши друзья любят Родину. И постарайтесь вместе с родителями подарить что-нибудь из того, что вы нарисовали.
Алина Яковлевна Корогод
Понакшина Валентина Ивановна
Мельникова Светлана Федоровна
Понакшина Валентина Ивановна
Сафонова Елена Валерьевна
Понакшина Валентина Ивановна
Евгения Георгиевна
Понакшина Валентина Ивановна
Дементьева Ирина Михайловна
Понакшина Валентина Ивановна
Федорова Людмила Ивановна
Понакшина Валентина Ивановна