Классный час-путешествие «Мы вместе» (3–4 класс)
Классный час – путешествие «Мы вместе». 4 класс
Подготовила: Киреева Е.В.
учитель начальных классов
МБОУ лицей № 10
Цели:
- познакомить с традициями и обычаями разных народов;
- дать представление об устройстве русского дома, об истории народного костюма, о правилах поведения за столом;
- развивать творческие способности учащихся, умение составить и защитить проект, умение объяснять ход выполнения работы;
- воспитывать интерес к истории и народному творчеству, бережное отношение к традициям русского народа.
- воспитывать уважение к друг другу, любовь к родному краю.
Оборудование:
Компьютер, проектор, презентации, музыкальные фрагменты, костюмы, пирог, ковёр, макет избы.
Ход мероприятия:
Голубка: Ой, вы гости дорогие,
Видеть нам приятно вас.
Садитесь поудобнее.
Будет весело у нас!
- Здравствуйте ребята! Я – символ мира – Голубка. Посмотрите в окошко - наступила Весна – чудесное время года, я желаю, чтобы ваши лица озаряла улыбка, а в вашем доме всегда был мир.
(Демонстрация слайдов)
Наш общий дом – Земля,
Очень красивая она.
Страна наша огромная,
В ней сила неуёмная.
И край Донской,
Такой родной.
Город наш любимый
И неповторимый.
А вот лицей,
В котором много есть друзей!
Какой национальности душа?
Какой ей ближе цвет волос?
Смешно! А, почему, тогда спешат
Поднять о разности вопрос?
И, если, в чём- то ты велик -
Скорее поделись с соседом.
Всем расскажи, чего достиг,
Пусть будут общими победы.
Национальность нам дана
Прекрасное дарить другому.
Другого цвета кожа?
Ну и что!
А души так у всех похожи.
Как известно, дом, крепок дружбой людей, в нём живущих. А ведь мы такие разные! И, чтобы познакомиться с традициями людей разных национальностей я предлагаю вам отправиться в путешествие. Но вот беда, как успеть? Времени же мало. У меня есть крылья, а как же быть с вами?
-Давайте вспомним, на чём можно путешествовать? (самолёт, поезд, теплоход, машина)
-А на чём путешествовали сказочные герои, например, лягушка-путешественница? (на прутике).
-А Иван Царевич? (на Сером Волке).
- А Иван – крестьянский сын - путешествовал на летучем корабле.
-А Старик-Хоттабыч? (на ковре-самолёте).
-Догадались на чём мы полетим?
(девочки расстилают ковёр)
- Уважаемые гости, вы тоже отправляетесь в путешествие вместе с нами.
- Глобус нам поможет. (ставит его на ковёр)
- Но без волшебного заклинания мы не полетим.
Запоминайте:
Солнце ярко нам свети,
Раз, два, три ковёр лети! А теперь вместе (дети повторяют хором).
(крутит глобус)
Звучит армянская музыка. Презентация проекта №1
Ученик 1:
Армения обладает богатой природой. Природе Армении посвящено множество песен и стихотворений, где подчеркивается, насколько она созвучна с многовековым прошлым и культурой армянского народа.
Арарат – самая высокая гора в Армянском нагорье (5165м). Вершина Арарата покрыта вечным снегом. Название “Арарат” впервые упоминается в VIIв. до н.э. в Библии. Отсюда и название Араратского царства. Арарат – это та священная библейская гора, на которой во времена всемирного потопа остановился Ноев ковчег. Арарат является источником вдохновения для армянского народа.
Яснеют золотистые поля.
Кружит орел над вечным Араратом,
О, благодатный час перед закатом:
В нем нежится усталая земля.
У древних стен трепещут тополя,
Холодные ключи журчат по скатам,
А вечер сходит странником крылатым,
Чаруя взор и кудри шевеля.
Основной тип традиционного жилища — глхатун — наземное или полуподземное квадратное сооружение, без окон, со стенами из дикого камня.
Основу традиционного мужского костюма у всех армян составляла рубашка "шапик" с низким воротом и боковой застежкой и широкие шаровары "шалвар" из темной шерсти или хлопка. Поверх нательной рубашки архалух - распашную одежду с низким воротником, застегивающуюся от воротника до талии . Поверх архалуха носили длинную темную шерстяную чуху, подпоясанную узким поясом с высокой пряжкой.
Традиционная женская одежда состояла из длинной рубахи-халав, под которую надевали длинные штаны "похан". Поверх армянки надевали длинный архалух, застегивающийся только на талии. По торжественным случаям поверх архалуха армянки надевали платье (минтана) того же покроя, как архалух, но без боковых разрезов. На талии завязывали длинный шелковый или шерстяной шарф.
В основе традиционной пищи — зерновые продукты. В глиняных печах — тонирах - выпекают тонкий хлеб — лаваш, делают сдобные печенья и лапшу — аршт. Распространены молочные продукты: сыры, масло, кислое молоко — мацун и пахта — тан, употребляющийся и как прохладительный напиток, и как основа для приготовления супов. Смешанные блюд: ариса — каша с разваренным до волокон мясом, кюфта — мясо-крупяные тефтели в супе, толма — овощные голубцы с мясом и крупой. Характерно широкое использование пряных трав в свежем и сушеном виде.
Голубка: Солнце ярко нам свети,
Раз, два, три ковёр лети! А теперь вместе (дети повторяют хором).
(крутит глобус)
Звучит украинская музыка. Презентация проекта №2
Ученик 2:
Как ты тиха – ночь Украины…
Бескрайни все твои равнины…
Твоя прохлада так приятна…
Ты беспредельна, необъятна…
Твоих прекрасных звёзд мигание
Приводит сердце в трепетание…
Сверчков таинственная песня –
Так вдохновенна и прелестна…
Украинская хата — уютная и живописная, чаще белена снаружи и внутри, здание, преимущественно под соломенной крышей. Имеет удлиненную форму.
Основу мужской одежды составляют рубаха и штаны - гачи. Рубаха с разрезом спереди (пазушка), украшенная вышивкой. Рубаху застегивают или завязывают у ворота с помощью пуговиц или тесемок. Украинские мужчины носят рубаху, заправляя подол ее в штаны.
Штаны украинцы закрепляли на теле с помощью шнурка или ремня. Украинские штаны, особенно штаны казаков, отличались очень большой шириной.
Основу украинского женского костюма составляет рубашка - кошуля, сорочка. Отличительная особенность украинской женской рубахи - обычай украшения рубашки вышивкой, так как он был виден из-под верхней одежды.
Широкие рукава рубашки заканчивались манжетом (чохла) у запястья. Юбка – дерга. Повседневную шили из тёмной ткани,ничем не украшая. Праздничную – из яркой.
Традиционные блюда: вареники, галушки, лепёшки, борщ, сало, мясные изделия, холодец, из напитков- кислое молоко, квас.
Голубка: Солнце ярко нам свети,
Раз, два, три ковёр лети! А теперь вместе (дети повторяют хором).
(крутит глобус)
Звучит корейская музыка. Презентация проекта №3
Ученик 3:
Неповторимая природа Кореи!
Ханок - Традиционный корейский дом из дерева. Вместо стекла использовали корейскую бумагу, которую производят из коры тутового дерева, бумага покрывает резные деревянные рамы окон и дверей, считается, что её способность сохранять тепло в помещении такая же как и у стекла, но в отличии от него, корейская бумага "дышит". Она спасает от влажности, хотя и пропускает воздух внутрь помещения.
А вместо европейской отопительной системы, в ханоках используется корейская традиционная система обогрева, которая называется кудыль - отопление пола в жилых помещениях.
У корейцев есть интересные обряды, связанные с рождением ребёнка.
Имя ребенку обычно давалось дедом или отцом и отмечалось торжественным обрядом. Выбору имени придавалось большое значение. Например, имя мальчика Су Нам означало – «долгая жизнь». Девичье имя Бон Хи означает - птица счастья.
Со дня рождения в течение одного года у корейского ребенка различают три важных периода. Самый важный этап жизни ребенка – это годовщина рождения. Эту дату корейцы отмечают особенно празднично и торжественно.
Ханбок - это традиционная одежда, которую надевают корейцы в торжественные и праздничные дни.
Женский ханбок состоит из просторной юбки, которая оборачивается вокруг тела, и жакета. Юбка называется по-корейски - чхима, а жакет - чогори. Мужской ханбок состоит из короткого жакета и просторных брюк, которые по-корейски называются пачжи.
Корейские национальные блюда:
Бап - вареный рис, он является важнейшим элементом корейской кухни.
Гук и Тхан- Суп
Его варят из овощей, мяса, говяжьих костей, рыбы.
Тиге и Чжонголь - Блюда из тушеного мяса или рыбы.
Тим и Чжорим - Вареное мясо или рыба
Мясо или рыба варятся на медленном огне в соевом соусе с добавлением других приправ и специй .
Чжотгаль -Соленые морепродукты
Хе - Сырая рыба овощами, грибами.
Голубка: Солнце ярко нам свети,
Раз, два, три ковёр лети! А теперь вместе (дети повторяют хором).
(крутит глобус)
Звучит цыганская музыка. Презентация проекта №4
Ученик 4:
В отличие от многих народов мира цыгане нигде и никогда в мире не имели своей государственности, но через тысячелетие и страны пронесли свою культуру, традиции, национальный характер. Предки цыган жили в Индии.
Цыганы шумною толпой
По Бессарабии кочуют.
Они сегодня над рекой
В шатрах изодранных ночуют.
Как вольность, весел их ночлег
И мирный сон под небесами;
Между колесами телег,
Полузавешанных коврами.
Цыганские семьи обычно многодетные.
К «цыганским» профессиям относят профессии, связанные с музыкой, актёрским ремеслом, работой с железом и техникой, «магическими услугами», религией, а также ювелирное ремесло.
Кочевые племена цыган жили в шатрах. Оседлые в домах. Основной особенностью цыганского дома является наличие специального, очень большого помещения, называемого «залой». Зала нужна для вмещения большого количества гостей, предполагаемых в случае какого-либо праздника. Обычно на такие праздники приглашаются все родственники.
Говоря про цыган, мы вспоминаем что-то яркое и веселое. Зайдя к ним в гости, ты именно такое и увидишь. Кибитка-средство передвижения.
Кухня цыган довольно проста. Чаще всего цыгане употребляют курицу, баранину, говядину. Особенно любят супы из свеклы, квашеной капусты. Им также нравятся блюда из картофеля.
Как и каждый народ, цыгане имеют и свои национальные блюда. С древних времён цыгане жили в лесу или около него, поэтому они питались на охоте пойманными зверями — зайчатиной, кабаниной. Особенное национальное блюдо цыган – ёж (жареный или тушёный). Цыгане любят острую пищу.
Цыганский костюм – это платье, либо юбка с блузкой и обязательно подъюбник. Цыганские юбки очень широкие и яркие. Мужские костюмы состоят из шаровар, рубахи с широкими рукавами и жилетки.
А сколько задора в цыганских танцах!
Танец «Кони»
Голубка: Солнце ярко нам свети,
Раз, два, три ковёр лети! А теперь вместе (дети повторяют хором).
(крутит глобус)
Вот мы и дома! Наша Россия! Берёзки русские!
Звучит песня «Моя Россия». Презентация проекта №5
Голубка:
У русского народа была очень тесная связь с природой, поэтому много праздников, обрядов и символов. Вот, например, я – Голубка мира заняла место древнего символа – птицы с веткой в клюве, возвещающей конец великим бедствиям, а берёза – это символ России.
Ученик:
Благодатная Берёза,
Ты символ Родины моей.
О тебе стихи и проза,
Ты свет и радость для очей.
Береста пригодна в деле:
Плели корзины и ковры,
Туеса и туфли смело
(Кто в чём нуждался) - всё могли.
Из берёзы – поварёшки,
Телеги, сани, портсигар,
Топорища, оси, ложки.
Берёза – людям божий дар.
Благодатная Берёза –
России символ, красоты,
Неподвластная невзгодам,
Ты - кладезь сил и доброты!
Девочка – весна:
Игры на Руси издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.
Хороводы использовались в качестве праздничного ритуального танца в основном весной. Круг у славян являлся символом солнца, и танец символизировал приближение расцвета природы и стремился помочь ей пробудиться после зимы. Хоровод сопровождался песней. А сейчас хороводная игра «Паучок-колпачок».
Правила игры: Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга. Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:
Колпачок, колпачок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг. Хлопая в ладоши, поют:
- Танцевать заставили.
Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами. Все поют:
- Танцуй, танцуй, сколько хочешь,
Выбирай кого захочешь!
Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.
Девочка – весна играет с детьми.
Голубка:
Спасибо, девочка-весна. Как и у других народов, у русских людей семье уделялось большое внимание. Главное в семье это место, где собирается вся семья, куда стремятся и стар, и мал. Это дом. Дом – это целый мир. Семья Гранкиных расскажет нам о русской избе.
Семейный проект «Русская изба». Презентация.
Сын: Что ни терем, ни изба –
Позолота, да резьба.
Терем, терем, теремок,
Он затейлив и высок,
В нем окошки слюдяные,
Все наличники резные,
А на крыше петушки
Золотые гребешки.
Мама:
Русская изба состоит из двух частей: холодной (сени, клеть, подклеть) и тёплой (там, где находилась печь). Всё в доме было продуманно до мелочей и выверено веками. Дом строился из сосны. А крышу крыли соломой или осиновыми дощечками. Передний конец крыши имел конёк – знак устремления. Только русские сравнивали дом с колесницей, которая должна привести семью к лучшему будущему. Снаружи дома украшались резьбой. До наших времён сохранилась традиция использования наличников. В сенях хозяева хранили различную утварь, а в самом доме чётко выделялся, так называемый «бабий кут». Где хозяйки готовили и рукодельничали.
Мама:
Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица олицетворяла собой млечный путь в небе. Матица - это толстый поперечный брус или бревно, врубленное поперёк здания в верхние венцы сруба внутри дома и поддерживавшее накат из брёвен.
Матица издавна считалась символическим объектом. Установка её сопровождалась обрядами. Под концы матицы стремились положить серебряные монеты.
Поскольку матица разделяла жилище на две части, то осознавалась как граница двух миров — внутреннего с божницей и обеденным столом и внешнего Для отпугивания болезней между матицей и потолком закладывали можжевельник или чертополох.
Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку.
Сын:
Под потолком шли полавошники, на которых располагалась крестьянская утварь, а около печи укрепляли деревянный настил – полати.
Мама:
Почти в каждой избе имелся ткацкий стан – красно. На нем женщины ткали.
Пол – земля; домотканые половики-дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, - были образным выражением идеи пути-дороги.
Окно-око – связь с большим миром, белым светом.
Сын:
Печь была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. «Печь краса – в доме чудеса!»
Печь кормила, поила, лечила и утешала, она , когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу.
Сын:
Рядом с устьем печи стоят железные ухваты, которыми ставят в печь и достают горшки. А так же у печи находился деревянный ушат с водой.
Мама:
Красный угол был олицетворением зари. В красном углу висели иконы.
Мама:
Хороши дома, но главное в избе это не стены и кровля, а уют, который создаёт хозяйка. И любовь к жилищу выражается в рукоделии. Ничто так не украшает избу, как рушник – небольшое полотенце для утирания рук и лица, а также вешали для украшения в красный угол избы.
Рушник – это символ дома и семьи. Это не только полотенце, а также предмет для обрядов и ритуалов. А сейчас где они используются? (на свадьбах)
Рушники хранятся во многих семьях с трепетом и заботой. Сколько труда и любви в них! Главное в рушнике – вышивка. Она не только красота, это ещё и оберег на одежде наших
предков.
Мама:
Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.
Сын:
На Руси в домах было много оберегов, один из них сейчас появится перед вами.
Домовой:
Я – Домовой. Живу в домах и во дворах. Ежели я полюблю хозяина, то буду кормить его лошадей, а хозяину буду бороду плести в косы. Буду оберегать и охранять его дом. А чей же дом не полюблю, разорю хозяина, уничтожу его скот, буду беспокоить по ночам, ломая всё в его доме. Не делайте зла, не забывайте меня подкармливать, и я всегда буду добрым!
Голубка:
А семья Ирюпиных подготовила проект о традиционной одежде русского народа.
Семейный проект «Русская одежда». Презентация.
Мама:
Из чего же состоит русский костюм?
Мама:
Мужской костюм: порты, рубаха, пояс, сермяга, шапка.
Мама:
Рубахи древних крестьян представляли собой конструкцию из двух полотнищ, которые покрывали спину и грудь и были соединены на плечах четырехугольными кусками ткани. Крестьянин, горожанин и боярин носили рубаху одинакового покроя, разница была лишь в качестве ткани.
Мама:
Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком. Декоративное решение косоворотки — вышивка по низу изделия, низу рукавов, горловине.
Мальчик:
Древнейшее название мужских штанов, по-видимому, гачи, позже“порты”, что означает— штаны, портки.
Древнерусские штаны были узкими, с нешироким шагом и поясом, носили их заправленными в сапоги или онучи. Нижние порты должны были быть из тонкой материи — холщовые или шелковые, верхние—из более плотной.
Мальчик:
СЕРМЯГА, грубое, неокрашенное сукно. Сермяга получила распространение с 16 в. Из нее шили верхнюю крестьянскую одежду.
Верхней одеждой служил зипун или кафтан из домотканого сукна, с застежкой на крючки или пуговицы, зимой — овчинные шубы.
Девочка:
Женский костюм: длинная, подвязанная поясом рубаха, несшитая юбка - понёва, сарафан, душегрейка, кокошник, платок.
|
Мама: Рубаха — обязательная часть костюма древних Славян. В отличие от мужской народной рубахи, женская рубаха могла доходить длиной до подола сарафана. Женские рубахи были будничными, праздничными, покосными, свадебными. Глубокий смысл закладывался в элементы украшения женской рубахи. Различные символы — кони, птицы, древо Жизни, ланки, растительные узоры — означали различных Богов. Рубахи красного цвета были оберегами от злых духов и несчастий.
Девочка: Холщовые белые рубахи и передники северные крестьянки носили с сарафанами. Силуэт усеченного конуса с большим расширением книзу придавал фигуре стройность.
|
Мама:
Понёва — женская шерстяная юбка, которую носили крестьянки. Представляет собой поясную одежду из трёх и более частично сшитых кусков ткани из шерсти, специально изготовленных на ткацком стане.
Девочка:
Понёва - часть русского национального женского костюма.
Мама:
Душегрейка — короткая нагрудная женская одежда на лямках.
Девочка:
Головные уборы – кокошники.
Мальчик:
Обувь: плетеные лапти, кожаные сапоги, зимой – валенки – катанные из овечьей шерсти.
Мама:
Весёлые и яркие танцы у русского народа!
Русский танец.
Презентация «Русский стол».
2 ученика:
Не красна изба углами, а красна пирогами. Да, славно русское застолье.
Главной книгой наших предков был «домострой». С ним сверялись в любой ситуации. Начиная с отношений в семье и заканчивая засолкой овощей. А также как правильно устроить застолье, да и как вести себя за столом. Вот основные правила.
Главные черты русской кухни: обилие яств, разнообразие закусочного стола, любовь к употреблению хлеба, блинов, пирогов, каш,
своеобразие первых жидких холодных и горячих блюд, разнообразие рыбного и грибного стола, широкое применение солений из овощей и грибов,
изобилие праздничного и сладкого стола с его вареньями, печеньями, пряниками, куличами.
Большую роль за русским столом играл хлеб. За первым жидким блюдом в деревне обычно съедали от полкило до килограмма черного ржаного хлеба.
Интерес в вас разжигаем,
Караваем завлекаем.
Девочка выносит каравай на рушнике.
Учитель: Как замечательно помнить традиции своего народа!
Учитель: Если представить семью в виде дерева, то крона – это вы, наше будущее, то что радует глаз, ветви – ваши родители, ствол - ваши предки. А корни - это, что держит крону, это традиции. Не важно какой национальности человек, духовные ценности у всех одинаковые. Давайте польём корни дерева, чтобы оно всегда было зелёным и живым. На капельках напишите важные качества, которые помогают людям жить в мире и согласии.
Дети пишут и прикрепляют капельки у корней дерева.
Мама 1: А я выбираю веру, она во все времена помогала жить.
Мама 2: А я выбираю – надежду, ведь именно вы - наша надежда на будущее.
Учитель: Я выбираю – любовь. Пусть наша любовь согревает вас, будет опорой в вашем пути.
(взрослые прикрепляют капельки на корни )
Голубка:
Мне так понравилось путешествовать! А вам? Значит мы часто будем путешествовать, потому что на нашей планете так много стран, городов, деревень, где живут люди разных национальностей, о которых мы ещё ничего не знаем.
Учитель:
Кем бы ты ни был – русский, таджик, белорус или грузин, ты должен уважать и любить страну, в которой ты живёшь, край, в котором ты живёшь, город, в котором ты живёшь, и дом, в котором ты живёшь.
Дети поют песню «Край, в котором ты живёшь»(просмотр отрывка из мультфильма)