Классный час «Милосердие...Нужно ли оно в наше время?» (4–6 класс)
Классный час
Милосердие… Нужно ли оно в наше время?
- Здравствуйте, ребята! Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся.
А какие качества вы больше всего цените в людях? (Ответы ребят)
Сегодня мы с вами будем говорить о милосердии. Как вы понимаете, что такое милосердие? (Ответы ребят: Милосердие…
- Милое сердце, значит доброе.
- Доброта, сострадание.
- Всевозможная помощь.
- Добрые поступки.
- Когда помогаешь другим, ничего не требуя взамен.
СОСТАВЛЕНИЕ БУС Я предлагаю вам заглянуть в себя. Перед вами бусины:
белые – «я человек милосердный, проявляю милосердие всегда и ко всему живому»; золотисто-коричневые – «я думаю о милосердии, но не всегда его проявляю»; красные – «я считаю, что не все в этом мире достойны милосердия».
Выберите ту, которая отражает ваши взгляды.
Как вы думаете, от какого слова произошло слово «милосердие»? (Ответы: милость, милый, милое сердце, помиловать, милостыня…) Правильно, милость к людям, к животным, к растениям – ко всему, что нас окружает.
Послушайте рассказ В.А. Сухомлинского.
Маленькая Зоя гуляла в саду. Она подошла к акации. На акации – острые колючки, над акацией летает яркая бабочка. Ой, как же ей не страшно летать! Налетит на колючку – и что же будет?
Наклонилась Зоя к акации, сломала одну колючку, другую, третью… Мама увидела и спрашивает: «Что ты делаешь, Зоя? Зачем колючки ломаешь?»
- Чтобы бабочка не укололась, - отвечает Зоя.
Вопросы: 1. Что Зоя подумала о бабочке?
2. Почему мама не сразу смогла понять поступок дочери?
3. Как вы считаете, детям или взрослым больше свойственно сострадание? Почему?
Давайте сделаем вывод: милосердие должно проявляться в отношении родителей к детям, детей к родителям, к пожилым и одиноким людям, к инвалидам и пострадавшим, к больным, к малоимущим, к слабым, к живой природе.
Из чего же складывается понятие милосердие? (Ответы ребят)
Вот так схематично, в виде цветка можно изобразить милосердие, где лепестками являются основные составляющие этого понятия. Для того, чтобы цветок не увял, нужно развивать эти качества в себе и бороться с противоположными.
Ребята, часто ли нам приходится сталкиваться с милосердием? (Ответы ребят)
Милосердие всегда было основной чертой нашего народа. С молоком матери впитывали наши предки семь заповедей милосердия: голодного накормить, жаждущего напоить, бездомного приютить, нагого одеть, больного навестить, умершего похоронить, сохранить память о нем.
Даже в названиях букв русской азбуки мы слышим: Д – добро, Ж – житие, З – земля, Л – люди, М – мысль.
В XIX - начале XXвв. огромные средства расходовались на дела милосердия. В то время в России насчитывалось более 3500 различных благотворительных обществ, попечительств.
В тяжёлые годы войны, в голодной окопной жизни было исключено пройти мимо раненого. Помогали, тащили на себе, подвозили. И после войны сохранились самые добрые, самые горячие чувства взаимопомощи, взаимовыручки. Люди делились всем. Тысячи детей, оставшихся без родителей, были усыновлены и удочерены.
Но вот беда – в современной жизни всё чаще мы видим совсем другое. Тысячи брошенных детей при живых родителях, неуважительное отношение к старым, пожилым людям, безжалостное отношение к животным. Становятся нормальными, привычными такие качества как равнодушие, бездушие, жестокость. Люди боятся или просто не считают нужным помочь друг другу!
Да и сам термин «милосердие» сегодня несколько непопулярен. “Сестра милосердия”, “Брат милосердия” в словаре даны как устаревшие сочетания слов.
А нужно ли милосердие сегодня? (Ответы ребят)
Ребята, как вы понимаете фразу: «Милосердие – активная доброта» (Ответы ребят: Нужно оказывать реальную помощь делами, действиями, чтобы милосердие не осталось только на словах).
- Ребята, как нужно относиться к тому, к кому проявляешь милосердие? (Ответы ребят: Как на равных, не с высоты своих возможностей и щедрот. Обязательно глядя прямо в глаза! Ни в чём не ущемляя, не унижая человека. Нельзя допустить, чтобы он вдруг почувствовал себя чем-то обделённым!)
Послушайте стихотворение «Милосердие»:
Маленький мальчик стоял у витрины
И по слогам объявленье читал.
В нём сообщал продавец магазина,
Что он забавных котят продавал.
Мальчик несмело вошёл и с порога
Скромно спросил, сколько стоят они.
Цену узнав, прошептал: «Это много...»,
Ручки засунув в карманы свои,
Он потихоньку извлёк всё, что было.
Да, это мало, хоть долго копил.
Детское сердце невольно заныло ...
С горечью в голосе он попросил:
«Дяденька, можно хотя бы глазочком
Только на ваших котят посмотреть.
Были бы деньги, купил бы я точно,
Но накопить мне никак не успеть».
И продавец не спеша открывает
Крышку в огромной коробке, и вот
Восемь котят из неё выбегают,
Ну, а девятый за ними ползёт,
Хочет успеть за друзьями своими,
Но не угнаться за ними ему.
А всё потому лишь, что ножки больные,
Так он родился ... себе на беду.
Мальчика словно водой окатили,
Глазки свои отвести он не смел,
Даже сказать что-то был он не в силах,
Лишь на хромого котёнка смотрел.
Но через силу, с огромным волненьем,
Еле, чуть слышно он вдруг проронил:
“Были бы деньги, то я, без сомненья,
Котёнка хромого у вас бы купил”.
А продавец посмотрев с изумленьем,
Грустно ответил, кивнув на него:
«Знаешь, котёнок больной, к сожаленью,
Родился таким, не излечишь его.
Но, если ты хочешь, котёнка хромого
Можешь себе и без денег забрать.
Никто и копейки не даст за такого,
Я и не думал его продавать».
Мальчик ответил серьёзно и строго:
«Деньги у мамы могу я занять,
Я заплачу за котёнка хромого,
Чем же он хуже здоровых котят?
Стоит он так же, как стоят другие,
Полную цену я вам заплачу,
Будем с ним жить мы, как братья родные,
Сильно котёнка купить я хочу!»
Это сказав, он неловко нагнулся
И под штанину зачем-то полез.
Взглянув на него, продавец ужаснулся:
Вместо ноги он увидел протез ...
Слёзы в глазах, в горле ком, дрожь по телу...
Всё стало ясно теперь продавцу.
Мальчика крепко обнять захотелось,
Он протянул свои руки мальцу.
«Знаешь, мой мальчик, чего я хотел бы?
Чтоб остальные котята нашли
Тоже заботливых и милосердных,
Добрых хозяев, таких же, как ты!»
- О чем стихотворение? Кто проявил милосердие?
- Как вы думаете, ребята, а мальчик сам нуждался в милосердии?
- Что вызвало возмущение ребёнка? Почему?
- Ребята, как вам кажется, мальчик – это сильная личность? (Да, преодолевая собственную беду, он оказался милосердным к другому)
Да, проявлять милосердие – большое искусство! А как вы думаете, можно ли милосердие в себе воспитать? Как? (Ответы ребят: Проявляя внимание, заботу к окружающим. Делиться тем, чем можешь поделиться. Оказывать любую помощь и поддержку, которые в наших силах. Нельзя оставаться в стороне, нужно всегда откликаться на чужую беду. Милосердие должно быть деятельным).
ЗАПОМНИТЕ ПЕРВЫЕ ШАГИ НА ПУТИ К МИЛОСЕРДИЮ:
Никогда не бояться
Понять и простить,
Попросить прощения
Улыбнуться человеку
Протянуть руку помощи
Известный учитель Шалва Александрович Амонашвили сказал:
Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его - Твори добро.
Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его - Твори добро.
Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его - Твори добро.
Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом - Твори добро.
Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения, ибо никто не властен над твоим добром.
(Памятку со словами Ш.А. Амонашвили получает каждый из детей)
Закончить классный час я хочу поэтическими строчками. Вдумайтесь в них, проникнитесь ими:
Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живёт в нас сострадание,
Пока мечтаем мы и буйствуем,
Есть в нашей жизни оправдание.