12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Саломатова Наталья Виталиевна763
Окончила Челябинский Государственный Педагогический Университет факультет иностранных языков по специальности учитель английского и французского языков
Россия, Челябинская обл., Копейск
Материал размещён в группе «Классные руководители»

Классный час

Милосердие… Нужно ли оно в наше время?

- Здравствуйте, ребята! Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся.

А какие качества вы больше всего цените в людях? (Ответы ребят)

Сегодня мы с вами будем говорить о милосердии. Как вы понимаете, что такое милосердие? (Ответы ребят: Милосердие…

- Милое сердце, значит доброе.

- Доброта, сострадание.

- Всевозможная помощь.

- Добрые поступки.

- Когда помогаешь другим, ничего не требуя взамен.

СОСТАВЛЕНИЕ БУС Я предлагаю вам заглянуть в себя. Перед вами бусины:

белые – «я человек милосердный, проявляю милосердие всегда и ко всему живому»; золотисто-коричневые – «я думаю о милосердии, но не всегда его проявляю»; красные – «я считаю, что не все в этом мире достойны милосердия».

Выберите ту, которая отражает ваши взгляды.

Как вы думаете, от какого слова произошло слово «милосердие»? (Ответы: милость, милый, милое сердце, помиловать, милостыня…) Правильно, милость к людям, к животным, к растениям – ко всему, что нас окружает.

Послушайте рассказ В.А. Сухомлинского.

Маленькая Зоя гуляла в саду. Она подошла к акации. На акации – острые колючки, над акацией летает яркая бабочка. Ой, как же ей не страшно летать! Налетит на колючку – и что же будет?

Наклонилась Зоя к акации, сломала одну колючку, другую, третью… Мама увидела и спрашивает: «Что ты делаешь, Зоя? Зачем колючки ломаешь?»

- Чтобы бабочка не укололась, - отвечает Зоя.

Вопросы: 1. Что Зоя подумала о бабочке?

2. Почему мама не сразу смогла понять поступок дочери?

3. Как вы считаете, детям или взрослым больше свойственно сострадание? Почему?

Давайте сделаем вывод: милосердие должно проявляться в отношении родителей к детям, детей к родителям, к пожилым и одиноким людям, к инвалидам и пострадавшим, к больным, к малоимущим, к слабым, к живой природе.

Из чего же складывается понятие милосердие? (Ответы ребят)

Вот так схематично, в виде цветка можно изобразить милосердие, где лепестками являются основные составляющие этого понятия. Для того, чтобы цветок не увял, нужно развивать эти качества в себе и бороться с противоположными.

Ребята, часто ли нам приходится сталкиваться с милосердием? (Ответы ребят)

Милосердие всегда было основной чертой нашего народа. С молоком матери впитывали наши предки семь заповедей милосердия: голодного накормить, жаждущего напоить, бездомного приютить, нагого одеть, больного навестить, умершего похоронить, сохранить память о нем.

Даже в названиях букв русской азбуки мы слышим: Д – добро, Ж – житие, З – земля, Л – люди, М – мысль.

В XIX - начале XXвв. огромные средства расходовались на дела милосердия. В то время в России насчитывалось более 3500 различных благотворительных обществ, попечительств.

В тяжёлые годы войны, в голодной окопной жизни было исключено пройти мимо раненого. Помогали, тащили на себе, подвозили. И после войны сохранились самые добрые, самые горячие чувства взаимопомощи, взаимовыручки. Люди делились всем. Тысячи детей, оставшихся без родителей, были усыновлены и удочерены.

Но вот беда – в современной жизни всё чаще мы видим совсем другое. Тысячи брошенных детей при живых родителях, неуважительное отношение к старым, пожилым людям, безжалостное отношение к животным. Становятся нормальными, привычными такие качества как равнодушие, бездушие, жестокость. Люди боятся или просто не считают нужным помочь друг другу!

Да и сам термин «милосердие» сегодня несколько непопулярен. “Сестра милосердия”, “Брат милосердия” в словаре даны как устаревшие сочетания слов.

А нужно ли милосердие сегодня? (Ответы ребят)

Ребята, как вы понимаете фразу: «Милосердие – активная доброта» (Ответы ребят: Нужно оказывать реальную помощь делами, действиями, чтобы милосердие не осталось только на словах).

- Ребята, как нужно относиться к тому, к кому проявляешь милосердие? (Ответы ребят: Как на равных, не с высоты своих возможностей и щедрот. Обязательно глядя прямо в глаза! Ни в чём не ущемляя, не унижая человека. Нельзя допустить, чтобы он вдруг почувствовал себя чем-то обделённым!)

Послушайте стихотворение «Милосердие»:

Маленький мальчик стоял у витрины

И по слогам объявленье читал.

В нём сообщал продавец магазина,

Что он забавных котят продавал.

Мальчик несмело вошёл и с порога

Скромно спросил, сколько стоят они.

Цену узнав, прошептал: «Это много...»,

Ручки засунув в карманы свои,

Он потихоньку извлёк всё, что было.

Да, это мало, хоть долго копил.

Детское сердце невольно заныло ...

С горечью в голосе он попросил:

«Дяденька, можно хотя бы глазочком

Только на ваших котят посмотреть.

Были бы деньги, купил бы я точно,

Но накопить мне никак не успеть».

И продавец не спеша открывает

Крышку в огромной коробке, и вот

Восемь котят из неё выбегают,

Ну, а девятый за ними ползёт,

Хочет успеть за друзьями своими,

Но не угнаться за ними ему.

А всё потому лишь, что ножки больные,

Так он родился ... себе на беду.

Мальчика словно водой окатили,

Глазки свои отвести он не смел,

Даже сказать что-то был он не в силах,

Лишь на хромого котёнка смотрел.

Но через силу, с огромным волненьем,

Еле, чуть слышно он вдруг проронил:

Были бы деньги, то я, без сомненья,

Котёнка хромого у вас бы купил”.

А продавец посмотрев с изумленьем,

Грустно ответил, кивнув на него:

«Знаешь, котёнок больной, к сожаленью,

Родился таким, не излечишь его.

Но, если ты хочешь, котёнка хромого

Можешь себе и без денег забрать.

Никто и копейки не даст за такого,

Я и не думал его продавать».

Мальчик ответил серьёзно и строго:

«Деньги у мамы могу я занять,

Я заплачу за котёнка хромого,

Чем же он хуже здоровых котят?

Стоит он так же, как стоят другие,

Полную цену я вам заплачу,

Будем с ним жить мы, как братья родные,

Сильно котёнка купить я хочу!»

Это сказав, он неловко нагнулся

И под штанину зачем-то полез.

Взглянув на него, продавец ужаснулся:

Вместо ноги он увидел протез ...

Слёзы в глазах, в горле ком, дрожь по телу...

Всё стало ясно теперь продавцу.

Мальчика крепко обнять захотелось,

Он протянул свои руки мальцу.

«Знаешь, мой мальчик, чего я хотел бы?

Чтоб остальные котята нашли

Тоже заботливых и милосердных,

Добрых хозяев, таких же, как ты!»

- О чем стихотворение? Кто проявил милосердие?

- Как вы думаете, ребята, а мальчик сам нуждался в милосердии?

- Что вызвало возмущение ребёнка? Почему?

- Ребята, как вам кажется, мальчик – это сильная личность? (Да, преодолевая собственную беду, он оказался милосердным к другому)

Да, проявлять милосердие – большое искусство! А как вы думаете, можно ли милосердие в себе воспитать? Как? (Ответы ребят: Проявляя внимание, заботу к окружающим. Делиться тем, чем можешь поделиться. Оказывать любую помощь и поддержку, которые в наших силах. Нельзя оставаться в стороне, нужно всегда откликаться на чужую беду. Милосердие должно быть деятельным).

ЗАПОМНИТЕ ПЕРВЫЕ ШАГИ НА ПУТИ К МИЛОСЕРДИЮ:

Никогда не бояться

Понять и простить,

Попросить прощения

Улыбнуться человеку

Протянуть руку помощи

Известный учитель Шалва Александрович Амонашвили сказал:

Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его - Твори добро.

Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его - Твори добро.

Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его - Твори добро.

Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом - Твори добро.

Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения, ибо никто не властен над твоим добром.

(Памятку со словами Ш.А. Амонашвили получает каждый из детей)

Закончить классный час я хочу поэтическими строчками. Вдумайтесь в них, проникнитесь ими:

Пока мы боль чужую чувствуем,

Пока живёт в нас сострадание,

Пока мечтаем мы и буйствуем,

Есть в нашей жизни оправдание.

Опубликовано в группе «Классные руководители»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.