Классный час «Милосердие - зеркало души»

3
3
Материал опубликован 15 January 2018 в группе

Классный час в 9 классе

МИЛОСЕРДИЕ - ЗЕРКАЛО ДУШИ ЧЕЛОВЕКА

« Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством» (Конфуций)

Цели:

Воспитание в обучающихся человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни.

Способствовать усвоению понятий: «доброта», «чуткость», «милосердие», а также развитию нравственного самопознанию.

Усвоение обучающимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.

Ход классного часа.

- Каждый человек наделен определенными качествами. Качества бывают положительные и отрицательные. Как правило, мы не всегда бываем довольны теми качествами, которыми мы обладаем. У вас есть сейчас замечательная возможность выбрать те качества, которые вы хотели бы видеть в себе и близком для вас человеке, друге, любимом человеке.

- Выберите из предложенного списка четыре качества для себя и четыре для друга, причем они не должны повторятся.

Доброта, целеустремленность, отзывчивость, непреклонность, сострадание, коммуникабельность, дружелюбие, креативность, уверенность, хозяйственность, великодушие, решительность, чуткость, настойчивость. (учащиеся выбирают).

Какие качества вы выбрали для себя? (комментарии)

Какие качества вы выбрали для друга? (комментарии)

Посмотрите, в большинстве случаев для себя вы выбрали рациональные качества, качества делового человека, а для друга - доброту, сострадание, отзывчивость, чуткость. Почему? (ответы учащихся)

Вы правы. Ответ простой – потому, что нам этого не хватает. Мы все спешим, торопимся, строим карьеру и у нас нет времени оглянуться по сторонам и увидеть, как много среди нас тех, кто нуждается в нашей доброте, внимании и отзывчивости одним словом …- милосердии.

 

Итак, тема нашего классного часа «Милосердие - зеркало души человека».

Сегодня мы дадим определение слову «милосердие».

Обсудим что побуждает человека проявлять милосердие.

Узнаем модно ли в наше время быть милосердным

- Ребята послушайте стихотворение.

Стихотворение «Без сердца что поймем?»

Без сердца что поймем?

Как пожалеем, как полюбим,

Как чуткими и добрыми мы будем?

Как боль чужую разделить мы сможем,

Как слабому в беде его поможем?

Без сердца мы – лишь куклы заводные,

Бездушные, красивые, пустые.

Я лучшей в жизни похвалой считаю,

Когда сердечным человека называют.

- Какие важные слова прозвучали в этом обращении?

Сердце, чуткость, добро, сердечность, отзывчивость…..

(Дети называют все возможные варианты ответов: доброта и жалость, благородство и честность, ответственность, добросердечность, душевность, доброжелательность, добродетель, добропорядочность)

- Все ваши ответы верны! все эти слова мы можем соединить в одно понятие – это милосердие.

Как вы думаете, в чем заключен смысл слова «Милосердие»? (Дети приводят свои варианты.)

Милосердие – это многогранное и многоликое понятие.

Значение данного слова можно узнать из толкового словаря.

Милосердие  - это готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. И не важно, какая это помощь: физическая, духовная или материальная.  Главное - это желание оказать помощь человеку, который оказался в беде.

Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие».

Ласковое и доброе слово, исходящее из сердца человека способно изменить многое и направить человека на добрые и светлые поступки.

- А сейчас вашему вниманию предоставляется видео, посмотрите и ответьте на следующие вопросы.

Стоит ли рассказывать всем о своих милосердных поступках и ждать за них благодарности?

Можно ли упрекать других людей за то, что они не проявляют милосердия?

Видео.

Обсуждение.

- В наше сложное время милосердие нужно многим окружающим нас людям.

К сожалению, в наши дни популярно мнение, что милосердие изгнано из наших душ. Но, быть может, именно сейчас нам следует вернуться к этому чувству? Истинное милосердие - это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении. (Хелен Келлер, поддерживала фонды обучения и социализации инвалидов, была активным деятелем Американского союза защиты гражданских свобод.)

- А сейчас я предлагаю вам три ситуации, а вас попрошу подумать, можно ли говорить в этих случаях о милосердии? (Работа в группах.)(4 мин)

СИТУАЦИЯ.
Военный конфликт. В госпитале спасают жизнь местному мальчишке, который потерял много крови. Врачи делают все возможное, но все осложняется тем, что у него - редкая группа крови. Она нашлась у одного мальчика, который понял из разговоров врачей только одно слово «смерть». Он молча лег на кушетку. Пока шла процедура мальчик лежал и плакал, когда нашли переводчика, он его спросил:

«Тебе больно?» - «Нет»

«Тебе страшно?» - «Нет».

« Тогда почему ты плачешь?» - «Я не хочу умирать».

« Почему ты думаешь, что ты умрешь?»

« Потому что я отдам всю кровь.»

« Тогда зачем ты согласился на это?»

« Так это же мой друг!»

(обсуждение)

СИТУАЦИЯ.

Возле подъезда многоэтажки стоит скамья, на которой каждый день можно увидеть сидящую старушку. Она всегда одна. Когда-то она была актрисой в театре, имела много денег и поклонников, но все это осталось позади, и вот теперь она стара и одинока. Старушки из подъезда ее недолюбливают и не общаются с ней, потому что считают какой-то особенной, вроде аристократки. Им кажется, что она смотрит на них свысока и т.д. Мальчишки эту старушку тоже не любят.

Однажды произошел такой случай. Старушка не могла прожить на свою маленькую пенсию и собирала во дворе бутылки. Компания ребят проходила мимо, и один парень поднял пустую бутылку, и хотел было сунуть ее в сетку старушке, но ребята подняли его на смех. Он криво улыбнулся и отшвырнул бутылку в сторону. Старушка сама подошла и подняла бутылку, а в это время подростки кривляясь, прыгали вокруг неё.

Каким-то образом их учитель узнал об этом случае. Он завел разговор о милосердии, посоветовал ребятам извиниться перед несчастной женщиной, а вместо того, чтобы ерничать, лучше подарить ей коробку конфет. Ребята согласились. Когда они подошли к подъезду, то увидели, что на скамье рядом со старушкой сидит и разговаривает какая-то молодая и красивая женщина.

Исполнитель миссии милосердия картинно, с вытянутой вперед рукой с коробкой конфет подошел к сидящим. Старушка вся засветилась, заулыбалась и даже руками всплеснула - видимо, догадалась, в чем дело.

Есть ли проявления милосердие в этой ситуации? Обоснуйте? (обсуждение)

3 СИТУАЦИЯ.

стихотворение Ю.Друниной «Бинты».

БИНТЫ

Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем - так учили нас.
Одним движеньем - только в этом жалость...
Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.
А фельдшерица становилась зла
И повторяла: "Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться - беда.
Да и ему лишь прибавляешь муки".
Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки.
Не надо рвать приросшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли.
Я это поняла, поймешь и ты...
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе!

Обсуждение.

-Что же такое МИЛОСЕРДИЕ?

- Выразите цветом свое отношение к понятию «милосердие ».

( В группах обсуждают цвет «милосердия» и раскрашивают бумажный круг фломастерами.)(4мин.)

- Объясните выбор цвета.

Из ответов учащихся:

«У нас милосердие ассоциируется с зеленым цветом, цветом нежного и бережного отношение людей к друг другу.»

«Милосердие – это красный цвет, цвет крови, цвет сердца, которое дает силы для добра. »

«Милосердие» - это цвет голубого неба, цвет чистоты отношений людей к окружающему миру. (ответы учащихся)

 

- Ребята, являются ли слова жалость и милосердие синонимами?

Посмотрите на фотографии слайда и скажите, во время просмотра слайдов не появилось ли у вас чувство жалости? (ответы детей)

Часто мы видим нищих на улицах городов, по телевидению, в интернете. Всем их жалко, не так ли? Мы жалостливы, но редко милосердны. И лишь те, кто милосерден, помогут нищему хотя бы одной монетой.

Проявлять милосердие - значит предпринимать что-либо для помощи нуждающимся.

Проявлять жалость - сочувствовать и ничего не делать.

- Есть ли люди, не достойные милосердия? (ответы)

- Сейчас я каждой группе даю карточки с высказываниями о милосердие и каждая группа должна прокомментировать доставшееся высказывание. (3мин.)

Карточка1. Мы все природой пробуждаемся к милосердию, и нет в нашей природе другого столь доброго свойства. Милосердие происходит от любви. Если мы не имеем милосердия и сострадания, мы не имеем ничего (святитель Иоанн Златоуст).

Карточка2. Милосердие есть пристань для нуждающихся, а пристань принимает всех потерпевших кораблекрушение и спасает от опасностей, злые они или добрые (митрополит Филарет).

Карточка3. Милосердие – это любовь, которая взаимности не требует, возможна ко всем людям, в этом ее богатство и сила (Н. Бердяев русский религиозный и политический философ ).

- Вы все очень хорошо справились с заданием. Послушайте высказывание: «Милосердие – это активная доброта». (И.Н. Шевелев российский писатель, журналист, критик.)

Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро. А сейчас я предлагаю вам проверить себя: добрый ли вы человек.

ТЕСТ

Нужно поставить напротив каждого вопроса один ответ: «да» или «нет».

Вопросы:

У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?

Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?

Твой партнер плохо играет в шахматы или другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?

Нравится ли тебе говорить приятное людям, чтобы поднять их настроение?

Часто ли ты используешь злые шутки?

Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?

Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?

С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?

Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграешь?

Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?

Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?

Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?

Подсчет очков. Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы:1,2,3,4,7,11 – и за отрицательный ответ на вопросы: 2,5,6,8,9,10,12.

Результаты:

Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.

От 4 до 8 очков. Твоя доброта – вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.

Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.

- Как вы думаете, где находится сад доброты и милосердия у каждого человека?

Дети отвечают…В сердце!

- Правильно! Мы заканчиваем классный час. Медики советуют ежедневно 1-3 минуты посвящать добрым словам. Каждое доброе слово несёт силу, энергию, прежде тому человеку, кто сказал его, а затем и тому, в адрес кого эти слова были сказаны. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, без искренности сказанное слово - неживое.

На прощание давайте скажем друг другу доброе слово, пожелание.

И я вам советую: вечером, перед тем, как уснуть, подумайте: кого я сегодня простил? Чего от меня стало сегодня в мире больше – злобы или милости?

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Работа почти полностью совпадает с этой: http://biblo-ok.ru/referat-ok/koncp-59265.php

27 February 2018

Елена Валерьевна, оцениваю работы после Вас и замечаю, какую колоссальную и полезную для других членов жюри работу Вы выполняете. Спасибо за справедливый и принципиальный подход.

5 March 2018

Спасибо. Но ведь не я одна))

5 March 2018