12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Головина Елена Анатольевна222
Работаю учителем начальных классов в сельской школе с 1993 года.
Россия, Воронежская обл., Губари

 (Головина Е.А. Классный час "Мир, в котором мы Живём")

Классный час

Мир, в котором мы живём

Начальные классы

 

Подготовила: учитель начальных классов 

МКОУ БГО Губарёвской СОШ

 Головина Елена Анатольевна

 

 

 

Цели:

расширять представление о природном окружении как среде жизнедеятельности человека; познакомить с историей создания и классификацией животных и растений, принятой в ме­ждународной Красной книге;

развивать познавательный интерес к явлениям окружающей среды;

воспитывать нравственное отношение к окружающей среде, умение вести себя в ней в со­ответствии с общечеловеческими моральными нормами; дать понятие о разнообразии форм природоохранной деятельности

Оборудование: презентация к уроку

(Головина Е.А. Классный час "Мир, в котором мы Живём");

знаки поведения в природе; рисунки детей; фотографии «Красота окружающего мира»; запись «Весенние голоса леса», книги о растениях и животных, гло­бус.

Ход занятия

I. Учитель. Здравствуйте ребята! Сегодня на нашем классном часе мы поговорим на очень серьезную и очень интересную тему. Мы поговорим о природе. Замечательный писа­тель и большой любитель природы, М. Пришвин писал: «Мы хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».

Послушайте стихотворение Н. Заболоцкого (читает наизусть ученик).

ПРОСЬБА

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится

-На траве кровавой вздрагивала птица.

Люди-исполины, люди-великаны.

Есть у вас винтовки, сети и капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

И должно быть сердце, сердце человечье!

Люди-человеки, страны и народы!

Мы теперь навечно должники природы.

Надо с этим долгом как-то расплатиться,

Пусть расправит крылья раненая птица!

Учитель. Природа, как израненная птица, кричит, просит нас о помощи. Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас. Это касается всех людей Земли, всего человечества. Наша планета серьезно заболела. Случи­лось это по вине людей. Вот об этом мы сегодня узнаем из газеты. Она называется «Мир, в котором мы живём», (слайд 1) Это необычная газета - живая. А вы, ребята, будете корреспондентами этой газеты.

Давайте послушаем рассказы корреспондентов о том, что же изображено на страницах га­зеты.

II. 1-й корреспондент. Я буду говорить вот об этом голубом поле (слайд 2).
Но сначала вы должны догадаться, о чем пойдет речь.

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух.)

- Правильно, речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который называется

атмосферой (па слайде появляется это слово).

Мы привыкли воздушный океан называть небом.

1-й корреспондент. Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы - очень ма­ленькие живые существа? Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, то микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, и микробы в ней накапливаются. Что нужно сде­лать, чтобы микробов было меньше? Дети отвечают.

Учитель. Проветрили комнату, стерли пыль влажной тряпкой - убрали микробов с голубо­го поля, (убираю микробов с поля, слайд 2 - по щелчку)

2 корресп. А еще хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения. Теперь вам известно, что дышим мы кислородом. А кислород выделяют листья. Вот и получа­ется, что без листьев мы с вами не можем обойтись.

1 корресп. Выходит, что чем больше листьев, тем больше кислорода?

2 корресп. Да, верно! Все знают, что особенно хорошо дышится там, где много зелени, рас­тений. Поэтому вокруг домов сажают деревья и кустарники, а отдыхать приятно в лесу или парке. Вот почему так важно беречь природу, ведь без растений жить невозможно! (Обращается ко всем.) Нас много, ребята, везде, где живем, деревья посадим, сады разведем!
Ученик. Ни умыться, ни напиться без воды.

Листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не могут

Птицы, зверь и человек,

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода.

Учитель.

- Эта страничка о воде, (слайд 3)

- Где находится вода на земном шаре?

(Показывает на глобус. Дети: в океане, морях, речках, ручьях)

Снег - это тоже вода, облака - вода. Для растений и животных не всякая вода годится.

- В океанах и морях, какая вода? (Соленая.)

- А чтобы напиться и умыться, нужна пресная вода, и она должна быть чистой.

3-й корреспондент. Пресной воды на нашей планете не так много, ее надо беречь. А как? (Ответы детей). Да, во-первых, экономно расходовать воду, не оставлять краны откры­тыми; во-вторых, беречь воду от загрязнения, потому что для жизни растений, животных и человека нужны чистые воздух и вода.

Посмотрите на синее поле, на нем пятна - это загрязнители. Люди часто выбрасывают в реки, озера мусор, моют в них машины.

Как защитить воду от загрязнения? (ответы)

Уберем все эти грязные пятна! (Убираем с поля пятна по щелчку)

Учитель. Посмотрите, дети, какое красивое, чистое стало поле - чистая вода. Лебеди пла­вают, рыбы. А теперь зеленая страничка нашей газеты (слайд 4)

4-й корреспондент. Зеленая страничка нашей газеты - страничка жизни. А почему она зеленая? (Ответы детей).

- Да, она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения. Они дают пищу и кислород всем живым существам.

Ученик.

Жизнь в зеленом мире этом

Хороша зимой и летом.

Жизнь летает мотыльком,

Шустрым бегает зверьком.

В облаках кружится птицей,

Скачет по ветвям куницей.

Жизнь прекрасна, жизнь вокруг,

Человек природе друг!

Учитель. Ребята, давайте и мы отправимся в лес и послушаем, о чем говорят птицы (за­пись «Весенние голоса птиц» по щелчку) Правда, замечательно слышать птичьи песни?

4-й корреспондент. А всегда ли человек относится к природе, как к другу? Давайте подумаем вместе: будет ли природе хуже, если, собирая орехи, мы сломаем несколь­ко веточек? Или просто так сорвем 2-3 красивых цветка? Или поймаем одну бабочку?

Ученик. Да. Природе будет хуже! Каждая попусту сломанная ветка, пойманная бабочка - это маленькие ранки, нанесенные природе. Если одну рану нанесешь ты, другую - твой товарищ , третью- еще кто-то, что же будет с природой?

Учитель. С давних пор люди занимаются хозяйством. Строят города и села, шоссейные и же­лезные дороги, возделывают поля.

Все это для жизни человека необходимо. Но часто, чтобы построить город, проложить дорогу или создать новое поле, люди уничтожают леса.

Много деревьев вырубают ради получения древесины. Ее требуется очень много. С каждым годом на нашей планете остается все меньше лесов. Вырубая леса, загрязняя водо­ёмы, люди губят множество животных. Для животных лес - это их дом.

Учитель. Посмотрите на это поле, на нем тоже черные пятна. Под каждым из них – растения или животные, которые растут в лесу. Мы сможем убрать эти пятна, ес­ли научимся правильно вести себя в природе.

- Какие правила поведения в природе нам надо знать и соблюдать? (Отве­ты детей)

Учитель. А почему нельзя рвать охапки цветов? (Ответы детей.)

Ученик.

ЕСЛИ Я СОРВУ ЦВЕТОК

Если я сорву цветок.

Если ты сорвешь цветок.

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы -

Опустеют все поляны,

И не будет красоты!

Т. Собакина

Учитель. Послушайте, как Альберт поступает, если встретит красивое насекомое.

Ученик

Какого жука я в лесу повстречал!

Он топал, как бык, и рогами качал.

И очень серьезным и грозным он был –

Я даже дорогу ему уступил.

Мне имя его неизвестно пока,

Но я не забуду лесного жука.

Я в городе в библиотеку пойду,

Жука моего по рисункам найду.

Узнаю, где водится, как он живет.

Зачем ему крылья и что он жует.

И будут страницы, как травы, шуметь,

И будут, как птицы, трамваи звенеть.

Я всем расскажу про жука своего,

Как славно, что я не обидел его!

Учитель. Действительно, как славно, что жук остался жив! Но не всем животным на пути встречаются такие мальчики.

Слайд 5. Правила друзей природы.

- Главное правило - не ловить никаких животных, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд, самое важное - не обижать никого, далее самых маленьких жучков и паучков. Запомните эти правила! Уберем черные пятна. Лучше без них па зеленом поле. (Убираем с поля пятна ( слайд 4, переход по ссылке с 5 слайда), под ними - рисунки бабочки, орла, лягушки, пятнистого оленя

III. Учитель. Природа создала много разных творений. Растения и животные в ней занимают особое ме­сто. Однако многим из них угрожает опасность исчезнуть с лица Земли. Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины из них - за по­следние 50 лет. Все эти животные погибли в основном по вине человека, из-за их истребления ради ценного меха или мяса, а иногда просто ради развлечения. Много самых разных зверей, птиц, растений истребляли люди. Но, в конце концов, поняли, если не помочь природе, жи­вотные будут гибнуть все больше. Чтобы это не случилось, ученые составили специальную книгу - КРАСНУЮ КНИГУ (слайд 6)

Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, теперь стали редкими. Они внесены в Красную книгу.

Ответьте, пожалуйста, почему так называется эта книга? (ответы детей)

Учитель. Красный цвет - это цвет опасности, означает "стоп, не губи". Эта книга называется так потому, что красный цвет - действительно означает сиг­нал опасности. Красный цвет - сигнал запрета, понятный людям всего мира. Поэтому так был назван список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений, животных и грибов.

Дополнительная информация1

• Самая первая Красная книга вышла в 1963 году. Она была издана Международным сою­зом охраны природы и ее подготовка началась еще в 1948 г. Хранится в швейцарском городе Морже. Сегодня выпущено уже пять томов Международной Красной книги, ку­да включено 1182 вида животных и 20 000 видов растений.

• В 1902 г. в Париже рядом стран была подписана Международная конвенция по охране птиц, которую можно считать первым международным соглашением по охране животно­го мира.

В 1963 г, появилась первая международная Красная книга. Два тома представляли собой сводку о млекопитающих и птицах. Это были скрепленные между собой как перекидной календарь страницы, каждая из которых посвящалась отдельному виду. Предполагалось. что листы будут выниматься и дополняться новыми в зависимости от ситуации с охраной редких животных.

• Первая Красная книга нашей страны появилась в 1978 г. Это книга о животных, которым грозит опасность исчезновения.(Красная книга СССР)

Писатель Николай Сладков, создавший немало книг о животных, так рассказывает об этой книге:

Красный цвет книги - запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя. Красная книга сама не охраняет, а только предупреждает. Красная книга состоит из цветных страниц.

В Красной книге есть классификация растений и животных (слайд 7)

Исчезающие виды - это виды животных или растений, которые уже невозможно спасти, если человек не примет специальные меры охраны.

Сокращающиеся виды - это виды, численность которых очень быстро сокращается.

Редкие виды растений и животных ~ эти виды встречаются очень редко на небольших территориях, поэтому могут вскоре исчезнуть.

Есть малоизвестные виды, о которых очень мало информации, и трудно оценить, к какой группе они относятся.

Восстанавливающиеся виды - это те растения и .животные, которые удалось

Учитель. Как устроена Красная книга?

Красная книга создается опытными учеными-зоологами, охотоведами, любителями и знатока­ми природы. Одним из разделов красных книг любого ранга являются рекомендации по мерам сохранения вида. Каждая страница книги имеет свой цвет. Вот эти цвета: черный, красный, желтый, зеленый

Примечание. Переход на страницы происходит по гиперссылкам со слайда 7, возврат на слайд 7 по стрелкам.

Чёрная страница - списки животных, которые уже вымерли (морская корова, странствующие голуби и другие (переход по гиперссылке со слайда 7 на слайд 8)

1ученик. Первыми попали в Красную книгу морские (стеллеровы) коровы и странствующие голуби. Проблема появилась очень давно. Это было почти 250 лет назад. Экспедиция Беринга обнаружила в море, у самого берега, интересных животных, которые паслись в зарослях морской капусты. Их назвали морскими коровами. Эти животные напоминали современных тюленей, но были очень доверчивы, людей они не боялись, близко подплывая к лодкам. А люди их безжалостно убивали, и уже к 1968 году истре­били всех.

2 ученик. В одной стране жили необыкновенные голуби. Громадными стаями перелетали
они с одного места на другое. Называли их странствующими. Люди убивали их ради вкусного
мяса, и охота не прекращалась до тех пор, пока на планете не осталось ни одного голубя {демонстрируется иллюстрация слайд 9). Так по вине человека погибло много видов
птиц, насекомых и растений.

Следующая страница -

Красная (слайд 10) - исчезающие виды, находящиеся под угрозой исчезновения (снежный барс, амур­ский тигр)

Жёлтая (слайд 11) - редкие виды, количество которых быстро сокращается, (розовый фламинго, джей­ран)

Белые (слайд 12)- сведения о "редких" видах, численность которых всегда была невелика

Серые (слайд 13)- малоизученные виды (коала)

Зелёная (слайд 14)- радостные страницы, на которых списки восстановленных видов (речной бобр, лось),

IV. Учитель. Вы уже знаете, что есть Международная Красная книга.

Однако в нее нельзя записать все виды редких растений и животных, которые нуждаются в охране. Многие страны стали составлять собственные Красные книги.

В марте 1978 года была учреждена Красная книга СССР (так называлась тогда наша страна). В первый ее список были внесены 52 вида зверей и 65 видов птиц нашей страны. Казалось бы, чем полезны волк, титр, барс? Даже в сказках их изображают злыми. Но вот и барс попал в Красную книгу. Хищники, как и другие животные, необходимы в цепи жизни. Они улучшают стада травоядных животных, истребляя больных и слабых.

Записать растение или животное в Красную книгу - не значит сохранить. Для этого создаются заповедники - охраняемые природные участки. Где запрещена любая хозяйственная деятель­ность.

V.Выставка книг о животных и растениях.

VI.Итог занятия.

Когда была создана Международная Красная книга?

С какой целью была создана Красная книга?

Как в ней располагаются виды растений и животных?

Назовите растения и животных, занесенных в Красную книгу.

Учитель. Человек изучает природу, использует ее, но надо стремиться к тому, чтобы не при­чинить природе вреда. Нельзя забывать, что в природе все взаимосвязано. Прекрасен мир жи­вой природы, а люди - часть его. Нам надо сообща беречь этот мир.

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

Я. Аким

Литература:

  1. Ж. «Начальная школа». №11, 1991
  2. Причуды природы.// И. Акимушкин.- Москва, 1992
  3. БЭ Кирилла и Мефодия.
  4. География Воронежской области. //Ф.К. Мильков, В.Б. Михно, Ю.В.Поросенков.- Воронеж- 1994
  5. http://biodat.ru/vart/doc/gef/GEF_A/A11/A1_1_243.html - информация о красной книге
  6. http://biodat.ru/vart/doc/gef/GEF_A/A11/A1_1_243.html
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.