Урок по географии в 5 классе на тему «Мир, в котором мы живём»
Пояснительная записка к презентации
Предмет, класс: |
География, 5 класс |
||||
УМК: |
Дрофа, «Классическая линия учебников» |
||||
Учебник: |
Баринова, И. И. География. Начальный курс. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин – М. : Дрофа, 2013. |
||||
№ урока: |
1 |
Тема урока: |
Мир, в котором мы живем. |
||
Цель урока: |
Познакомить учащихся с понятием природа и ее составными частями. |
||||
Задачи урока: |
Образовательные |
Воспитательные |
Развивающие |
||
Определение значений понятий «тело», «вещество», «явление». Определение видов явлений. |
Воспитание эмоционально-ценностного отношения к миру, посредством раскрытия целостности живой и неживой природы. |
Развитие логических навыков: систематизации и анализа. |
|||
Планируемые результаты |
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||
Уметь объяснять взаимосвязи живой и неживой природы, определять и различать тела, вещества и явления. |
Умение определять общие и специфические признаки различных предметов и явлений. |
Ответственное отношение к учебе. |
|||
Методы и приемы обучения: |
Рассказ, беседа, классификация объектов и явлений, составление характеристики объекта, синквейн. |
||||
Средства обучения: |
Мультимедиа-презентация |
||||
Основные понятия урока |
Природа живая и неживая, тело, вещество, явление (физическое и биологическое). |
ХОД ЗАНЯТИЯ
Содержание учебного материала |
Методы и приемы |
ФОУД |
Деятельность ученика и учителя |
||||||
Этап |
Организационный |
Время этапа |
5 мин |
||||||
Проверка готовности учащихся к уроку, приветствие, первичное знакомство с учащимися класса, проверка присутствующих на уроке. Знакомство учащихся с учебно-методическим комплексом, а также необходимым оборудованием на уроке. Объяснение требований учителя к дисциплине, к выполнению домашнего задания, к устному ответу и к письменным работам. |
Рассказ |
Ф |
Учащиеся слушают учителя, при необходимости задают вопросы. |
||||||
Этап |
Актуализация знаний |
Время этапа |
2 мин |
||||||
Мы живем на планете Земля. Это уникальная планета, так как пока только на ней ученым удалось обнаружить жизнь. Сегодня, и на последующих уроках, мы будем знакомится с местом, где мы живем – с нашей планетой Землей. Как вы думаете какая тема урока будет у нас сегодня. Тема сегодняшнего урока: «Мир, в котором мы живем», и цель которую мы перед собой поставили: «познакомится с окружающим нас миром, определить из чего он состоит». |
Беседа |
Ф |
Учащиеся определяют тему и цель урока. Учитель наводит учащихся на тему и цель урока. |
||||||
Этап |
Изучение нового материала |
Время этапа |
25 мин |
||||||
Все что окружает нас с вами принято называть «природой». Природа бывает живой и неживой. |
Беседа |
Ф |
Учащиеся вместе с учителем заполняют схему. |
||||||
|
Классификация объектов |
Ф |
Учащиеся классифицируют объекты по двум категориям, учитель корректирует ответы учащихся. |
||||||
Живая и неживая природа находиться в тесной взаимосвязи. Их невозможно разделить. Давайте посмотрим на водоем. Здесь есть и объекты живой природы (водоросли, рыбы, моллюски, беспозвоночные), и объекты неживой природы (песок, камни, вода). Попробуйте самостоятельно найти взаимосвязи живой и неживой природы в лесу (в почве). |
Ф |
Учащиеся определяют взаимосвязи живой и неживой природы, учитель помогает ученикам, корректирует ответы. |
|||||||
Природа, как живая, так и неживая, включает в себя тела, вещества и явления. Тело – это объект живой или неживой природы. Давайте подумаем, что мы можем назвать телом живой природы (телом неживой природы). Вещество – это то, из чего состоит любое тело. Приведите примеры. Явления – это процессы, происходящие в природе и изменяющие ее. Все явления можно разделить на две группы: физические (явления неживой природы) и биологические (явления живой природы). Приведите примеры. |
Беседа |
Ф |
Учащиеся приводят примеры тел, веществ и явлений. |
||||||
|
Классификация объектов и явлений |
Ф |
Учащиеся классифицируют объекты по трем категориям, учитель корректирует ответы учащихся. |
||||||
Особое влияние на изменения облика Земли оказывает человек. Подумайте каким образом человек изменяет Землю? (строит дома, организует парки и заповедники, из-за человека происходят пожары, взрывы газа и разливы нефти…) |
Беседа |
Ф |
Учащиеся приводят примеры воздействия человека на Землю. |
||||||
Этап |
Закрепление изученного материала |
Время этапа |
5 мин |
||||||
Охарактеризуйте объект живой или неживой природы (название тела, к какой природе относиться, из чего состоит, какие явления возможны с этим телом): Скала Береза Река |
Составление характеристики объекта |
Ф |
Учащиеся устно дают характеристику объектам, учитель помогает с ориентироваться, проводит корректировку ответов. |
||||||
Этап |
Рефлексия |
Время этапа |
2 мин |
||||||
Составить синквейн по изученной теме. 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). |
Синквейн |
И |
Учащиеся составляют синквейн, декламируют по желанию |
||||||
Этап |
Домашнее задание |
Время этапа |
1 мин |
||||||
§ 1 (стр. 4-10) – прочитать |
Учитель объясняет домашнее задание. |
Шумская Алла Владимировна
Раков Александр Евгеньевич