Вводный урок по географии «Мир, в котором мы живём» (5 класс)

3
0
Материал опубликован 14 January 2017 в группе

Ерофеева Н.А.

Учитель географии МБОУ «СШ №7» г. Иваново

Вводный урок. Мир, в котором мы живем

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели урока:

познакомить учащихся с содержанием курса географии 5 класса, с учебником по предмету, с требованиями к учащимся;

сформировать понятия: «живая природа», «неживая природа», «явления природы»;

научить различать объекты живой и неживой природы;

сформировать представления о мире, в котором мы живем, об уникальной планете Земля и о науке географии;

развивать познавательный интерес к предмету.

Средства обучения. Учебник, атлас, рабочая тетрадь, приложения (раздаточный материал), физическая карта полушарий (настенная и в атласе).

Методы и формы учебной деятельности. Объяснительно -иллюстративный. Эвристическая беседа.

Основные понятия и термины. Живая природа; неживая природа; физические явления природы, биологические явления природы.

Урок направлен на достижение следующих результатов:

Предметные: называть черты науки географии, показывать её роль в освоении планеты человеком, понимать уникальность планеты Земля;

Метапредметные: уметь ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, выделять главное, существенные признаки понятий, искать и отбирать информацию.

Личностные: осознание ценностей окружающего нас мира.

Форма организации учебного действия: фронтальная работа, индивидуальная работа, полилог.

Базовый учебник: География, начальный курс. 5 класс (авторы И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин)

Этапы урока

Содержание урока

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

 

Знакомство с требованиями к учебному предмету

Приветствие учеников. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок.

Учитель: ребята, давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и сотрудничество и начнем наш урок.

Учитель знакомит учащихся с основными требованиями к наличию принадлежностей и подготовке по предмету. Знакомит учащихся с учебником: его структурой, разделами и типологией заданий.

МОТИВАЦИЯ

Учитель зачитывает стихотворение, а учащиеся работают с ним же используя раздаточный материал:

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету.
Я. Аким

Учитель: можно ли говорить о том, что в стихотворении Я. Акима описана природа Земли?

Какие элементы природы упоминаются в стихотворении?

Что такое природа?

Что мы сегодня будем изучать? Попробуйте сформулировать тему урока.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Итак, тема нашего урока: «Мир, в котором мы живем».

Наша планета удивительна и живущие на ней удивительны и разнообразны. Какие цели мы с вами поставим перед собой на сегодняшнем уроке?

ОСНОВНОЙ ЭТАП. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Учитель: прочтите текст учебника на стр. 4-7 и ответьте на вопросы:

благодаря чему на нашей планете есть жизнь?

в какой форме существует жизнь?

что общего между грибом и воробьем,, носорогом и елью?

что значит – живые организмы?

какие еще части можно выделить в природе кроме живых организмов?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Сюрприз! К нам пришел юный спортсмен! Он предлагает вам немного отдохнуть!

https://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E&index=2&list=PLdrqUGRUqvvZsXmJi6gcAmZccmOdBav2C

Учитель: Отдохнули? Теперь продолжим работу.

ОСНОВНОЙ ЭТАП. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Учитель: рассмотрим картинки на стр 9, прочтем текст и ответим на вопросы:

какие изменения могут происходить в неживой природе?

как называются такие явления?

какие явления могут происходить в живой природе?

как называются такие явления?

какие явления природы изображены на рисунках?

Учитель: Человек считает себя хозяином нашей планеты.

Так ли это? Приведите примеры в 2 столбика + и - действия человека на планету (используя рисунки на стр. 10)

Что произойдет с планетой если мы не начнем задумываться о последствиях своей деятельности?

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Давайте попробуем выполнить задание: (учитель использует прием «Верю-неверю»)

Задача учащихся: если прочитанное учителем предложение верно, ставят рядом с номером предложения «+», а если нет – то "-". Заранее педагог дает критерии оценивания. После прочтения вопросов учащиеся производят взаимопроверку (операция «совесть») и учитель смотрит уровень первичного усвоения знаний.

«Верю - не - верю»

1. Листопад – физическое явление.

2. К миру неживой природы относятся горы Анды.

3. Родник и ключ в деревне – примеры неживой природы.

4. Удивительные собачки – тасманийский дьявол представители живой природы

5. Цветение японской вишни-сакуры – это биологическое явление.

ВЫПОЛНЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА

Учитель: ребята, а давайте вспомним, какую цель мы ставили перед собой на уроке? Выполнили ли мы её?

РЕФЛЕКСИЯ

Учащимся предлагается в течении нескольких минут продолжить предложения, а потом озвучить:

Что мы делали для достижения поставленных целей?

Довольны ли мы результатом?

Где нам пригодятся эти умения?

Можно ли это было сделать иначе?

Самым интересным для меня на уроке было_____________________

Самым сложным для меня сегодня было________________________

Учитель объявляет оценки за урок и комментирует их.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Параграф 1

Придумать два «толстых» и два «тонких» вопроса по теме.


 

Приложение 1


 

Автор фото: Ерофеева Н.А.


 

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету.

Я. Аким


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.