Классный час на тему «Безопасные каникулы» (4 класс)
Классный час на тему «Безопасные каникулы»
Класс: 4
Цель: провести предупредительные беседы с детьми о культуре поведения во время летних каникул; формировать жизненную компетентность; воспитывать умение организовать свой досуг, самостоятельность, дисциплинированность.
Оборудование: карточки с рисунками стихийных бедствий, рисунки дорожных знаков, кроссворд, тест.
Ход классного часа
I . Организационный момент
Пусть ваша добрая улыбка,
Согреет светом и теплом,
Мы помним все как важно в жизни,
Делиться светом и добром!
II. Сообщение темы классного часа
Дорогие дети, классный час сегодня необычный. Вас ждут загадки, кроссворды, интересные игры и задания. Мы поговорим о предстаящих каникулах, о том, как Вы их проведете, о правилах безопасного поведения.
III. Мотивация учебной деятельности.
Все эти знания вам необходимы для того, чтобы летние каникулы принесли безопасность, а вместе с ней радость и хорошее настроение.
ІV. Актуализация опорных знаний
Упражнение «Микрофон»
Как вы думаете, что означает слово «безопасность»? (Это забота о своей жизни и жизни окружающих).
Игра «Убери из комнаты опасные вещи»
(На рисунке изображена комната с опасными предметами. Учащиеся называют эти предметы и указывают, какую опасность они несут.)
Прослушивание сказки «Приключения умной спички».
ПРИКЛЮЧЕНИЯ УМНОЙ СПИЧКИ (Сказка)
Жил-был в коробке спичек спичка-мальчишка по имени Вспышка. «Может, я могу кому - нибудь пригодиться», - подумал он и выкатился из коробки. Он увидел у сухого хвороста мышат и захотел поиграть с ними. Но они не умели осторожно обращаться со спичками, и Вспышка не согласился дружить с ними.
Вдруг спичку-мальчишку нашел маленький мальчик Ваня. Он знал, что спички – не игрушки, и отдал его маме. «Очень хорошо, - сказала мама, - будет чем разжечь печь».
«Я понадобился!» - воскликнул радостно спичка-мальчишка и вспыхнул. Хорошо приносить пользу.
Учитель задает вопросы:
Как в сказке звали спичку? (Вспышка)
К кому в руки он попал? (К мальчику Ване)
Что сделал с ним мальчик? (Отдал маме)
Как вы расцениваете его действие?
Что могло бы случиться, если бы Ваня поступил совсем иначе? (мог бы возникнуть пожар)
По какому номеру надо позвонить, чтобы вызвать пожарных? (112) а службу газа? (112)
- Еще огонь возникает по причинам неправильного пользования электричеством.
- Какие электроприборы вам известны?
Отгадайте загадки «Бытовая техника»
Хоть ворчит, но без угроз.
А внутри него – мороз.
Потому-то в нём еда.
Очень свежая всегда. (Холодильник)
На моём, друзья, экране
то моря шумят в тумане,
То плоды качает сад.
Есть программа для ребят. (Телевизор)
Что за машина – просто диво!
После неё всё чисто, красиво…
Пятна и грязь всю она отстирала.
Сама всё отжала – прополоскала.
(Стиральная машина)
Можно ли пользоваться электроприборами без разрешения взрослых?
Можно ли пользоваться неисправными электроприборами?
Вывод. Не оставляйте опасные приборы без присмотра. Выполняйте правила пользования ими.
V. Основная часть (работа по теме)
Беседа «Поход в лес»
Вы ходили в лес? С кем?
Можно сказать, что лес-это опасное место? Почему?
Что нужно знать, чтобы прогулка в лес была безопасной и интересной?
Рассмотрите рисунок. Назовите опасные места, которые могут нас подстерегать в лесу.
Вывод. Ходить в лес одному опасно.
Прослушайте стихотворение.
Если развлекаться будешь на воде,
Проследи, чтоб шутка не вела к беде…
Не топи другого – может оказаться,
Что воды случится другу наглотаться,
Он запаникует, вырываться станет –
И тебя с собою под воду затянет!
И игра такая грустно завершится…
Мы вам не желаем в речке утопиться!
Беседа по вопросам
О каких правилах поведения говорится в стихотворении? (Правила поведения на воде.)
Нужно ли соблюдать эти правила?
Почему?
Что от этого зависит?
Вывод. Какие правила поведения на воде вы запомнили?
Тест «Собаки бывают разные...»
Опасен ли укус совершенно здоровой собаки?
а) Конечно. В пасти даже здоровой собаки множество бактерий и вирусов, которые могут вызвать инфекцию;
б) если животное здоровое, то ничего опасного нет;
в) безопасно, но больно.
2. Прежде чем погладить чужую собаку, надо:
а) спросить, какой она породы;
б) спросить у хозяина, можно ли это сделать;
в) надеть на руку толстую перчатку.
3. Почему нельзя убегать от нападающей собаки?
а) потому что собака бегает быстрее;
б) увидев слабость, собака начнет охоту на тебя-это инстинкт;
в) потому что это трусость.
Вывод. Обращайтесь с животными осторожно.
Работа в парах «Природные бедствия»
(Ученикам раздаются карточки с рисунками стихийных бедствий.)
Какая чрезвычайная ситуация изображена на вашем рисунке. Подпишите.
Составьте три самых важных совета, как действовать в такой ситуации.
Игра «Узнай дорожный знак»
(Учитель показывает рисунок с дорожным знаком. Ученики Его отгадывают и рассказывают, что о нем знают)
Вывод. Что должны знать, чтобы движение на дороге было безопасным?
Рассказ учителя «Находка, которая может взорваться.»
Иногда вы можете наткнуться на незнакомые предметы. Как бы тебе ни было интересно, не бери их в руки. Они могут быть опасными. Вы, наверное, читали книги, видели кинофильмы о Великой Отечественной войне. Она давно миновала, но в земле еще находят бомбы, мины, снаряды, патроны, снаряды. Они являются взрывоопасными и при малейшем прикосновении к ним могут взорваться. Именно поэтому после войны погибло много людей и среди них – дети.
Взрывоопасные предметы после длительного хранения в земле и воде представляют еще большую опасность. Не успеешь глазом моргнуть, как снаряд или граната разлетятся на сотни осколков, способных причинить смерть или увечье.
Если ты нашел незнакомый предмет, запрещается:
- перекладывать, перекатывать его с места на место;
- брать, хранить и бить;
- пытаться разобрать;
- использовать для разведения огня;
- заносить в помещение;
- закапывать в землю;
- бросать в колодец или реку;
- сдавать в металлолом;
- использовать для изготовления самодельных пиротехнических средств: петард или взрывных пакетов.
Запомни!
При обнаружении взрывоопасных предметов немедленно сообщи взрослым или позвони в милицию по номеру «112».
VI. Закрепление изученного материала
Игра «Да - Нет»
Если говорит незнакомец:
«Съешь конфет. Ой, вкусные!»
Надо брать эти конфеты?
Говорим решительно: «___»!
Если в городе заблудишься,
Кто подскажет выйти как?
Полицейский, может быть?
Ну, говорим все: «___»!
Нас храбрых и смелых,
Ток не ударит впредь.
Можно лезть в розетку?
Говорим все вместе: «___»!
Спички-это вам не шутки,
Можно погибнуть в огне!
Ими играть опасно!
Правда это? Конечно «___»!
Кто-то чужой в дверь звонит,
Говорит: «отвори мне!»
Но, как бы он ни стучался,
Ты ему говоришь: «__»!
Кто сказал, что ртуть ядовита?
Знаю я, что это не так.
С ней можно и поиграть.
Правда это? Конечно, «__»!
VІІ. Итог классного часа
Три совета в заключение:
Береги себя!
Укрепляй здоровье!
Цени жизнь!
Приложение
Памятка «Безопасная прогулка в лес»
Ходи в лес только со взрослыми или по их разрешению.
Не пей воду из рек и озер.
Не задерживайся возле поломанных деревьев.
Не ходи возле болот.
Не контактируй с дикими животными. При агрессивном обращении животных можно использовать как средство защиты огонь или стучать палкой о дерево.
Не разжигай костер, убирай после себя мусор.
Не собирай незнакомые грибы и ягоды.
Памятка «Безопасное поведение на дороге»
Ходи только правой стороной тротуара.
Переходя дорогу, сначала посмотри налево, потом-направо, переходи дорогу лишь при отсутствии транспорта.
Пользуйся подземным переходом, переходи улицу в специальных местах, обозначенных дорожной разметкой «зебра» или знаком «Пешеходный переход».
Памятка «Безопасное поведение с электроприборами»
Выключая электроприбор, не вытаскивай вилку из розетки за шнур.
Не прикасайся мокрыми руками к электроприборам, находящимся под напряжением.
Пользуйся только исправными электроприборами, розетками.
Не играйте спичками и зажигалками.
Не оставляй включенными электроприборы и газовые плиты.
Соблюдай правила противопожарной безопасности в турпоходе, отдыхая в походе.
Памятка «Безопасное поведение на воде»
Купайся только в специально отведенных для этого местах.
Если не умеешь плавать, не заходи в воду глубже , чем до пояса.
Не заплывай за знаки ограждения акватории пляжа.
Не ныряй, если не знаешь глубины и рельефа дна.
Не играй в опасные игры на воде.
Не загрязняй воду и берег.
Не подплывай близко к катерам, лодкам.
Помни: купаться можно не более 10-15 мин, чтобы не переохлаждать организм.
Памятка «Безопасное поведение дома и на улице»
Не открывай дверь незнакомцам, не принимай подарки от незнакомцев, не садись в чужую машину.
Предупреждай родителей о своем местонахождении во время прогулки.
Катайся на роликах, велосипеде только на безопасных площадках или дорожках.
Не пребывай долго на солнце, носи шляпу.
Не пробуй самостоятельно лекарство-это опасно.