Классный час на тему «Дневник Тани Савичевой» (для 4 класса)
Пояснительная записка к презентации
Цель:
Познакомиться с Дневником Тани Савичевой – свидетелем фашистских злодеяний.
Задачи:
1. познакомить учащихся с новыми страницами трагических дней в истории Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
2. Воспитание патриотического чувства, уважительного отношения к людям-защитникам Родины прошлого и современности, сопереживания к страданиям детей военного времени.
3. Способствовать проявлению интереса и потребности к изучению истории своего Родины.
Оборудование: стикеры разных цветов(для деления на команды), проектор, лучики солнца(на них написаны слова , которые ассоциируются со словом мир и слова, которые ассоциируются со словом война), сердцевина солнца(на ней написано слово мир), кусочек хлеба, распечатанная карточка на хлеб.
План-конспект классного часа
Тема: «Дневник Тани Савичевой»
Ход классного часа
Дети заходят в класс и берут стикеры разного цвета, рассаживаются по командам.
Здравствуйте, дети! Сегодня волнительный день и для меня и для вас. Я рада, что у меня появилась возможность с вами познакомиться. Меня зовут Наталия Сергеевна, работаю я воспитателем в школе-интернате №23 ОАО «РЖД» в г. Слюдянка. Мои воспитанники, это ученики 4Б класса, ваши ровесники. Часто мы с ребятами собираемся вместе для того чтобы поговорить, пообщаться. И вот однажды один мальчик из моего класса рассказал историю которую поведала ему его прапрабабушка. Ссылка на клип «Ленинградский метроном»
Как вы думаете, о чем прапрабабушка рассказала правнуку?
(ответы детей)
1 слайд
Прапрабабушка рассказала о своем тяжелом детстве, о том как она жила во время блокады в Ленинграде, ей в то время было 6 лет. Как Дети на ровне со взрослыми работали на заводах, капали траншеи, стояли в огромных очередях за хлебом. Именно об этом пойдет речь на классном часе который называется «Дневник Тани Савичевой»
Учитель. Великая Отечественна война унесла тысячи жизней не только взрослых, но и детей. В годы войны как прапрабабушка мальчика из моего класса, было очень много. И я хочу познакомить вас с историей Тани Савичевой, которая испытала всю жестокость войны на себе.
2 слайд
Ад для жителей Ленинграда начался 8 сентября 1941 года, когда гитлеровские войска замкнули кольцо, и тогда Ленинград стал полем боя. Кольцо блокады быстро сжималось, по плану Гитлера Ленинград следовало «задушить голодом и сровнять с лицом земли». Невозможно передать словами трагизм тех, кто жил без света, тепла и пищи. 900-дней длился этот ад.
Учитель. Дети… Им особенно трудно было пережить всё это. В осажденном городе осталось более 400 тыс. детей. Надвигался голод! Смотреть на голодающих детей было тяжело. Дети ждали хлеба. А где его взять? Матери отдавали все, что имели, только бы обменять свои вещи на хлеб. Родители, лишая себя куска хлеба, поддерживали слабые детские силенки. Хлеб – это совсем маленький кусочек… тяжелый, липкий, сырой. Хлеб содержал всякую гадость и лишь немного муки. Почти все ленинградцы стали дистрофиками. В конце декабря хлебная пайка стала почти вдвое тяжелее – к этому времени значительная часть населения погибла. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах.
3 слайд
Посмотрите, что у вас лежит на столах, посовещайтесь и через минутку скажите, что это и для чего, как это связано с нашей темой.
Ответы детей
Учитель: 20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов. 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день.Это было трудно назвать хлебом. Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 40 процентов состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины.
Так же перед вами лежит хлебная карточка - бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков выдавался дневной паёк – сто двадцать пять граммов хлеба. 250 граммов выдавали по карточкам рабочим. При утере карточка не возобновлялась.
4 слайд
Когда началась Великая Отечественная война, самому младшему ребёнку в семье Савичевых - Тане - было одиннадцать с половиной лет, она должна была в сентябре пойти в четвёртый класс. Она была дочерью пекаря и белошвейки. В семье Савичевых было восемь детей. Еще до войны умер глава семейства, отец. Семья их была дружная. У Савичевых были пианино, гитара, банджо, мандолина и многие из домочадцев играли на этих инструментах, устраивали домашние концерты.
Лето 41-го Савичевы планировали провести в деревне. Но утро 22 июня перемешало все планы, эвакуироваться из Ленинграда они не захотели. Решили до конца держаться все вместе. Оставшись в городе, каждый из Савичевых, как мог, помогал фронту.
Учитель. Жене - самой старшей сестре - 32 года. Она работала вместе с сестрой Ниной на машиностроительном заводе. На работу ходила пешком. Каждый день. Правда, иногда Женя оставалась на заводе, чтобы сохранить силы, отработать две смены. Но здоровья уже не хватало. В конце декабря Женя на завод не пришла. Обеспокоенная её отсутствием, Нина помчалась к ней домой навестить сестру, но помочь ей уже ничем не смогла.
5-6 слайд
Учитель. В утешение о сестре мама подарила Тане маленький блокнотик сестры Нины, в котором Таня сделала первую трагическую запись в алфавитном порядке на букву "Ж": "Женя умерла 28 дек в 12.30 час утра 1941 г". Этот блокнотик стал знаменитым блокадным дневником.
На саночках родные отвезли Женю на Смоленское кладбище и похоронили на участке, расположенном на острове Декабристов.
Суп из обоев, компот из засушенных от моли апельсиновых корок, студень из кожаных колодок. Блокадное меню. Таня, спрятав в варежку хлебные карточки, стояла в бесконечной очереди в булочную. Ей полагалось 125 грамм.
7 слайд
На странице с буквой "Б" Таня пишет: "Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г", хотя в Свидетельстве о смерти стоит другое число - 1 февраля. Так было нужно, ведь бабушкину карточку можно было использовать до конца месяца. Так делали многие. Это продлевало им жизнь.
Учитель. Брату Леониду (Лёке) было 24 года. Он работал на Судомеханическом заводе. В первые же дни войны с друзьями помчался в военкомат, но в армию не взяли из-за зрения - был очень близорук. Его оставили на заводе - нужно выполнять срочные военные заказы, необходимы специалисты. Неделями жил там, работая днём и ночью. Родных навещал он редко, хотя завод недалеко от дома. Здесь же, в заводском стационаре, он и умер от дистрофии.
8 слайд
Учитель. Как страшно, как не хочется делать скорбные записи, но приходится вновь доставать блокнот и продолжать блокадную хронику. На букву "Л" Таня записывает: "Лека умер 17 марта в 5 часутр в 1942 г", соединив два слова в одно.
Казалось - наступила весна, станет легче. Её ждали с надеждой и тревогой. С декабря несколько раз уже прибавлялась норма выдачи хлеба, город очищен от грязи и накопившегося зимой мусора, заработали бани, по улицам загрохотали трамваи, разрешено создавать огороды и выращивать овощи.
9 слайд
Учитель. Но голод продолжает своё подлое дело: дистрофия, цинга, туберкулёз уносят жизни тысяч ленинградцев. К Савичевым вновь врывается горе. В записной книжке на букву "В" появляются сбивчивые строчки: "Дядя Вася умер в 13 апр 2ч ночь 1942 г".
10 слайд
Учитель. А почти через месяц: "Дядя Леша 10 мая в 4 ч дня 1942 г". На букву "Л" страничка в блокноте уже занята, и приходится писать слева на развороте. Но, то ли сил не хватило, то ли горе переполнило душу исстрадавшегося ребёнка - на этой странице слово "умер" Таня пропустила.
Учитель. Маме - Марии Игнатьевне Савичевой в 1941 году исполнилось 52 года. Всё хозяйство, большая семья - на её плечах. Она работала мастером-надомником в швейной Артели, была одной из лучших вышивальщиц, обладала прекрасным голосом и музыкальным слухомА теперь Мария Игнатьевна шьёт для "окопников" рукавицы, обмундирование для фронтовиков. Об эвакуации же и думать не хочется - нужно быть всем вместе. Так легче и спокойнее.
Поздней весной, когда остались только Таня и мама, девочка выменяла на рынке лук, чтобы накормить маму, погибающую от цинги. Но та не могла уже есть…, Мама наказала Тане, чтобы, как останется одна, шла сначала к дворнику, потом — к дальней родственнице тёте Дусе.
11 слайд
Учитель. Мама - весёлый, добрый и гостеприимный человек. Сильный и выносливый. Всё всегда у неё ладится, всё получается. И вот теперь её нет. Как трудно, как страшно писать слово "умерла" - "Мама в 13 мая в 7.30 час утра 1942 г".
12 слайд
Учитель. Когда мама была рядом, казалось, что всё можно преодолеть, даже голод. С мамой верилось в победу, в скорое возвращение сестры Нины и брата Миши. Но мамы не стало, всё рухнуло. Горе сковало тело, не хотелось шевелиться, двигаться. "Савичевы умерли", "Умерли все", "Осталась одна Таня". Карандаш царапает - уже весь исписан. Пальцы не слушаются, будто деревянные, но чётко подводят итог
Учитель. Брату Михаилу накануне войны было уже 20 лет. Миша ушёл к партизанам в лес. В январе 1944 года в одном из боёв был тяжело ранен и отправлен на лечение в Ленинград, освобождённый уже от гитлеровской блокады. А через полгода он вышел из госпиталя инвалидом, на костылях. Но Таня так и не узнает об этом.
Нине Савичевой летом 1941 года - 22 с половиной. Вместе с заводскими сослуживцами Нина рыла окопы. В начале марта 1942 года по льду Ладожского озера с заводом её эвакуировали на Большую землю. И только в 1945 году она смогла вернуться в Ленинград. Насовсем.
Учитель. Но вернёмся к Тане. Оставшись одна, еле передвигая ноги, она отправилась к тёте Дусе. Путь предстоял совсем неблизкий, в другой район.
13 слайд
Евдокия Петровна, тётя Дуся, взяла опекунство над Таней. Дистрофия у Тани прогрессировала, необходимо было срочно помещать Таню в стационар. Но Таня была настолько слаба, что её пришлось направить в Понетаевский дом инвалидов, хотя и там ей не стало лучше. По состоянию здоровья она была самым тяжёлым больным. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне – Нижегородская) область, в поселок Шатки.
Учитель. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградки, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, ее мучили страшные головные боли. 1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась в возрасте 14 с половиной лет. Из всех детей, эвакуированных из Ленинграда в Горьковскую область, не удалось спасти только Таню Савичеву.
Летом 1944 года Нине удалось попасть в Ленинград. Её командировали в родной город. Поехала к тёте Дусе и от неё узнала, что Таня эвакуирована с детским домом, а куда - она не знает. Совершенно случайно Нина увидела у тёти Дуси знакомую шкатулку, а в ней записную книжку. Забрала её, не подозревая, что в этом блокноте - скорбная летопись, блокадная хроника смерти самых близких, самых дорогих ей людей. Оправился после тяжелого ранения на фронте и брат Миша.
Вместе с братом Михаилом, Нина пыталась отыскать её след. Много лет спустя, в 70-х годах разыскали пионеры Анну Михайловну Журкину. Анна Михайловна Журкина, бывшая санитарка Шатковской районной больницы, на чьих руках умерла ленинградская девочка. Она и думать не думала, что хранит важную тайну.
14-15 слайд
Учитель. В мае 1972 года в Шатках рядом с могилой Тани был сооружён памятник, запечатлевший в металле страницы её блокадного дневника на красной кирпичной стене, символически изображающей разрушенное здание. А через десять лет (в 1982 году) на самой могиле был сооружён гранитный памятник с бронзовым барельефом Тани. Позже рядом с кладбищем оформили площадь. А неподалёку одну из улиц назвали именем Тани Савичевой.
Метроном, минута молчания
Учитель. Но что же сталось с блокадным дневником девочки? Именно этому дневнику суждено было стать всемирно известным. Маленькая записная книжка - блокнотик, ставший блокадным дневником Тани - это крик души о помощи, о том, что ничего нет на свете страшнее войны. По силе эмоционального воздействия этот документ не оставляет равнодушным никого.
16 слайд
Учитель. Подлинный документ, блокадный дневник, до сегодняшнего дня хранится в Государственном Музее истории Санкт-Петербурга.
Учитель. Этот дневник известен ныне всему миру. Девять трагических страничек фигурировали среди множества других обвинительных документов против фашизма на Нюрнбергском процессе. Другого такого дневника в мире нет, потому что ничто не может сравниться с тем, что пережили ленинградцы в блокадную зиму 1941/42 года.
17 слайд
Учитель. Память о блокаде Ленинграда увековечили памятниками:
На Ладожском озере, через которое проходила «дорога жизни» - «Разорванное кольцо».
Учитель. В 1968 году дневник Тани Савичевой увековечен в камне на третьем километре Дороги Жизни, является составной частью мемориального комплекса "Цветок Жизни» на Поклонной горе, посвящён всем детям, погибшим в блокадном кольце.
Учитель. Мемориальная доска на доме, где жила Таня.
18 слайд
Учитель. Сейчас сестре Тани Савичевой Нине Николаевне 90 лет. Несмотря на преклонный возраст, она прекрасно помнит братьев, навсегда оставшихся в блокадном городе, младшую сестру Таню и... свою записную книжку. Ведь именно на ее листках вела свой дневник Таня Савичева! Оставшиеся в живых Савичевы, их дети и внуки, обязательно собираются в день рождения Тани за общим столом.
Этот год, особенный для всех нас, год 75-летия Победы. Мы должны чтить память о тех людях, о тех событиях. Помнить какой ценой досталась нам победа и мир. А что для вас значит слово мир? Из чего состоит мир для вас?
Ответы вы найдете на лучиках, которые лежат перед вами.( выходят по одному к доске и соединяют лучики к сердцевине).
А с чем ассоциируются остальные лучики? Ответы детей.
Посмотрите какое красивое, яркое солнце у нас получилось. Оно характеризует тепло, добро и надежду на счастливое будущее. Ребята, посмотрите на это солнце и ответьте на вопрос: Какой вывод с сегодняшнего классного часа вы сделали? Ответы детей.
В заключении я хочу, чтоб мы исполнили отрывок известной песни «Пусть всегда будет солнце…».
Список литературы
1. Берггольц О.Ф. «Голос блокадного Ленинграда»
2. Дереклеева Н.И, Савченко Н.Ю., Артюхова И.С.: Справочник классного руководителя:10-11 классы: Новое издание. – М.: ВАКО, 2005.
3. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб.пособие для студ.высших учебных заведений/Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
4. Сборник методических материалов по проведению классных часов в ССУзах/ Подг. К изданию Г.П. Смирновой, Г.Н. Шеварухиной. – Учебно – методический центр СПО Минсельхоза РФ, 1999.
Надежда Алексеевна Паршукова
Наталия Яценко