12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ташлыкова Мария Сергеевна61
Россия, Липецкая обл., Елец

Сценарий внеклассного мероприятия по истории «Холокост: память поколений».

План мероприятия.

Понятие «холокост».

Приход А. Гитлера к власти в Германии.

Начало Второй мировой войны. Начало холокоста.

Жизнь в гетто.

Геноцид на территории СССР.

Рефлексия.

Заключительная часть.

Ход мероприятия.

Вступительное слово преподавателя.

В годы Второй мировой войны (1939 – 1945 годы) нацисты истребили на территории Германии и оккупированных стран Европы 6 миллионов евреев, уничтожили тысячи еврейских общин. Это было самое трагичное время за всю историю еврейского народа. Убивали не только евреев. Жертвами нацистского террора стали представители и других народов Европы, в том числе и бывшего Советского Союза. Но тотальное уничтожение касалось только еврейского народа.

Наше мероприятие посвящено трагедии холокоста, сегодня мы вспомним истоки холокоста, узнаем, что такое «геноцид», как выживали люди в нечеловеческих условиях.

Мы открываем журнал «Холокост: память поколений».

Понятие «холокост».

1 обучающийся: свое выступление хочу начать с отрывка стихотворения

Над Бабьим Яром памятников нет,
Крутой обрыв,
Как грубое надгробье.
Мне страшно,
Мне столько лет сегодня,
Как самому еврейскому народу.

Сознаем ли мы в полной мере причины того, что убийство человека человеком достигло сегодня значительных масштабов? Мир холокоста существует и сейчас, ведь это не только еврейский вопрос. Геноцид, расизм, национализм может коснуться любого народа. Понять причины фактов массового уничтожения людей, осмыслить мировую историю XX века, остановить фашизм, который возрождается, невозможно без знания истории холокоста.

Холокост (от Holocaust, что по-гречески обозначает «сожжен целиком») – означает гибель значительной части еврейского населения Европы в ходе систематического преследования и уничтожения нацистами и их пособниками в Германии на захваченных территориях в 1939 – 1945 годах.

Трагедия Холокоста – это не только часть истории евреев, это часть всемирной истории. Разговор о катастрофе, которая постигла еврейский народ в годы Второй мировой войны, - это разговор и о проблемах современной цивилизации.

Мы хотим рассказать о жизни людей еврейской национальности в те страшные годы. Программа уничтожения евреев реализовывалась поэтапно.

Вспомним, как это было.

Приход А. Гитлера к власти в Германии.

2 обучающийся: В ноябре 1918 года закончилась Первая мировая война. Германия утратила 12 процентов своей территории, большую часть промышленности и надеялась возвратить это в новой войне. Расформирование воинских частей привело к массовой безработице.

В 1932 году к власти пришла Национал-социалистическая рабочая партия Германии (нацисты), а в 1933 году ее лидер Адольф Гитлер был назначен канцлером Германии. Воспользовавшись, как предлогом, общим недовольством и экономическими трудностями, он всячески пропагандировал расистскую теорию, открыто выступал против евреев, обвиняя их за поражение Германии в Первой мировой войне, в стремлении разрушить демократические режимы в Европе.

В книге «Mein Kampf» (Моя борьба), опубликованной в 1923 году, Гитлер утверждал, что евреи не способны создать свое государство. Они якобы поставили перед собой цель поработить наиболее активные народы. Гитлер провозгласил беспощадную борьбу против еврейства, выступил за чистоту немецкой (арийской) расы и считал себя призванным спасти мир от «еврейского засилья». В скором времени он переходит от ограничения прав евреев к их вытеснению из общественной, экономической и политической жизни Германии, а чуть позже – к физическому уничтожению.

3 обучающийся: 1 апрелем 1933 года датируется первый бойкот евреев – собственников магазинов, юристов, врачей. Выдвигалось требование исключить еврейских учеников из школ, университетов. 15 сентября 1935 года были приняты Нюрнбергские законы «О защите немецкой крови и немецкой чести». 14 ноября нацисты приняли Положение о национальном гражданстве: в юридическом документе впервые было сформулировано, кто является евреем. Условием для зачисления на любую государственную службу стало арийское происхождение.

7 ноября 1938 года еврейский юноша по имени Гершель Гриншпан застрелил фон Грета, второго секретаря немецкого посольства в Париже. Родители Гриншпана были в группе евреев – польских граждан, которых за две недели до этого выгнали из Германии. В ночь с 9 на 10 ноября 1939 года по всей Германии прокатилась волна погромов. Были сожжены до тла 267 синагог и около тысячи магазинов и домов евреев. Было арестовано до 30 тысяч евреев. Битое стекло, которое усеяло тротуары по всей стране, дало название погрому – «ночь битого хрусталя», или «хрустальная ночь». Это произошло на глазах у всего мира, который ничего не сделал, чтобы помочь евреям. Через год, 1 сентября 1939 годы немецкие войска вступили в Польшу. Началась Вторая мировая война.

Начало Второй мировой войны. Начало холокоста.

4 обучающийся:

Людскую душу в дни смертей и плена,

Я заглянула в каждый уголок,

Где боль жила, где верность, где измена.

В те дни, когда пути зашли в тупик,

И пало все, что свято и велико,

Я, оторвавшись от стихов и книг,

Читала в людях, как в стихах и книгах.

Я открывала душу наугад,

Война и плен пытали наши силы,

Так половодье роет берега

И размывает клады и могилы.

Никто не верил слухам о беде,

Всю ночь кошмарил город, и в кошмаре

Рождался новый, трудный день

И задыхался в копоти и гари.

Над городом стояла тишина,

Стеной стояли серые солдаты,

И чья-то участь в этот день проклятый

Была бесповоротно решена…

После того как Польша была захвачена нацистами, в их кровавых руках оказалось свыше 2 миллионов евреев. 21 сентября 1939 годы был издан приказ шефа Главного управления имперской безопасности Гейдриха о создании в городах близ больших железнодорожных станций специальных еврейских кварталов (гетто).

Видео. https://www.youtube.com/watch?v=TphhJSFSMF4&t=3s

5 обучающийся:

В конце 1940 года нацисты организовали в Варшаве самое большое гетто Европы для 500 тысяч евреев, трети населения города. Но площадь этого гетто составляла всего 4,5 процента городской территории. Здесь царили голод, нищета, болезни, эпидемии. И главное стремление нацистов – быстрее, быстрее! Не дать опомниться миру! Однако даже такие темпы уничтожения евреев их не устраивали. Слишком медленно, необходимы новейшие технологии для уничтожения миллионов людей, чтобы скрывать следы преступлений. 20 января 1942 года в предместье Берлина, Ванзее, был вынесен смертный приговор всему еврейскому населению Европы.

Из протокола совещания в Ванзее: «Начальник полиции безопасности обергруппенфюрер СС Гейдрих сообщил в начале совещения, что рейхсмаршал назначил его на должность уполномоченного по подготовке окончательного решения еврейского вопроса в Европе». В процесе обсуждения еврейского вопроса во внимание принимался тот факт, что в Европе проживало около 11 миллионов евреев. «Фюрер объявил, что роль евреев в Европе сыграна до конца, и поэтому она завершена. Евреи - это враги и мы принимаем все предосторожности, необходимые во взаимоотношениях с врагами». После оккупации фашистами Польши, всем евреям, в том числе и детям с 6 лет, было приказано носить белую или желтую повязки с шестиконечной звездой Давида. За появление на улице без повязки евреев убивали на месте.

Два треугольника – звезда.
Щит праотца. Отца Давида
Избрание – а не обида,
Священный дар, а не беда.
Здесь было горе – горе без счёта.
Жёлтые звёзды – звёзды почёта.
Звёзды униженных, звёзды отверженных,
Вшитые в небо еврейской одежды.
Жёлтые звёзды, звёзды
Давида, горькие слёзы еврейской обиды.

Жизнь в гетто.

6 обучающийся: Евреев стали переселять в особые районы – гетто, где им предстояло теперь жить. Особенно тяжело было детям. Они были обязаны работать, как взрослые, по 14-16 часов в сутки, получая 270 граммов хлеба в день. Однажды во двор домов, где жили рабочие меховой фабрики, въехали грузовики. Взрослые были на фабрике. Полицаи проверяли каждый укромный уголок. Впрочем, дети шли навстречу своим палачам сами: они верили, что их везут на медосмотр. В Кракове их сдали в немецкий госпиталь, где у одних брали кровь, у других снимали кожу с лица для раненых и обожжённых.

Особой гордостью обитателей Вильнюсского гетто была школа. Дети учились, несмотря на холод и голод, отсутствие учебников и письменных принадлежностей. И отнюдь не по вине учеников их количество постоянно уменьшалось… Где эти ученики? Где их учителя? Они ушли в лагеря смерти или были уничтожены во время одной из многочисленных акций.

Секретарь юденрата в литовском городе Шауляй учитель Александр Ерусалимский вёл дневник. Вот что он писал о школе и судьбе детей в гетто в 1943 году. «29 апреля. Полуофициально, без шума, открылась народная школа в гетто площадью 18 кв. метров. Школа работает с 9 до 16 часов. Обучается 90 детей в четырёх группах, каждая по 1,5 –2 часа в день. Стоит отметить, что, несмотря на тяжёлые условия жизни, детишки с радостью бегут в школу, учатся охотно и со вниманием. 35-40 детишек сидят, а то и стоят, тесно прижавшись друг к другу. В классе никакого шума, но в этой тишине гетто словно ожило».

«Пятница. 5 ноября. Самый мрачный день нашей безрадостной жизни в гетто: у нас отобрали детей. (…) Всюду, где можно было спрятаться, они искали детей, и если находили, то вытаскивали их, голых и босых, на площадь. Там они поднимали детей за волосы и за руки и швыряли в машины. Они гонялись за малышами, которые случайно оказывались на улицах или во дворах, стреляли в них и ловили. За детьми бежали несчастные родители, они рыдали и умоляли, но их избивали и отгоняли».

Этот ужас пережили не только дети Варшавы. Бухенвальд, Треблинка, Освенцим, Саласпилс. В трубах этих лагерей стоял дым от сожжённых детских тел и душ. Этого нельзя забыть.



Эта рыжая пыль под ногами, щебёнка
Из костей – не осколки ль, покрытые ржой?
Это, может быть, резвые ноги ребёнка,
Что за белою бабочкой гнался межой;
Или ручки, – дитя ими тянется к маме,
Обнимая за шею, ласкается к ней…
Или был этот щебень большими руками,
Что с любовью к груди прижимали детей.
Этот пепел, который разносится с ветром,
Был глазами, смеялся и плакал порой,
Был губами, улыбкою, музыкой, светом,
Поцелуями был этот пепел седой.
Был сердцами, тревогою, радостью, мукой,
Был мозгами, сплетеньем извилин живых, –
Слово “Жить” до конца, словно буква за буквой,
Точно белым по чёрному вписано в них.
Эти волосы – локоны, косы и пряди,
Что навалены мёртвой, косматой горой,
Кто-нибудь расплетал и взволнованно гладил.
И сухими губами касался порой.
Чистый трепет сердец, вдохновенные речи,
Золотые надежды, сияние глаз…
Крематориев страшных горящие печи.
Пепел… пепел… Лишь пепел остался от вас.

7 обучающийся: Для полного уничтожения евреев в Польше создали лагеря смерти. Главным из них стал лагерь уничтожения Аушвиц – Биркенау, построенный возле города Освенцим. Здесь впервые в истории человечества стали использовать газовые камеры для массового уничтожения людей. За годы войны в них погибло полтора миллиона человек, в том числе свыше 1 миллиона 100 тысяч евреев из 27 стран.

Самые крупные лагеря смерти были в Польше… Их оборудовали газовыми камерами и печами для сжигания трупов – крематориями. Но прежде, чем люди попадали в газовые камеры, их осматривал зубной врач, чтобы вырвать золотые зубы. Многие фирмы отправляли в лагеря заявки на поставку человеческих волос. Еврейские дети, по личному приказу Гитлера, уничтожались в первую очередь. Всех детей до 14 лет с матерями отправляли прямо в газовые камеры. Когда газа для уничтожения не хватало, маленьких детей живыми бросали в печи крематориев. Наиболее высокопроизводительным с позиции технологии убийства был лагерь в Освенциме, где за один день подобным образом убивали 12 тысяч человек, которые впоследствии сжигались в печах крематория.

Прочитайте уникальный дневник пятнадцатилетней Анны Франк, одной из заключенных Освенцима. Ее семья бежала из Германии в Голландию. Прячась от нацистов, девочка вела дневник. Она погибла в лагере.

Видео. https://www.youtube.com/watch?v=vzQdn9vNBFQ

Известный варшавский педагог Януш Корчак погиб в гетто вместе со своими воспитанниками из детского дома. До последней минуты он вел с детьми уроки. Читал, рисовал, играл с ними и танцевал. Ему предлагали жизнь. Детей - в камеру, ему – свободу. Он отказался. И пошел на смерть со своими учениками. Так умирают святые. Евреи всех оккупированных нацистами стран подлежали регистрации, им вменяли в обязанность носить повязки или нашивки с шестиконечными звездами.



Мне желтую звезду –

Кленовый ломкий лист –

Вручает на ходу

Сентябрь – авангардист.

Еврейский новый год

В один из этих дней

Закружит хоровод

Невидимых теней.



8 обучающийся: Жизнь в гетто – это голод, страх, невыносимые условия существования. Эсэсовцы регулярно проводили акции, во время которых в первую очередь уничтожали всех нетрудоспособных - детей, старых, больных, беременных женщин. Узники саботировали немецкие распоряжения, уничтожали ценности, которые подлежали сдаче; квалифицированные рабочие временами скрывали свою специальность, не желая быть полезными оккупантам; известны случаи порчи станков, оборудования, сырья, продукции. Наиболее решительные готовились к вооруженной борьбе…

Чтение стихотворения под музыку С. Рахманинова Concerto 2.

Мужчины мучили детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились – мучили детей.
И это каждый раз опять, –
Кляня, ругаясь без причины…
И детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что – обидные слова.
Побои, голод, псов рычанье?
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
Они представить не могли
Того, что было всем открыто:
По древней логике земли,
От взрослых дети ждут защиты.
А дни всё шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы,
Но их всё били. Так же. Снова.
И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин “идеи” были,
Мужчины мучили детей.

Геноцид на территории СССР.

9 обучающийся: Год 1941, июнь. Гитлер напал на Советский Союз. На тот момент в СССР проживало около 5 миллионов евреев. Большинство на западе СССР, Прибалтике, Белоруссии, Украине. Проведение массовой ликвидации евреев было возложено на оперативные части. Символом уничтожения советских евреев стал Бабий Яр, что на окраине Киева. Трагедия началась на 10 день после захвата города и после взрыва заминированных советскими войсками домов в центре Киева. Были разрушены штаб немецкой армии, комендатура, отель для немецких офицеров.

Руководство айнзацгруппы «С» использовало эти события как предлог для расправы над евреями. В городе появилось около 2000 объявлений о «переселении». Утром 29 сентября 1941 года через весь город шли десятки тысяч людей с чемоданами и узлами. Везли больных и пожилых родственников. Несли на руках грудных детей.

Из воспоминаний артистки Киевского театра юного зрителя Дины Проничевой: «Русские мужья провожали своих еврейских жен. Русские женщины провожали своих еврейских мужей. Когда мы приблизились к Бабьему Яру, услышали стрельбу и нечеловеческие крики. Я начала понимать, что здесь происходит, но маме ничего не говорила.

Когда мы вошли в ворота, нам приказали показать документы, ценные вещи и раздеться. Один немец подошел к маме и сорвал с ее пальца золотое обручальное кольцо. Я видела, как каждый раз раздевалась группа мужчин и женщин, стариков и детей. Всех подводили к открытой яме, и автоматчики расстреливали их.

Только в один этот день в Бабье Яру, как сообщалось в отчете зондеркоманды 4 – а, были расстреляны 33 771 человек. Расстрелы продолжались несколько дней. По оценкам исследователей, всего в Бабьем Яру погибло около 150 тысяч евреев, включая жителей других городов и беженцев.

10 обучающийся: читает отрывок из стихотворения “Варварство”.

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных… Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землей,
Друг друга с бешенством гоня.
Нет, этого я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес.

Над бабьим Яром шелест диких трав.
Деревья смотрят грозно, по-судейски.
Всё молча здесь кричит, и, шапку сняв,
Я чувствую, как медленно седею.
И сам я, как сплошной беззвучный вопль,
Над тысячами тысяч погребенных,
Я – каждый здесь расстрелянный старик.
Я – каждый здесь расстрелянный ребенок.
Ничто во мне про это не забудет!

Преподаватель: Давайте почтим память жертв холокоста минутой молчания (обучающиеся зажигают свечи).

Рефлексия.

Преподаватель: На ваших столах лежат зеленые и красные карточки. Оцените наше мероприятие. Если вам оно показалось полезным и важным, напишите свое мнение на зеленой карточке. Если вам оно не понравилось, напишите свое мнение на красной карточке.

7. Заключительная часть.

Преподаватель: Нет ничего дороже на Земле, чем улыбка ребёнка. Ребёнок улыбается, значит, светит солнце, мирно колосится поле, не звучат взрывы, не горят деревни и города.

Что может быть страшнее смерти ребёнка? Смерти бессмысленной и жестокой, смерти от руки взрослого, призванного самой природой защищать и растить дитя.

«Да воцарится мир в душах людей злой воли,
И да положит это конец мщению
И разговорам о казнях и насилии.
Жестокость несовместима ни с какими нормами и принципами,
Она вне пределов человеческого понимания,
Из-за неё так много мучеников в этом мире».

Обучающиеся выходят с плакатами «НЕТ ХОЛОКОСТУ!»

Обучающийся 1: Каждый из нас должен помнить: многое начинается с меня, моих мыслей, поступков, моих действий.

Обучающийся 2: Совершая действия, помни, что ты – Человек!

Обучающийся 3: Прислушайся к своему сердцу, загляни себе в душу, посмотри на мир справедливыми глазами и помни, что ты – Человек!

Обучающийся 4: Протяни руку не для удара, а для помощи. Радуйся тому, что кто-то может быть тебе за это благодарен.

Преподаватель: Возможно, вы нас спросите: почему именно сейчас, когда прошло более семи десятилетий, когда мир и так напряжен, наэлектризован и агрессивен и столько новых проблем, мы снова говорим о холокосте?

Почему говорим сейчас, когда взрываются дома-небоскребы, и тысячи людей гибнут только по воле безумца, или безумцев, разрешивших себе вершить судьбу этих ни в чем не повинных людей?! Почему снова – о холокосте? Очень хочется, чтобы вы поняли: холокост – это общечеловеческая трагедия. Холокост – это апофеоз зла. И нам сегодня крайне важно понять его источники.

Рассказывая вам о том, как гибли люди, а среди них было много детей, мы говорим: «Ты запомни их глаза. Ты подумай, может, они могли стать большими музыкантами, художниками, физиками, просто красивыми людьми. Но кто предоставил право одному лишать жизни другого без суда и следствия, только по расовым и национальным признакам?»

Наш долг и обязанность – помнить о погибших, уважать уцелевших и снова подтвердить стремление человечества к взаимопониманию и справедливости.

Мы – это и вы, любой и каждый из нас.

В завершение нашего мероприятия предлагаю вашему вниманию видеоклип на песню А. Розембаума «Бабий Яр» https://www.youtube.com/watch?v=8q1rHCHATes





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.