Классный час «Урок памяти»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Заводоуковского городского округа
«Бигилинская средняя общеобразовательная школа
имени первого директора, отличника народного образования СССР, А.П.Горохова»
Конспект проекта
в 4 классе
«Урок Памяти»
Автор – составитель:
учитель начальных классов
Габдулинова Лейля Мирамовна
Бигила, 2017
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА
«Урок памяти»
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Название проекта |
Урок памяти |
Руководитель проекта |
Габдулинова Лейля Мирамовна |
База организации проектной деятельности |
МАОУ Бигилинская СОШ |
Возраст участников |
9-11 лет |
Списочный состав участников проектной деятельности |
Бертрам Мария Битюцких Наталья Галимская Диана Гейн Виталий Гилина Софья Григорьев Александр Загвоздкин Даниил Крупин Николай Люшакова Ксения Моисеев Данил Насекина Снежана Примич Юрий Сафонова Виктория Терентьева Марина |
Методическая цель и задачи проектной деятельности |
Цель мероприятия: формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России и её граждан в судьбе мира. Задачи: показать масштабы трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советского народа; воспитывать чувство личного сопереживания к тем, кто отстоял нашу Родину, чувство гордости за свою страну, уважения к истории своей страны и участникам войны; сохранение и развитие гордости за свою страну, сопричастности поколений к истории Отечества; воспитание уважения к подвигам героев; |
Этапы организации проектной деятельности и график работы |
1. Поиск и формулирование проблемы 2. Целеполагание 3. Планирование 4. Реализация плана 5. Рефлексия 6. Презентация |
Проблема проекта |
Не зная прошлого, нельзя жить в настоящем. Не все современные жители России знают историю России, ее защитников во время Великой Отечественной войны. |
Форма продукта (продуктов) |
Выставка минипроектов каждого ученика |
Цель проекта |
Формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России, её граждан в судьбе мира. |
Форма организации рефлексии проектной деятельности |
Анализ своей работы |
Форма презентации проекта |
Выступление с минипроектами |
Тип проекта по продолжительности |
2 недели |
Тип проекта по форме организации проектной деятельности |
монопроект |
Тип проекта по характеру контактов |
индивидуально-фронтальный |
Тип проекта по предметно-содержательной области |
исследовательский, творческий |
Материально-техническое оснащение проектной деятельности |
Диктофон, компьютер |
Учебно-методическое оснащение |
Записи своих дедов, прадедов |
Кадровое оснащение |
Руководитель, члены жюри |
Критерии оценки результатов |
Правдивость информации, аккуратность оформления работы, коллективизм, вовлеченность всех участников |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Этапы организации проектной деятельности |
Содержание деятельности |
Поиск и формулирование проблемы |
На доске изображена иллюстрация, связанная с войной, играет музыка военных лет - Ребята, как вы думаете, нужно ли нам помнить все то, что происходило в эти времена? (Да, потому что, без прошлого нельзя жить и существовать в настоящем, все, что было нам дает урок, как не стоит вести себя в настоящем.) - А как вы думаете, все ли люди это помнят? (Нет, так как сейчас происходит много войн и люди забыли, какой ценой нам досталась эта жизнь) |
Целеполагание |
- Можем ли мы как – то сохранить и передать другим то, что знаем о войне, о людях, которые отдали свои жизни? ( Конечно, мы можем сделать выставку, на которой продемонстрируем все, что сами знаем о войне, а другие ребята, посмотрев, буду знать эту информацию) |
Планирование |
-Что мы будем с вами делать и чем займемся в ближайшее время? (Сначала мы опросим всех своих знакомых дедушек и бабушек о том, что они помнят о войне, проанализируем полученную информацию, оформим ее аккуратно, подготовим выставку и расскажем об этой информации другим школьникам) |
Реализация плана |
В течении двух недель учащиеся собирали информацию о войне у жителей д. Дронова, с. Бигила, с. Мичуринского, д. Яковлево. Ребятами были собраны записи, письма, фотографии военных лет.После учащиеся распределили кто, о чем будет рассказывать другим ребятам: 1. О жизни людей в те годы. (2 человека). (Приложение № 2) 2. О наградах солдат. (2 человека) 3. О земляках – ветеранах. ( 5 человек). (Приложение № 1) 4. Чтение произведений о войне. (2 человека) (Приложение № 3) 5. Пение песен о войне. (3 человека)(Приложение № 4) |
Рефлексия |
-Всего ли вы достигли, чего хотели ? (Все цели, поставленные перед нами были достигнуты, мы нашли необходимую информацию, оформили выставку) |
Презентация |
Учащиеся на переменах всем желающим рассказывали о войне, пели песни военных лет, читали стихотворения о войне. (Приложение № 5) |
Приложение № 1
Сообщение о родном прадедушке Дианы Галимской, ученицы 4 класса.
Моего прадеда звали Евстигнеев Василий Матвеевич. Он родился в 19О8 году. В 1941 году он пошел на фронт, прадедушка прошел всю войну, начиная от Москвы до Берлина. За это время он был 6 раз в госпитале. Он был дважды ранен в обе ноги, в обе руки, голову, в легкие и позвоночник.
После того, как он возвратился домой, осколок из позвоночника достали в больнице города Тюмени. Железный осколок ему отдали на память. Осколки в легких, руках и ногах остались на всю жизнь.
После госпиталя он воевал в разных частях. Воевал у Конева, Жукова, Ракосовского. Прадедушка защищал Москву, освобождал Ленинград, Сталинград, воевал на Курской дуге, освобождал Крым, и форсировал Днепр.
Когда брали Берлин, не спали трое суток, были в наушниках, так как был не прерывный сплошной гул и они могли потерять слух. И только слышали команду ОГОНЬ. В Бирлин вошли через трое суток. Им разрешили поспать. Кто, где стоял сразу уснули на этом месте. В течение войны мой прадедушка был награжден медалями: *За освобождение Варшавы*, *За взятие Берлина*, *За победу над Германией*., за то что он принес на себе *языка*, был награжден *Орденом красной звезды*.
На войне прадедушка был ручным пулеметчиком, станковым пулеметчиком, минометчиком, артиллеристом, зенитчиком.
Домой вернулся в ноябре 1945 года. Своего прадедушку Василия, я считаю - героем.
Приложение № 2
Фотографии из архива ветеранов Великой Отечественной войны
Приложение № 3
Стихотворения о войне
Рассказ ветерана
Я, ребята, на войне
В бой ходил, горел в огне.
Мёрз в окопах под Москвой,
Но, как видите, - живой.
Не имел, ребята, права
Я замёрзнуть на снегу,
Утонуть на переправах,
Дом родной отдать врагу.
Должен был прийти я к маме,
Хлеб растить, косить траву.
В День Победы вместе с вами
Видеть неба синеву.
Помнить всех, кто в горький час
Сам погиб, а землю спас…
Я веду сегодня речь
Вот о чём, ребята:
Надо Родину беречь
По-солдатски свято!
Никто не забыт
(А. Шамарин)
«Никто не забыт и ничто не забыто» -
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.
***
Дедушкины друзья
Май… Вовсю щебечут птицы,
И парад идёт в столице.
В орденах шагают деды.
Поздравляем с Днём Победы!
Приходят к дедушке друзья,
Приходят в День Победы.
Люблю подолгу слушать я
Их песни и беседы.
Горят на солнце золотом
Награды боевые,
И входят в дом,
В наш мирный дом,
Дороги фронтовые.
Я молча рядышком сижу,
Но кажется порою,
Что это я в прицел гляжу,
Что я готовлюсь к бою.
Приходят к дедушке друзья
Отпраздновать Победу.
Всё меньше их,
Но верю я:
Они опять приедут.
Дедушкин портрет
(В. Туров)
Бабушка надела ордена
И сейчас красивая такая!
День Победы празднует она,
О войне великой вспоминая.
Грустное у бабушки лицо.
На столе солдатский треугольник.
Дедушкино с фронта письмецо
Ей читать и нынче очень больно.
Смотрим мы на дедушкин портрет
И разводим ручками с братишкой:
- Ну какой, какой же это дед?
Он же ведь совсем ещё мальчишка!
***
Нет войны
(С. Михалков)
Спать легли однажды дети –
Окна все затемнены.
А проснулись на рассвете –
В окнах свет – и нет войны!
Можно больше не прощаться
И на фронт не провожать –
Будут с фронта возвращаться,
Мы героев будем ждать.
Зарастут травой траншеи
На местах былых боёв.
С каждым годом хорошея,
Встанут сотни городов.
И в хорошие минуты
Вспомнишь ты и вспомню я,
Как от вражьих полчищ лютых
Очищали мы края.
Вспомним всё: как мы дружили,
Как пожары мы тушили,
Как у нашего крыльца
Молоком парным поили
Поседевшего от пыли,
Утомлённого бойца.
Не забудем тех героев,
Что лежат в земле сырой,
Жизнь отдав на поле боя
За народ, за нас с тобой…
Слава нашим генералам,
Слава нашим адмиралам
И солдатам рядовым –
Пешим, плавающим, конным,
Утомлённым, закалённым!
Слава павшим и живым –
От души спасибо им!
Вечный огонь
Над могилой, в тихом парке
Расцвели тюльпаны ярко.
Вечно тут огонь горит,
Тут солдат советский спит.
Мы склонились низко-низко
У подножья обелиска,
Наш венок расцвёл на нём
Жарким, пламенным огнём.
Мир солдаты защищали,
Жизнь за нас они отдали.
Сохраним в сердцах своих
Память светлую о них!
Как продолжение жизни солдат
Под звёздами мирной державы
Цветы на ратных могилах горят
Венками немеркнущей славы.
Приложение № 4
Песни о войне
Катюша
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.
Выходила, песню заводила
Про степного сизого орла,
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.
Ой, ты, песня, песенка девичья,
Ты лети за ясным солнцем вслед
И бойцу на дальнем пограничье
От Катюши передай привет.
Пусть он вспомнит девушку простую,
Пусть услышит, как она поет,
Пусть он землю бережет родную,
А любовь Катюша сбережет.
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.
Последний бой
Мы так давно, мы так давно не отдыхали
Мы так давно, мы так давно не отдыхали.
Нам было просто не до отдыха с тобой.
Мы пол-Европы по-пластунски пропахали,
И завтра, завтра, наконец, последний бой.
Припев:
Еще немного, еще чуть-чуть...
Последний бой - он трудный самый.
А я в Россию, домой хочу,
Я так давно не видел маму!
Четвертый год нам нет житья от этих фрицев,
Четвертый год соленый пот и кровь рекой.
А мне б в девчоночку хорошую влюбиться,
А мне б до Родины дотронуться рукой.
Припев.
Последний раз сойдемся в рукопашной,
Последний раз России сможем послужить.
А за нее и помереть совсем не страшно,
Хоть каждый все-таки надеется дожить!
Припев.
Солнечный круг
Солнечный круг, небо вокруг
Это рисунок мальчишки
Нарисовал он на листке
И подписал в уголке
Пусть всегда будет солнце
Пусть всегда будет небо
Пусть всегда будет мама
Пусть всегда буду я
Пусть всегда будет солнце
Пусть всегда будет небо
Пусть всегда будет мама
Пусть всегда буду я
Тише солдат, слышишь солдат
Люди пугаются взрывов
Тысячи глаз в небо глядят
Губы упрямо твердят
Пусть всегда будет солнце
Пусть всегда будет небо
Пусть всегда будет мама
Пусть всегда буду я
Пусть всегда будет солнце
Пусть всегда будет небо
Пусть всегда будет мама
Пусть всегда буду я
Против беды, против войны
Станем за наших мальчишек
Солнце навек, счастье навек
Так повелел человек
Пусть всегда будет солнце
Пусть всегда будет небо
Пусть всегда будет мама
Пусть всегда буду я
Пусть всегда будет солнце
Пусть всегда будет небо
Пусть всегда будет мама
Пусть всегда буду я
Приложение № 5
Презентация проекта