Классный час на тему: "Происхождение фортепиано"

0
0
Материал опубликован 22 January

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Убинская детская школа искусств»

Убинского района Новосибирской области









КЛАССНЫЙ ЧАС

НА ТЕМУ:

«Происхождение фортепиано»













Подготовила: Пасичник М.М.

преподаватель по классу фортепиано высшей категории



















-с.Убинское , 2025-

Тема: «Происхождение фортепиано»

Цель: познакомить учащихся с историей возникновения «фортепиано», приобщение к музыкальной культуре

Задачи:

воспитание интереса к музыке и выбранному инструменту;

расширить музыкальный кругозор;

формирование умения слушать, анализировать, познавать.

Учитель: Добрый день, дорогие учащиеся!

Тема нашего сегодняшнего классного часа – «Происхождение фортепиано».

Мы затронем историю инструмента, без которого не может обойтись ни один концерт классической музыки, инструмента, который может заменить весь оркестр. Сейчас, дорогие друзья, мы с вами углубимся в далекое прошлое и познакомимся с предками современного фортепиано.

1. Одним из первых шагов на пути к рождению фортепиано был монохорд.

Дульцимер и цимбалы – так именовались в разных концах света разновидности монохорда.

Сам монохорд является однострунным музыкальным инструментом, представляющим собой деревянный прямоугольный ящик, над верхней плоскостью которого крепилась единственная струна (изображение монохорда).

2. Клавикорд (от латинского clavis – «ключ» или «клавиша», chorda – «струна») – это струнный клавишный ударный инструмент XV-XVIII веков, обладающий чрезвычайно простым и в то же время нежным серебристым звучанием.

Диапазон данного инструмента, как правило, составлял 4 октавы, при этом мог варьироваться от 1 до 5 октав.

Когда играющий на клавикорде нажимает на клавишу, укрепленный на ее задней части металлический штифт – тангент – ударяет по струне. Чем сильнее исполнитель ударяет по клавише (и, соответственно, чем сильнее тангент давит на струну), тем громче звук. Пока тангент остается прижатым к струне, исполнитель может варьировать высоту звука, добиваясь эффекта вибрато и даже иллюзии crescendo (изображение клавикорда).

3. Современником и одновременно конкурентом клавикорда и еще одним дальним предком фортепиано является клавесин. Он возник в XV веке в Италии. Главное отличие этого струнного клавишного инструмента, заключается в том, что его струны не ударяются, а защипываются. Клавесин имеет форму продолговатого треугольника, чем-то напоминающую современный рояль. При нажатии клавиши толкачик поднимается, и плектр зацепляется за струну, таким образом, извлекается звук. Для изменения силы и тембра звука, используются ручные и ножные переключатели. Типичный клавесин имеет 2 клавиатуры, которые называются мануалами (изображение клавсесина).

4. Самым распространенным инструментом XVII века стал орган.

Это самый большой клавишный музыкальный инструмент, который звучит при помощи труб (металлических, деревянных, без язычков и с язычками) различных тембров, в которые благодаря мехам нагнетается воздух.

Органы больших размеров появились в IV веке, более или менее усовершенствованные органы — в VII и VIII веках. Но наибольшее и повсеместное распространение орган начинает получать в XIV веке. В это время в органе появилась педаль, то есть клавиатура для ног (изображение органа).

Учитель: Ребята, а вы знаете кто из композиторов играл и сочинял произведения для органа? (ответы детей).

Отметим композиторов, писавших для органа:

- Иоганн Себастьян Бах

- Иоганн Адам Рейнкен

- Дитрих Букстехуде

- Георг Фридрих Гендель

Учитель: А сейчас внимание на экран! (видеофрагмент «Орган – старинный инструмент»). Беседа с учащимися по просмотренному видеоматериалу.

5. И, наконец, мы дошли до истории нашего уже знакомого инструмента – фортепиано. Бартоломео Кристофори (1655 - 1731) – это итальянский музыкальный мастер и изобретатель фортепиано(изображение фортепиано).

В 1709 году в мастерской итальянца Бартоломео Кристофори перышко, которое извлекало звук струн клавесина, было заменено молоточком, и это дало возможность варьировать силу звука. Всем нам хорошо известно, что громко по-итальянски звучит как форте (forte), а тихо – пиано (piano). Так и родилось название для нашего инструмента – «фортепиано», которое объединило современные клавишные инструменты – пианино и рояль.

Звук в инструменте извлекался деревянными молоточками, обтянутыми войлоком. Удар по клавише заставлял молоток ударять по струне, вызывая ее вибрацию и издавая новый в отличие от клавесина мягкий звук.

В эпоху классицизма фортепиано стало популярным инструментом домашнего музицирования и концертного исполнения. К концу XVIII века фортепиано полностью вытеснило клавесин и стало самым популярным музыкальным инструментом. В последующие годы улучшение конструкции фортепиано было связано с эволюцией клавишного механизма, введением чугунной рамы, педалей, увеличением диапазона, изменением расположения струн.

Сейчас самое замечательное в фортепиано это способность резонировать и его большой динамический диапазон. Другое отличие фортепиано от его предшественников это способность звучать не только тихо и громко, но и делать крещендо и диминуэндо, менять динамику внезапно или постепенно.

История фортепиано насчитывает более четырех сотен лет. Нет ни одного инструмента, который в истории музыки имел бы настолько сильное влияние на целые эпохи.

Учитель: А сейчас давайте посмотрим еще один видеофрагмент, но уже об инструменте фортепиано. Внимание на экран! Беседа с учащимися по просмотренному видеоматериалу.

Учитель: А сейчас я предлагаю вашему вниманию музыкальные загадки:


Играть умеет он и «форте» и « пиано», 
Поэтому назвали его... (фортепиано)

Пять ступенек - лесенка, на ступеньках песенка (нотный стан и ноты)

Семь ребят на лесенке заиграли песенку (ноты)

Движенья плавные смычка приводят в трепет струны,

Мотив журчит издалека, поёт под ветер лунный.

Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка,

Звучит мечтательный мотив, Его названье…(Скрипка)

Я стою на трёх ногах, Ноги в чёрных сапогах,
Зубы чёрные, педаль. Называюсь я… (рояль).

На листочке, на страничке -
То ли точки, то ли птички.
Все сидят на лесенке
И щебечут песенки (нотки)


 Учитель: В заключение благодарю всех учащихся за активную работу на протяжении всего классного часа. До новых встреч!





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.