Классный час «Опасные ситуации: разлив ртути» (5–9 класс)

3
0
Материал опубликован 28 June 2019

Классный час

«Опасные ситуации: разлив ртути»

 

Подготовила и провела

классный руководитель 7 класса

Чурсина Т.А.

 

Цели:

Образовательная: познакомить обучающихся с действиями в чрезвычайной ситуации при разливе ртути; научить безопасному обращению с ртутью.

Развивающая: развивать навыки адекватного и безопасного поведения в экстремальных ситуациях;

Воспитательная: воспитывать дисциплинированность, ответственность за свою жизнь и здоровье, а также окружающих.

Оборудование:

изображение ртутного градусника и ртути, спринцовка, пшено, банка с водой

 

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

 

Классный руководитель. В процессе жизни люди сталкиваются с теми или иными опасностями. Сейчас их насчитывается более 200. Поэтому изучение причин их возникновения, особенностей, последствий является необходимым условием нашей безопасной жизнедеятельности.

Классный руководитель. Назовите свои ассоциации к словосочетанию «опасная ситуация» и попытайтесь дать определение этому термину.

Назовите основные признаки опасных ситуаций.

Приведите классификацию видов опасностей.

Сегодня мы теоретически познакомимся с одной из опасных ситуаций для того, чтобы практически избежать ее возникновения и последствий. А для этого некоторые обучающиеся нашего класса получили опережающее задание и подготовили сообщения по теме классного часа. Давайте их заслушаем.

Ученик 1. Из истории открытия ртути

Ученик 2. Физико-химические свойства ртути

Ученик 3. Применение ртути в производстве

Ученик 4. Опасность ртути

Ученик 5. Пути проникновения ртути в организм человека

Ученик 6. Признаки отравления ртутью

Ученик 7. Первая помощь при отравлении ртутью

Классный руководитель А сейчас рассмотрим правила поведения при разливе ртути. Главное – не паниковать! Для начала удалите из помещения детей, инвалидов, людей пожилого возраста. Сами не ходите по загрязненному участку, чтобы не разносить ртуть в другие помещения. Следите, чтобы ртуть не попала на мягкую мебель, ковры, обои. Не находитесь в помещении, где произошел разлив ртути без средств индивидуальной защиты органов дыхания.

Действие первое: механическая демеркуризация

Ртуть образует шарики, которые хорошо сметаются в бумажные «кульки». Мелкие шарики собираются с помощью кусочков пластыря или скотча. Можно использовать спринцовку. Совсем мелкие шарики ртути можно удалить влажной бумагой. Для этого газетную бумагу размачивают в воде и отжимают. Внимание! Не собирайте ртуть с помощью пылесоса! Продуваемый пылесосом воздух облегчает испарение ртути! Все собранные разными способами ртутные шарики убирают в банку с плотно прилегающей крышкой, наполненную раствором марганцовки или воды, чтобы не допустить испарение ртути.

Демонстрация «Сбор ртути в домашних условиях» Оборудование: спринцовка, крупа (вместо ртутных шариков), банка с водой.

Действие второе: химическая демеркуризация

Механически удалить всю разлившуюся ртуть не удастся. Микроскопические шарики могут затеряться в щелях или трещинах. Загрязненные поверхности смачивают демеркуризирующим раствором и оставляют на время. В домашних условиях демеркуризирующий раствор можно приготовить из одного пузырька марганцовки, растворенного в литре воды, в который необходимо влить полстакана 9%-ного уксуса. Также, можно использовать мыльно-содовый раствор (400 г мыла, 500 г соды на 10 л воды). После этого промывают сначала мыльным раствором, потом чистой водой.

Действие третье: проветривание помещения.

После удаления источников загрязнения проветрите квартиру на протяжении нескольких часов.

В случае разлива большого количества ртути или невозможности самостоятельно справиться с последствиями, следует обращаться в МЧС по номеру 101.

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Тест.

1.Ртуть – это:

газ

металл

пластик

2. Ртуть используется:

в измерительных приборах

газовой плите

в качестве рабочего вещества в промышленных холодильниках

3. Ртуть должна храниться в:

стеклянной банке с полиэтиленовой крышкой

запаянном стеклянном сосуде

полиэтиленовой бутылке

4. Опасность поражения ртутью увеличивается:

когда увеличивается площадь испарения ртути

в проветриваемом помещении

на открытом воздухе

5. Признаки поражения ртутью проявляются:

через 1-2 часа

через 8-24 часа

через 15-20 мин

6. Собрать ртуть можно:

пальцами

резиновой грушей

раствором хлорида натрия

Работа в парах: установите логическую последовательность действий при отравлении ртутью:

- вызвать медицинскую помощь;

- дать пострадавшему молоко с яичным белком;

- вывести на свежий воздух;

- вызвать рвоту;

- дать активированный уголь.

РЕФЛЕКСИЯ

Классный руководитель. Продолжите фразу: «Сегодняшнее мероприятие для меня было полезно, потому что...»

Спасибо за активную работу! Будьте аккуратны, внимательны и здоровы! Классный час окончен.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.