Классный час «Опасные ситуации: разлив ртути» (5–9 класс)
Классный час
«Опасные ситуации: разлив ртути»
Подготовила и провела
классный руководитель 7 класса
Чурсина Т.А.
Цели:
Образовательная: познакомить обучающихся с действиями в чрезвычайной ситуации при разливе ртути; научить безопасному обращению с ртутью.
Развивающая: развивать навыки адекватного и безопасного поведения в экстремальных ситуациях;
Воспитательная: воспитывать дисциплинированность, ответственность за свою жизнь и здоровье, а также окружающих.
Оборудование:
изображение ртутного градусника и ртути, спринцовка, пшено, банка с водой
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Классный руководитель. В процессе жизни люди сталкиваются с теми или иными опасностями. Сейчас их насчитывается более 200. Поэтому изучение причин их возникновения, особенностей, последствий является необходимым условием нашей безопасной жизнедеятельности.
Классный руководитель. Назовите свои ассоциации к словосочетанию «опасная ситуация» и попытайтесь дать определение этому термину.
Назовите основные признаки опасных ситуаций.
Приведите классификацию видов опасностей.
Сегодня мы теоретически познакомимся с одной из опасных ситуаций для того, чтобы практически избежать ее возникновения и последствий. А для этого некоторые обучающиеся нашего класса получили опережающее задание и подготовили сообщения по теме классного часа. Давайте их заслушаем.
Ученик 1. Из истории открытия ртути
Ученик 2. Физико-химические свойства ртути
Ученик 3. Применение ртути в производстве
Ученик 4. Опасность ртути
Ученик 5. Пути проникновения ртути в организм человека
Ученик 6. Признаки отравления ртутью
Ученик 7. Первая помощь при отравлении ртутью
Классный руководитель А сейчас рассмотрим правила поведения при разливе ртути. Главное – не паниковать! Для начала удалите из помещения детей, инвалидов, людей пожилого возраста. Сами не ходите по загрязненному участку, чтобы не разносить ртуть в другие помещения. Следите, чтобы ртуть не попала на мягкую мебель, ковры, обои. Не находитесь в помещении, где произошел разлив ртути без средств индивидуальной защиты органов дыхания.
Действие первое: механическая демеркуризация
Ртуть образует шарики, которые хорошо сметаются в бумажные «кульки». Мелкие шарики собираются с помощью кусочков пластыря или скотча. Можно использовать спринцовку. Совсем мелкие шарики ртути можно удалить влажной бумагой. Для этого газетную бумагу размачивают в воде и отжимают. Внимание! Не собирайте ртуть с помощью пылесоса! Продуваемый пылесосом воздух облегчает испарение ртути! Все собранные разными способами ртутные шарики убирают в банку с плотно прилегающей крышкой, наполненную раствором марганцовки или воды, чтобы не допустить испарение ртути.
Демонстрация «Сбор ртути в домашних условиях» Оборудование: спринцовка, крупа (вместо ртутных шариков), банка с водой.
Действие второе: химическая демеркуризация
Механически удалить всю разлившуюся ртуть не удастся. Микроскопические шарики могут затеряться в щелях или трещинах. Загрязненные поверхности смачивают демеркуризирующим раствором и оставляют на время. В домашних условиях демеркуризирующий раствор можно приготовить из одного пузырька марганцовки, растворенного в литре воды, в который необходимо влить полстакана 9%-ного уксуса. Также, можно использовать мыльно-содовый раствор (400 г мыла, 500 г соды на 10 л воды). После этого промывают сначала мыльным раствором, потом чистой водой.
Действие третье: проветривание помещения.
После удаления источников загрязнения проветрите квартиру на протяжении нескольких часов.
В случае разлива большого количества ртути или невозможности самостоятельно справиться с последствиями, следует обращаться в МЧС по номеру 101.
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Тест.
1.Ртуть – это:
газ
металл
пластик
2. Ртуть используется:
в измерительных приборах
газовой плите
в качестве рабочего вещества в промышленных холодильниках
3. Ртуть должна храниться в:
стеклянной банке с полиэтиленовой крышкой
запаянном стеклянном сосуде
полиэтиленовой бутылке
4. Опасность поражения ртутью увеличивается:
когда увеличивается площадь испарения ртути
в проветриваемом помещении
на открытом воздухе
5. Признаки поражения ртутью проявляются:
через 1-2 часа
через 8-24 часа
через 15-20 мин
6. Собрать ртуть можно:
пальцами
резиновой грушей
раствором хлорида натрия
Работа в парах: установите логическую последовательность действий при отравлении ртутью:
- вызвать медицинскую помощь;
- дать пострадавшему молоко с яичным белком;
- вывести на свежий воздух;
- вызвать рвоту;
- дать активированный уголь.
РЕФЛЕКСИЯ
Классный руководитель. Продолжите фразу: «Сегодняшнее мероприятие для меня было полезно, потому что...»
Спасибо за активную работу! Будьте аккуратны, внимательны и здоровы! Классный час окончен.