12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Карасева Ирина Дмитриевна1175
Учитель физики высшей категории. Имею звание "Старший учитель". Являюсь руководителем методического объединения учителей естественных дисциплин, физической культуры и ОБЖ. Педагогический стаж работы 28 лет
Россия, Луганская Народная Респ., Луганск
Материал размещён в группе « Наши интересные уроки»

Урок 2

Тема урока: Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Соблюдение мер безопасности в быту


Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище
DOCX / 40.96 Кб

 

Цель урока: знакомство обучающихся с возможными опасными и аварийными ситуациями в жилище и формирование навыков правильного и безопасного поведения во время таких ситуаций.

 

Задачи:

образовательные:

рассмотреть с обучающимися возможные опасные ситуации в жилище, установить причину их возникновения;

выработать у обучающихся алгоритм действий в случае возникновения некоторых опасных ситуаций;

учить правильному и безопасному поведению во время таких ситуаций;

развивающие:

развивать инициативу и активность обучающихся во время урока;

воспитательные:

воспитывать у школьников серьёзное отношение, ответственность и стремление к обязательному соблюдению правил безопасного поведения в быту.

Ход урока

1. Организационный этап

(Учитель читает стихотворение, пока стоят ученики. Обучающиеся отгадывают главные слова в стихотворении)

Прозвенел уже … (звонок),

Начинается … (урок).

Встаньте, дети, не ленитесь,

Все мне дружно … (улыбнитесь).

Здравствуйте, ребята, сели

И на парты посмотрели.

Будут нужными опять:

Книжка, ручка и … (тетрадь).

Ни один наш ученик

Не забудет про … (дневник).

Молодцы! Готов весь класс,

Я урок начну сейчас.

Главная ваша задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми.

2. Проверка домашнего задания

Прежде, чем мы перейдём к новой теме, давайте вспомним, какие опасности могут подстерегать человека в городе и в сельской местности. Для этого я предлагаю учащимся, сидящим за первыми партами индивидуальную самостоятельную работу по карточкам. Время работы 5-7 минут.

(Обучающимся, сидящим за первыми партами, выдаются карточки с заданием)

Карточка 1 Тема: «Опасности в городе и сельской местности»

Укажите стрелками, какие из перечисленных характеристик, с точки зрения безопасности жизни, относятся к городскому жителю, а какие к сельскому жителю.

 

 

 

 

Фронтальная работа с классом

Подумайте и выскажите своё мнение:

что произойдет в нашем городе, если в течение трех дней будет полностью отключена электроэнергия?

к каким последствиям могут привести продолжительные ливневые дожди в нашем городе?

3. Введение в тему урока

А сейчас предлагаю вам послушать стихотворение, а, послушав, ответить, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
И можно на бурые ливни
Спокойно смотреть сквозь стекло.

Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное -
Домой так и тянет меня. (Ответы школьников)

Действительно, сегодня мы будем говорить о доме, как о жилище человека. Кто-то из вас живет в квартире, а кто-то в своём доме, куда вы возвращаетесь после школы. Там вас ждут ваши родные, а также любимые игрушки и вещи. Там тепло и уютно. Именно там вы чувствуете себя в безопасности.

«Мой дом – моя крепость» - эти слова принадлежат английскому правоведу Эдуарду Коку. Но …

Как вы считаете, что имел ввиду правовед Кок? О чём говорят эти, ставшие сегодня, поговоркой, слова? (Ответы обучающихся)

По статистике детских травм можно увидеть, что большинство увечий несовершеннолетние получают именно дома, в быту. Бытовые травмы составляют 57% от всех травм. Это, как правило, ожоги и переломы.

Что же получается, наше жилище не безопасно?

Кто может сказать, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? О чём будет тема урока? (Обучающиеся отвечают)

4. Сообщение темы и цели урока

Вы правы, целью нашего урока является рассмотрение опасных и аварийных ситуаций, которые могут возникнуть в нашем жилище. Кроме того, мы с вами обязательно должны выработать алгоритм действий во время возникновения таких ситуаций. А значит – обязательно должны разобраться, почему они происходят, эти неприятные для нас ситуации.

Итак, тема урока: «Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Соблюдение мер безопасности в быту».

5. Изложение нового материала

Современное жилище не только защищает человека, но и предоставляет ему различные удобства. Чтобы в квартире было удобно жить, необходимо подать в неё воду, газ, электричество, подключить телефон, провести телевизионную антенну. Без всего этого человек уже не мыслит своей жизни. Но наличие в квартире большого количества домашней техники и бытовых приборов может привести к возникновению опасных ситуаций.

Что такое, на ваш взгляд, опасная ситуация? (Ответы обучающихся)

Запись в тетрадь:

Опасная ситуация – это стечение обстоятельств, которое при определённом развитии может привести к несчастью.

Какие же опасные ситуации могут возникнуть в нашем доме, квартире, или что может быть причиной возникновения таких ситуаций?(Ответы обучающихся)

Запись в тетради:

Причины возникновения опасных ситуаций в жилище:

невнимательность, пренебрежение техникой безопасности (незакрытый кран, забытый включённый утюг, чайник, оставленный без присмотра на включённой газовой плите);

неправильное обращение с бытовой техникой (использование бытовых приборов не по назначению; перегрузка электросети включением нескольких электроприборов в одну розетку; нарушение правил эксплуатации электроприборов, определенных в инструкции предприятий-изготовителей; повреждение электроприборов);

неосторожное обращение с огнём и химическими препаратами;

криминальные ситуации (взлом, ограбление, террористический акт);

технические аварии (прорыв труб, повреждение газопровода, нарушение работы системы отопления и т.д.);

стихийное бедствие (затопление, землетрясение, жара, сильный мороз и т.д.).

Возможные опасные ситуации в быту:

пожар (неисправность электропроводки или электротехники, неосторожное обращения с огнём);

взрыв газа (утечка газа из-за оставленной включенной газовой плиты);

затопление (неисправность водопровода или незакрытый кран, неисправная стиральная машина); 

отравление (газом или химическими препаратами); 

поражение электрическим током (нарушение правил безопасности при пользовании электроприборами и электрооборудованием);

разрушение строительных конструкций (землетрясение или взрыв).

Опасные ситуации можно и нужно предупреждать!

Помните:

Если электроприбор исправен, то он никогда не загорится. 

Если водопроводный кран отремонтирован, то он и не потечёт.

Не нужно опасаться отравления ядохимикатами, если мы их храним и используем правильно.

Нужно быть предусмотрительным в повседневной жизни. Шалости и игры с опасными предметами отправляют многих детей в больницу, доставляя душевные страдания родителям, а физические — самому виновнику.

6. Физкультминутка

«Успокоение»

(Обучающиеся выбирают удобную позу для сидения. Учитель говорит слова, а дети выполняют действия, отражающие смысл слов)

Нам радостно, нам весело!

Смеемся мы с утра.

Но вот пришло мгновенье,

Серьезным быть пора.

Глазки прикрыли, ручки сложили,

Головки опустили, ротик закрыли.

И затихли на минутку,

Чтоб не слышать даже шутку,

Чтоб не видеть никого, а

А себя лишь одного!

Творческие физминутки на координацию движений и психологическую разгрузку

Встаньте и одновременно отдайте честь правой рукой, а левую вытяните вдоль туловища. Затем, подняв большой палец ладони левой руки, сказжите «Во!», после чего хлопните в ладоши и сделать то же, но поменяв руки.

Садитесь. Возьмите себя правой рукой за левое ухо, а левой рукой - за кончик носа. Хлопните в ладоши и быстро поменяйте руки: левой рукой – правое ухо, правой-кончик носа.

7. Решение ситуационных задач

Задача 1. Лена решила воспользоваться лифтом, но он вдруг остановился. Есть мобильный телефон. Что ей делать? (Ответы учащихся)

Алгоритм действий в данной ситуации:

Не паниковать!

Нажать кнопку вызова диспетчера и сообщить о ситуации.

Если нет, позвонить в службу спасения (МЧС тел.101 и 112 с Лугаком), родным, друзьям, которые смогут сообщить о происшествии в аварийную службу.

Если телефона под рукой нет, кричать и звать на помощь.

Лифт – этo тpaнcпopтнoe cpeдcтвo пoвышeннoй oпacнocти, тaкoe жe, кaк мeтpo или aвтoмoбиль. Потому следует выполнять правила пользования лифтом (составить дома)


 

Задача 2. Что делать, если захлопнулась дверь, а на лестничной клетке очень холодно? (Ответы учащихся)

Алгоритм действий в данной ситуации:

Попросить у соседей дождаться родителей.

Попросить соседей сообщить родителям о случившейся ситуации.

Припомнить, не остались ли включенными плита и т.д. и сообщить родителям.

Можно позвонить в службу спасения, обратиться в полицию (тел. 102 с Лугаком).

Предлагаю вам записать формулу безопасности.

Формула безопасности:

Уметь предвидеть опасность.

Уметь избегать опасность.

Действовать четко и решительно.

Работа в группах

Задание ученикам: Разобрать по формуле безопасности.

1-я группа - Режет хлеб.

2-я группа - Вяжет спицами.

3-я группа - Открывает консервную банку.

4-я группа - Срезает цветы.

5-я группа - Выпекает хлеб.

6-я группа – Колет дрова.

7-я группа -  Забивает гвоздь.

8-я группа – Шьет на швейной машинке.

9-я группа – Зашивает рубашку.

(Обучающиеся определяют возможность опасной ситуации, предлагают, как её можно предотвратить. Если ситуация возникла, то как действовать в этом случае)

8. Подведение итогов урока

Как вы сегодня увидели, в каждой опасной ситуации есть явная или скрытая причина её возникновения, являющаяся результатом нашей невнимательности и нашего незнания. Чтобы не попасть в такие ситуации, нужно изучать правила ОБЖ и быть внимательным.

Домашнее задание: пункты 1.3 - 1.5 (читать), повторить пункты 1.1, 1.2; выполнить письменное задание.

Составить, записать в тетрадь и на следующем уроке рассказать:

1 ряд: Правила пользования лифтом

2 ряд: Правила пользования газовой плитой

3 ряд: Правила пользования бытовыми электроприборами

Использованные источники:

Латчук В.Н. Конспекты по ОБЖ 5 класс для учителей.

https://infourok.ru/urok-po-obzh-opasnie-situacii-v-zhilische-451991.html Опасные ситуации в жилище

http://razrabotky.ru/load/5_klass/obzh/konspekt_i_prezentacija_k_uroku_obzh_opasnye_situacii_v_zhilishhe/33-1-0-914 Опасные ситуации в жилище

Опубликовано в группе « Наши интересные уроки»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.