12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Белова Светлана Сергеевна8510
Россия, Ярославская обл.
16

Классный час по правовому воспитанию на тему «Права и обязанности детей» для обучающихся 9 класса



/data/files/u1548520884.doc (Классный час)

/data/files/e1548520621.pptx (Презентация)

Классный час по правовому воспитанию на тему «Права и обязанности детей» для обучающихся 9 класса
 
Автор: Белова Светлана Сергеевна
 
Цель: ознакомление обучающихся 9 класса с главными положениями Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка.
 
Задачи:
 
познакомить обучающихся 9 класса с главными положениями Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка;
познакомить обучающихся с тем, какие права и обязанности есть у ребенка;
создать благоприятные условия для осознания ответственности за собственные права;
научить обучающихся 9 класса уважительно относиться к правам других людей.
 
Форма проведения классного часа: беседа
 
Продолжительность проведения классного часа: 45 минут
 
Участники классного часа: обучающиеся 9 класса, классный руководитель 
 
Технологии:  ИКТ, игровые технологии
 
Подготовительная работа: подбор литературы по теме «Права и обязанности детей», подготовка кабинета к проведению классного часа, разработка заданий по теме классного часа, распечатка раздаточного материала по теме классного часа, подготовка презентации.
 
Материальное обеспечение: листы бумаги, фломастеры, шариковые ручки, пакеты с рабочим материалом, толковые словари русского языка (4 —6 штук), стикеры, бейджики, презентация по теме «Права и обязанности детей» магниты, 4 ватмана, пакет.
 
Оборудование: компьютер, звуковые колонки, экран, проектор.
 
(На доске висит плакат с эпиграфом. На экран проецируются слайды презентации №1—2).
 
«Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать ее в своем ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое "я" и отделил себя от окружающего мира»
 
(Дмитрий Писарев)
 
(Обучающиеся 9 класса разделены на четыре группы. Каждая группа сидит за отдельным столом).
 
Ход классного часа
 
1.Организационный момент
 
Классный руководитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня наш классный час будет посвящен очень важной теме для нас всех.  Давайте посмотрим на слайды презентации, которую я для вас подготовила. (Обучающиеся 9 класса смотрят на слайды презентации, на которых изображены картинки по теме классного часа).
 
(На экран проецируются слайды презентации №3—5).
 
Классный руководитель: Ребята, о чем сегодня пойдет речь на нашем классном часе? 
(Обучающиеся 9 класса отвечают, что речь пойдет о детях, их правах и обязанностях).
 
Классный руководитель: Молодцы! Все верно.
 
2. Этап мотивации учебной деятельности
 
Классный руководитель: Нередко мы можем услышать от взрослого человека, да и ребенка тоже: «У Вас такого права нет…», «У него или её есть весомое право…». На нашем классном часе сегодня мы с вами попробуем разобраться, какие права ребенка можно считать самыми главными и подумаем над тем, каким образом можно достичь  их соблюдения по максимуму. Так что же такое «право» и «обязанность»? Как вы думаете? 
(Обучающиеся отвечают).
 
Классный руководитель: Спасибо за ваши ответы. А теперь давайте обратимся к толкованию данных понятий, которые даны в толковых словарях русского языка. Словари лежат на ваших столах. На выполнение этого задания у вас есть 5 минут. 
(Обучающиеся ищут в словарях толкование для понятий «право» и «обязанность»).
 
Классный руководитель: Итак, ребята, что же такое «право»? Что же такое «обязанность»? (Обучающиеся отвечают).
 
3. Этап открытия новых знаний про основные права и обязанности детей. 
 
Классный руководитель: Замечательно! Ребята, как вы думаете, есть ли документы, которые защищают права детей? (Обучающиеся выражают собственные точки зрения).
 
Классный руководитель: На самом деле, такие документы существует. Так, например, еще в 1924 году Лигой Наций была принята Женевская конвенцию прав ребенка. Затем в 1848 году Организацией Объединенных Наций была принята Всеобщая декларация прав человека, в которой было сказано, что любой ребенок должен быть окружен особой заботой и вниманием. А уже в 1959 году Организацией Объединенных Наций была принята Декларация прав ребенка. Данный документ включал в себя десять небольших по объему статей, важных положений, которые должны были призывать родителей (законных представителей детей), конкретные лица, государственные органы власти, местные органы власти к тому, чтобы они признали описанные в статьях права и свободы, а также пытались их должным образом соблюдать. Также важно отметить, что это были 10 основных принципов, которые оказали немаловажное влияние на политическую сферу, деятельность людей в мире. 
 
В новые времена при усугубившемся положении детей в обществе потребовались наиболее конкретные законы, международные договоры, касающиеся вопросов защиты и обеспечения прав каждого ребенка. В 1979—1989 годы начал разрабатываться такой важный документ как Конвенция о правах ребенка. 
 
В конце ноября 1989 года Организация Объединенных Наций приняла  Конвенцию о правах ребенка. А в конце января 1990 года данную Конвенцию подписала шестьдесят одна страна. В нашей стране Конвенция вступила в силу второго сентября 1990 года. (На экран проецируются фотографии некоторых статей из данного документа). А теперь, ребята, я предлагаю вам познакомиться с основными правами детей, которые прописаны в Конвенции о правах ребенка.
Ребята, на самом деле, многим из вас на ум может приходить такой вопрос: «А каким образом это может меня касаться? Я ведь не являюсь маленьким ребенком». Бывало такое? Тогда я задам вам один важный вопрос. Как вы считаете, до какого возраста в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций, человек может считаться ребенком? На экране вы можете увидеть 4 возможных варианта ответа на этот вопрос. Пожалуйста, обсудите данный вопрос в течение минуты в своей группе, а затем дайте свой вариант ответа, который по мнению всех участников группы является верным. (На экран проецируется слайд презентации №6).
 
Варианты ответов:
 
1) до четырнадцати лет;
2) до шестнадцати лет;
3) до восемнадцати лет;
4) до двадцати одного года.
 
(Обучающиеся обсуждают в группах возможные ответы на вопрос, заданный классным руководителем).
 
(На экран проецируется слайд презентации №7).
 
Классный руководитель: Ребята, я надеюсь вы готовы. Ответить на мой вопрос и выбрали один из вариантов ответов? Давайте послушаем, какие ответы вы дали. (Каждая группа обучающихся предлагает свой коллективный верный (по их мнению) вариант ответа на вопрос классного руководителя. Классный руководитель записывает на доске данные обучающимися варианты ответов на заданный вопрос).
 
Классный руководитель: Ребята,  ваши мнения разделились при ответе на этот вопрос. Между прочим, данный вопрос был задан в одной известной телевизионной игре «Своя игра», а отвечала на данный вопрос школьница. К сожалению, она ответила на этот вопрос неправильно. По всей видимости, она думала, что детский возраст с получением паспорта заканчивается, а именно, в четырнадцать лет. Но согласно первой статье Конвенции Организации Объединенных Наций ребенком следует считать абсолютно каждое человеческое существо до достижения восемнадцатилетнего возраста.
Из этого следует, что вы ещё являетесь детьми и согласно Конвенцией Организации Объединенных Наций имеете полное право на получение заботы и помощи со стороны государства, гражданами которого являетесь. А теперь мы с вами должны приступить к процессу рассмотрения ваших основных прав.
 
Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Думаю, в настоящее время данное право ребенка большинству из вас может показаться вполне очевидным. Тем не менее, если мы вспомним некоторые законы Спарты, то нам станет понятнее, о чем идёт речь. (На экран проецируются слайды презентации №8—9).
 
В Спарте мальчиков, которые были недавно рождены, относили на край пропасти под названием Апофета (что в переводе с древнегреческого языка означает «место для отказа»), а затем их достаточно долго и тщательно рассматривали. В том случае если новорожденный имел нездоровый вид, или у малыша был какой-либо дефект во внешности, то такого новорожденного бросали в пропасть со скалы. Те новорожденные, которые были оставлены в живых, подвергались разного рода испытаниям с самого момента рождения. Колыбели, в которых малыши должны были спать, являлись неудобными, жёсткими. После достижения семилетнего возраста мальчики отправлялись в  военные лагеря. В этих лагерях мальчики учились искусству выживания. Те дети, которые не справлялись с этими испытаниями - умирали. Мальчики очень много занимались различными физическими упражнениями. Еду для себя им приходилось искать самим – прибегать к попыткам воровства и даже убивать. Девочкам  Древней Спарты не приходилось проходить через данную систему, но их также могли заставить много заниматься спортом.
 
Признав право человека на жизнь, государство создаёт законодательство, которое должно охранять жизнь и здоровье абсолютно всех граждан страны.
 
Каждый ребенок имеет право на свободу мысли. Это означает, что любой ребенок имеет право на исповедание любой религии. Но в том случае, если кто-то из вас внезапно станет членом какой-либо секты, которая угрожает жизни и здоровью других граждан, то ваши поступки будут нарушат право на жизнь других членов нашего общества и будут рассмотрены в качестве самого настоящего преступления, наказание за которое не заставит себя ждать. (На экран проецируется слайд презентации №10).
 
Также каждый ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения. Это означает, что каждый ребенок имеет право получать  бесплатные медицинские услуги. (На экран проецируется слайд презентации №11).
 
Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях; свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством, спортом и техническим творчеством. (На экран проецируется слайд презентации №12).
 
Несомненно, данных прав ребенка никто не может лишить. Ведь все они необходимы для гармоничного развития его личности.
 
Ребенок имеет право на защиту от эксплуатации, всех форм физического или психологического насилия. Это означает, что в том случае, если вас кто-либо обидел или унизил, оказал на лично на вас негативное психологическое влияние, не пытайтесь искать выход из данного сложившегося положения в одиночку, а попробуйте прибегнуть к помощи взрослых, например, к  помощи классного руководителя или своих родителей. (На экран проецируется слайд презентации №13).
 
Также каждый ребенок имеет право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ. Это означает, что тот, кто распространяет среди детей наркотические или психотропные препараты, являются злостными нарушителями Уголовного кодекса Российской Федерации, а также  должен понести уголовную ответственность за собственные поступки. В том случае, когда кто-либо попросит вас об одолжении передать кому-то неизвестного происхождения таблетку или порошок, то имейте в виду, что, приняв такое предложение товарища, вы рискуете стать самым настоящим соучастником преступника.
Давайте разыграем сценку. Для этого мне потребуется  три человека. (К доске выходят три обучающихся).
 
Классный руководитель: Итак, первый человек (ученик) должен попросить второго человека (ученика) передать третьему человеку (ученику) пакет (второй человек не имеет понятия, что находится в пакете) конверт третьему. 
 
(Обучающиеся выполняют действия, описанные классным руководителем). 
 
Классный руководитель: Ребята, а теперь представьте, что в пакете находились наркотические вещества. За данным делом, производила слежку полиция. Все участники дела были задержали. Как вы считаете, кто из них виновен? Какое наказание их ждёт? (Обучающиеся отвечают).
 
Классный руководитель: Итак, первого человека и третьего привлекут к уголовной ответственности за распространение наркотических веществ, а второго человека также привлекут как соучастника за распространение наркотических веществ. Ребята, какие выводы из данной ситуации вы можете сделать? (Обучающиеся отвечают).
 
Классный руководитель: А вывод следует такой. Даже в том случае, когда вы не имели никакого представления о содержимом пакета, вы в любом случае можете понести наказание за распространении наркотических веществ. Поэтому следует всегда помнить, что нужно быть бдительными и не браться за выполнение просьб о передаче чего-то, о чем вы не знаете. Ребята, знаете ли вы, с какого возраста наступают административная и уголовная ответственность для ребенка? (Обучающиеся отвечают).
 
Классный руководитель: Спасибо за ваши ответы. На самом деле, для детей данные виды ответственности наступают с возраста шестнадцати лет.
 
Каждый ребенок имеет право на образование. Это означает, что абсолютно каждый ребенок имеет право на бесплатное получение основного общего образования. (На экран проецируется слайд презентации №14).
 
Тем не менее, каждый человек должен помнить, что помимо прав у него еще есть обязанности. Ребята, какие обязанности есть у вас? (Обучающиеся отвечают)
 
Классный руководитель: Действительно, обязанностей даже у детей может быть много:
 
 - каждый ребенок, не достигший  совершеннолетнего возраста обязан получить основное общее образование. Стоит помнить, что данная обязанность является в силе до достижения ребенком возраста пятнадцати лет;
 
- дети мужского пола, не достигшие совершеннолетнего возраста, несут воинскую обязанность; после достижения возраста восемнадцати лет те лица, которые состоят на воинском учёте и не имеют оснований на освобождение или отсрочку от призыва, должны подлежать призы¬ву на военную службу;
 
- несовершеннолетние не имеют права приобретать, коллекционировать, хранить и носить оружие.
 
Ребята, это лишь некоторые из обязанностей детей, о которых они должны знать. А сейчас вы будете работать в группах. На ваших столах лежат ватманы и стикеры. На стикерах вы должны будете написать права вашего класса, а затем приклеить их на ватман. Тем самым мы создадим с вами Декларацию о правах обучающихся вашего класса. На выполнение данного задания у вас есть 5 минут. (Обучающиеся выполняют задание).
 
Классный руководитель: Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Представители от каждой группы выходят к доске и вывешивают ватманы с приклеенными на них стикерами к доске).
 
Классный руководитель: Ребята, давайте прочитаем перечень названных вами прав обучающихся вашего класса, а затем утвердим их или отклоним. 
 
(Обучающиеся утверждают и отклоняют права обучающихся своего класса, формируя окончательную версию проекта Декларации о правах обучающихся класса).
 
Классный руководитель: Ребята, я надеюсь, что права, которые прописаны в данной Декларации будут вам всегда напоминать о том, что вы вправе делать. Но напоминаю вам, что никогда не стоит забывать и о ваших обязанностях. (На экран проецируется слайд презентации №15).
 
4. Заключительный этап классного часа. Подведение итогов классного часа.
 
Классный руководитель: Ребята, что нового и интересного для вас вы узнали сегодня на нашем классном часе? (Обучающиеся отвечают).
Классный руководитель:  Наш классный час на тему «Права и обязанности детей» подошел к концу. (На экран проецируется слайд презентации №16).
 
Спасибо за внимание!  
 
Список используемой литературы:
 
1.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Издательство «Оникс», 2018.—1376 с.: ил.
 
Список используемых электронных ресурсов:
 
1.Конвенция о правах ребенка. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (19.12.2018)
 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.