12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хомета Екатерина Сергеевна914
Являюсь преподавателем в СПО таких дисциплин как: инженерная графика, компьютерное моделирование
Россия, Свердловская обл., Нижний Тагил

Методическая разработка классного часа на тему:

«Профориентация обучающихся»


Методическая разработка классного часа предназначена для обучающихся выпускных классов и 1 курсов СПО.

Цель мероприятия: Профессиональная ориентация обучающихся в выборе профессии.

Задачи мероприятия:

  • ознакомить детей с некоторыми существующими профессиями;
  • с помощью тестов помочь определиться с выбором будущей профессии;
  • ознакомить с возможностями профориентации

Форма организации мероприятия: классный час в виде беседы.

Вспомогательные материалы: оборудование (проектор)

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент
  • Преподаватель объявляет тему мероприятия и поясняет ее необходимость;
  • Озвучивает примерный план хода мероприятия
  1. Ход мероприятия:
  1. Рассказать притчи


Притча о выборе профессии

Однажды молодой человек, проучившийся меньше остальных учеников, обратился к Мастеру: — Учитель, я в растерянности. Я заметил, что, когда я выполняю свою работу, мне не важно продам я ее потом или нет, купят ее сейчас или позднее. Мне безразлично понравится ли товар покупателю. Я получаю удовольствие от процесса. Деньги имеют для меня значение, но именно удовольствие от самого процесса для меня главное, я чувствую себя счастливым... — А много ли ты продаешь? — Я давно уже считаюсь лучшим продавцом. Другие просят поделиться секретом, которого нет. — И давно у тебя это безразличие к результату? — Около года. Я хочу стать просветленным, но так увлекся творческим процессом... — Тебе не было нужды приходить и сейчас: ты уже нашел свой путь и сделал правильный выбор.

Притча о выборе пути

В поисках ответа на вопрос, как жить, куда податься, чем заниматься, юноша обратился к одному старцу: "Скажи, добрый человек, как мне жить? Плыть ли против течения, борясь и побеждая? Или по течению, растворяясь в потоке мира?" "Суть заключается в том, чтобы плыть не по течению и не против, а туда, куда тебе нужно. В этом мудрость и разум твой должен быть твоим рулем, а душа – парусом".

  1. Показать видео «Азбука профессий». /data/files/s1683124082.mp4 (Азбука профессий)
  2. Озвучить некоторые из существующих профессий из каждого раздела – 7-10 штук, но не повторяющихся с видео. (Данный материал может быть в распечатанном виде выложен на стол, чтоб у обучающихся была возможность ознакомиться с списком профессий более подробно).
  3. Список профессий

    Экономические профессии: Аудитор, Актуарий, Аналитик, Банкир, Брокер, Бухгалтер, Дилер, Продавец, Инкассатор, Коммерческий директор, Кредитный консультант, Маркетолог, Маклер биржевой, Менеджер по работе с клиентами, Налоговый инспектор, Операционист, Предприниматель, Сметчик, Снабженец, Страховой агент, Релайтер, Товаровед, Торговый представитель, Тренд-вотчер, Трейдер, Экономист, Экспедитор, Финансист, Кассир.

    Медицинские профессии: Акушер-гинеколог (специалист по женским репродуктивным функциям организма), Аллерголог-иммунолог (специалист по аллергическим реакциям и в иммунологии), Андролог (специалист по особенностям мужского организма), Военно-полевой хирург, Анестезиолог (специалист по анестезии), Бактериолог (специалист по бактериям), Венеролог (специалист по ЗППП), Вертебролог, Вирусолог (специалист по вирусам), Врач скорой медицинской помощи, Врач УЗ-диагностики, Врач МСЭК (медико-социальной экспертизы), Врач функциональной диагностики, Гастроэнтеролог (специалист в области ЖКТ человека), Гирудотерапевт, Генетик, Гепатолог (специалист по человеческой печени), Гомеопат (врач, использующий в качестве лечения другие средства: животные, растительные и минеральные. Лечит не определённые заболевания, а скорее всего́ человека и его иммунную систему), Гематолог (специалист по крови и органам кроветворения), Дерматолог (специалист по коже и ее придаткам), Диетолог (специалист по питанию), Инфекционист (специалист по профилактике, диагностике и лечению инфекций), Иммунолог, Кардиолог (специалист в области сердечно-сосудистой системы человека), Кардиохирург (хирург, выполняющий хирургические операции на сердце), Кинезитерапевт, Косметолог, Врач клинической лабораторной диагностики (специалист лабораторной диагностики), Логопед (специалист по нарушениям речи), Мануальный терапевт (специалист по лечению позвоночника, суставов, систем мышц и внутренних органов воздействием рук), Массажист (специалист по массажу), Маммолог (специалист по патологии молочных желез человека), Медицинская сестра, Нарколог, Невролог (специалист по заболеваниям нервной системы), Неонатолог, Нейрохирург (хирург, выполняющий оперативное лечение заболеваний нервной системы), Нефролог (специалист по заболеваниям почек), Онколог (лечит рак и другие онкологические заболевания), Ортодонт (специалист в области зубо-челюстных аномалий), Ортопед (специалист в области лечения заболеваний костно-мышечной системы), Оториноларинголог (ЛОР, специалист в области заболеваний уха, горла и носа), Офтальмолог (специалист по глазу), Патологоанатом (специалист в области биопсийной диагностики и аутопсии), Педиатр (врач, занимающийся профилактикой, диагностикой и лечением детских болезней), Пластический хирург, Подолог (врач, занимающийся лечением ногтей), Прозектор, Проктолог, Профпатолог, Психиатр (специалист по психическим расстройствам), Психоневропатолог, Психотерапевт, Пульмонолог (врач, занимающийся диагностикой, лечением и профилактикой болезней дыхательной системы), Радиолог, Реаниматолог, Ревматолог (специалист по аутоиммунным заболеваниям суставов и соединительной ткани), Рентгенолог, Рефлексотерапевт, Репродуктолог, Санитар (работник, выполняющий вспомогательные функции), Сексолог, Сексопатолог, Семейный врач, Специалист по клеточным технологиям, Спортивный врач, Сомнолог, Стоматолог (специалист по зубам, не путать с зубным врачом), Сурдолог (специалист, который занимается диагностикой, лечением нарушений слуха и коррекцией уже имеющихся проблем в этой области —  подбором слуховых аппаратов), Танатолог, Терапевт, Торакальный хирург, Травматолог, Трансфузиолог, Трихолог (специалист по волосам и волосистой части кожи головы), Токсиколог (врач, биолог или химик, специалист в области токсикологии), Фармацевт, Фельдшер (врач, проводит диагностику, лечение или направляет пациентов к соотв. специалисту), Физиотерапевт, Флеболог, Фтизиатр (специалист по туберкулёзу), Хирург (специалист по методам диагностики и хирургического лечения заболеваний и травм), Уролог (специалист по заболеваниям репродуктивного органа у мужчин), Эндокринолог (специалист по патологии эндокринной системы), Эндоскопист, Эпидемиолог, Эфферентолог

    Профессии науки: Биоинженер, Учёный, Антрополог, Археолог, Архивариус, Астроном, Астрофизик, Астрохимик, Бактериолог, Биолог, Биофизик, Биохимик, Библиотековед, Ботаник (профессия), Вирусолог, Востоковед, Генетик, Географ, Геодезист, Геолог, Гидролог, Гляциолог, Египтолог, Зоолог, Искусствовед, Историк, Ихтиолог, Логик, Криптозоолог, Культуролог, Лингвист, Математик, Миколог, Микробиолог, Метеоролог, Океанолог, Орнитолог, Палеонтолог, Политолог, Религиовед, Серпентолог, Социолог, Теолог, Териолог, Физик, Философ, Филолог, Футуролог, Химик, Эколог, Энтомолог

    Профессии информатики и связи

    Администратор базы данных, Веб-интегратор, Веб-мастер, Монтажник связи, Оператор ПК, Программист, Кодер, Веб-программист, Радист, Робототехник, Системный администратор, Телеграфист, Телефонист, Тестировщик, Медиа, Блоггер, Диктор, Контент-менеджер, Копирайтер, Машинистка, Переводчик, Тележурналист

    Технические профессии: Автослесарь, Автоэлектрик, Аккумуляторщик, Бондарь, Бульдозерист, Горняк, Грейдерист, Дизайнер-конструктор, Драпировщик, Заточник, Землекоп, Инженер, Инженер-акустик, Инженер-взрывотехник, Инженер-гальваник, Инженер-гидравлик, Инженер КИПиА, Инженер-конструктор, Инженер-механик, Инженер по Технике Безопасности, Инженер-системотехник, Инженер-строитель, Инженер-технолог, Инженер-физик, Инженер-электрик, Инженер-энергетик, Кабельщик, Каменотёс, Крановщик, Кровельщик, Кромкозакатчик, Кузнец, Лекальщик, Литейщик, Маляр, Маркшейдер, Машинист, Медник, Металлург, Механик, Монтажник, Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов, Моторист, Печник, Плиточник, Плотник, Промышленный альпинист, Проходчик, Радиомеханик, Распиловщик, Расточник, Рихтовщик, Сантехник, Сборщик, Сварщик, Слесарь, Скорняк, Сталевар, Столяр, Столяр-краснодеревщик, Строитель, Техник, Технолог, Токарь, Токарь-карусельщик, Формовщик, Фрезеровщик, Холодильщик, Шахтёр, Швея, Шлифовщик, Шорник, Штукатур, Электрик

    Профессии в химической промышленности: Инженер-лаборант, Инженер-химик, Химик-аналитик, Химик-технолог, Химик-контролер

    Профессии издательского дела: Верстальщик, Выпускающий редактор, Издатель, Корректор, Метранпаж (устар), Переплётчик, Печатник (профессия), Редактор (профессия), Типограф (профессия), Фальцовщик

    Транспортные профессии: Водитель, Диспетчер, Кондуктор, Машинист локомотива, Моторист, Проводник (железнодорожный служащий), Слесарь-механик, Стрелочник, Таксист, Экспедитор на поездках

    Авиационные и морские профессии: Авиадиспетчер, Авиатехник, Бортмеханик, Бортинженер, Воздухоплаватель, Донкерман, Капитан судна, Кок, Космонавт, Лётчик, Бортпроводник/стюард, Лоцман, Тальман, Шкипер

    Творческие профессии: Актёр, Артист цирка, Архитектор, Балетмейстер, Балерина, Брейдер, Вокалист, Визажист, Геймдизайнер, Гитарист, Гример, Диджей, Дизайнер, Дирижёр, Декоратор, Журналист, Звукорежиссёр, Златокузнец, Изобретатель, Иллюстратор, Имиджмейкер, Инженер, Композитор, Кондитер, Мастер маникюра, Мастер педикюра, Манекенщица, Модель, Модельер, Музыкант, Парикмахер, Парфюмер, Писатель, Поэт, Повар, Программист, Режиссёр, Реставратор, Скульптор, Стилист, Танцор, Татуировщик, Флорист, Фотограф, Фотомодель, Хореограф, Художник, Ювелир, Художник по свету.

    Профессии кинематографа: Основная статья: Профессии кинематографа, Дизайнер рекламы, Каскадёр, Кинодраматург, Киномеханик, Кинооператор, Кинорежиссер, Оператор кино и телевидения, Постановщик трюков, Продюсер, Сценарист, Критик

    Экономическое творчество: Предприниматель (прикладывает рабочую потенцию работника), Задумщик, Профессии сервиса (обслуживания), Бармен, Библиотекарь, Витолье, Горничная, Грузчик, Доула (профессия), Кладовщик, Кнопочник (заклёпочник, мастер-специалист по замене и установке швейной и кожгалантерейной металлофурнитуры), Крупье, Лифтёр, Мастер маникюра, Менеджер, Мерчандайзер, Метрдотель, Няня, Оператор коллцентра, Официант, Парикмахер, Портной, Портье, Почтальон, Продавец, Сиделка, Сапожник, Сомелье, Телемастер, Торседор, Упаковщик, Флорист (дизайнер), Швейцар

    Уборочные профессии: Дворник, Клинер, Мусоропроводчик, Мусорщик, Садовник, Уборщик.

    Педагогические профессии: Воспитатель, Декан, Дефектолог, Логопед, Педагог, Преподаватель, Проректор, Психолог, Ректор, Сурдопедагог, Тифлопедагог, Учитель.

    Продовольственные профессии; Булочник, Квасник, Кондитер, Мельник, Месильщик, Пекарь, Повар, Сыровар. Хлебопёк

    Работники сельского хозяйства: Агроном, Бахчевод, Агроном-почвовед, Агроном по защите растений, Ветеринар, Виноградарь, Доярка, Животновод, Жиловщик/Обвальщик, Зоотехник, Коневод, Комбайнер, Инженер-лесотехник, Инженер по механизации, Механизатор, Мелиоратор, Мясник, Оператор машинного доения, Овчар, Пастух, Растениевод, Садовод, Свинопас, Скотник, Специалист по стрижке овец, Табаковод, Табунщик, Тракторист, Пчеловод, Фермер, Хлебороб, Хлопокороб.

    Юридические, правоохранительные (МЧС, МВД): Адвокат, Военнослужащий, Государственный исполнитель, Детектив (профессия), Дипломат, Дознаватель, Кинолог, Конвоир, Министр, Нотариус, Оперативный работник, Полицейский, Пожарный, Правовед, Прокурор, Работник органов ЗАГСа, Следователь, Судебный пристав, Судья, Телохранитель, Тюремный надзиратель, Эксперт-криминалист, Юрисконсульт, Юрист, Таможенник

    Военные профессии и специальности: Артиллерист, Авиационный техник, Баталер. Борт-инженер, Борт-механик, Борт-радист, Борт-стрелок, Военный дознаватель, Военный переводчик, Военный консультант, Военно-полевой хирург, Военный полицейский, Военный прокурор, Военный судья, Военный юрист, Водолаз, Воспитатель, Гренадер, Горнострелок, Гранатомётчик, Десантник, Диверсант, Заряжающий, Интендант, Зенитчик, Кавалерист, Канонир, Каптенармус, Командир, Комендант, Корректировщик, Лётчик, Механик-Водитель, Маркитант, Мотострелок, Морской пехотинец, Наводчик орудия, Начальник военного оркестра, Начальник гаупвахты, Начальник службы, Начальник склада, Начальник штаба, Огнемётчик, Особист, Оператор вооружения, Оператор РЛС, Пограничник, Подводник, Пулемётчик, Разведчик, Радист, Радиотелефонист, Ракетчик, Сапёр, Связист, Секретчик, Старшина, Стрелок, Снайпер, Танкист, Техник, Топограф, Тыловик, Фельдшер, Финансист, Фортификатор, Фуражир, Химик, Шифровальщик, Штурман. Примечание: Приведены как общие понятия, так и Военно-учётные специальности (ВУС)

    Профессии священно- и церковнослужителей: Епископ, Священник, Диакон, Иподиакон, Певец (певчий церковного хора), Пономарь (алтарник), Регент, Иконописец, Сестра милосердия, Звонарь, Диаконисса

    Другие профессии: Колхозник, Дипломат, Дипломатический работник, Кинолог, Организатор свадеб, Переводчик, Промышленный альпинист, Безработный.

  4. Продемонстрировать видео «10 самых востребованных профессий».​​​​​​​/data/files/n1683124182.mp4 (10 самых востребованных профессий)
  5. Провести тестирование (желательно провести 2 любых теста из нижеперечисленных). Тесты желательно озвучивать, чтоб обучающиеся принимали информацию на слух.

ТЕСТ №1

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК

(Е.А.КЛИМОВ)


Данный опросник рекомендуется, прежде всего, школьникам старших классов, которым необходимо определяться с выбором вуза и будущей профессии. Тест поможет определить специальность, которая лучше всего подходит тому или иному человеку, и сделает выбор профессии более простым. Опросник состоит из 40 вопросов, в каждом из которых вам нужно выбрать одно их двух утверждений.

Время обследования не ограничивается. Хотя, испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин.

Вопросы:

Ухаживать за животными

Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

Помогать больным

Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, худ. открыток, грампластинок

Следить за состоянием, развитием растений

Обрабатывать материалы (дерево,

ткань, металл, пластмассу и т.п.)

Доводить Товары до потребителя,

рекламировать, продавать

Обсуждать научно-популярные книги,

статьи

Обсуждать художественные книги (или

пьесы, концерты)

Выращивать молодняк (животных

какой-либо породы)

Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

Копировать рисунки, изображения

(или настраивать музыкальные

Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – инструменты) подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)

Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

Ремонтировать вещи, изделия

(одежду, технику), жилище

Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а

Лечить животных

10б

Выполнять вычисления, расчеты

11а

Выводить новые сорта растений

11б

Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)

12а

Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

12б

Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а

. Наблюдать, изучать работу кружков

художественной самодеятельности

13б

Наблюдать, изучать жизнь микробов

14а

Обслуживать, налаживать

медицинские приборы, аппараты

14б

Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15а

Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

15б

Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)

16а

Делать лабораторные анализы в больнице

16б

Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а

Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий

17б

Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

18а

Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.

18б

Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а

Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

19б

Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а

Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

20б

Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

Ключ к тесту:

Человек-природа — 1 а, 3 б, 6 а, 10 а, 11 а, 13 б, 16 а, 20 а

Человек-техника — 1 б, 4 а, 7 б, 9 а, 11 б, 14 а, 17 б, 19 а

Человек-человек — 2 а, 4 б, 6 б, 8 а, 12 а, 14 б, 16 б, 18 а

Человек-знаковая система — 2 б, 5 а, 9 б, 10 б, 12 б, 15 а, 19 б, 20 б

Человек-художественный образ — 3 а, 5 б, 7 а, 8 б, 13 а, 15 б, 17 а, 18 б


Расшифровка образов:

Человек — Природа – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством, т.е. с природными объектами и явлениями. Объектом труда являются: живые организмы, растения, животные и биологические процессы. Склонности и предпочтения, выраженные способности: ухаживать и наблюдать за животными; разводить растения или животных; заготавливать продукты (грибы, ягоды, рыбу…); бороться с болезнями, вредителями; выращивать овощи и фрукты; ориентироваться в природных явлениях; наблюдать, изучать различные природные явлениями.

Профессионально важные качества: наблюдательность, склонность к систематизации, устойчивость внимания, потребность в двигательной активности.

Психологические требования профессий «человек-природа»: развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы; поскольку результаты деятельности выявляются через довольно длительное время, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.

Профессии данного типа связаны с:

1. Исследованием, анализом состояния и условий жизни растений или животных, изучением живой и неживой природы, описанием, изысканием (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог, геолог, генетик, ботаник, зоолог, метролог и др.);

2. Выращиванием и уходом за растениями и животными (лесник, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод, лесовод, фермер, зоотехник и др.);

3. Профилактикой, восстановлением и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар, эколог, лесовод, врач карантинной службы и др.);

4. Преобразованием и переработкой (садовник, технолог пищевой промышленности, рыбообработчик и др.);

5. Обслуживанием, охраной флоры и фауны (работник лесного хозяйства, цветовод, птицевод, животновод и пр.);

6. Заготовкой продуктов, эксплуатацией природных ресурсов (охотник, рыбак, лесоруб, агроном, зоотехник и пр.)

Человек — Техника – все технические профессии, профессии, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами, аппаратами, станками. Объектом труда служат: технические системы и объекты (механизмы, машины, аппараты, установки), материалы и виды энергии. Склонности и предпочтения, выраженные способности: исследовать, наблюдать; создавать и испытывать новые образцы; планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать; придумывать новые способы деятельности; самостоятельно организовывать свою работу и работу других; принимать нестандартные решения.

Профессионально важные качества: технический склад ума, пространственное воображение, склонность к практическому труду, эмоциональная устойчивость.

Психологические требования профессий «человек-техника»: хорошая координация движений; точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие; развитое техническое и творческое мышление и воображение; умение переключать и концентрировать внимание; наблюдательность.

Профессии данного типа связаны с:

1. Созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (специалисты по изготовлению деталей, машин, механизмов вручную, на станках и автоматических линиях; слесарно-сборочные, монтажные, электромонтажные, строительно-отделочные специалисты; специалисты по добыче и переработке промышленного сырья, изготовлению пищевых продуктов, т.е. проектировщик, конструктор, инженер, радиомонтажник, сварщик и др.);

2. Эксплуатацией технических средств и устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами, например, водитель, тракторист, слесарь, токарь, швея и др.);

3. Обслуживанием технических объектов (специалисты по наладке и обслуживанию оборудования, управлению станками, машинами, механизмами, транспортными средствами и строительными машинами);

4. Восстановлением и ремонтом технического оборудования, изделий (механик, электромонтер, радиомеханик и др.);

5. Изучением (специалисты по контролю и анализу качества изделий и механизмов, специалисты по испытанию качества изделий).

Человек — Человек — все профессии, связанные с работой с людьми, с обслуживанием людей, с общением. Объектом труда являются: люди, группы, коллективы. Склонности и предпочтения, выраженные способности: обслуживание людей; занятие лечением; обучение, воспитание; защита прав и безопасности; управление людьми; легкость знакомства и общения с новыми людьми; чуткость и доброжелательность к окружающим, умение внимательно выслушивать людей; умение самостоятельно организовывать свою работу и работу других; умение хорошо и понятно говорить, и выступать публично.

Профессионально важные качества: развитые коммуникативные способности; эмоциональная устойчивость; быстрая переключаемость внимания; наблюдательность; организаторские способности.

Психологические требования профессий «человек-человек»: стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми; устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность, отзывчивость, выдержка, умение сдерживать эмоции; способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие; способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека; способность владеть речью, мимикой, жестами, развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми, умение убеждать людей; аккуратность, пунктуальность, собранность; знание психологии людей.

Профессии данного типа связаны с:

1. Медицинским обслуживанием людей и уходом за ними (врач, зубной техник, медсестра и др.);

2. Воспитанием, обучением, тренировкой других людей (воспитатель дошкольных учреждений, детдомов, преподаватель в школах и др. учебных заведениях, мастер производственного обучения, тренер по спорту, гувернер и др.);

3. Бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант, парикмахер, вахтер и др.);

4. Правовой помощью и защитой (судья, адвокат, работник милиции, юрист, участковый инспектор и др.);

5. Защитой общества и государства (военнослужащий, юрисконсульт, милиционер, инспектор и др.);

6. Информационным обслуживанием (библиотекарь, экскурсовод, лектор и др.);

7. Организацией людей, руководством и управлением ими (администратор, менеджер);

8. Изучением, описанием, исследованием других людей (социолог, психолог, журналист, следователь и др.).

Человек — Знак — все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности, большинство профессий связано с переработкой информации. Объектами труда являются: условные знаки, шифры, коды, таблицы, цифры, числовые значения, символы, тексты. Склонности и предпочтения, выраженные способности: обрабатывать тексты и таблицы, производить расчеты и вычисления, перерабатывать информацию; работать с чертежами, картами и схемами; принимать и передавать сигналы и сообщения; хорошо считать в уме, оперировать знаками и символами; искать и исправлять ошибки.

Профессионально важные качества: способность к математике, развитое абстрактное мышление, высокая устойчивость внимания, склонность к общению, аккуратность и усидчивость.

Психологические требования профессий «человек-знак»: хорошая оперативная и механическая память; способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале; хорошее распределение и переключение внимания; точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками; усидчивость, терпение; логическое мышление.

Профессии данного типа связаны с:

1. Текстами на родном или иностранном языках, восстановлением, устранением искажений (корректор, редактор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик, переводчик и др.);

2. Цифрами, формулами, таблицами, преобразованием, расчетом, сортировкой (бухгалтер, экономист, кассир, статистик, почтальон, программист, оператор ПК и др.);

3. Чертежами, схемами, картами (штурман, чертежник, картограф, геодезист, конструктор, инженер-технолог, копировальщик и др.);

4. Звуковыми сигналами, шифровкой, дешифровкой, распознаванием символов (радист, телефонист, звукооператор, лингвист, филолог, историк, математик, библиотекарь);

5. Управлением движения (диспетчер, инспектор ГИБДД и пр.);

6. Составлением и хранением документации (нотариус, делопроизводитель и пр.).

Человек–Художественный образ — все творческие специальности. Объектом труда этих специальностей служат: художественные образы, способы их построения, их роли, элементы и особенности.

Профессионально важные качества: яркое воображение, образное мышление, склонность к творчеству, гибкость чувств, специальные способности, развитость функциональных способностей (слух, зрение, речь, вкус и т.п.).

Психологические требования профессий «человек-художественный образ»: художественные способности, развитое зрительное восприятие; наблюдательность, зрительная память, наглядно-образное мышление, творческое воображение; знание психологических законов эмоционального воздействия на людей. Склонности, предпочтения, выраженные способности: заниматься художественным оформлением; заниматься художественным творчеством (живопись, скульптура, фотография, кино и др.); сочинять (стихи, прозу и др.); выступать на сцене; изготавливать своими руками вещи; петь, играть на муз.  инструментах.

Профессии данного типа связаны с:

1. созданием, преобразованием, проектированием, моделированием художественных произведений (писатель, художник, композитор, режиссер, модельер, дизайнер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф, парикмахер, кондитер и др.);

2. Воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства в единичном экземпляре (дирижер, музыкант, вокалист, актер, ювелир, реставратор, оформитель, флорист, закройщик, гравер, столяр-краснодеревщик и др.);

3. Воспроизведением, копированием, размножением художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи, шлифовщик по камню, маляр, печатник и др.)


ТЕСТ №2

МАТРИЦА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

Г.В. РЕЗАПКИНА


Данная методика разработана Московским областным центром профориентации молодежи. Автор методики Г.В. Резапкина. Многие испытывают трудности в выборе профессии. Работа с данной методикой поможет Вам уточнить свой выбор, узнать будущую профессию, увидеть новые варианты. Если Вы еще не выбрали профессию, задайте себе следующие вопросы:

Вопросы:

С кем или с чем Вы бы хотели работать? Какой объект деятельности Вас привлекает?

1.1. Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители и читатели, сотрудники и т.д.)

1.2. Информация (тексты, формулы, схемы, коды, чертежи, иностранные языки, языки программирования)

1.3. Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты)

1.4. Техника (механизмы, станки, здания, конструкции, приборы, машины)

1.5. Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись и т.д.)

1.6. Животные (служебные, дикие, домашние, промысловые)

1.7. Растения (сельскохозяйственные, дикорастущие, декоративные)

1.8. Продукты питания (мясные, рыбные, молочные, кондитерские и хлебобулочные изделия, консервы, плоды, овощи, фрукты)

1.9. Изделия (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства)

1.10. Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, месторождения)

Чем бы Вы хотели заниматься? Какой вид деятельности Вас привлекает?

2.1. Управление (руководство чьей-то деятельностью)

2.2. Обслуживание (удовлетворение чьих-то потребностей)

2.3. Образование (воспитание, обучение, формирование личности)

2.4. Оздоровление (избавление от болезней и их предупреждение)

2.5. Творчество (создание оригинальных произведений искусства)

2.6. Производство (изготовление продукции)

2.7. Конструирование (проектирование деталей и объектов)

2.8. Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо)

2.9. Защита (охрана от враждебных действий)

2.10. Контроль (проверка и наблюдение)

Анализ производится с помощью нижеследующей таблицы («Матрица выбора профессии»). Профессии, находящиеся на пересечении «сферы труда» и «вида труда», являются (предположительно) наиболее близкими интересам и склонностям опрашиваемого.

Матрица выбора профессии



Виды труда

Сфера труда

Человек

Информация

Финансы

Техника

Искусство

Животные

Растения

Продукты

Изделия

Природные ресурсы

Управление (руководство чьей-то деятель-ностью)

Менеджер по персоналу Админи-стратор

Маркетолог Диспетчер Статистик

Экономист Аудитор Аналитик

Технолог Авиа-диспетчер Инженер

Режиссер Продюсер Дирижер

Кинолог Зоотехник Генный инженер

Агроном Фермер Селекци-онер

Товаровед Менеджер по продажам

Менеджер по продажам Логистик Товаровед

Энергетик Инженер по кадастру

Обслуживание (удовлетво-рение чьих-то потребностей)

Продавец Парикмахер Официант

Переводчик Экскурсовод Библиотекарь

Бухгалтер Кассир Инкассатор

Водитель Слесарь Теле-радио- мастер

Гример Костюмер Парик-махер

Животновод Птицевод Скотовод

Овощевод Полевод Садовод

Экспедитор Упаковщик Продавец

Продавец Упаковщик Экспе-дитор

Егерь
Лесник Мелиоратор

Образование (воспитание и обучение, формирование личности)

Учитель Воспитатель Социальный педагог

Преподаватель Ведущий теле- и радио программ

Консультант Препода-ватель экономики

Мастер производ-ственного обучения

Хореограф Препода-ватель музыки, живописи

Дресси-ровщик Кинолог Жокей

Препода-ватель биологии Эколог

Мастер производ-ственного обучения

Мастер производ-ственного обучения

Препода-ватель
Эколог

Оздоровление (избавление от болезней и их преду преждение)

Врач
Медсестра
Тренер

Рентгенолог Врач (компью-терная диаг-ностика)

Антикри-зисный управ-ляющий Страховой агент

Мастер авто сервиса Физио-терапевт

Пласти-ческий хирург Косметолог Рестав-ратор

Ветеринар Лаборант питомника Зоопсихолог

Фито-терапевт Гомеопат Травник

Диетолог Косметолог Санитарный инспектор

Фармацевт Ортопед
Протезист

Бальнеолог Эпиде-миолог Лаборант

Творчество (создание оригинальных произведений искусства)

Режиссер
Артист
Музыкант

Программист Редактор
Web-дизайнер

Менеджер по проектам Продюсер

Коструктор Дизайнер Художник

Художник Писатель Компо-зитор

Дресси-ровщик Служитель цирка

Фито-дизайнер Озеле-нитель Флорист

Кондитер
Повар
Кулинар

Резчик по дереву Витражист Скульптор

Архитектор Мастер-цветово Декоратор

Производство (изготовление продукции)

Мастер производ-ственного обучения

Корректор Журналист Полиграфист

Экономист Бухгалтер Кассир

Станочник Аппаратчик Машинист

Ювелир График Керамист

Животновод Птицевод Рыбовод

Овощевод Цветовод Садовод

Технолог Калькулятор
Повар

Швея
Кузнец
Столяр

Шахтер Нефтяник Техник

Констру-ирование (проекти-рование деталей и объектов)

Стилист Пласти-ческий хирург

Картограф Программист Web-мастер

Плановик Менеджер по проектам

Инженер-конструктор Телемастер

Архитектор Дизайнер Режиссер

Генный инженер Виварщик Селекционер

Селекци-онер Ландшаф-тист Флорист

Инженер-технолог Кулинар

Модельер Закройщик Обувщик

Дизайнер ландшафта Инженер

Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо)

Психолог Следователь Лаборант

Социолог Математик Аналитик

Аудитор Экономист Аналитик

Испытатель (техники) Хроно-метражист

Искус-ствовед Критик Журналист

Зоопсихолог Орнитолог Ихтиолог

Биолог Ботаник Микро-биолог

Лаборант Дегустатор Санитарный врач

Эргономик Контролер Лаборант

Биолог Метеоролог Агроном

Защита (охрана от враждебных действий)

Мили-ционер Военный
Адвокат

Арбитр
Юрист
Патентовед

Инкассатор Охранник Страховой агент

Пожарный
Сапер
Инженер

Поста-новщик трюков Каскадер

Егерь Лесничий Инспектор рыбнадзора

Эколог Микро-биолог Миколог

Санитарный врач Лаборант Микро-биолог

Сторож
Инспектор

Охрана ресурсов Инженер по ТБ

Контроль (проверка и наблюдение)

Тамо-женник Прокурор Табельщик

Корректор Системный программист

Ревизор Налоговый полицей-ский

Техник-контролер Обходчик ЖД

Выпус-кающий редактор Консуль-тант

Консультант Эксперт по экстерьеру

Селекци-онер Агроном Лаборант

Дегустатор лаборант Санитарный врач

Оценщик Контролер ОТК Приемщик

Радиолог Почвовед Эксперт


ТЕСТ №3

ТЕСТ Д.ХОЛЛАНДА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ТИПА ЛИЧНОСТИ


Тест создан американским психологом Джоном Холландом и активно используется для профориентации не только в Америке, но и в Европе. Его любят и психологи и работодатели, которым важно протестировать соискателей перед отбором на соответствующую должность. Джон Холланд выделял 6 основных типов личности: Артистический тип (профессии, связанные с искусством); Социальный тип (обслуживание, образование и медицина); Предпринимательский тип (бизнес, руководящие должности, активная работа); Реалистический тип (рабочие и технические специальности); Интеллектуальный тип (наука и исследовательская деятельность); Офисный или конвенциальный (анализ, обработка информации).

Тест Холланда состоит из 42 вопросов, а точнее пар профессий, из которых нужно выбрать ту, что вы считаете наиболее подходящей для себя.

Вопросы:

а

б

1

инженер-техник

инженер-контролер

2

вязальщик

санитарный врач

3

повар

наборщик

4

фотограф

зав. магазином

5

чертежник

дизайнер

6

философ

психиатр

7

ученый-химик

бухгалтер

8

редактор научного журнала

адвокат

9

лингвист

переводчик художественной литературы

10

педиатр

статистик

11

организатор воспитательной работы

председатель профсоюза

12

спортивный врач

фельетонист

13

нотариус

снабженец

14

перфоратор

карикатурист

15

политический деятель

писатель

16

садовник

метеоролог

17

водитель

медсестра

18

инженер-электрик

секретарь-машинистка

19

маляр

художник по металлу

20

биолог

главный врач

21

телеоператор

режиссер

22

гидролог

ревизор

23

зоолог

зоотехник

24

математик

архитектор

25

работник ИДН

счетовод

26

учитель

милиционер

27

воспитатель

художник по керамике

28

экономист

заведующий отделом

29

корректор

критик

30

завхоз

директор

31

радиоинженер

специалист по ядерной физике

32

водопроводчик

наборщик

33

агроном

председатель сельхозкооператива

34

закройщик-модельер

декоратор

35

археолог

эксперт

36

работник музея

консультант

37

ученый

актер

38

логопед

стенографист

39

врач

дипломат

40

главный бухгалтер

директор

41

поэт

психолог

42

архивариус

скульптор

Ключ к тесту:

Реалистический тип

1а, 2а, 3а, 4а, 5а, 16а, 17а, 18а, 19а, 21а, 31а, 32а, 33а, 34а.

Интеллектуальный тип:

1б, 6а, 7а, 8а, 9а, 16б, 20а, 22а, 23а, 24а, 31б, 35а, 36а, 37а.

Социальный тип:

2б, 6б, 10а, 11а, 12а, 17б, 29б, 25а, 26а, 27а, 36б, 38а, 39а, 41б.

Конвенциальный тип:

3б, 7б, 10б, 13а, 14а, 18б, 22б, 25б, 28а, 29а, 32б, 38б, 40а, 42а.

Предприимчивый тип:

4б, 8б, 11б, 13б, 15а, 23б, 28б, 30а, 33б, 35б, 37б, 39б, 40б.

Артистический тип:

5б, 9б, 12б, 14б, 15б, 19б, 21б, 24а, 27б, 29б, 30б, 34б, 41а, 42б.

Типы профессиональной направленности личности

Типы

Психологические характеристики, особенности личности, способности

Ориентация, направленность, предпочтения

Профессиональная среда

Конкретные профессии

Р

Активность, агрессивность, деловитость, настойчивость, рациональность, практическое мышление, развитые двигательные навыки, пространственное воображение, технические способности

Конкретный результат, настоящее, вещи, предметы и их практическое использование, занятия, требующие физического развития, ловкости, отсутствие ориентации на общение

Техника, сельское хозяйство, военное дело. Решение конкретных задач, требующих подвижности, двигательных умений, физической силы. Социальные навыки нужны в минимальной мере и связаны с приемом – передачей ограниченной информации.

механик, электрик, инженер, фермер, зоотехник, агроном, садовод, автослесарь, шофер и т.д.

И

Аналитический ум, независимость и оригинальность суждений, гармоничное развитие языковых и математических способностей, критичность, любознательность, склонность к фантазии, интенсивная внутренняя жизнь, низкая физическая активность

Идеи, теоретические ценности, умственный труд, решение интеллектуальных творческих задач, требующих абстрактного мышления, отсутствие ориентации на общение в деятельности, информационный характер общения

Наука. Решение задач, требующих абстрактного мышления и творческих способностей. Межличностные отношения играют незначительную роль, хотя необходимо уметь передавать и воспринимать сложные идеи

физик, астроном, ботаник, программист и др.

С

Умение общаться, гуманность, способность к сопереживанию, активность, зависимость от окружающих и общественного мнения, приспособление, решение проблем с опорой на эмоции и чувства, преобладание языковых способностей

Люди, общение, установление контактов с окружающими, стремление учить, воспитывать, избегание интеллектуальных проблем

Образование, здравоохранение, социальное обеспечение, обслуживание, спорт. Ситуации и проблемы, связанные с умением разбираться в поведении людей, требующие постоянного личного общения, умения убеждать.

врач, педагог, психолог и т.п.

К

Способности к переработке числовой информации, стереотипный подход к проблемам, консервативный характер, подчиняемость, зависимость, следование обычаям, конформность, исполнительность, преобладание математических способностей

Порядок, четко расписанная деятельность, работа по инструкции, заданным алгоритмам, избегание неопределенных ситуаций, социальной активности и физического напряжения, принятие позиции руководства

Экономика, связь, расчеты, бухгалтерия, делопроизводство. Деятельность, требующая способностей к обработке рутинной информации и числовых данных

бухгалтер, финансист, экономист, канцелярский служащий и др.

П

Энергия, импульсивность, энтузиазм, предприимчивость, агрессивность, готовность к риску, оптимизм, уверенность в себе, преобладание языковых способностей, развитые организаторские способности

Лидерство, признание, руководство, власть, личный статус, избегание занятий, требующих усидчивости, большого труда, двигательных навыков и концентрации внимания, интерес к экономике и политике

Решение неясных задач, общение с представителями различных типов в разнообразных ситуациях, требующих умения разбираться в мотивах поведения других людей и красноречия

бизнесмен, маркетолог, менеджер, директор, заведующий, журналист, репортер, дипломат, юрист, политик и т.д.

А

Воображение и интуиция, эмоционально сложный взгляд на жизнь, независимость, гибкость и оригинальность мышления, развитые двигательные способности и восприятие

Эмоции и чувства, самовыражение, творческие занятия, избегание деятельности, требующей физической силы, регламентированного рабочего времени, следования правилам и традициям

Изобразительное искусство, музыка, литература. Решение проблем, требующих художественного вкуса и воображения

музыкант, художник, фотограф, актер, режиссер, дизайнер и т.д.

Более точный вывод о профессиональной направленности личности можно сделать, учитывая не максимальную оценку по одному из типов, а определив три типа, имеющие наибольшие оценки. Дело в том, что в соответствии с теорией Дж. Холланда шесть типов личности сгруппированы друг с другом по степени сходства в форме шестиугольника (см. рис.) Каждый тип наиболее сходен со своими соседями по шестиугольнику и наиболее отличается от противоположного в шестиугольнике типа личности.

http://testoteka.narod.ru/lichn/1/ris/24.bmp

Например, социальный тип наиболее похож на предприимчивый и артистический, смежные с ним, и наиболее отличается от реалистического, находящегося по другую сторону шестиугольника.

В том случае, если три типа, получившие наибольшие оценки, являются смежными, то есть находятся с одной стороны шестиугольника, то ваш профессиональный выбор наиболее обоснован и последователен. При этом вы можете отдать предпочтение не только типу, имеющему максимальную оценку, но также тому типу, который находится посередине между двумя остальными.

Если же три наиболее предпочитаемых типа находятся по разные стороны шестиугольника, то сделать выбор гораздо сложнее. В этом случае будет разумным привлечь для своего решения другие основания, например другие тесты, книги или консультации.

Типы профессиональной направленности личности, определяемые по методике Холланда, в некоторой мере соответствуют классификации профессий по предмету труда. Так, «реалистичный» тип личности в наибольшей степени соответствует профессиям типа «человек-техника» и «человек – природа» и характеризует направленность на рабочие и инженерно-технические специальности и должности. «Интеллектуальный» тип личности в большей степени связан со сферой общественных и естественных наук, то есть с профессиями типа «человек – человек» и «человек – природа». «Социальный» тип определяет склонность к профессиям в сфере обслуживания, образования и медицины типа «человек – человек». «Конвенциальный» тип характеризует склонность к информационным профессиям типа «человек – знаковая система». «Предприимчивый тип однозначно не связан с каким-либо одним предметом труда, может проявляться в любом из них, хотя ориентация на управленческие профессии и должности более тесто связывает представителей этого типа с профессиями типа «человек- человек». Наконец, «артистический» тип личности без проблем можно отнести к профессиям типа «человек – художественный образ».

  1. Заключительный этап.

Подвести итог и озвучить обучающимся результаты тестов

Получить обратную связь о мероприятии от обучающихся в виде высказываний в свободной форме

Поблагодарить за участие.

Интернет - ресурсы:

  1. Тесты на профориентацию бесплатно (careertest.ru)
  2. Подборка психологических профориентационных тестов | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)
  3. Тест на профориентацию: какая профессия тебе подходит? - поиск Яндекса по видео (yandex.ru)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.