12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Елена3686
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Методическая разработка классного часа по профориентации:

«Разновозрастная психология творчества»

Класс: 10 класс.

Тема классного часа: «Разновозрастная психология творчества»

Длительность мероприятия: 45 мин.

Цели, задачи. Обратить внимание школьников на различный подход к творческой деятельности в разном возрасте, исходя из психологических особенностей каждого возраста.

Образовательные задачи: организовать рисование ученических скетчей на тему «Разные возрасты жизни».

Развивающие задачи: развивать творческое мышление; развивать умения оценивать свои творческие способности исходя из личных возможностей и особенностей. Уметь определять свои таланты.

Воспитательные задачи: воспитывать стремление найти в каждой профессии творческую ноту.

Предполагаемые образовательные результаты.

Личностные: готовность к самообразованию, к творчеству: развивать творческое мышление; готовность к творческой профессии.

Метапредметные: уметь соотносить, сравнивать разные виды творческой деятельности в разном возрасте.

Методики: Рисование скетчей; наглядно-действенный метод развития мышления; метод логических рассуждений, познавательная деятельность, беседа, дискуссия.

Межпредметные связи: рисование, МХК, психология.

Введение. Все дети талантливы! Но их таланты и творческие способности проявляются по-разному в разном возрасте. Не так давно на одном художественном сайте интернета прошёл конкурс рисунков на тему о возрастах жизни. Нужно было нарисовать «четыре возраста своей жизни» чтобы было понятно, как человек выглядел и чем увлекался в разные периоды своей жизни, какой деятельностью был занят. Надо сказать, что участники конкурса – это не профессиональные художники, а студенты различных вузов, в том числе художественных, любители порисовать для себя и друзей, просто талантливые люди. Конечно, рисунки получились разными по качеству и художественной ценности, но очень познавательными. Интересно было рассматривать рисунки, где люди рисовали себя в прошлом,- детьми и подростками разного возраста. Получилась этакая небольшая ретроспектива в прошлое, взгляд назад, на себя тогдашнего! Оценка себя и своего творчества в прошлом необходима для осмысления своих прошлых устремлений и прогнозирования будущих. Эта своеобразная рефлексия художников, самоанализ своей жизни, рассказанный не словесно, а рисунками и художественными образами заставляет задуматься. Как изменился стиль жизни и работы? О чём думал и мечтал человек? Чему научился на протяжении нескольких лет? Чем любили заниматься в детстве? Какие виды творческой деятельности предпочитали? Художники рассказали о своих увлечениях на протяжении жизни в рисунках, используя тот метод передачи информации, который им ближе всего. Несмотря на то, что в конкурсе был задан шаблон,- отразить только четыре возраста жизни, рисунки получились разные и по манере исполнения, по стилю, по духу, по содержательному наполнению и по информативности! Разными художниками были выбраны разные возрастные этапы, соответствующие значимости для самого автора. Достаточно взглянуть на рисунок, чтобы понять, что волновало творческого человека в том или ином возрасте; что было для него главным и значимым? Творчество выражается словесно или визуально на картине и в рисунке, в музыке или другими средствами. Я подумала, что было бы интересно провести среди старшеклассников занятие по профориентации с обсуждением рисунков художников, анализом их, а затем, рисованием ученических скетчей на тему «четыре возраста твоей жизни». Можно провести тематический классный час на эту тему.

Структура классного часа

Этап

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

1 мин.

Приветствует учеников. Подготавливает мультимедийное оборудование,- проектор, экран, рисунки. Всё необходимое для рисования скетчей

Приветствуют педагога. Подготавливают карандаши, ручки, фломастеры, скетчбуки, блокноты для рисования скетчей.

2.Мотивация.

10 мин. Воспитательно-образовательный просмотр рисунков

Вступительное слово педагога с показом рисунков художников «Четыре возраста жизни» о том, как меняется творческая деятельность различных людей на разных этапах жизни.

Заинтересованы темой, задают вопросы, обсуждают рисунки, дискутируют о том, что хотел показать художник, на чём сделал акцент. Какую творческую деятельность отразил?

3.Рисование скетчей учениками.

20 мин.

Продуктивная деятельность.

Педагог наблюдает за деятельностью учащихся, рисованием ученических скетчей, помогает советом при затруднениях.

Самостоятельная работа учеников. Рисование скетчей о своих увлечениях в разные периоды жизни.

4.Закрепление и углубление воспитательного момента. 10 мин.

Просмотр нарисованных на занятии скетчей, обсуждение.

Акцентирование внимания на личном предпочтении того или иного вида творческой деятельности в разном возрасте каждого ученика: «А что я рисовал в 5 лет? Какими музыкальными группами увлекался в 13 лет? Что могу сделать сейчас? Собрать компьютер? Придумать идею для сборки робота? Начертить чертёж нового автомобиля?

Обсуждают рисунки друг друга, находят общие черты творческой деятельности в одном и том же возрасте или различия. Обсуждают выбор будущей профессии. Предлагают идеи, какой деятельностью заняться в будущем и какое место займёт в ней творчество; альтернативные предложения по «смежным» творческим специальностям.

5.Подведение итогов. Рефлексия

4 мин.

Педагог оценивает творческую деятельность школьников, выразительность рисунков; участие учеников в обсуждении.

Самооценивание. отзывы о рисунках друг друга,- что изменить или исправить? Делятся впечатлениями друг с другом.

 

Ход классного часа

Классный руководитель во вступительном слове говорит о выборе будущей профессии, о том, что в каждой профессии есть место творчеству. Бывает, что молодой человек, выбрав профессию, затем разочаровывается в своём выборе. Что делать? Бросать всё? Или можно найти альтернативные решения? Чем заняться вновь? Психологи советуют подумать над тем, что у человека хорошо получалось в детстве, чем был увлечён? В чём отличился от сверстников? Какая деятельность была самой продуктивной в детстве и юности, в чём был лучшим? Взгляд в прошлое поможет выбрать новую профессию, которая может оказаться более любимой и успешной. Далее, педагог говорит о том, что неплохо бы иметь кроме основной профессии, какую-нибудь другую, альтернативную творческую профессию. Она может помочь заняться делом в периоды «простоя» по основной специальности. Вот, например, умение рисовать, петь, играть на музыкальном инструменте может пригодиться на разных этапах жизни,- это то, чему учили с детства. Затем педагог организует показ рисунков художников «четыре возраста жизни», поясняет, люди каких профессий их рисовали. Школьники задают вопросы, обсуждают особенности каждого возраста и проявление творческих способностей человека на каждом жизненном этапе. Далее педагог, познакомив школьников с творчеством других, предлагает ученикам нарисовать свои скетчи на эту тему, поразмышляв о своем прошлом и будущем, вспомнить, каким творческим делом каждый увлекался в детстве? Ученики задумываются над заданием, рисуют себя в прошлом, а, некоторые - в будущем. Затем ребята по желанию показывают свои рисунки, рассказывают о себе. Учитель акцентирует внимание учеников на личной заинтересованности каждого в выборе своей будущей профессии и значимости этого будущего выбора.

ПРИЛОЖЕНИЕ. Изучаем «портреты наших современников»,- рисунки для обсуждения. 

Автор №1. Учитель физики – кондитер. Здесь нарисован жизненный путь учительницы физики. В детстве – увлечение рыбалкой, выезды на природу запомнились шестилетнему ребёнку. Учёба в школе и институте, видимо, ничем особенным не запомнилась автору. А вот работа учительницей в школе, рождение и воспитание детей оказались очень значимыми! Профессию учительницы впоследствии она сменила на профессию кондитера. Теперь печёт сладкие торты! Согласитесь, испечь вкусный торт и празднично его украсить – это тоже творчество!

Автор №2. Инженер-архитектор. Молодая художница описала вкратце психологические особенности каждого возраста: детскую подвижность и непоседливость, школьное прилежание и увлечение ботаникой в подростковом возрасте, особенности молодежных предпочтений и здоровый образ жизни к 28-ми годам.

Автор №3. Инженер-приборостроитель-робототехник. Автор – любительница домашних животных. Кошки сопровождают художницу на протяжении всей жизни. Детское увлечение электронными играми (с геймпадом и джойстиком на первой картинке) привело её впоследствии в Московский технологический университет. МГУПИ – надпись на тубусе со студенческими чертежами. Ещё автор рисует «психологическую картину» возраста, описывая возрастные предпочтения и понимание слов «хочу», «не хочу», «надо» на разных жизненных этапах.

Автор №4. Программист-художник-турист-ролевик. Молодая художница описывает становление своего характера от «неугомонного» до «энергичного».

Автор №5. Архитектор-художник. На рисунке расставлены жизненные вехи в виде железной ограды, границы которой лучше не переступать. Художница отмечает этап выработки «твёрдого характера», с соответствующим выражением лица персонажа. Следующий этап - этап исканий и испытаний в юности, «набивание шишек», обучение в архитектурном вузе. Затем - этап соблазнов зрелого возраста; и, наконец,- этап жизненной мудрости.

Автор №6. Программист-лингвист-художник. Эта художница задает себе вопросы на разных этапах жизни: «Кто я? Где я?». Видно, что ребёнок с детства любил рисовать. А в дальнейшем, каждый этап жизни художницы сопровождается рисунками, скетчами, небольшими зарисовками в тетрадях и блокнотах. Ручка и карандаш – бессменные спутники по жизни. В семь лет у ребёнка увлечения предметные: кактусы, рисование, коты. В четырнадцать лет: компьютер, черчение и опять коты. В двадцать лет одолевают вопросы: «Где я? Что это? Это какая формула?». В двадцать пять лет - на уме работа,- рисование, дизайн, а в сумке – вкусные пирожки друзьям.

Автор №7. Художник-дизайнер. В этих рисунках использован художественный приём, обычно применяемый в комиксах. Изображены «мысли вслух» персонажей и их тайные желания. А размещены они в «облаке». Мысли первоклассницы ещё чётко не оформлены, зато к 29-и годам автор точно знает, чего хочет! Прилежная первоклассница, в подростковом возрасте занимается музыкой, а затем становится прилежной мамой.

Автор №8. Библиотекарь-педагог-художник. Примерно так видит себя следующий автор, правда, книги добавлены почти к каждому этапу жизни. Траектория жизни не такая уж прямая, как хотелось бы. Пунктир показывает извилистый «улиточный» жизненный путь. Творчество на жизненном пути тоже присутствует в виде текстильного изображения на майке фантазийной кляксы, нарисованной с любовью.

Автор №9. Автор - любитель природы, животных и туристических походов. Рисунок – плакатный, символический.

Заключение. Неплохо было бы в школе провести конкурс по компьютерному рисованию на эту тему среди старшеклассников. Какими они представляют свои жизненные вехи? Что им запомнилось в детстве? Какими видят себя сейчас? И для этого не всегда обязательно заполнять огромное количество анкет по профориентации, со множеством вопросов, на которые приходится отвечать старшеклассникам сейчас. Достаточно нарисовать образ. И пусть рисунок будет не безупречен с художественной точки зрения, но зато искренен и даже экстремален, как и всё в таком возрасте. А в зрелые годы подросток, возможно, вернётся к своему рисунку и перерисует всё иначе?


P.S. рисунки взяты с сайта

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»




Комментарии (8)

сменить сортировку
Забелина Маргарита Владимировна, 11.06.18 в 15:23 6 Ответить Пожаловаться
Интересно! Спасибо! Взяла в копилку!
Елена, 12.06.18 в 05:27 5 Ответить Пожаловаться
Спасибо!
Семяшкина Ирина Васильевна, 10.07.18 в 22:11 6 Ответить Пожаловаться
Поздравляю Вас с победой в конкурсе!
Елена, 11.07.18 в 04:32 5 Ответить Пожаловаться
Спасибо.
, 11.07.18 в 06:18 4 Ответить Пожаловаться
Елена,отличная работа! С победой! Молодец!!! Так держать!!!
Елена, 11.07.18 в 08:00 2 Ответить Пожаловаться
Большое спасибо!
Ватолина Светлана Анатольевна, 14.07.18 в 07:16 2 Ответить Пожаловаться
Будет время, обязательно
нарисую такой скейтч. Очень интересное мероприятие. Спасибо!!!
Елена, 14.07.18 в 08:57 2 Ответить Пожаловаться
Да! С нас, учителей всегда требуют рефлексию писать... а для души можно порисовать...
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.