Конспект классного часа по профориентации на тему «Кем быть…»

6
0
Материал опубликован 1 May 2018

МБОУ «Многопрофильный лицей им. А. М.Булатова п.г.т.Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан
 

Конспект открытого классного часа

по профориентации

на тему

«Кем быть…»


 


 


 

Подготовила:

кл. руководитель 10 Б класса –

Хазиева Лейсан Маратовны


 


 


 


 

Кукмор,2018 г.

Цель классного часа: помочь обучающимся в выборе будущей профессии.

Образовательные задачи:

1. Ориентировать старшеклассников на осознанный выбор профессии.

2. Формировать у них установку на успешную профессиональную деятельность.

3.Учить соотносить наличие способностей, склонностей, умений с характеристиками профессии.

Планируемый результат:

1.Личностные: Сформировать интерес у обучающихся к процессу выбора профессии.

2.Метапредметные:

- Личностные УУД: Скорректировать профессиональные предпочтения учащихся. Прививать уважение к любому труду, повысить мотивацию детей к приобретению какой-либо специальности.

- Регулятивные УУД: Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

- Познавательные УУД: Показать, какие профессии являются перспективными в современном обществе.

- Коммуникативные УУД: учить формулировать и высказывать собственное мнение, уважать позицию других людей.

Ресурсы: презентация «Кем быть…», видеоролик «Атлас новых профессий»

Организация пространства: беседа с элементами дискуссии

Оборудование занятия: подготовленная учителем презентация, экран, компьютер, колонки, раздаточный материал для этапа рефлексии.


 

Музыкальное сопровождение - песня Е.Крылатова «Прекрасное далёко»

Предварительная подготовка классного часа

1. Подборка видеоматериала касающееся темы классного часа.

2.Листы с текстами опросников, направленных на выявление интересов, способностей и склонностей.

3.Дополнительный материал из сети Интернет.

Ход занятия.

"Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет".

Константин Дмитриевич Ушинский

Введение.

Дорогие ребята, коллеги . Мне приятно видеть всех Вас у нас в гостях на классном часе, который я решила назвать «Время покажет». Эту фразу мы часто слышим в свой адрес, когда наше мнение, наше видение мира не совпадает с мнением друзей, родителей, учителей… И мне хотелось бы, чтобы у нас сегодня состоялся серьёзный, а самое главное честный и откровенный разговор. А о чём – попробуем догадаться. Итак, начнём.

Когда мы произносим или слышим фразу «Кем быть », то, несомненно, имеем ввиду будущее и те события, которые нас там ожидают. И, если я спрошу Вас, о каких событиях ближайшего будущего, касающегося вас, мы можем поговорить сегодня, то чтобы Вы ответили?

………….

Верно. Сегодня мы будем говорить о выборе Вашей будущей жизни. Ведь от того насколько правильно Вы выберете себе профессию, будет зависеть счастье, благосостояние вас и вашей семьи.

• Как Вы думаете, когда этот выбор сделать легко и ничто не создает препятствий.

• Назовите ситуации, когда выбор сложен.

• Нужны ли для выбора смелость, решимость?

• Кто из окружающих может способствовать выбору?

• Чье мнение более авторитетно для вас?

• Кто несет ответственность за выбор?

……………….

Выбор профессии, сферы деятельности относится к ситуации сложного, многоэтапного выбора, требующего учитывать многие факторы. О них мы и будем говорить сегодня.

А Вы уже сделали свой выбор? Расскажите о нём.

…………….

Ну, что ж – достойный выбор.

Спасибо за откровенные ответы.

Я услышала названия ваших будущих профессий. А что вы о них знаете?

……….

Сейчас я хочу представить вашему вниманию один видеоролик. А после его просмотра, мне хотелось бы узнать о ваших впечатлениях от увиденного.

………..видеоролик «Атлас новых профессий» ……….обсуждение:

Я думаю, что во время просмотра вы поняли, что речь идёт о профессиях., а именно о новых профессиях. Открыли ли вы, после просмотра, что-то новое неожиданное для себя?

…….

Действительно, если человек ставит перед собой цель достичь определенных высот в жизни, получить достой­ную профессию, он обязательно должен получить профильное образование. Для этого предназначена система профессионального образования.

Высшее профессиональное образование

Высшее профессиональное образование представлено в Российской Федерации институтами, университетами и академиями. Они выпускают специалистов высшего звена, которые будут осуществлять общее руководство предприятием, организацией или контролировать деятельность отдельных участков. Формы обучения — очная, заочная, вечерняя, экстернат. Квалификация выпускников различна: бакалавр, имеющий общий уровень подготовки, и магистр, прошедший подготовку по тому или иному направлению, т. е. имеющий специализацию. Прием осуществляется на основе конкурсных испытаний или по результатам ЕГЭ (в зависимости от вуза). Высшее образование является самым популярным в Российской Федерации, поскольку позволит в будущем быть конкурентоспособным на рынке труда специалистом. Многие студенты начинают профессиональную деятельность уже в вузе, в этом случае они обеспечены рабочим местом, а впоследствии, по окончании обучения, могут рассчитывать на повышение по службе.

Обсуждение.

По каким критериям выбирают уровень образования?

(востребованность профессии на рынке труда, быть конкурентоспособным на рынке труда специалистом, материальные возможности семьи)

Какой уровень поможет добиться карьерных высот?

(Здесь важно дать понять учащимся, что, имея любое образование, можно стать успешным в жизни. Часто на рынке труда более востребованными и высокооплачиваемыми являются профессии, не предполагающие наличие высшего образования. Но стремление к повышению уровня образования похвально.)

Учащиеся делают вывод, что хороший заработок, почет и уважение заслуживают только мастера своего дела, истинные профессионалы.

……….

Но существует ещё один очень важный фактор, который нужно учитывать при выборе будущей профессии. Как вы думаете что это?

…………..

Да, этим фактором является умение соотносить с ней свой характер и умения. В этом нам поможет разобраться психологическая классификация типов профессий. В основе классификации лежит предмет труда, т. е. то, с чем или с кем будет работать специалист, и характер труда, т. е. требуются ли для работы такие качества, как активность, быстрая реакция, мобильность, коммуникабельность или, наоборот, спокойствие, выдержка, тщательность и аккуратность; склонность к анализу и строгое выполнение правил или полет фантазии и развитое воображение.

Известный российский психолог Е.А. Климов предлагал выделять следующие типы профессий.

«Человек—человек». Деятельность предполагает постоянный контакт с людьми. Если вы легко идете на контакт с людьми, не боитесь возможных неадекватных реакций, умеете убедить человека, доказать состоятельность своих аргументов, можете встать на позицию эмпатии, вам подойдут такие профессии. Не менее важны здесь грамотная речь, неконфликтность, доброжелательность.

Назовите примеры профессий такого типа.

Какие качества необходимы претендентам на эти рабочие места?

Кто из вас может выделить такие качества в себе?

Сферы деятельности — медицина (врачи, медсестры), образование и воспитание (преподаватели, воспитатели, тренеры), сфера обслуживания (парикмахер, стилист, продавец, официант, торговый, рекламный, страховой агент), менеджмент (менеджер, промоутер, интервьюер), юриспруденция (адвокат, следователь), государственная служба (чиновники по работе с населением, администраторы, представители правоохранительных органов).

«Человек—техника». Деятельность подразумевает действия по обслуживанию технических процессов — монтаж, наладка, сборка, эксплуатация и контроль за эксплуатацией технических устройств. Это могут быть профессии управленческого и исполнительского звена. Чтобы соответствовать данному типу профессиональной деятельности, нужно обладать обшир­ной научной базой в своей сфере, иметь наглядно-образное мышление (для высшего управленческого звена — инженеров, конструкторов), уметь разбираться в схеме работы механизмов, иметь хорошую реакцию, сноровку, координацию, навыки практической работы

Какие еще профессии можно отнести к этому типу?

Назовите современные профессии этого типа.

Какие качества должны присутствовать у этих специалистов?

Кто-нибудь испытывает желание работать с техникой и почему?

Например, инженер-конструктор спроектировал станок, мастер-наладчик собрал его и следит за исправной работой, токарь эксплуатирует его, т. е. осуществляет на станке рабочие операции. (для рабочих специальностей — водителей, механиков, электри­ков, столяров, токарей, фрезеровщиков и пр.).

«Человек — знаковая система». Разберемся с понятием «знаковая система». Знаковая система — это на­бор определенных знаков, используемых для получения, хранения, переработки и передачи информации. Например, язык, алфавит (буквы), математические формулы (цифры), системы счисления (коды), схемы, чертежи, карты (линии), сигналы звуковые (звуки) и цветовые, световые являются знаковыми системами. Каждая знаковая система состоит из знаков и определенных правил выполнения действий над ними. Существует даже целая наука, изучающая знаки, их системы и принципы действия, — семиотика.

Чтобы стать профессионалом такого типа профессии, нужно обладать усидчивостью, вниманием, умением сосредоточиться и точностью, скрупулезностью при выполнении операций, иметь абстрактное мышление.

К профессиям данного типа относятся такие: переводчик, корректор, наборщик текста — работают с текстами, создают их или видоизменяют при помощи букв; бухгалтер, IT-специалист, кассир, брокер — оперируют цифрами, кодами и символами. В звуковых сигналах разбираются радисты, специалисты телефонной и сотовой связи; с картами, схемами работают картографы, архитекторы, конструкторы мебели, ландшафтные дизайнеры и пр.

«Человек — художественный образ». Раскроем понятие «художественный образ». Вы знакомились с ним на уроках литературы. Что это?

Философский энциклопедический словарь дает такое определение: «Художественный образ — форма отражения (воспроизведения) объективной действитель­ности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала». Другими словами, профессии данного типа предполагают создание произведений искусства или продуктов творчества, в которых отражена действительность или желаемое ее видение. Чтобы достичь определенных высот в творчестве, нужно иметь хорошо развитое воображение, мыслить образами, обладать чувством прекрасного и уметь воплотить его в жизнь. Многое в этих профессиях решает талант.

Воплощают свое видение жизни писатели, художники, журналисты, сценаристы, искусствоведы, композиторы, режиссеры, музыканты, актеры, аниматоры, блогеры и пр. Свое видение образа есть и у более прикладных профессий этого типа: ювелиров, дизайнеров, портных, флористов и др.

Можно ли добиться успеха в такого типа профессиях, не имея таланта?

Что нужно для этого делать?

Можно ли как-то развить такие способности, можно ли сформировать чувство прекрасного, если изначально человек им не обладает?

(Учащиеся приходят к выводу, что в этих профессиях без таланта не обойтись, а усердием и трудолюбием чувства прекрасного не развить. Вывод — попробовать себя в других сферах деятельности.)

«Человек—природа». Желающие освоить такие профессии, как правило, любят природу. Но любят не означает воспевают ее красоту. Любить для них означает исследовать закономерности развития природы, заниматься ее защитой, делать более гармоничными отношения человечества и природы. Предмет изучения — живая и неживая природа, животные, растения, выращивание, уход за ними и их защита. Чтобы достичь успеха в деятельности, нужно быть внимательным, уметь отмечать закономерности, обладать логическим мышлением и просто любить все живое.

Назовите еще профессии этого типа.

О каких качествах мы забыли сказать?

Можете назвать современные профессии этого типа (нанобиолог, генный инженер и пр.)?

Примеры профес­сий — агроном, зоолог, ветеринар, кинолог, егерь, эколог, геолог, отчасти фермер и пр.

Вы уже знаете классификацию типов профессий, основные характеристики этих типов. Попробуем теперь при помощи методики Е.А. Климова определиться с вашими профессиональными пристрастиями (табл.).

…….

I

11

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Верно ли, что в детстве ты очень любил:

1) подолгу играть в подвижные игры;

2) продумывать игры и верховодить в них;

3) играть в шашки и в шахматы;

4) ломать игрушки, чтобы посмотреть, что внутри;

5) читать стихи и петь песни;

6) разговаривать с незнакомыми или задавать вопросы;

7) слушать и сочинять сказки или истории;

8) рисовать сам или наблюдать;

9) подолгу рассматривать картинки в книжках?

Нравится ли тебе сейчас:

10) заниматься на уроках физкультуры или в спортшколе, секции;

11) добровольно брать на себя обязанности организатора дела;

12) помогать ребятам решать математические задачи;

13) читать об известных открытиях и изобретениях;

14) участвовать в художественной самодеятельности;

15) помогать другим людям разбираться в их проблемах;

16) читать или узнавать что-то новое об искусстве;

17) заниматься в изостудии, изокружке;

18) писать сочинение на свободную тему?

Получаешь ли ты особое удовольствие:

19) от участия и борьбы в спортсоревновании;

20) от своего умения расставить людей, распределить работу;

21) от решения трудных математических задач;

22) от исправления бытовых электро- и радиоприборов;

23) от игры на сцене;

24) от общения с людьми;

25) от знакомства с новыми музыкальными инструментами, музыкальными произведениями;

26) от посещения художественной выставки;

27) от пересказа какого-то события из прочитанной книги или эпизода, увиденного тобой в жизни?

Часто ли тебя тянет:

28) к длительным физическим упражнениям;

29) к делам в группе, требующим твоей инициативы или настойчивости;

30) к разгадыванию математических шарад;

31) к изготовлению каких-либо моделей;

32) участвовать в постановке спектаклей;

33) помочь людям, посочувствовать им;

34) поиграть на музыкальном инструменте;

35) порисовать красками или карандашами;

36) писать стихи или вести дневник?

Любишь ли ты в течение продолжительного вре­мени:

37) заниматься спортом или физическим трудом;

38) энергично работать вместе с другими;

39) заниматься черчением или шахматами;

40) копаться в механизмах, приборах;

41) заботиться о младших, слабых или больных людях;

42) думать над судьбами людей;

43) исполнять музыкальные пьесы;

44) рисовать, лепить, фантазируя при этом;

45) готовиться к докладу, сообщению, сочинению?

Интерпретация

По каждому столбцу подсчитывается сумма положительных ответов (« + »). Столбцы, в которых таких ответов больше, отсылают к следующим способностям.

Физические (1, 10, 19, 28, 37).

Организационные (2, 11, 20, 29, 38).

Математические (3, 12, 21, 30, 39).

Конструктивно-технические (4, 13, 22, 31, 40).

Эмоционально-изобразительные (артистические) (5, 14, 23, 32, 41).

Коммуникативные (6, 15, 24, 33, 42).

Музыкальные (7, 16, 25, 34, 43).

Художественно-изобразительные (8, 17, 26, 35, 44).

Филологические (9, 18, 27, 36, 45).

Обсуждение результатов двух исследований.

Совпали ли результаты с вашими желаниями или это открытие для вас? Об этой ли сфере деятельности вы мечтали? Считаете ли вы, что при выборе профессии нужно ориентироваться на данное психологическое исследование или стоит выбирать профессию исходя из других критериев — заработка, престижности и пр.? Стоит ли жертвовать интересом к делу ради заработка, престижа?

Игровой блок.

Игровое упражнение «Кто есть кто?»

Цель — найти соответствие характера учащихся и возможных подходящих ему профессий. Проводится в течение 5 мин. Участвуют и зрители.

Во время предыдущего задания вы называли профессии, в которых вы себя видели. Давайте вспомним их. (Каждый участник назы­вает по одной профессии. Ведущий записывает названия профессий на доске. Далее ведущий называет первую профессию из списка. Кому из одноклассников такая профессия подошла бы больше всего? Обоснуйте свой выбор. (Они думают в течение пары секунд и по команде ведущего указывают на предполагаемого кандидата. Ведущий записывает, сколько человек указали на товарища. Естественно, большое количество рук в пользу кандидата говорит о том, что именно этот учащийся мечтает о такой профессии либо ему нужно прислушаться к мнению своих сотоварищей и подумать о такой профессиональной деятельности.)

Автор игры, доктор педагогических наук, профессор факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Николай Сергеевич Пряжников замечает, что «прогнозы школьников относительно профессионального будущего своих одноклассников нередко оказываются более точными, чем прогнозы их учителей и родителей. Это означает, что доверять мнению одноклассников о профессиональных перспективах своих товарищей все-таки можно и нужно».

Упражнение "Выбор" (физическая разрядка)

Поднимите правую руку при ответе «ДА», левую – при ответе «НЕТ» и встаньте при ответе «НЕ ЗНАЮ»

- Я уже выбрал себе профессию.

- Я точно знаю - кем буду.

- Я выберу профессию, которую мне посоветуют сверстники.

- Я выберу профессию, которую мне посоветуют родители.

- Я прислушаюсь к мнению родителей и сверстников, но выберу сам.

- Я выберу такую профессию, которая имеет высокий престиж в обществе.

- Я выберу такую профессию, которая соответствует моим интересам и способностям.

Заключение

Итак, мы с вами поняли, что выбор профессиональной сферы зависит от интересов, способностей и возможностей. При этом каждому из вас придется подумать, что станет критерием выбора профессии: ее престижность, возможность много заработать или желание посвятить себя любимому делу, а может быть, можно постараться совместить эти критерии. Если вы уже определились с профессией или хотя бы интересной вам сферой, нужно уже сейчас готовить базу для этого: поговорить с профконсультантами в Центре занятости, родителями, спросить их совета; выявить учебные заведения интересующего вас профиля и посетить их в день открытых дверей, узнать о возможности поступления, требующихся документах и баллах. Может быть, удастся познакомиться с обладателями интересующей вас профессии и расспросить их о нюансах работы. Обязательна консультация с участковым врачом обо всех имеющихся противопоказаниях к той или иной профессии — а вдруг вам нельзя стать спасателем или летчиком? А самое главное и важное, что вы должны сделать уже сейчас, — повысить успеваемость по важным для вас предметам в первую очередь, да и по всем остальным тоже.

Нам всегда приходится делать выбор: покупаем ли мы одежду, пищу, выбираем ли друзей, мероприятия на вечер, книги. Какой-то выбор дается нам проще, какой-то сложнее.

Я думаю, что сегодня вы получили определенный багаж знаний, некоторые сделали выбор или ещё размышляют по поводу определения профессии. Поэтому каждый из вас определяет на каком этапе пути к выбору профессии вы находитесь и в зависимости от этого выбираете полоску соответствующего цвета. Покажите их. Я вижу, что кто выбрал:

Зеленый цвет – не определился с выбором профессии.

Желтый – сомневаюсь

Красный – определился с выбором.

Рефлексия

Я хочу передать вам это яблоко, которое символизирует и познания, и плод древа судьбы. Ваша задача передать его друг другу с пожеланиями и мыслями, полученными от сегодняшнего классного часа.

Мне хочется пожелать вам, чтобы каждый из вас выбрал себе ту профессию, которая даст вам возможность лучше всего раскрыть свои способности; профессию, к которой у вас лежит душа, в которой вы почувствуете себя полезным людям, и по – настоящему счастливым.

А я от всей души желаю вам всего доброго! Всем спасибо.

А правильный вы сделали выбор или нет – ВРЕМЯ ПОКАЖЕТ….

Содержание взаимодействия педагога и обучащихся

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Самоопределение к деятельности

Вступительное слово учителя

Учащиеся вступают в диалог с учителем, одноклассниками

Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение

Коммуникативные

Регулятивные (самоопределение к деятельности)

2

Этап мотивации

Организует дискуссию учащихся.

(приветствие в виде стихотворения звучит на слайде 2)

- Назовите тему нашего мероприятия?

- представляем ребят и коллег.

Учащиеся обмениваются мнениями с учителем, одноклассниками

Личностные,

Коммуникативные (формулировка собственного мнения), регулятивные (воспринимать критику)

3

Постановка учебных задач

видеоролик «Атлас новых профессий»

Сейчас я хочу представить вашему вниманию один видеоролик. А после его просмотра, мне хотелось бы узнать о ваших впечатлениях от увиденного.

……..обсуждение:

Я думаю, что во время просмотра вы поняли, что речь идёт о профессиях., а именно о новых профессиях. Открыли ли вы, после просмотра, что-то новое неожиданное для себя?

…….

Действительно, если человек ставит перед собой цель достичь определенных высот в жизни, получить достой­ную профессию, он обязательно должен получить профильное образование. Для этого предназначена система профессионального образования.

Высшее профессиональное образование

Просматривание видеоролика.

Формулирование целей для учащихся

Личностные, познавательные (анализ) регулятивные (целеполагание),

Коммуникативные

(умение слушать и слышать, учет разных мнений)

4

Этап актуализации

Вы уже знаете классификацию типов профессий, основные характеристики этих типов. Попробуем теперь при помощи методики Е.А. Климова определиться с вашими профессиональными пристрастиями (табл.).

Совпали ли результаты с вашими желаниями или это открытие для вас? Об этой ли сфере деятельности вы мечтали? Считаете ли вы, что при выборе профессии нужно ориентироваться на данное психологическое исследование или стоит выбирать профессию исходя из других критериев — заработка, престижности и пр.? Стоит ли жертвовать интересом к делу ради заработка, престижа?

Обсуждение результатов исследований.

Высказывают общие предположения

-обучающие читают результаты по очереди

Выслушивают ответы товарищей

Личностные, познавательные (анализ, синтез,), коммуникативные, (умение слушать и слышать, учет разных мнений)

5

Этап закрепления с проговариванием во внешней речи

(Игровое упражнение «Кто есть кто?

Цель — найти соответствие характера учащихся и возможных подходящих ему профессий

Упражнение "Выбор" (физическая разрядка)

Учитель в ходе игры контролирует записи

Имя ученика

Будущая профессия, которая подошла бы больше всего

На обсуждение и оформление 3-5 минут

Каждый участник назы­вает по одной профессии. Ведущий записывает названия профессий на доске. Далее ведущий называет первую профессию из списка. Кому из одноклассников такая профессия подошла бы больше всего? Обоснуйте свой выбор. (Ведущий записывает, сколько человек указали на товарища. Естественно, большое количество рук в пользу кандидата говорит о том, что именно этот учащийся мечтает о такой профессии либо ему нужно прислушаться к мнению своих сотоварищей и подумать о такой профессиональной деятельности.

Поднимите правую руку при ответе «ДА», левую – при ответе «НЕТ» и встаньте при ответе «НЕ ЗНАЮ»

- Я уже выбрал себе профессию.

- Я точно знаю - кем буду.

- Я выберу профессию, которую мне посоветуют сверстники.

- Я выберу профессию, которую мне посоветуют родители.

- Я прислушаюсь к мнению родителей и сверстников, но выберу сам.

- Я выберу такую профессию, которая имеет высокий престиж в обществе.

- Я выберу такую профессию, которая соответствует моим интересам и способностям.

Они думают в течение пары секунд и по команде ведущего указывают на предполагаемого кандидата.

Проводят самооценку и взаимооценку работ;

Определяют качество выполненной работы;

Рассказывают, слушают.

Личностные (личностное самоопределение, нравственно-этическое оценивание), коммуникативные (интегрируются в группу, умение слушать и слышать, выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой), регулятивные (оценка своей деятельности), познавательные (осознанное построение речевого высказывания)

6

Включение в систему знаний.

- Я думаю, что сегодня вы получили определенный багаж знаний, некоторые сделали выбор или ещё размышляют по поводу определения профессии. Поэтому каждый из вас определяет на каком этапе пути к выбору профессии вы находитесь и в зависимости от этого выбираете полоску соответствующего цвета. Покажите их. Я вижу, что кто выбрал:

Зеленый цвет – не определился с выбором профессии.

Желтый – сомневаюсь

Красный – определился с выбором.

Обучающие поднимают полоски с определенными цветами.

Коммуникативные (формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации),, регулятивные (оценка своей деятельности)

8

Рефлексия

3-5 минут

Давайте подведём итог нашему мероприятию.

Я хочу передать вам это яблоко, которое символизирует и познания, и плод древа судьбы. Ваша задача передать его друг другу с пожеланиями и мыслями, полученными от сегодняшнего классного часа.

Высказывают своё мнение, говорят о своих чувствах.

Коммуникативные (формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации),

регулятивные (оценка своей деятельности)

Литература

Кашанов Р.Р. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха.- М.: Аст-пресс, Ижевск, 1999.

Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах.- Мн.: Харвест, 1999.

Попова Л.М. Стресс жизни: понять, противостоять и управлять им.- СПб.: Лейла, 1994.

Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под науч.ред. Л.А.Обуховой.- М.:Вако, 240 с.

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома.-М.: Новая школа, 1995.

Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения.- М.: просвещение, 1990.

Шнейдер Л.Б. Идентичность. Хрестоматия.- М., 2003.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.