12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Сахарова Татьяна Николаевна24 |
Классный час по теме «Что может быть на свете священнее имени матери! (В. Коротаев)»
Классный час по теме
«Что может быть на свете священнее имени матери! (В. Коротаев)», 7 класс
Цель: формирование и развитие культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству средствами искусства и современных технологий.
Метапредметные УУД:
Личностные: совершенствует духовно-нравственные качества личности; умеет обоснованно выбирать собственные жизненные основы с позиций их ценностей для людей; участвует в творческом, созидательном процессе.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану; умеет подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.
Познавательные: понимает информацию, представленную в различных формах, воспроизводит простые логические действия для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
Не бойся проявлять свои чувства.
Люди, которых ты любишь и ценишь,
должны знать, как они важны для тебя
Ф. М. Достоевский
Быть …. матерью - это вершина
назначения женщины
Ф.М. Достоевский
Оборудование:
Портрет Ф.М.Достоевского, фотографии известных поэтов, писателей и их родителей.
Выставка произведений Ф.М.Достоевского, иллюстраций к его произведениям о детях.
Мультимедийный проектор, презентация к мероприятию.
Ход мероприятия
1. Организационный момент. (Класс разбит на несколько групп).
Я рада всех вас видеть. Давайте подарим хорошее настроение, улыбнемся друг другу. Надеюсь, что сегодняшнее мероприятие обогатит вас новыми знаниями.
2. Определение темы урока. Целеполагание.
Использования приёма «Мудрая фраза».
В качестве эпиграфа взяты слова Ф.М.Достоевского, но некоторые слова пропущены, нужно восстановить текст. У каждой группы своя фраза, выберите на столе подходящие по смыслу слова.
«Не бойся проявлять свои ….. Люди, которых ты …. и …., должны знать, как они важны для тебя» (Ф. М. Достоевский)
«Быть …. - это вершина назначения ….» (Ф.М. Достоевский)
После того, как ученики выполнят задание, цитаты нужно прочитать (учитель демонстрирует их на слайде)
- О чём эти фразы заставляют задуматься?
-Какова тема нашего классного часа? Как вы думаете, почему мы выбрали эту тему?
3. Беседа.
В последнее воскресенье ноября в нашей стране отмечается День матери. Также в этом году 11 ноября исполняется 200 лет со дня рождения писателя, публициста, мыслителя, одного из самых известных русских классиков Ф.М.Достоевского, который в своих произведениях раскрывал образы русских женщин-матерей. И сегодня, накануне этих замечательных праздников, мы проводим внеклассное мероприятие на тему «Что может быть на свете священнее имени матери!».
-Что вы чувствуете, что видите, что слышите, когда произносите слово «мама»? Работа в группах: «Моя мама…» (прием «Продолжи фразу….»). Озвучивают свои ответы.
-Для каждого человека мама – самый родной человек на свете. И мы любим ее не только за то, что она подарила нам жизнь, но и за то, что она всем материнским сердцем любит нас, заботится о нас, переживает за неудачи и радуется нашим победам.
4. Составление кластера «Материнское сердце».
- Перечислите сокровища, которые хранятся в материнском сердце.
-Что значит любить своих детей?
-А еще мама преподносит порой самые настоящие уроки воспитания, желая видеть нас в будущем честными, успешными людьми, которыми можно гордиться. Многие матери сыграли решающую роль в формировании личности будущих писателей: Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, Ф. М.Достоевского, С.Есенина. Образ матери становится одним из главных в русской литературе уже в XIX веке. В произведениях русских писателей в образе матери воплотились самые лучшие материнские черты: любовь к своим детям, жертвенность, милосердие, сочувствие (показ слайдов с фотографиями известных поэтов и писателей и их матерей).
Эта тема занимает важное место и в творчестве Достоевского.
5. Сообщение подготовленного ученика о матери Ф.М. Достоевского (показ слайдов о Ф.М. Достоевском и его матери).
Мария Федоровна Достоевская очень любила своих детей, всегда была рядом, помогала советами и делом. Не редко случалось, баловала. На праздники дарила подарки. Мария Федоровна принимала участие и в образовании детей. Сама она очень любила литературу, владела хорошим литературным языком, чувством стиля, играла на гитаре. Дети ее очень любили, отвечали ей взаимностью. Делились с ней своими мыслями, ничего не утаивали. Она поощряла литературные интересы и увлечения будущего писателя. Ф. Достоевскому ещё не было 16 лет, когда умерла его мать.
- У Ф.М.Достоевского чрезвычайно значимы образы матерей в его романах «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Идиот», «Подросток», с некоторыми мы будем подробно знакомиться в старших классах. Сегодня мы рассмотрим отрывок из романа «Подросток» «В барском пансионе», его вы прочитали дома.
6. Анализ отрывка из романа Ф.М.Достоевского «Подросток» «В барском пансионе». Прием «Ромашка Блума».
Воспроизведение | Простые | Кто? Когда? Где? Как? | Назовите действующих лиц рассказа. Где и когда происходят описываемые в отрывке события? Что мама принесла мальчику, чтобы угостить его? Что стало дальше с угощением? Что она отдала сыну перед уходом? |
Понимание | Уточняющие | Правильно ли я понял..? | Почему мальчик говорит о себе, что он безродный, ведь у него есть мама? Что обозначает слово «безродный» для находящихся в пансионе детей? Именно для этого мальчика? С какой целью мама мальчика пришла к нему в пансион? |
Применение | Практические | Как можно применить..? Что можно сделать из..? и т.п. | Найдите описание матери мальчика. Как это описание ее характеризует? Найдите глаголы, которые характеризуют действия матери мальчика. Найдите глаголы, которые характеризуют действия мальчика во время встречи с матерью и после. Какой вывод можно сделать? |
Анализ | Интерпретационные | Почему? | Почему посетительница не сказала ни Тушару, ни мальчику, что она его мать? Почему мальчик не притронулся к ее подаркам? Почему мама отказалась от кофе? Как ведет себя хозяин пансиона по отношению к матери главного героя? Почему? Почему, когда мама плачет, мальчик говорит, что ему стыдно? Стыдно за кого? Прошло полгода. Что изменилось в мироощущении мальчика? Как он теперь думает о матери и своих поступках по отношению к ней? Чего он теперь стыдится? Почему? |
Синтез | Творческие вопросы | Что будет, если..? | Что было бы, если бы мальчик не отвернулся от матери и не стыдился бы ее? |
Оценка | Оценочные | Как вы относитесь | Ваше мнение: правильно ли поступил мальчик с матерью? А как вы относитесь к своим мамам? Совершали ли поступки по отношению к маме, которые вызывают у вас чувство стыда? Какую проблему поднимает автор в данном отрывке? Какова главная мысль отрывка из произведения «Подросток»? Согласны ли вы с точкой зрения автора? Как бы вы поступили на месте героя рассказа? |
- Легко ли быть матерью? Как вы понимаете слова Достоевского, приведенные в начале мероприятия: «Не бойся проявлять свои чувства. Люди, которых ты любишь и ценишь, должны знать, что они важны для тебя»?
7. Рефлексия.
-Ребята, весь урок у меня в руках находилась волшебная палочка, которая помогала мне, я хотела, чтобы она научила вас любить, оберегать, радовать ваших мам, не обижать их. Сейчас эту палочку я передаю вам. Продолжите фразу: «Я попрошу волшебную палочку помочь…(кому?)».
-Давайте подарим на праздник нашим мамам букет нашей любви. Из каких цветов он будет состоять? (Каждый рисует свой цветок, затем на доске собирают их в один букет к ромашке).
8. Подведение итогов.
-Мы провели наше мероприятие накануне большого светлого праздника. Не забудьте поздравить своих мам и обязательно ей скажите: «Моя милая, добрая мама, прости меня за все. Ты у меня самая лучшая». Сделайте это, и в вашей душе будет чище и светлее. Низко поклонитесь матери за ее доброе всепрощающее сердце. Девочкам желаю в будущем стать добрыми, заботливыми, любящими мамами. Ведь «…быть матерью - это вершина назначения женщины» (Ф.М. Достоевский)
Выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения «Слово о матери» Расула Гамзатова.
…Как бы ни манил вас бег событий,
Как ни влёк бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите
От обид, от тягот и забот.
Если стали сердцем вы суровы,
Будьте, дети, ласковее с ней.
Берегите мать от злого слова,
Знайте, дети ранят всех больней.
Мать уйдет, и не изгладить шрама,
Мать умрёт, и боли не унять.
Заклинаю, берегите маму,
Дети мира, берегите мать!