Классный час по теме «Учимся менять своё настроение. Духовность» (5 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа посёлка Пригородный Петровского района Саратовской области»
КЛАССНЫЙ ЧАС.
УЧИМСЯ МЕНЯТЬ СВОЁ НАСТРОЕНИЕ.ДУХОВНОСТЬ.
Подготовила:
учитель географии
МБОУ «ООШ п. Пригородный»
Потапова Марина Валерьевна
2016 год
Тема классного часа: (слайд 1).Учимся менять свое настроение. Духовность.
Цель: Раскрыть понятие духовности и поработать над его осмыслением с детьми, дать возможность ребенку выразить свои мысли вслух, учить вести дискуссию.
Ход работы:
Учитель: (слайд 2)
Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь.
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь.
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь
Итак, кто же обязан трудиться и день и ночь? Как вы понимаете это слово?
Конечно, ДУША!!!
В словаре Ожегова нам дается такое определение души : (слайд 3)
душа – это внутренний мир человека, его сознание. Что это значит?
А это значит, что сознание человека всегда должно быть трезвым.
А теперь,я предлагаю Вам разделиться на три группы. И каждая из групп подумает над такой ситуцией. (РАЗДАТЬ РАСПЕЧАТКУ).
(слайд 4)
Ситуация №1 Давайте, рассмотрим ситуацию с найденным вами кошельком. Что вы с ним сделаете? Если вы его взяли, то что вы испытываете?
(слайд 5)
Ситуация №2 Предположим, что вы потеряли кошелек. Что вы испытываете при этом?
(слайд 6)
Ситуация №3 Вы едете в автобусе и решили не покупать билет. Как вы себя чувствуете? Хорошо ли у вас на душе?
( Каждую ситуацию обсудите и выскажитесь)
Вывод: Итак мы видим, что от совершения плохих поступков нас удерживает совесть. Мы испытываем терзания, сочуствие, проявляем уважение друг к другу.
В стихотворении, если вы обратили внимание, говорится нашу душу нужно тащить с этапа на этап. (слайд 7) Таким образом, как бы трудно не было, мы должны стараться перебороть плохое в нашей душе. Для этого у нас должна быть: душа, совесть, сочувствие и уважение.
Попробуйте найти обобщающее слово этих понятий (ответы детей). Конечно, это слово- духовность.
(слайд 8)
Духовность – это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.
Всем ли это понятно? Сейчас в нашей стране основной упор делается на приобретение вещей. Часто материальное превышает духовные ценности.
Давайте теперь немного поиграем, но игра серьезная. Я для Вас подготовила кроссворд. Давайте вместе подумай и попрбуем его разгадать. У вас на столах лежат шаблоны кроссворда. И так:
(слайд 9-10)
Кроссворд « Духовность»
Вопросы:
Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.( Доброта) (слайд 11)
Внутренний , психический мир человека. ( Душа) (слайд 12)
Наука, изучающая процессы и закономерности психологической деятельности человека. ( Психология) (слайд 13)
Проявление заботы и внимания. ( Заботливость) (слайд 14)
Почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств. ( Уважение) (слайд 15)
Самое ценное, что есть у человека. ( Жизнь) (слайд 16)
Жалость, сочувствие, вызываемые несчастием другого человека.(Сострадание) (слайд 17)
Группа; живущих вместе родственников. ( Семья) (слайд 18)
Молодцы!
И еще одно задание. Я сейчас некоторым ребятам раздам небольшую анкету, на вопросы которой необходимо ответить. И пока ребята отвечают на анкету, остальные должны оценить свое настроение: 1 группа- когда они не выполнили домашнее задание; 2 группа-когда они получили «5» по математике; и 3 группа- когда они увидели акулу, плавающую около берега моря.
Анкета « История моей жизни »
1.Мои отношения с родителями(подчеркнуть)
а) любовь, уважение, забота.
б) нахожусь в полном одчинении и зависимости
в) равноправие
г) нейтральные
2. Какие детские обиды и радости оставили в душе след?
3. Какие книги вам особеннно дороги?
4. Какова роль родителей в становлении вас как личности?
а) определяющая
б) положительная
в) незначительная
г) отрицательное
5. Советуются ли с вами родители при принятии серьезных решений?
а) да
б) нет
в) иногда
6. Испытываете ли вы потребность в общении со своими родителями?
а) да
б) нет
в) иногда
Итог: Итак, мы с вами сегодня на классном часу работали и обсуждали тему: духовность, душа.
Обобщим нашу тему, что такое душа?
Результаты анкетирования показали, что вы больше выделяете наиболее значимые ценности жизни: счастливую семейную жизнь, получение образования.
Для нас, для нашей души важны наши родители, друзья, учителя, родственники.
Мы по отношению к этим людям должны быть открытыми душой, должны иметь в себе следующие (слайд 19) человеческие качества:
совесть
сострадание
забота
уважение
доброта
культура
Это наши добродетели.
Какой вывод можно сделать из этого классного часа, если у нас есть: совесть, доброта, сочувстие, уважение друг к другу, взрослым, окружающим. То какие мы дети?
С душевными и духовными качествами, на нас можно полностью положиться и надеяться.