Классный час на тему: Учимся разрешать конфликты.
Цель : формирование у учащихся компетентностей в области преодоления конфликтных ситуаций.
Задачи:
Воспитание чувства уважения друг к другу;
улучшение взаимоотношений в классе;
ознакомить учащихся с видами конфликтов и причинами их возникновения;
формирование умения решать конфликтные ситуации;
профилактика агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста в школе.
Оборудование: компьютер и интерактивная доска.
Ход классного часа:
Мотивация.
Учитель: Ребята, предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма и сказать какая ситуация в нём показана?
Просмотр и обсуждение видео отрывка по вопросам:
-В чём причина возникновения конфликта?
- Можно ли было остановить перерастание данной ситуации в конфликт?
(Обсуждение предложенных учениками вариантов).
Учитель: Как вы думаете, какой теме будет посвящён наш классный час? (Ответы детей).
-Сегодня мы с вами поговорим о конфликтных ситуациях, выясним причины их возникновения и узнаем о правилах разрешения конфликтов.
- Что же такое конфликт? (Ответы детей).Подберите синонимы к этому слову. Приведите примеры конфликтов из собственного опыта. (Ответы детей).
Конфликт (от лат. coпflictus - столкновение), согласно толковому словарю, трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями.
- Давайте поразмышляем о причинах ссоры или конфликта с окружающими. ( Ответы детей).
Конфликт возникает как результат несовместимости представлений о ситуации, о поступке, о способах действия.
Невозможность получить то, что хочется или необходимо; различные точки зрения на один и тот же вопрос; отсутствие третьей стороны. Многие конфликты возникают тогда, когда ребята преследуют свои эгоистические интересы в ущерб интересам других людей, класса.
Причины конфликтов:
Противоречия между интересами, взглядами.
Противоборство между лидерами, между отдельными группами в коллективе.
Особенности темперамента, восприятия, убеждений.
Ошибки в общении (неумение слушать, правильно задавать вопросы, проявлять эмпатию (умение сопереживать чувствам собеседника), реагировать на критику).
Конфликт прекращается, если стороны удовлетворены выигрышем (или проигрышем) или признают, что продолжение столкновения бессмысленно.
- К каким результатам приводят конфликты? ( Ответы детей).
Победа – поражение – одна сторона удовлетворена, но другая не удовлетворена.
Поражение – поражение – обе стороны не удовлетворены результатом.
Победа – победа – обе стороны приходят к согласию.
Учитель: Ребята, как вы думаете, конфликт может быть полезным? (Выслушиваются мнения детей).
Конфликт бывает разрушающим и конструктивным. При правильном обращении он может быть полезен – приводит к изменениям. При неправильном – приводит к обиде, непониманию и даже к насилию.
Учитель: Как вы думаете, можно ли управлять конфликтом? ( Ответы детей).
С помощью правильного общения. Необходимо уметь правильно говорить и правильно слушать друг друга. Также необходимо искать компромисс ( соглашение на основе взаимных уступок).
Учитель: Для следующей работы попрошу вас разделиться на группы по 5 человек.
Задание: Разработайте правила управления конфликтом и план разрешения споров.
Проведение обсуждения результатов, оформление правил в виде плаката.
Правила управления конфликтом.
Не прерывайте. Слушайте.
Не делайте предположений.
Не переходите на личности и не оскорбляйте.
По-настоящему работайте над решением проблемы. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих.
Закончите на позитивной ноте.
План разрешения споров.
«Пострадавший» должен сказать, что хочет спросить. Например: «Я хочу выяснить то-то и то-то, почему вы поступили так-то и не сделали того-то?»
Говорите о сути дела, а не вокруг да около. Обязательно отреагируйте на высказанное недоразумение, критику. Изложите свое мнение конкретно и четко.
Признайте свою ошибку или докажите обратное. Найдите у другого что-нибудь приятное, положительно его характеризующее.
Учитель: Ребята, предлагаю вам подумать, есть ли возможность:
а) избежать конфликта,
б) найти другое его решение (можно на примере обыгрывания общей ситуации).
Выслушиваются мнения детей.
Учитель: Статистика показывает (и мнение ребят это подтверждает), что «разгорание » конфликта чаще всего происходит потому, что его участникам не с кем посоветоваться. Многие утверждают, что если бы удалось в противостоянии сторон обратиться к третьей, независимой, стороне, конфликт мог и не зайти далеко.
Работа в группах.
Задание: Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:
Как вы думаете, почему нужно "остановиться" в начале развития конфликтной ситуации?
Как вы понимаете высказывание: "Дай себе немного времени, чтобы оценить ситуацию"?
Определите ключевые слова высказывания: "Откажись от установки: победа любой ценой".
Почему важно думать о последствиях выбора поведения.
Учитель: Ребята, послушайте внимательно стихотворение Николая Красильникова «Ссора» и проанализируйте ситуацию, которая описана в стихотворении.
Семенов прислал мне записку: "Корова",
А я написала: "Семенов — козел!"
Он — новое слово, я — новое слово.
Но тут к нам учитель как раз подошел.
Пал Палыч ругал нас не очень сурово,
Но только сказал, выводя за порог:
— Как только в людей превратитесь вы снова,
Тогда приходите опять на урок!
Анализ конфликтной ситуации:
Описание конфликта. Какая проблема послужила "толчком" к возникновению конфликта?
Участники конфликта: действия одной стороны конфликта, действия другой стороны конфликта.
В чем суть конфликта?
Можно ли было остановить перерастание проблемы в конфликт? В какой момент?
5. Что помешало остановить перерастание проблемы в конфликт?
6. Какой способ разрешения конфликта вы считаете наиболее эффективным в данной ситуации и почему?
7. Подумайте над последствиями выбора вариантов поведения:
Варианты поведения в конфликтных ситуациях:
Стратегия поведения |
Характеристика стратегии |
Конкуренция, соперничество («акула») |
Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. |
Сотрудничество («сова») |
Выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон. |
Компромисс («лиса») |
Выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет. |
Избегание, уклонение («черепашка») |
Уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей. |
Приспособление («медвежонок») |
Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. |
Учитель: Проанализируем стратегии поведения в конфликтах и отметим их положительные и отрицательные стороны.
Аргументы (плюсы и минусы) в пользу выбора разных стратегий поведения в конфликтах :
Стратегия |
Плюсы |
Минусы |
Избегание |
Когда хочешь выиграть время, конфликт может разрешиться сам собой |
Проблема остается неразрешенной |
Компромисс |
Когда другие стратегии неэффективны |
Ты получаешь только часть того, на что рассчитывал |
Сотрудничество |
Когда есть время и желание разрешить конфликт удобным для всех способом |
Требует много времени и сил, успех не гарантирован |
Приспособление |
Когда хорошие отношения для тебя важнее, чем твои интересы; когда правда на стороне другого |
Твои интересы остались без внимания, ты уступил |
Соревнование |
Когда правда на твоей стороне; когда тебе во что бы то ни стало надо победить |
Эта стратегия может сделать тебя непопулярным |
Учитель: Ребята, как вы думаете, какой способ разрешения конфликта более эффективный?(Ответы детей.)
Вывод: Наиболее эффективный способ разрешения конфликта тот, при котором выигрывают обе стороны!
Работа в группах. Задание: разработайте правила поведения в конфликтах. (Ответы детей).
Правила поведения в конфликте:
-Дай партнеру «выпустить пар».
-Если партнер раздражен к агрессивен, то нужно помочь ему снизить внутреннее напряжение. Пока этого не произойдет, договориться с ним будет трудно или невозможно. Наилучший прием в эти минуты представить, что вокруг тебя оболочка (аура), через которую не проходят стрелы агрессии. Ты будешь надежно защищен, находясь будто в коконе.
-Потребуй от него спокойно обосновать претензии.
Людям свойственно путать факты и эмоции. Следует учитывать только факты и объективные доказательства.
-Не бойся извиняться, если чувствуешь, что не прав. Во-первых, это обезоруживает, во-вторых, вызывает уважение. Ведь только сильные и уверенные люди способны признавать свои ошибки.
-Независимо от результата разрешения конфликта старайся не разрушать отношения.
-Вырази свое уважение и расположение, согласись с наличием определенных трудностей.
Задание: напишите советы, которые вы могли бы дать человеку, который очень раздражён. (Заслушиваются ответы детей).
Когда ты очень раздражен, разгневан…
Дай себе минуту на размышление и, что бы ни произошло, не бросайся сразу "в бой".
Сосчитай до десяти, сконцентрируй внимание на своем дыхании.
Попробуй улыбнуться и удержи улыбку несколько минут.
Если не удается справиться с раздражением, уйди и побудь наедине с собой некоторое время.
Работа в парах. Задание: Подумайте и напишите, какие факторы помогают общаться без конфликтов.
Факторы бесконфликтного общения:
Улыбка;
Доброжелательный тон;
Вежливость;
Нейтральность речи;
Приветливость;
Заинтересованность;
Непринужденность жестов.
Пожелания и памятка для учащихся:
1. Чаще говорите вежливые слова.
2. Говорите всегда правду. Ложь не красит человека.
3.Будьте естественны в общении.
4.Не бойтесь правды, высказанной в ваш адрес .
5.Не перебивайте старших.
6. Не загрязняйте свою речь нецензурными словами.
7. Никогда не оправдывайте себя. ( Меня не понимают, не ценят).
8. Помните, по своей природе общение-это ежедневный труд.
Рефлексия.
Учитель: Предлагаю поделиться впечатлениями о том, изменилось ли что-то в ваших взглядах на конфликт.
Учитель: В заключение нашего занятия, я попрошу вас, ребята, заполнить анкету.
Анкета "Обратная связь" .
Фамилия, имя __________________________________________________
1. Оцени (по 7-балльной системе), насколько тебе понравилось занятие_____
2. Что понравилось больше всего?__________________________________
_________________________________________________________________
3. Оцени (по 7-балльной системе), насколько полезным было для тебя обсуждение данной темы
4. Считаешь ли ты необходимым обсуждение данной темы с ребятами других классов? Почему?
Использованная литература:
[1] Стебенева Н. Королева Н. «Путь к успеху»// Школьный психолог – 2003 -№29
[2] Фопель К. «Сплоченность и толерантность в группе». М.:Генезис, 2003.
[3] Школьный психолог № 15, 2009.
[4] Автор-составитель О.Я. Воробьева. Коммуникативные технологии в школе. Из опыта работы. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.
Львова Светлана Алексеевна