Классный час во 2 классе «Что читали наши сверстники в годы Великой Отечественной войны»
Классный час во 2 классе
«Что читали наши сверстники в годы Великой Отечественной войны»
Цель: расширение читательского кругозора второклассников.
Задачи:
Личностные
вызвать чувство гордости за нашу Родину, российский народ и историю России;
формировать эстетические потребности, ценности и чувства.
Метапредметные
осваивать способы решения проблем поискового характера;
учиться использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
овладение навыками самостоятельного чтения художественных произведений различных жанров;
готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные
понимать литературу как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осваивать разные виды чтения; уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание, участвовать в обсуждении текстов, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
овладевать техникой чтения вслух и про себя.
Ход классного часа
I Организационный момент, формулировка темы.
Работа с выставкой книг, формулировка темы.
Воронкова Л.Ф. Девочка из города
Михалков С.В. Быль для детей
Носов Н.Н. Огурцы
Носов Н.Н. Тук-тук-тук
Носов Н.Н. Заплатка
Носов Н.Н. Мишкина каша
Гайдар А. Горячий камень
Чуковский К.И. Ленинградским детям
- О ком эти книги? Кто герои этих книг?
- Первыми читателями этих книг были наши прабабушки и прадедушки, бабушки и дедушки.
- Сколько же лет этим книгам?
- Давайте придумаем заголовок этой выставки. Первое слово названия уже есть Книги, … Обсудите в группах, как можно назвать нашу выставку книг.
Определение темы Книги, которые читали наши сверстники в годы Великой Отечественной войны.
Постановка цели.
Цель нашего классного часа – рассказать о каждой их этих книг, представить о чём думали, что чувствовали наши прабабушки и прадедушки, когда читали эту книгу.
II Книга, которую читали все – Родная речь.
- В ней, как и в нашем учебнике были рассказы, сказки, стихи. В годы войны, в 1942 году была написана «Заздравная песня», её автор Иосиф Уткин, поэт, который погиб, сражаясь за нашу Родину.
Звучит первое четверостишие (чтение учеником наизусть)
Что любится, чем дышится,
Душа чем ваша полнится,
То в голосе услышится,
То в песенке припомнится.
- Сколько бы ни было человеку лет, самыми лучшими и светлыми воспоминаниями являются воспоминания о друзьях детства. Более 70-ти лет все с удовольствием читают рассказы Николая Носова. Все эти книги мы читали. Проведём викторину «Знаете ли вы рассказы Н.Носова?» Вопросы для викторины подготовили Надеин Александр, Сарматина Елизавета, Михайлова Милана.
Викторина.
Вопрос 1. Подберите пословицу к рассказу Н.Н. Носова «Заплатка.
а) В тихом омуте черти водятся.
б) Терпенье и труд всё перетрут.
в) Мал – да удал.
Вопрос 2. Кто напугал героев рассказа «Тук-тук-тук»?
а) воры
б) колдуны
в) вороны
Вопрос 3. От чего было радостно на душе у Котьки из рассказа «Огурцы»?
а) наелся огурцов
б) признался в поступке
в) убежал от сторожа
Вопрос 4. Почему у Мишки не получилась каша?
а) налил мало воды
б) не следил за кашей
в) не слушал, как её варить
- Продолжим чтение «Родной речи» (чтение наизусть второго четверостишия стихотворения И. Уткина)
А мы споем о родине,
С которой столько связано,
С которой столько пройдено
Хорошего и разного!
III Пионерская правда по радио.
- Радио быстрее всех сообщало новости мира, страны. Когда началась война, одном из выпусков Пионерской правды по радио, Сергей Владимирович Михалков перед микрофоном читал первую часть своей «Были для детей».
- Сегодня мы посмотрим видео, на котором ваш сверстник читает быль С.В. Михалкова. (http://www.youtube.com/watch?v=Kx7Sx-HZolE)
- Эту быль С.В. Михалков писал с 1941 по 1953 год, 12 лет. Как вы думаете, почему?
IV Журнал «Мурзилка» - Время военное! За работу, ребята!
Работа с иллюстративным материалом. Соотнесение иллюстраций с текстом.
- Детский журнал «Мурзилка» не переставал работать и в годы войны. Давайте почитаем странички этого журнала (№8-9 год 1941)
На слайдах представлены отдельные рисунки, к которым нужно подобрать соответствующие подписи. У детей карточки с текстом.
V Рассказы о книге Л.Ф. Воронковой «Девочка из города»
- Нелегко пришлось нашему народу, много горя принесла война. Много детей были сиротами, остались без семьи, родителей. И в это трудное время и в нашем городе и в других городах тыла было много беженцев и эвакуированных.
- Дома, вместе с родителями вы прочитали рассказ Людмилы Фёдоровны Воронковой «Девочка из города».
- Что значит читать?
Читать – мыслить.
Читать – чувствовать.
Читать – жить.
- Что же вы чувствовали, когда читали этот рассказ.
Чтение сочинений. (Михайлова Милана, Кочеткова Дарья, Синдеев Игорь, Акифьева Валерия)
- Рассказать о книге можно и иллюстрациями. Посмотрите, какие иллюстрации создали наши юные художники-иллюстраторы. Их выполнили:
Рассказ о книге, при помощи иллюстраций.
- Продолжим чтение «Родной речи».
(чтение третьего и четвёртого четверостишия)
Тяжелое - забудется.
Хорошее - останется.
Что с родиною сбудется,
То и с народом станется.
С ее лугами, нивами,
С ее лесами-чащами;
Была б она счастливою,
А мы-то будем счастливы.
VI Последний военный номер «Мурзилки»
- В последнем военном номере «Мурзилки» К.И. Чуковский в своём стихотворении «Ленинградским детям» обращался не к нашим сверстникам, а к их младшим братьям и сёстрам, которые пережили самое трудное время блокаду Ленинграда.
Чтение учителем К.И. Чуковский «Ленинградским детям»
VII Итог
- Книги, которые мы перелистали, помогли нам прожить те годы, годы Великой Отечественной войны. Теперь каждый понимает почему дата 9 мая для каждого из нас самый большой праздник, праздник «со слезами на глазах».
- Давайте прочитаем последние строки из «Родной речи»
Дети читают хором.
И сколько с ней ни пройдено,-
Усталыми не скажемся
И песню спеть о родине
С друзьями не откажемся!
Елена Владимировна