Классный час «Правила поведения в транспорте, на автодорогах и железных дорогах»

2
0
Материал опубликован 2 April 2021

Тема: « Правила поведения в транспорте, на автодорогах и

железных дорогах».

Цель мероприятия: проверить и закрепить знания по правилам поведения в транспорте, на автодорогах и железных дорогах

Задачи:

познакомить с историей возникновения дорожных правил, развивать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни;

проверить и закрепить знание правил дорожного движения;

предупредить наиболее распространённые ошибки поведения детей в транспорте, на автодорогах и железных дорогах;

способствовать выработке убеждения, что соблюдение правил дорожного движения является показателем культуры человека и надёжной гарантией безопасности.
Оборудование: плакаты, мультфильмы, карточки с ситуациями.

Ход занятия

I. Организационная часть.
II. Сообщение темы и цели занятия.
Учитель: Если вы внимательно присмотритесь к тому, как движется по городу транспорт, вы заметите, что в кажущейся суматохе есть определенный порядок. Весь транспорт подчиняется строгому закону, который называется – «Правила дорожного движения».
III. Основная часть. 

Правила поведения на автодорогах

Учитель: При слове этикет и культура каждый из нас в первую очередь будет ассоциировать эти слова с поведением в быту, за столом, поведением в общественном транспорте, но лишь немногим придет в голову ассоциация - культура поведения на дороге.

Как часто мы задумываемся, можем ли мы назвать себя культурным пешеходом, культурным водителем? Мы должны уважать дорогу, чтобы дорога уважала вас. Зачем нам это? Давайте посчитаем, сколько детей погибает на дорогах. Ежедневно на дорогах России погибает около 1,5 тысяч детей чьих-то самых лучших, самых любимых, чьих—то самых, самых...24 тысячи получают ранения. И,- это не просто цифры.

Если смотреть на эти цифры в сравнении с вселенной, то они ничтожно малы. Если рассматривать по количеству выплаканных слез матерей, родственников, то это огромные цифры.

Кто виноват в их смерти? Виноваты сами дети. Дети не уважали дорогу, а дорога “отплатила” им за это. Дорога не терпит не послушания и забирает жизни. 
Поэт О. Бедарев в стихотворении «Если бы…» предупреждает всех, что на дорогах, где есть транспорт, шутки плохи. 

ЕСЛИ БЫ… 
Идёт по улице один
Довольно странный гражданин.
Ему дают благой совет:
- На светофоре красный свет:
Для перехода нет пути.
Сейчас никак нельзя идти!

Мне наплевать на красный свет! –
Промолвил гражданин в ответ.
Он через улицу идёт
Не там, где надпись «Переход»,
Бросая грубо на ходу:
- Где захочу, там перейду!

Шофёр глядит во все глаза:
Разиня впереди!
Нажми скорей на тормоза –
Разиню пощади!..

А вдруг бы заявил шофёр:
«Мне наплевать на светофор!»
И как попало, ездить стал?
Ушёл бы постовой с поста?
Трамвай бы ехал, как хотел?

Ходил бы каждый, как умел?

Да… там, где улица была,
Где ты ходить привык,
Невероятные дела
Произошли бы вмиг!

Сигналы, крики то и знай:
Машины – прямо на трамвай,
Трамвай наехал на машину,
Машина врезалась в витрину…

Но нет: стоит на мостовой
Регулировщик-постовой,
Висит трёхглазый светофор,
И знает правила шофёр.


А теперь подведём итоги. Прокомментируйте следующие ситуации

Ситуации из “Дорожной азбуки”:

Ситуация 1.
Вы забыли купить хлеб, а до закрытия магазина осталось несколько минут. Выскочив на улицу, нехватку времени вы стараетесь перекрыть быстротой ног. Вот перекрёсток, загорелся зелёный свет. Слева поворачивает автомобиль, но вы уже на дороге, наезд неизбежен. Как
нужно было поступить? 

Ситуация 2. 
Вы собрались переходить через дорогу, видите – приближается машина, но она пока ещё далеко и едет медленно. Вы явно успеваете. Можно ли переходить? 

Ситуация 3. 
Уже темнело. По улице города ехал автобус, возвращавшийся в парк. Из-за кустов, которыми тротуар был отделён от дороги, на проезжую часть вылетел футбольный мяч, а за ним выскочил мальчик лет восьми. Забыв обо всём на свете, он бежал наперерез несущемуся с большой скоростью автобусу. Мальчик думал только о своём мяче. Ещё мгновение – ребёнок окажется под колёсами тяжёлой машины. Это понял водитель. Не теряя время, он одним поворотом руля бросил автобус в сторону, чтобы хоть как-то смягчить удар. Но всё же наезд произошёл. 

– Что же должен был знать мальчик в подобной ситуации? 

Викторина «Кто лучше знает правила движения».

Условия: кто быстрее и правильно ответит на вопросы, тот лучше знает правила движения. За каждый правильный ответ – 1 балл. Побеждает тот, кто получит больше баллов. Будьте внимательны!

Вопросы:

- Где должны ходить пешеходы? (по тротуару)

- А где ездят машины? (по проезжей части, дороге)

- Где можно перейти улицу? (по переходу)

- Как обозначается пешеходный переход? ("зебра").

- На какой свет светофора можно переходить улицу? (на зеленый)

- А если красный загорелся? (переходить нельзя)

- Что означает желтый цвет? (внимание, приготовиться)

-Проезжая часть дороги с твердым покрытием. (Шоссе).
-Человек, едущий на транспорте. (Пассажир).
-Человек, совершающий движение пешком. (Пешеход).

-Он бывает запрещающий, разрешающий, информационный. (Знак)

-Самые строгие дорожные знаки. (Запрещающие).

-Кто должен знать дорожные знаки?
-Место ожидания автобуса. (Остановка).
-Транспорт, работающий от электричества. (Троллейбус, трамвай).
-Номер телефона скорой помощи. (03).
-Место, где на время оставляют свой транспорт. (Стоянка).
-Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. (Автобус).
-Дорожка вдоль дороги, не для машин. (Тротуар).
-Это случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения. (ДТП).
-Самое опасное место для пешеходов. (Перекресток).
-Его боятся нарушители правил. (Инспектор).
-Как на проезжей части улиц и дорог обозначен пешеходный переход?

-Пешеходный переход по-другому. (Зебра).
-В каких местах пешеходам разрешается переходить улицу?

-Какие правила поведения в транспорте общественного пользования вы знаете?
-Каков порядок посадки в автобус и выход из него? (автобус обходят сзади)

Просмотр мультфильма «Азбука безопасности на дороге»

Беседа

Правила поведения в транспорте

Учитель. Послушайте историю про мальчика Николая и подумайте, о чем мы сегодня будем говорить.

Шел трамвай десятый номер

По бульварному кольцу.

В нем сидело и стояло

Сто пятнадцать человек.

 

Люди входят и выходят,

Пробираются вперед.

Пионеру Николаю

Ехать очень хорошо.

 

Он сидит на лучшем месте —

Возле самого окна.

У него коньки под мышкой:

Он собрался на каток.

 

Вдруг на пятой остановке,

Опираясь на клюку,

Бабка дряхлая влезает

В переполненный вагон.

 

Люди входят и выходят,

Продвигаются вперед.

Николай сидит, скучает,

Бабка рядышком стоит.

 

Вот вагон остановился

Возле самого катка.

И из этого вагона

Вылезает пионер.

 

На свободное местечко

Захотелось бабке сесть,

Оглянуться не успела —

Место занято другим.

 

Пионеру Валентину

Ехать очень хорошо.

Он сидит на лучшем месте,

Возвращается с катка.

 

Люди входят и выходят,

Продвигаются вперед.

Валентин сидит, скучает,

Бабка рядышком сидит.

 

Этот случай про старушку

Можно дальше продолжать,

Но давайте скажем в рифму:

Старость нужно уважать.

С. Михалков


Учитель. Итак, о каких правилах мы будем сегодня говорить? Правильно, сегодня мы поговорим о правилах поведения в общественном транспорте. Транспорт — великое изобретение. Он помогает нам быстро передвигаться.

Все люди, садясь в автобус, троллейбус или поезд, становятся пассажирами. А для пассажиров существуют некоторые правила. Давайте сейчас вспомним о них.


Дети перечисляют правила поведения в транспорте. 


1. Заходи в транспорт сзади, а выходи спереди.

2. Не забудь оплатить проезд.

3. Не разговаривай в транспорте слишком громко.

4. Держись в транспорте за поручни.

5. Не сори в транспорте.

6. Уступай место женщинам с детьми и престарелым людям.

7. Заранее готовься к своей остановке.


Учитель вместе с учениками делает вывод о том, что соблюдение правил поведения в транспорте характеризует человека как вежливого, внимательного и заботливого, помогает выразить уважение к старшим.

Правила поведения на железной дороге

Запрещается:

ходить по железнодорожным путям;

переходить и перебегать через железнодорожные пути перед близко идущим поездом, если расстояние до него менее 400 метров;

на станциях и перегонах подлезать под вагоны и перелезать через автосцепки для прохода через путь;

проходить вдоль железнодорожного пути ближе 5 метров от крайнего рельса;

подлезать под закрытый шлагбаум на железнодорожном переезде, а также выходить на переезд, когда шлагбаум начинает закрываться;

заходить за линию безопасности у края пассажирской платформы.



 Правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте:

Переходить железнодорожные пути только в установленных местах, переходить железнодорожные пути по настилам, а также в местах, где установлены указатели «Переход через пути».

Перед переходом через пути по пешеходному настилу необходимо убедиться в отсутствии движущегося поезда, локомотива, вагонов.

При приближении поезда, локомотива или вагонов следует остановиться, пропустить их и, убедившись в отсутствии движущегося подвижного состава по соседним путям, продолжить переход.

Подходя к железнодорожному переезду, внимательно следить за световой и звуковой сигнализацией, а также положением шлагбаума. Переходить пути можно только при открытом шлагбауме, а при его отсутствии, прежде чем перейти пути, необходимо убедиться, не приближается ли к переезду поезд, локомотив или вагон.


Просмотр мультфильма «Правила поведения на железной дороге»


  Учитель вместе с учениками делает вывод о том, какие правила поведения на железной дороге необходимо знать и соблюдать.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.