12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Екатерина Валерьевна Сухарева440

«Путешествие в слово»

Классный час, посвященный Международному дню распространения грамотности.

Цели:

Познакомить учащихся с историей возникновения Международного дня распространения грамотности;

Воспитывать любовь к родному языку

Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Сегодня наш классный час посвящен Международному дню распространения грамотности. Наверное, сегодня каждый понимает, что нeoтъeмлeмoй чacтью oбщeй кyльтypы чeлoвeкa являютcя yмeния читaть и пиcaть, a тaкжe cпocoбнocть cвязнo и дocтyпнo изъяcнятьcя. Ceгoдня чeлoвeкa, кoтopый дaжe oчeнь бoгaт и выcoкoпocтaвлeн, нo пpи этoм нe мoжeт cвязнo излoжить мыcли и дeлaeт гpaммaтичecкиe oшибки пpи пиcьмe, никaк нeльзя нaзвaть кyльтypным и oбpaзoвaнным. Наш классный час мы проведем в форме игры. Вы должны разбиться на 2 команды, и та команда, которая наберет наибольшее количество баллов, станет победительницей нашего конкурса «Путешествие в слово». А помогать мне будут учащиеся 2 курса.

1 ведущий

История возникновения праздника «День грамотности»

Международный день грамотности (International Literacy Day) — один из международных дней, отмечаемых в системе Организации Объединенных Наций. Он был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности», состоявшейся в Тегеране в сентябре 1965 года. 8 сентября — день торжественного открытия этой конференции.

С 1967 года ЮНЕСКО объявлен 8 сентября – Международным днем распространения чтения и грамотности. В этот день в разных странах мира различные государственные и общественные здания украшаются плакатами с фотографиями известных людей, читающих книги, газеты и журналы; выдающихся деятелей культуры, харизматических лидеров, известных спортсменов и т.д. В первую сентябрьскую неделю открываются книжные выставки и ярмарки, проводятся конкурсы и викторины, конференции и семинары.

Главная цель данного Дня — активизировать усилия международного сообщества по распространению грамотности, одной из главных сфер деятельности ЮНЕСКО, как инструмента расширения прав и возможностей отдельных лиц, общин и сообществ.

2 ведущий

Интересные факты о грамотности

1. В мире только в 19 странах степень грамотности у женщин выше по сравнению с мужчинами. А из 143 государств в 41 стране вероятность быть безграмотной у женщины в два раза больше, чем у мужчины.

2. Неграмотность процветает не только в бедных, но и, как указывает организация ЮНЕСКО, в более богатых странах, таких как Египет, mezhdunarodnyj-den-gramotnosti-8sentyabryaБразилия, Китай.

3. В 15 государствах мира более 50% детей не имеют даже основного общего образования.

4. 1989 году в Республике Корея была учреждена награда короля Сечжона за работу в этой области. Лауреатам вручается премия в размере 20 тысяч долларов США.

5. Мировая статистика показала, что больший процент неграмотных (37% взрослых) проживает в Индии.

1 тур «Лексика» ( викторина)

Задание: команды отвечают на вопросы, за каждый правильный ответ 1 балл.

1. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи (синонимы).

2. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением (антонимы).

3. Совокупность слов какого-нибудь языка (лексика).

4. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы).

5. Новые слова, возникающие в языке (неологизмы).

6. Слова, вышедшие из активного повседневного употребления (архаизмы).

7. Раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению (фразеология).

8. Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии (профессионализмы).

9. Слова, употребляемые только жителями той или иной местности (диалектизмы).

10. Слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой (жаргонизмы).

11. Слова, вышедшие из активной лексики в связи с исчезновением называемых ими предметов и явлений (историзмы).

12.Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не бельё, а их развешивают. (Уши).

13. Его вешают, задирают и всюду суют. (Нос).

14. Он бывает в голове, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане. (Ветер).

15. Его рискуешь проглотить, за него тянут, на нем что-то вертится, его держат за зубами. (Язык).

16. Её толкут в ступе и носят решетом, набирают в рот, а иногда выходят из неё сухими. (Вода).

17 Ее поэты сочиняют, Царям , героям посвящают. (Ода)

18. Первое – это имя мальчишки, Ну а второе – читаете в книжке (Роман)

19. Тетрадь из плотных листов в переплёте для рисунков, коллекций, фотографий? (Альбом)

20. Форма деятельности, при которой участвующие стремятся превзойти друг друга? (Соревнование)

21. Комплексное спортивное сооружение с трибунами для зрителей и со специально оборудованными площадками для тренировок, состязаний? (Стадион)

22. Погодная запись исторических событий. (Летопись)

23. наблюдательная вышка над зданием пожарной части, ещё так называют очень высокого человека. (Каланча)

24. Краткий перерыв между действиями спектакля или отделениями концерта, циркового представления? (Антракт)

25. Этот орган как символ души, переживаний, чувств. (Сердце)

26. Кусок камня или металла для высекания огня ударом о кремень. (Огниво)

2 тур «В гостях у орфографии и пунктуации» (тест)

Задание: в течение 7 минут ответить на тестовые вопросы. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.


В каком слове пропуска следует вставить букву Е?

А) прим_рять поссорившихся

Б) флаг разв_вается

В) бл_стать на празднике

Г) зап_рать дверь


В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

А) обл_чать, амф_театр, ф_льетон

Б) пр_зентация, эт_мология, р_цензия

В) ин_циатива, д_афрагма, песс_мист

Г) вин_грет, пал_садник, лаб_ринт


Укажите словарное слово, написание которого необходимо запомнить.

А) компрессия

Б) грязнуля

В) посвящать

Г) уплотнить


Укажите слово, в котором после шипящего пишется буква О. 

А) ш_пот

Б) щ_голь

В) ш_лк

Г) трущ_ба


В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?

А) мороженый

Б) деревянный

В) соляной

Г) кожаный


В данных предложениях пронумерованы все запятые. Укажите цифры, обозначающие запятые при обращении.

Старшие детки в казенных заведениях, (1) а со мной только две меньшеньких, (2) да свояченица живет, (3) женина сестра, (4) вот вы ее сейчас увидите. Да что ж это я вас ничем не потчую. Иван Ильич, (5) распорядись, (6) братец, (7) насчет закуски...

А) 4, 5

Б) 6, 7

В) 5, 6, 7

Г) 2, 3, 4


Укажите правильное объяснение постановки выделенного знака препинания в предложении:

Калитка , запертая на замок, преградила нам путь.

А) простое предложение с однородными членами

Б) сложное бессоюзное предложение

В) причастный оборот стоит после определяемого слова

Г) предложение с прямой речью


Выберите, чем выражено обособленное обстоятельство (знаки препинания не расставлены).

Более всех интересовались князем конечно в доме Епанчиных с которыми он уезжая даже не успел и проститься.

А) обстоятельство выражено конструкцией с существительным в косвенном падеже

Б) обстоятельство выражено деепричастным оборотом

В) обстоятельство выражено одиночным деепричастием

Г) обстоятельство выражено одиночным причастием


Прочитайте предложение с оборотом КАК и укажите его автора:

Нигде при взаимной встрече не раскланиваются так благородно, как на Невском проспекте.

А)

Б)

В)

Г)

t1594473154aa.png

t1594473154ab.jpg

t1594473154ab.jpg

t1594473154ab.jpg

Прочитайте предложение со вставной конструкцией и отметьте, из какого оно произведения:

Быть может (лестная надежда!), укажет будущий невежда на мой прославленный портрет и молвит: «То-то был Поэт!».

А) А. Пушкин «Евгений Онегин»

Б) М. Лермонтов «Бородино»

В) И. Никитин «Русь»

Г) Н. Некрасов «Русские женщины»


t1594473154ac.jpg



Ответы: 1 –Б, 2 – В, 3 – А, 4 – Г, 5 – Б, 6 – В, 7 – В, 8 – В, 9- А, 10 – А.

3 тур «Лингвисты»

Задание: назвать фамилию лингвиста, внесшего вклад в развитие русского языка. За каждый правильный ответ – 2 балла.

t1594473154ad.jpgодин из замечательных представителей русской культуры и науки. Его основной филологический труд- «Российская грамматика».

t1594473154ae.jpgрусский писатель, этнограф и лексикограф, собиратель фольклора, военный врач. Наибольшую славу принёс ему непревзойдённый по объёму «Толковый словарь живого великорусского языка», на составление которого ушло 53 года. Псевдоним - Казак Луганский.

t1594473154af.jpg(1864-1920) – выдающийся российский филолог, историк, педагог, исследователь русских летописей. Разработал концепцию о классификации частей речи в русском языке. По его учению , в русском языке 14 частей речи. Он выделяет знаменательные (существительное, глагол, прилагательное, наречие) и незнаменательные (местоимение, числительное, местоименное наречие) части речи, служебные слова — предлог, союз, связка, частицы и даже префикс.

t1594473154ag.jpg(1900-1964) Советский лингвист, лексикограф, доктор филологических наук, профессор. Окончил гимназию в Тверской губернии, затем филологический факультет Ленинградского университета, участвовал во время Гражданской войны в боях на территории Украинского фронта, прошел аспирантуру, преподавал во многих московских вузах.

Самая известная работа- «Толковый словарь русского языка».

t1594473154ah.jpg(1845-1929)– русско-польский языковед. Известен как основатель Казанской лингвистической школы, создатель теории фонем и фонетических чередований, крупный диалектолог, основоположник экспериментальной фонетики, специалист по общему языкознанию.

Он написал больше 600 книг и статей на русском, немецком, польском, французском, итальянском языках.

t1594473154ai.jpg(1835-1891) – один из выдающихся ученых-лингвистов конца XIX в., оставивший глубокий след в различных областях научного знания: лингвистике, фольклористике, мифологии, литературоведении, эстетике, искусствознании.

Известные работы: «Из записок по русской грамматике», изданные его учениками книги «Из лекций по теории словесности. Басня. Пословица. Поговорка», «Из записок по теории словесности», «Основы поэтики», «Психология поэтического и прозаического мышления».

Ответы:

Михаил Васильевич Ломоносов

Владимир Иванович Даль

Алексей Александрович Шахматов

Сергей Иванович Ожегов

Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ

Александр Афанасьевич Потебня

Подведение итогов.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.