Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Белоярского района «Общеобразовательная средняя (полная) школа» п.Верхнеказымский»
Классный час
«Путешествие в город доброты и вежливости»
4-5 класс
ФИО автора: Волкова Наталья Александровна
Место работы: МОСШ п.Верхнеказымский
Должность: учитель технологии
Классный час
«Путешествие в город доброты и вежливости»
Цель: Формирование нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям и бережно относиться к живому окружающему миру), этических норм поведения в обществе; развитие эмоционально-ценностной сферы.
Задачи:
- познакомить с этимологией слов «вежливость», «доброта»;
- сформировать в сознании учащихся понятия «вежливость и доброта»;
- расширить знания школьников о доброте и вежливости, их роли в жизни каждого человека;
-воспитывать у учащихся желание делать добро, быть вежливыми, совершать добрые поступки, уважительно относиться к людям.
Оборудование: словарь С.И.Ожегова, мяч, карточки с пословицами, магнитофон, аудиазапись песен.
Ход классного часа
Твори добро, чтобы, любя добро тебя нашло,
Зла не верши, чтоб и тебя не погубило зло.
Джами
Звучит музыка («Прекрасное далеко»)
Учащиеся читают стихотворение.
1 ученик
Добрым быть совсем не просто,
Доброта не зависит от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
2 ученик
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Учитель: - О чем пойдет речь на занятии? Определите тему классного часа.
Учащиеся отвечают: - О доброте, о вежливости, о добрых поступках людей.
Учитель: - Сегодня мы с вами будем говорить о доброте, добрых делах и поступках, о вежливости.
Тема классного часа: "Путешествие в город доброты и вежливости".
Учитель:
Добрые чувства проявляются у людей в детстве: это человечность, доброта, ласка, внимательность, доброжелательность, сочувствие. Они рождаются в труде, заботах о людях и животных, восхищении красотой окружающего мира. Недаром поэт С.Я.Маршак призывает: «Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет ».
Учитель: Что такое доброта?
Учащиеся дают определение слову «доброта».
Учитель: посмотрим определение слова «доброта» в словаре С.И. Ожегова.
Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Учитель: подобрать однокоренные слова к слову «добро» и объяснить значение слов.
Учащиеся: добропорядочный, добросердечный, доброжелательный.
Учитель:- Какого человека можно назвать добрым?
Учащиеся отвечают: - Добрый человек – это тот, кто уважительно относится к людям, готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек бережно относится к природе, любит птиц и зверей, заботится о них и помогает им выжить в зимнюю пору. Добрый человек всегда доброжелательный, вежливый, гостеприимный и уважительный в общении с товарищами и взрослыми.
Учитель: - А для чего нужна доброта, милосердие, вежливость?
Учащиеся отвечают: Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.
Учащиеся поют песню «Улыбка» В.Шаинского.
Работа с пословицами
Учитель: Доброта – это самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о добре создала русская народная мудрость. Вспомним некоторые из них.
Игра «Соберите пословицу»
Жизнь дана на |
злое калечит |
Доброе дело и |
а его добрые дела |
За добро |
говори смело |
Про доброе дело |
добром плати |
Не одежда красит человека |
добрые дела |
Добра ищи, |
само себя хвалит. |
Доброе дело |
а худо само придет. |
Доброе слово лечит, а |
в воде не тонет. |
Учитель: - Как вы их понимаете? Объясните значение пословиц.
Учитель: а еще есть такие пословицы о доброте и вежливости:
Не ищи красоты, а ищи доброты.
Мир не без добрых людей.
Учись доброму, плохое на ум не пойдет.
Добрые слова дороже богатства.
В ком добра нет, в том и правды мало.
Учитель: - Добро всегда противостоит злу. Оно требует каждодневного, ежечасного терпеливого труда. Дети и взрослые хотят, чтобы их друзья, родные, близкие и даже чужие относились к ним внимательно, с уважением. Доброта, радость, милосердие, переживание за других создают основу человеческого счастья. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Всегда помни о тех, кто сделал добро, будь благодарным. Чувство благодарности – показатель интеллигентности и доброты человека.
Поговорим о вежливости
Учитель: - Ребята, скажите, пожалуйста, какого человека можно назвать вежливым? Учащиеся: Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение.
Учитель: Посмотрим определение слова «вежливость» в словаре С.И.Ожегова.
Вежливый - соблюдающий правила приличия, учтивый.
Учитель: - Назовите, какие вы знаете вежливые слова?
Ученики: - Добрый день, доброе утро, здравствуйте, до свидания, спасибо, извините, простите, в добрый час, будьте добры, добро пожаловать и т.д.
Учитель. Молодцы, знаете вежливые слова, не забывайте о них.
Игра: «Вежливые слова»
Учитель. Давайте немного поиграем. Я буду читать стихотворение, а вам необходимо досказать подходящее по смыслу доброе слово.
Придумано кем-то просто и мудро -
При встрече здороваться ... (“Доброе утро!”)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: ... (“Добрый день!”)
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь: ... (“Здравствуйте!”)
Растает ледяная глыба
От слова доброго ... (“Спасибо!”)
Когда бранят за шалости, Мы говорим: ... (“Прости, пожалуйста!”)
И во Франции, и в Дании Говорят, прощаясь: ... (“До свидания!”)
Всем вам с большой любовью
Желаю… (Крепкого здоровья.)
Вывод учителя: Это хорошо, что вы знаете много добрых слов. Помните, что все ваши слова, действия, поступки отражаются на людях. Контролируйте себя всегда, не причиняете ли вы, окружающим вас, неприятность, боль, обиду. Старайтесь жить так, чтобы людям было приятно, радостно, когда вы рядом. Только к вежливому, воспитанному, доброму человеку окружающие его люди относятся всегда по-доброму.
Волшебный цветок доброты и вежливости
Учитель:
По всему классу прикреплены лепестки, на которых записаны слова, из которых складывается доброта. Вам необходимо собрать цветок доброты и объяснить значение этих слов. Каждый учащийся берет один лепесток и прикрепляет на доску, объясняет значение слова.
милосердие (готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь)
доброжелательность (доброжелательное отношение к людям)
отзывчивость (готовность откликнуться на чужую нужду)
терпимость (умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам)
забота (деятельность, направленная к благополучию кого-либо)
сопереживание (сочувствие к другому человеку)
взаимопомощь (помощь друг другу)
вежливость (доброе отношение)
Ученик читает стихотворение:
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом.
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом.
Давайте воевать за доброту! (А.Чепуров)
Добрые дела в нашем классе
Учитель Спасибо. Пожалуйста. Будьте любезны. Добрые слова – это прекрасные цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти прекрасные цветы окружающим вас людям.
Ученик:
Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад.
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться вам спешат.
Учитель: Ребята, перечислите свои добрые дела и поступки, которые вы совершили в классе, дома, в природе, на улице?
Учащиеся передают друг другу мячик и называют свои добрые дела и поступки.
Учитель: молодцы, правильно назвали добрые дела и поступки. Поступать по законам доброты - это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках. Ребята! Будьте добры с теми, кто вас окружает. Делайте людям добро и, будьте уверены, они отблагодарят вас тем же. Помните, что без добрых дел нет доброго имени. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след на земле. Только доброго человека все любят и уважают, и у такого человека всегда есть надежные и верные друзья.
Игра-тренинг “Комплимент”
Учитель объясняет: (звучит спокойная, приятная музыка).
Учащиеся становятся в круг, по очереди берут друг друга за руки и говорят комплимент и доброе слово друг другу.
Учащиеся читают стихотворение.
1 ученик
Добрые люди, на свете все бывает.
В ваших окошках то свет, а то темно.
Песни не любят, когда их забывают.
Сердце не любит, когда оно одно.
2 ученик
Добрые люди, никто нас не рассудит –
Только мы сами поймем, в чём смысл и суть.
Добрыми будем – тогда и выйдем в люди,
Добрыми будем – и будет добрый путь!
3 ученик
Добрые люди, ничто нас не остудит,И не захлопнуть распахнутых дверей!
Добрыми будем, и мир добрее будет.
Добрыми будем, и будет жизнь добрей.
(Р. Казакова)
Тест для детей "Добры ли вы?"
На вопросы ответьте: «да» или «нет».
1. У тебя появились деньги. Мог ли ты их все истратить на подарки друзьям?
2. Товарищ рассказывает тебе о своих неприятностях. Дадите ли вы ему понять, что это вас мало интересует, даже если это так?
3. Если ваш друг плохо играет в шахматы или в другую игру, будете ли вы ему иногда поддаваться, чтобы не обидеть его?
4. Часто ли вы говорите людям приятные слова, чтобы просто поднять им настроение?
5. Любите ли вы злые шуточки?
6. Вы злопамятны, мстительны?
7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?
8. Умеете ли вы на практике применять свои способности?
9. Бросаете ли вы игру, если начинаете проигрывать?
10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
11. Вы охотно выполняете просьбы?
12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
За ответ «да» на вопросы 1,3,4,7,11 поставьте себе 1 балл. За ответ «нет» на вопросы 2,5,6,8,9,10,12 поставьте себе 1 балл. Подсчитайте полученные баллы. Прочитайте ответы, данные на доске.
Более 8 очков. Вы добры, любезны, нравитесь окружающим, умеете обращаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдет.
От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
Менее 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательнее, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения.
Подведение итога
Наш классный час подходит к концу. Впереди вас ждёт нелегкая, не простая дорога под названием жизнь. Делайте добрые дела, не требуя награды, не упоминайте о них, не хвастайте ими, совершайте добрые поступки и дела. Вы должны вырасти настоящими, честными, порядочными людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми, терпимыми. Ребята, я призываю вас: спешите делать добро, украшайте свою жизнь и жизнь окружающих нас людей добрыми делами и поступками. Я хочу закончить наш классный час словами Л.Н.Толстого: «Добро есть вечная высшая цель нашей жизни. Как бы мы не понимали добро, жизнь наша не что иное, как стремление к добру».
Учащиеся исполняют песню
«Доброта» (сл. Н. Тулуповой, муз. И. Лученко)
1 куп.Добрым быть совсем, совсем не просто:
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
Припев: Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
Будет вертеться Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
2 куп.Добрым быть совсем, совсем не просто:
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Припев
3 куп.Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Припев
Литература
1. Касаткина Н.А. Уроки знаний. Классные часы. 3-8 классы. – Волгоград: издательство «Учитель», 2002 год.
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – Екатеринбург: Издательство «Урал – Советы», 2000 год.
3. Храмова Р. «Добро не терпит промедленья»// «Воспитание школьников» - журнал №1 2006 год, стр.55-57.
Интернет - сайты
http://ejka.ru/blog/stihi/854.html
http://aphorisms.su/stihi/dobrie_stihi_2.html
http://yanaschkola.yourtalent.ru/index/0-26
Сафонова Елена Валерьевна